Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Центр образования №26 им.Сулейманова Ш.С.»
ГО г.Уфа Республики Башкортостан
Разработка внеурочного занятия
на тему:
«Откуда берутся бездомные животные»
Составила: Муллаянова Е.Ф.,
учитель начальных классов
Тема: Откуда берутся бездомные животные.
Цель: Воспитывать ответственность и бережное отношение к животным.
Задачи:
Расширять знания детей о жизни и содержании домашних животных.
Выявить нравственную позицию ребенка в его отношениях с животными.
Вызвать у детей желание участвовать в диспуте о причинах увеличения количества бездомных животных (во дворах, в огороде) и о путях решения данной проблемы.
Воспитывать ответственность, сочувствие, доброту, отзывчивость к бездомным животным.
Корригировать умственную деятельность, долговременную память, развивать связную, монологическую и диалогическую речь.
Предварительная работа:
Подбор и изучение литературы по данной теме.
Изучение информации о бездомных животных.
Подбор стихов, пословиц и поговорок.
Конкурс рисунков.
Памятки "Как вести себя при встрече с бездомной собакой (кошкой)»
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Вводная беседа:
- Ребята, сегодня я получила необычное письмо. Послушайте и подумайте о чем оно.
"Жалобными глазами, глядя на прохожих, смотрит маленький щенок, надеясь, что он найдет своих хозяев. Ведь не так давно он жил с людьми, которые его любили, ласкали, кормили, а вот сейчас... Где они? Почему сгрузили большие коробки в машину, сели в нее и уехали? А как же я ? Меня забыли! - бежал за машиной щенок и жалобно лаял.
И вот теперь никого нет рядом, кому он доверял и кому когда-то верил. Старался для своих хозяев быть самым лучшим и ответственным псом.
Думая о своем печальном существовании щенок добрался до какого-то здания. "А вот тот магазин, в который мы ходили с хозяином за продуктами. Может, они вспомнят про меня, будут меня искать, и придут к магазину?" - подумал щенок.
На улице осень. Холодно. Постоянно идут дожди, а маленькому забытому щенку даже негде спрятаться от ветра и дождя. Брел, брел щенок, смотрел на прохожих, которые торопились по своим делам, но никто не обращал на него внимания. И с каждым порывом ветра надежда щенка, найти своих друзей, все слабела. Замерзли лапки, ушки, одолевает голод, а Малыш все бредет и бредет по улицам города.... А может это ваш Щенок?"
- Ребята, о чем это письмо?
- Что случилось с щенком?
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
- Тема сегодняшнего нашего занятия "Бездомные животные".
- Как вы понимаете слово "Бездомные"?
- Приходилось ли вам сталкиваться с бездомными животными?
3.Диспут по вопросу «Откуда берутся бездомные животные?»
- Откуда берутся бездомные животные? Кто в этом виноват?
- Почему люди так поступают? Какие качества человека проявляются в таких поступках? Почему, особенно осенью, мы видим так много бездомных животных?
- Как складывается дальнейшая судьба таких животных?
- Можно ли помочь бездомным животным? Как?
Вывод: Их создали мы, люди. Каждое выброшенное на улицу животное - это чье-то предательство. Надо помнить об этом и не давать в обиду тех, кто не может защитится сам. Каждый год с наступлением осени в пригородных дачных поселках появляются бездомные собаки и кошки. Брошенные. Многие из них до весны не доживают: одни гибнут от голода, другие - от холода, третьи под колесами машин и поездов. Живут в основном милостыней. И это очень печально…
4. Анализ поговорок.
- Действительно, причиной увеличения количества бездомных животных является равнодушие людей, их безразличность. У русского народа есть много пословиц и поговорок о животных. Давайте вспомним некоторые из них и попытаемся объяснить смысл этих изречений.
Не дразни собаку, так и не укусит.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
-Произнесем вместе.
Добрый пес лучше злого человека.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
-Произнесем вместе.
Не замахивайся палкой и собаки не залают.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Произнесем вместе.
- Ребята, какие вы запомнили пословицы? Кто сможет повторить?
5. Работа с выставкой рисунков:
- Мы проводили конкурс рисунков, лучшие вы нам покажите.
-Расскажите, что и кого вы рисовали.
(несколько ребят рассказываю о содержании своего рисунка).
- Вы, молодцы, постарались, поэтому у вас получились замечательные рисунки.
6. Стихотворения о бездомных животных.
- Давайте, послушаем стихотворения, которые мы подготовили о бездомных животных.
- Послушайте стихотворение-диалог (читают ребята)
Однажды я встретил бездомную кошку.
-Как ваши делая?
-Ничего, понемножку.
- Я слышал, что вы тяжело заболели?
- Болела.
-Так значит, лежали в постели?
- Бездомной, мне некуда ставить постель.
- Как странно, - я думал, -
Что в мире огромном
Нет места собакам и кошкам бездомным.
Вы слышите, кошка, пойдемте со мной,
Темнеет, и, значит, пора нам домой!
мы шли с ней по улице гордо и смело -
Я молча, а кошка тихохонько пела.
О чем она пела? Возможно, о том,
Что каждому нужен свой собственный дом.
(А. Дмитриев).
- О чем это стихотворение?
-Как вы относитесь к кошке?
-А к мальчику? Почему?
-А как бы поступили вы?
-Послушайте следующее стихотворение (читают ребята)
Щенок
Щенок ходил унылый...
Не знал, что очень милый.
Взяла его с собой
И принесла домой.
Его купала с мылом,
Чтоб не был он унылым.
Дала попить, покушать
И приказала, слушать.
Читала ему сказки
Пока закрыл он глазки
И спал так сладко, маленький,
На коврике у спаленки.
Проснулись утром мы вдвоем.
Теперь мы весело живем.
Теперь мы с ним одна семья:
Щенок мой, мама, папа, я.
- А это о чем стихотворение?
- Как вы оцените поступок девочки?
- Почему?
- Чему эти два стихотворения нас учат?
7. Физкульминутка.
8. Правила поведения во время встречи с животными.
Собака - обычно бегает одна, без ошейника, поводка. Может бегать в стае от 3 и более собак. Шерсть у нее грязная, с прилипшими к шерсти травинками, листьями, мелкими палочками, опилками, щепками. Без причины и неожиданно может залаять и повернуть в твою сторону.
Помни:
при встрече с одинокой собакой постарайся повернуть в другую (противоположную) сторону;
не кричи;
постарайся спокойно подойти к кому - нибудь из взрослых (когда опасность минует, продолжай свой путь);
если вдруг животное подкрадывается (подходит) к малышам, побыстрее сообщи об этом взрослым;
не дразни собак;
не издавай никакие звуки (подражание лая, крик), повернувшись к животному.
Запрещается:
махать на собаку палкой, веткой, рукой;
кричать;
пытаться отобрать у нее то, что она ест (грызет);
убегать с места встречи с животным;
подходить и гладить незнакомую собаку.
- Ребята, что вы запомнили, из перечисленных правил?
- Почему это запрещается делать? (ответы детей).
Кошка - чаще всего встречается на лестничных площадках, на крыльце дома, на пешеходных дорожка. Кошки - это и маленькие, пушистые котята и взрослые кошки и коты. Особенно агрессивными бывают коты - помни об этом.
Запрещается:
брать на руки бездомную кошку;
гладить;
причинять животному боль;
дергать за хвост;
близко наклоняться над животным;
подкармливать различными сладостями (кондитерскими изделиями);
скидывать с высоты.
- Что вы запомнили?
- Почему это запрещается делать?
Ребята, чтобы нам легче было запомнить правила безопасного поведения при встрече с бездомными животными, эту памятку я повешу в нашем кабинете.
Помните так же, о нахождении бездомного животного нужно сообщить родителям, или посоветоваться о том, кому можно отдать это животное, или сообщить в ветлечебницу.
9. Минута творчества. Создание листовок (в парах) на тему «Мы в ответе за тех, кого приручили». Презентация листовок.
10. Итог занятия.
- Вот и приближается к концу наше занятие.
- Что нового вы узнали?
- Чему вы научились?
- Что вам понравилось?
- Я надеюсь, что вы будете бережно относится к своим питомцам, и если каждый из нас будет любить наших братьев меньших, то бездомных собак и кошек станет меньше. Давайте жить в гармонии с теми, кто нас окружает, а не выбрасывать их на улицу.
- В завершении нашего занятия, давайте вместе споем песню "Пропала собака".
Звучит песня "Пропала собака".
3