СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка внеклассного мероприятия «Страницы мировой истории средствами кино»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кинофестиваль «Страницы мировой истории средствами кино»

Просмотр содержимого документа
«Разработка внеклассного мероприятия «Страницы мировой истории средствами кино»»

Кинофестиваль «Страницы мировой истории средствами кино»

Ведущие проводят церемонию на русском и английском языках.

Ведущий 1. Дамы и господа!

Ведущий 2. Мы рады приветствовать вас на заключительном заседании кинофестиваля «Страницы мировой истории средствами кино».


Ведущий 1. В течение месяца зрители, кинокритики, компетентное жюри с интересом смотрели кинофильмы американских и российских кинорежиссеров.


Ведущий 1. Номинируются следующие киноленты: «Они сражались за родину» режиссера Сергея Бондарчука... (Аплодисменты.)

Ведущий 2. «Враг у ворот» режиссера Жан-Жака Анно... (Аплодисменты.)

Ведущий 1. «Перл-Харбор» режиссера Майкла Бэя... (Аплодисменты.)

Ведущий 2. «Мертвый сезон»режиссераСаввы Кулиша...

(Аплодисменты.)

Ведущий 1. «К-19» режиссера Кэтрин Бигелоу ... (Аплодисменты.)

Ведущий 2. Прежде чем приступить к обсуждению кинофильмов, разрешите представить вам киноакадемиков. (Представляют.)

Ведущий 1. А также команды российских и американских

кинокритиков.

Ведущий 2. Команду российских кинокритиков возглавляет...

Ведущий 1. Команду американских кинокритиков возглавляет...

Ведущий 2. Нашим академикам предстоит нелегкая задача: учитывая мнения кинокритиков, определить победителей в номинациях: «Народные герои», «Грани возможного», «Ради жизни на Земле», «Свидетели страшных историй обязаны смерть победить», «Миром правят война и любовь».

Ведущий 1. Девизом фестиваля мы взяли слова известного философа Эриха Фромма: «Самое важное средство передачи обычному человеку образа желательной личности - это кино». Что вы думаете по этому поводу? Как можно соотнести это высказывание с представленными на кинофестиваль фильмами? Ответы на эти вопросы нам хотелось бы услышать в конце церемонии.

Ведущий 2. Вашему вниманию представляется фрагмент фильма американского режиссера Жан-Жака Анно «Враг у ворот».

Ведущий 1. В 1942 году, в разгар Сталинградской битвы, немецкое командование направляет на передовую своего лучше­го стрелка, майора Кенигса, с особым заданием. Этот опытный и терпеливый профессионал - единственный, кто может попы­таться справиться с русским «ангелом смерти» - неуловимым снайпером Василием Зайцевым. Зайцев - легенда и икона для защитников Сталинграда. Между двумя уникальными снайпе­рами начинается смертельная схватка, победителем из которой будет суждено выйти одному...

Ведущий 2 (англ.). Слово для обсуждения предоставляет­ся команде американских кинокритиков.

Ведущий 1. Просим академиков приступить к выдвиже­нию данного фильма на заявленные на фестивале номинации.

Ведущий 2 (англ.). 7 декабря 1941 г. эскадры японских военных самолетов совершают неожиданное и стремительное нападение на базу Перл-Харбор, Гаваи. Тихоокеанский флот США был полностью уничтожен. Это событие заставило Аме­рику, не принимавшую до этого времени участия во Второй ми­ровой войне, вступить в войну.

Ведущий 1. Ответить на предложенные для обсуждения вопросы просим российских кинокритиков.

Ведущий 2 (англ.). Начнет обсуждение команда россий­ских кинокритиков.

Ведущий 1. Академики приступают к очередному голосо­ванию. А мы переходим к просмотру и обсуждению картин, по­священных эпохе «холодной войны», времени противостояния двух военно-политических и экономических систем во главе с США и СССР. События этой войны нашли отражения в карти- • нах, которые мы представляем вашему вниманию.

Ведущий 2. Итак, фрагмент из фильма Кэтрин Бигелоу «К-19»...

Ведущий 1. 1.961 год. Советский Союз отправляет в воды Атлантики свою первую ядерную подлодку «К-19». Её секретный рейд к берегам потенциального противника становится шагом к бескомпромиссной холодной войне двух сверхдержав.

4 июля 1961 г. случается катастрофа глобального масштаба: атомный реактор подлодки дает течь и начинает медленно перегреваться. Это может вызвать запуск орудийных боеголовок, а ядерный взрыв вблизи от базы НАТО, без сомнения, повлечет за собой третью мировую войну...

Мужество членов экипажа и чувство долга командира лодки капитана Алексея Вострикова перед страной и своими людьми спасают «К-19» и предотвращают атомную катастрофу. Однако в результате страшного происшествия подводники подверглись смертельным дозам радиации, в течение нескольких недель и месяцев после случившейся аварии около 20 человек умерли от чрезмерной радиации. О героизме и самопожертвовании эки­пажа «К-19» молчали целых тридцать лет...

Ведущий 2 (англ.). Начнет обсуждение команда амери­канских кинокритиков.

Ведущий 1. Своё мнение предлагается высказать россий­ским кинокритикам.

Ведущий 2 (нарусском). Академики определяют, в какой номинации будет представлен данный фильм, а мы переходим к советской картине «Мертвый сезон» Саввы Кулиша.

Ведущий 1. В основе сюжета — подлинные факты. Совет­ская разведка узнает, что в одном из зарубежных научных ин­ститутов в небольшом курортном городке работает бывший во­енный преступник доктор Хасс, который во время войны прово­дил испытания химического оружия на пленных. Разведчик Ладейников и знающий преступника в лицо актер Савушкин по­селяются в городе, где работает Хасс. Им удается выполнить задание, однако советского разведчика арестовывают. Ему гро­зит тридцатилетний срок тюремного заключения. Однако 1 мая 1960 г. над Свердловском советская зенитная ракета сбивает са­молет-разведчик Е-2 ВВС США. Стороны договариваются об обмене пилота Фрэнсиса Пауэрса на советского разведчика (прототипом героя картины является выдающийся советский разведчик Рудольф Иванович Абель).

Ведущий 2 (рус.). Переходим к обсуждению. Российские кинокритики, вам слово. (Выступление кинокритиков.)

Ведущий 2 (англ.). И завершает обсуждение команда аме­риканских кинокритиков, после чего академики приступят к за­ключительному голосованию.

Ведущий 1. В номинации «Народные герои» победил фильм __________________________________.

(Конверт вскрывает один из академиков, вручает диплом кинокритикам, высказывает своё мнение по поводу кинофести­валя.)

Ведущий 2. (англ.). Номинация «Грани возможного» при­суждается картине _________________________.

(Конверт вскрывает один из академиков, вручает диплом кинокритикам, высказывает своё мнение по поводу кинофести­валя.)

Ведущий 1. Победителем в номинации «Ради жизни на Земле» объявляется фильм _____________________.

(Конверт вскрывает один из академиков, вручает диплом кинокритикам, высказывает своё мнение по поводу кинофести­валя.)

Ведущий 2. «Свидетели страшных историй обязаны смерть победить» - этой номинации удостаивается фильм ________

(Конверт вскрывает один из академиков, вручает диплом кинокритикам, высказывает своё мнение по поводу кинофести­валя.)

Ведущий 1. В заключительной номинации «Миром правят война и любовь» представлена кинокартина ____________

(Конверт вскрывает один из академиков, вручает диплом кинокритикам, высказывает своё мнение по поводу кинофести­валя.)

Ведущий 2. Напоминаем девиз нашего кинофестиваля: «Самое важное средство передачи обычному человеку образа I желательной личности - это кино». Просим гостей фестиваля ответить на вопросы:

1. Согласны ли вы с этим утверждением Эриха Фромма?

2. Как можно соотнести это высказывание с кинолентами, номинированными на фестивале?

Ведущий 1. Кинофестиваль подошёл к концу. Спасибо за участие! Всего доброго!

Ведущий 2 (рус.). Хочется надеяться, что подобные встре­чи с использованием средств мирового кино будут способство­вать сближению наций, взаимопониманию, миру и солидарности.

Материал для группы «Врагу ворот». ВРАГ У ВОРОТ

Жанр: военный.

Страна: США, Германия, Англия.

Год выхода: 2001.

Режиссер: Жан-Жак Анно.

В ролях: Джозеф Файнс, Джуд Ло, Рэйчел Уайц, Боб Хос-кинс, Эд Хэррис, Рон Перлмэн.

Сюжет: 1942 год, разгар Сталинградской битвы: немецкое командование направляет на передовую своего лучшего стрелка, майора Кенигса (Эд Харрис) с особым заданием. Этот опытный и терпеливый профессионал - единственный, кто может попы­таться справиться с русским «ангелом смерти» - неуловимым снайпером Василием Зайцевым (Джуд Ло). Зайцев - легенда и икона для защитников Сталинграда. Каждый день он выносит смертный приговор десяткам захватчиков, попавших в перекре­стье его прицела. Между двумя уникальными снайперами начи­нается смертельная схватка, победителем из которой будет суж­дено выйти лишь одному... Масштабную эпическую картину знаменитого режиссера Жан-Жака Анно западные критики назвали «самым сильным фильмом о войне после «Спасти рядово­го Райана». Режиссер Жан-Жак Анно прослеживает очень дина­мичный и полный неожиданностей поединок между двумя аса­ми. Мировая премьера фильма состоялась 7 февраля 2001 года на Берлинском кинофестивале.

Мнения:

• Фильм хороший, сделан с максимальной для Запада исто­рической достоверностью. Видно, что его создатели хотели снять реалистичный фильм о войне, и это им удалось. Русские в фильме показаны со множеством ошибок и неточностей, но это обычные ошибки для западных киношников. В целом всё показано с уважением к защитникам Сталинграда. Всё довольно реалистично и правдиво. Всем советую посмотреть его, война показана так как есть - жестокая, кровавая, страшная, и показа­на с нейтральной точки зрения, без немецкой и советской пропа­ганды.

• Фильм - просто сборище всех западных штампов об СССР в годы Великой Отечественной войны.

• Рекомендую почитать «В окопах Сталинграда» В. Некрасо­ва (который, между прочим, эмигрировал из Союза, так что ос­нований обвинять его во лжи и восхвалении Союза не будет) -вот действительно реалистическая вещь о Сталинграде. Кстати, и у него, и в других источниках говорится, что там катастрофи­чески не хватало людей (бывало, что в роте оставалось меньше десятка) и что все тылы «выскребались» «под ноль» (в том чис­ле особотделы), зато оружия было предостаточно.

• Полный бред, что русских солдат везут в закрытых на зам­ки вагонах, — это чушь полная. Солдаты - не животные, и в ва­гонах вместе с ними сидят сержанты и офицеры.

• Зайцев был немного толстоват, невысокого роста, с самым обыкновенным лицом - не фотомодель, зато стрелял действи­тельно феноменально, так как он - охотник (чтоб не повредить шкурку, даже без оптического прицела мог попасть белке в глаз с большого расстояния), и только в боях за город уничтожил около 500 солдат противника и немецкого снайпера.

• Почитайте лучше исторические документы и рассказы оче­видцев - хочу заметить, что каждое здание, каждый этаж, под­вал, лестница, коллектор оборонялись до последнего - и по мно­гу раз переходили из рук в руки.

• Сам Василий Григорьевич Зайцев был другим человеком, не тем сопляком, которого показывают в фильме. Привожу его биографию...

Зайцев Василий Григорьевич, снайпер 1047-го стрелкового полка (284-я стрелковая дивизия, 62-я армия, Сталинградский фронт), младший лейтенант. Родился 23 марта 1915 г. в селе Елино ныне Агаповского района Челябинской области, в семье крестьянина. Русский. Член КПСС с 1943 г. Окончил строитель­ный техникум в Магнитогорске. С 1936 г. в ВМФ. Окончил Во­енно-хозяйственную школу. Война застала Зайцева в должности начальника финансового отдела Тихоокеанского флота, в бухте Преображенье.

В боях Великой Отечественной войны с сентября 1942-го. Снайперскую винтовку получил из рук командира своего 1047-го полка Метелева месяц спустя вместе с медалью «За отвагу». К тому времени из простой «трехлинейки» Зайцев убил 32 гит­леровца. В период с 10 ноября по 17 декабря 1942 года в боях за Сталинград уничтожил 225 солдат и офицеров, в том числе 11 снайперов (среди которых был немецкий ас Хейнц Хор-вальд). Непосредственно на переднем крае обучал снайперскому делу бойцов и командиров, подготовил 28 снайперов. В январе 1943 года Зайцев был тяжело ранен. Зрение ему спас профессор Филатов в московском госпитале. Звание Героя Советского Сою­за с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» Васи­лию Григорьевичу Зайцеву присвоено 22 февраля 1943 года.

Получив в Кремле звезду Героя Советского Союза, Зайцев вернулся на фронт. Закончил войну на Днестре в звании капита­на. За время войны Зайцев написал два учебника для снайперов, а также изобрел применяемый до сих пор прием снайперской охоты («шестерками» - когда одну и ту же зону боя перекрыва­ют огнем три пары снайперов (стрелок и наблюдатель)). После войны демобилизован. Работал директором Киевского машино­строительного завода. Скончался 15 декабря 1991 года.

Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Зна­мени, орденом Отечественной войны I степени, медалями. Его имя носит теплоход, курсирующий по Днепру.

• Великолепный фильм режиссера Жан-Жака Анно о Ста­линградской битве. Сразу хочу предупредить, что фильм не наш, и, естественно, всех русских играют американцы, а совет­ские и фашистские солдаты говорят на одном языке - англий­ском. Спецэффекты реалистичны, и надписи на стенах сделаны, слава богу, на русском.

• Фильм не наш, и американцы превратили фильм про ге­роическую оборону Сталинграда в один из типично голливуд­ских фильмов - с извращенным гротеском, массой исторических неточностей, обязательным предательством близких, прозрени­ем бывших врагов и «лав стори» с «хэппи эндом».

В прологе фильма показано завоевание Европы фашистски­ми войсками, изображенное как расплывание синего пятна по карте Европы и остановившееся почему-то на середине Италии, которая с самого начала была союзником Германии. А сам фильм начинается с эпизода доставки солдат к Волге и их пере­правы через нее.

• Да, в начале войны винтовок хватало не всем, но ведь фильм - про Сталинград, а это уже 42-й год! И не было того, что показано в фильме: «Винтовку получает только каждый второй. Тот, у кого есть винтовка, стреляет. Тот, у кого нет винтовки, следует за ним. Если тот, у кого винтовка, погибает, второй хва­тает винтовку». А смотреть я закончил на эпизоде, когда какой-то «советский» офицер кричал гражданским людям, сгрудив­шимся на пристани в ожидании переправы за Волгу, что-то вро­де: «По приказу товарища Сталина эвакуация гражданского населения запрещена!». Пусть наши фильмы о войне несколько идеализированы и о многом в них умалчивается, но ЭТОГО на войне не было.

Материал для группы «Они сражались за Родину».

МИХАИЛ ШОЛОХОВ. ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ (ФРАГМЕНТ)

Теме героического подвига советского народа в Великой Отечественной войне - одной из главных в творчестве выдаю­щегося мастера литературы социалистического реализма Ми­хаила Александровича Шолохова - посвящены главы из романа «Они сражались за Родину» (1943-1969), рассказ «Судьба чело­века» (1956-1957) и очерк «Слово о Родине» (1948), в которых автор стремится поведать миру суровую правду о том, какой ог­ромной ценой оплатил советский народ право человечества на будущее.

Главы из романа.

«.. .На синем, ослепительно синем небе - полыхающее огнем июльское солнце да редкие, раскиданные ветром, неправдопо­добной белизны облака. На дороге - широкие следы танковых гусениц, четко отпечатанные в серой пыли и перечеркнутые следами автомашин. А по сторонам - словно вымершая от зноя степь: устало полегшие травы, тускло, безжизненно блистающие солончаки, голубое и трепетное марево над дальними кургана­ми, и такое безмолвие вокруг, что издалека слышен посвист суслика и долго дрожит в горячем воздухе сухой шорох красных крылышек перелетающего кузнечика.

Николай шел в первых рядах. На гребне высоты он оглянул­ся и одним взглядом охватил всех уцелевших после боя за хутор Сухой Ильмень. Сто семнадцать бойцов и командиров - остатки жестоко потрепанного в последних боях полка - шли сомкнутой колонной, устало переставляя ноги, глотая клубившуюся над дорогой горькую степную пыль. Так же, слегка прихрамывая, шагал по обочине дороги контуженный командир второго батальона капитан Сумсков, принявший на себя после смерти майора командование полком, так же покачивалось на широком плече сержанта Любченко древко завернутого в полинявший чехол полкового знамени, только перед отступлением добытого и привезенного в полк откуда-то из недр второго эшелона, и все так же, не отставая, шли в рядах легко раненные бойцы в гряз­ных от пыли повязках.

Было что-то величественное и трогательное в медленном движении разбитого полка, в мерной поступи людей, измучен­ных боями, жарой, бессонными ночами и долгими переходами, но готовых снова, в любую минуту, развернуться и снова при­нять бой.

Николай бегло оглядел знакомые, осунувшиеся и почернев­шие лица. Сколько потерял полк за эти проклятые пять дней! Почувствовав, как дрогнули его растрескавшиеся от жары губы, Николай поспешно отвернулся. Внезапно подступившее корот­кое рыдание спазмой сдавило его горло, и он наклонил голову и надвинул на глаза раскаленную каску, чтобы товарищи не уви­дели его слез... «Развинтился я, совсем раскис... А все это жара и усталость делают», - думал он, с трудом передвигая натру­женные, будто свинцом налитые ноги, изо всех сил стараясь не укорачивать шага.

Теперь он шел не оглядываясь, тупо смотрел себе под ноги, но перед глазами его опять, как в навязчивом сне, вставали раз­розненные и удивительно ярко запечатлевшиеся в памяти кар­тины недавнего боя, положившего начало этому большому от­ступлению. Опять он видел и стремительно ползущую по скло­ну горы грохочущую лавину немецких танков, и окутанных пылью перебегающих автоматчиков, и черные всплески разры­вов, и рассеянных по полю, по нескошенной пшенице, в беспо­рядке отходящих бойцов соседнего батальона... А потом - бой с мотопехотой противника, выход из полуокружения, губитель­ный огонь с флангов, срезанные осколками подсолнухи, пуле­мет, зарывшийся рубчатым носом в неглубокую воронку, и уби­тый пулеметчик, откинутый взрывом, лежащий навзничь и весь усеянный золотистыми лепестками подсолнуха, причудливо и страшно окропленными кровью...

Четыре раза немецкие бомбардировщики обрабатывали пе­редний край на участке полка в тот день. Четыре танковые атаки противника были отбиты. «Хорошо дрались, а не устояли...» -с горечью подумал Николай, вспоминая.

На минуту он закрыл глаза и снова увидел цветущие под­солнухи, между строгими рядами их стелющуюся по рыхлой земле повитель, убитого пулеметчика... Он стал несвязно думать о том, что подсолнух не пропололи, наверное, потому, что в колхозе не хватило рабочих рук; что во многих колхозах вот так же стоит сейчас ни разу не прополотый с весны, заросший сорняками подсолнух; и что пулеметчик был, как видно, на­стоящий парень - иначе почему же солдатская смерть смило­стивилась, не изуродовала его, и он лежал, картинно раскинув руки, весь целенький и, словно звездным флагом, покрытый зо­лотыми лепестками подсолнуха? А потом Николай подумал, что все это - чепуха, что много пришлось ему видеть настоящих парней, изорванных в клочья осколками снарядов, жестоко и мерзко обезображенных, и что с пулеметчиком это просто де­ло случая: тряхнуло взрывной волной - и посыпался вокруг, мягко слетел на убитого парня молодой подсолнуховый цвет, коснулся его лица, как последняя земная ласка. Может быть, это было красиво, но на войне внешняя красота выглядит кощунст­венно, оттого так надолго и запомнился ему этот пулеметчик в белесой, выгоревшей гимнастерке, раскидавший по горячей земле сильные руки и незряче уставившийся прямо на солнце голубыми потускневшими глазами...

Усилием воли Николай отогнал ненужные воспоминания. Он решил, что лучше всего, пожалуй, ни о чем сейчас не думать, ничего не вспоминать, а вот так идти с закрытыми глазами, ловя слухом тяжкий ритм шага, стараясь по возможности забывать про тупую боль в спине и отекших ногах.

Ему захотелось пить. Он знал, что воды нет ни глотка, но все же потянулся рукой, поболтал пустую фляжку и с трудом про­глотил набежавшую в рот густую и клейкую слюну.

На склоне высоты ветер вылизал дорогу, начисто смел и унес пыль. Неожиданно гулко зазвучали на оголенной почве до этого почти неслышные, тонувшие в пыли шаги. Николай от­крыл глаза. Внизу уже виднелся хутор - с полсотни белых ка­зачьих хат, окруженных садами, - и широкий плес запруженной степной речки. Отсюда, с высоты, ярко белевшие домики каза­лись беспорядочно рассыпанной по траве речной галькой.

Молча шагавшие бойцы оживились. Послышались голоса:

- Должен бы привал тут быть.

- Ну а как же иначе, отмахали с утра километров тридцать. Сзади Николая кто-то звучно почмокал губами, сказал скри­пучим голосом:

- Родниковой, ледяной водицы по полведра бы на брата...

Миновав неподвижно распростершую крылья ветряную мельницу, вошли в хутор. Рыжие пятнистые телята лениво щи­пали выгоревшую траву возле плетней, где-то надсадно кудах­тала курица, за палисадниками сонно склоняли головки ярко-красные мальвы, чуть приметно шевелилась белая занавеска в распахнутом окне. И таким покоем и миром пахнуло вдруг на Николая, что он широко открыл глаза и затаил вздох, словно боясь, что эта знакомая и когда-то давным-давно виденная кар­тинка мирной жизни вдруг исчезнет, растворится, как мираж, в знойном воздухе.

На площади, густо заросшей лебедой, снова умолк, оборвал­ся мерный топот пехоты. Слышно было только, как шаркают по голенищам поникшие, тяжелые метелки травы, покрывая зеле­ной пыльцою сапоги, да к удушливому запаху пыли примешался тонкий и грустный аромат доцветающей лебеды.

Война докатилась и до этого затерянного в беспредельной донской степи хуторка. Во дворах, впритирку к стенам сараев, стояли автомашины медсанбата, по улицам ходили красноар­мейцы саперной части, доверху нагруженные трехтонки везли по направлению к речке свежераспиленные вербовые доски, в саду, неподалеку от площади, расположилась зенитная бата­рея. Орудия стояли возле деревьев, искусно замаскированные зеленью, на отвалах недавно вырытых окопов лежала увядшая трава, а грозно вздыбленный ствол крайнего к переулку орудия доверчиво обнимала широкая ветка яблони, густо увешанная бледно-зелеными недоспелыми антоновками...» Материал для группы «Перл-Харбор». Потрясающая история двух друзей и их любви к девушке, происходящая на фоне трагического события 1941 года в Перл-Харборе.

Главные роли:

Бен Аффлек в роли Рэйфа Маккаула, молодого пилота, запи­савшегося добровольцем в Британские королевские войска во время Второй мировой войны.

Джош Хартнетт в роли Дэнни Уолкера, пилота американ­ских воздушных сил, лучшего друга Рэйфа.

Кэйт Бекинсэйл в роли медсестры американского флота, возлюбленной Рэйфа и Дэнни.

Кьюба Гудинг-младший в роли героя Дори Миллера, кока военного корабля, ставшего первым чернокожим американцем, награжденным за героизм.

Дэн Эйкройд в роли капитана Турмана (Тпиппап), расшиф­ровавшего японское сообщение, перехваченное за день до напа­дения на Перл-Харбор.

Алек Болдуин в роли Джимми Дулйттла, полковника, воз­главившего миссию по бомбардировке Токио.

Джон Войт, отец Анжелины Джоли, в роли президента Руз­вельта.

Колм Феор в роли адмирала Киммела, командующего Тихо­океанским флотом.

Жанр: исторческие фильмы. Содержание фильма:

Рэйф и Денни - эти парни, с детства грезившие самолётами, чувствуют себя как птицы в небе. Это асы из асов, и в армии им частенько доставалось за их рискованные маневры, которыми они и развлекались, и задавали пример остальным. Но на пороге пахнет войной - наступил 1941 год, и Рэйф записывается добро­вольцем на помощь героически сражающейся английской авиа­ции. А двумя неделями раньше он знакомится с симпатичной медсестрой Эвелин, которая, закрыв глаза на его странное от­ношение к грамоте, допускает Рэйфа к полётам и влюбляется в него, тем самым запустив механизм этой эпической истории. В Англии Рэйф узнаёт правду войны и, сбивая один нацистский истребитель за другим, пишет письма своей возлюбленной, ко­торую, как и друга Денни, переводят на военнно-морскую базу Перл-Харбор, в рай, казалось бы, гавайской экзотики, где скон­центрирован весь Тихоокеанский флот США. Вдруг из Европы приходит весть о гибели Рэйфа, сбитого над Ла-Маншем, и раз­битые горем Эвелин и Денни находят утешение друг в друге. Тем временем японский адмирал Ямамото планирует изощрён­ное нападение на Перл-Харбор, используя близорукость амери­канского военного командования. И накануне этой дерзкой ата­ки, вошедшей в историю Второй мировой как одна из самых опустошительных и позорных, объявляется живой и здоровый Рэйф, чудом выживший после авиакатастрофы, будучи подоб­ран французскими рыбаками. Время, руками войны и любви, сделает выбор, а пока нашим героям предстоит вернуться в не­спокойное небо...

Утром 7 декабря 1941 года эскадры японских ВВС соверша­ют неожиданное и стремительное нападение на военно-морскую базу Перл-Харбор, Гаваи. Тихоокеанский флот США был почти полностью уничтожен. Это событие заставило Америку, не при­нимавшую до этого времени участия во Второй мировой войне, вступить в войну. Вероятно, США вступили бы в войну и без Перл-Харбора, но они вполне могли бы выступить на стороне Германии против «красной угрозы». В печати в то время велась активная антисоветская кампания. С другой стороны, еврейская община США поддерживала СССР. После уничтожения Перл-Харбора замолчали даже самые рьяные американские сторонни­ки Гитлера. Бессмысленная атака японских эскадрилий втянула в войну против Германии, Италии и Японии могущественную державу, которая подобного унижения простить не могла.

Материал для группы «К-19».

Жанр: драма / триллер.

Режиссер: Кэтрин Бигелоу.

В ролях: Харрисон Форд, Лайэм Нисон, Сэм Спруэлл, Кри­стиан Камарго, Роман Подхора, Сэм Редфорд, Стив Николсон, Равиль Исянов, Тим Вудвард, Леке Шрапнель, Шон Бенсон, Дмитрий Чеповецкий.

Почти сорок лет назад, в начале июля 1961 года, в Северной Атлантике, далеко от родных берегов, советский атомный под­водный ракетоносец «К-19» потерпел первую в истории нашего подводного флота аварию ядерного реактора, которая могла бы стать и первым «Чернобылем».

Фильм «К-19» посвящен героям страшного происшествия, обычным подводникам, которые подверглись смертельным до­зам радиации, пытаясь починить охлаждающую систему реакто­ра и предотвратить экологическую катастрофу. В течение не­скольких недель и месяцев после случившейся аварии около два­дцати человек умерли от чрезмерной радиации. О героизме и са­мопожертвовании экипажа «К-19» молчали целых тридцать лет.

Фильм демонстрирует героизм капитана Алексея Вострико-ва, который в разгар холодной войны берет на себя командова­ние атомной подводной лодкой К-19 вместо ее первого капитана Михаила Поленика, Миссия Вострикова - быстро подготовить подлодку к погружению, чего бы это ни стоило. Но Востриков, Поленин и члены экипажа К-19 не могли себе вообразить всего, что от них ожидалось. Они не могли представить себе, какой ценой обойдется для них и для всего человечества стремитель­ность подготовки субмарины к погружению.

4 июля 1961-го случается катастрофа глобального масштаба: атомный реактор подлодки дает течь и начинает медленно пере­греваться. Закрытое и до высокой степени радиоактивное отделение реактора при вскрытии может начать распространять ог­ромные дозы радиации по всему кораблю. И все-таки это долж­но быть сделано: перегревшийся реактор может вызвать запуск орудийных боеголовок, а ядерный взрыв вблизи от базы НАТО, без сомнения, повлечет за собой третью мировую войну...

И вот судьбы всего мира сосредоточиваются в руках русских подводников и двух офицеров, которым нужно забыть об опас­ности, потому что они в ответе за весь мир...

Мужество членов экипажа и чувство долга Вострикова перед страной и своими людьми в итоге спасают К-19 и предотвраща­ют атомную катастрофу, но вначале происходит настоящая тра­гедия.

Фильм основан на реальных событиях, произошедших с первой атомной российской подводной лодкой, которая потер­пела аварию из-за неполадок в атомном реакторе в 1961 году. «К-19» - это зримое свидетельство героизма русских моряков, которые служили на этой подводной лодке.

Материал для группы «Мертвый сезон».

СССР, Ленфильм, 1968. Г Приключенческий политический фильм.

В ролях: Донатас Банионис, Ролан Быков, Сергей Курилов, Геннадий Юхтин, Бруно Фрейндлих, Светлана Коркошко, Юри Ярвет, Лаймонас Норейка, Анда Зайце, Антс Эскола, Леонхард Мерзин, Эйнари Коппель, Майр Раус, Владимир Эренберг, Сте­пан Крылов, Вадим Медведев, Август Балтрушайтис. :

Режиссер: Савва Кулиш.

Авторы сценария: Владимир Вайншток, Александр Шле-пянов.

В основе сюжета - подлинные факты. Советская разведка узнает, что в одном из зарубежных научных институтов в не­большом курортном городке работает бывший военный пре­ступник доктор Хасс, который во время войны проводил испы­тания химического оружия на пленных. Разведчик Ладейников и знающий преступника в лицо актер Савушкин поселяются в го­роде, где работает Хасс...

Однако фильм вышел за рамки шпионского романа - это ис­тория об одиночестве порядочного человека и о жестокости ми­ра. Действие предваряет выступление разведчика Р. Абеля, хотя сюжетные линии восходят в основном к судьбе другого совет­ского резидента, К. Молодого.

Мнения.

«Меня интересует Утопия как духовное пространство», -сказал режиссер фильма С. Кулиш. Вся либеральная интелли­генция 60-х бессознательно искала эту свою Утопию как спасе­ние от Системы. И находила. Ею становилась сама идеология шестидесятничества. Но никто не осознавал ее как очередную Утопию. Не осознавали и спустя много лет. Когда существуешь в ситуации борьбы, тут уж не до саморефлексии. Кулиш отка­зался от борьбы с системой изначально. Если и есть в его филь­мах социальные конфликты, то они скорее заложены в фабулу, нежели воплощены в сюжете.

Так было уже в первом и, наверное, самом знаменитом фильме Кулиша «Мертвый сезон». Советский человек впервые здесь вышел на рандеву с враждебной средой. В предшествую­щих фильмах о разведчиках герой, как правило, не покидал того мифомира, который его породил. Жизнь, которая разворачива­лась на экране, до боли напоминала нашу (как ее было принято изображать), но с обратным знаком. В «Мертвом сезоне» все мифы впервые были сознательно разрушены. Чужое простран­ство, в котором существует герой, есть воистину чужое про­странство. Здесь он чувствует себя не разведчиком - доблест­ным солдатом невидимого фронта, а шпионом - с ним всегда подсознательное чувство вины, за его спиной страх. В мире, где нет мифов, человек беззащитен.

Этот фильм, созданный в самом конце 60-х, выразил на ме­тафизическом уровне ощущение страха, разлитое в воздухе тех лет. Страха новой стабильности. Нам показан лучший из миров, застрахованный от любых бед, - тихий городок, счастливый «филиал» больших капиталистических мегаполисов. Этот иде­альный, замкнутый мир саморегулируется, а значит, провал чу­жого в нем неизбежен. Как все шестидесятники, Кулиш стре­мился к реальности - подлинной, невыдуманной, настоящей, освобожденной от догм. От мифа - к бездне, к пустоте, к потере себя - трагический путь героев экзистенциального советского кино конца 60-х: «Долгая счастливая жизнь», «Короткие встре­чи», «Никогда», «Три дня Виктора Чернышева»... Но то были картины заведомо интеллектуальные, элитарные, «Мертвый се­зон» же — фильм зрительский, массовый. Что ж, эффект был еще более сильным: распад мифа порождал эсхатологический страх, проникавший во все поры советского общества. 60-е позади, из мира уходит энергия.