Разработка внеурочного занятия
«Парад поэтов» - творческий проект
Цель: Вовлечь учащихся в коллективное творческое дело в соответствии с их интересами и способностями; организовать мероприятие, результатом которого будет презентация образа поэта в форме театральной постановки с использованием музыкально-поэтической композиции.
Задачи:
1. Совершенствование умений работать в группе: распределение обязанностей, составление плана работы группы, координация совместных действий, соединение приложенных усилий в общий результат;
2. Создание условий для самореализации личности каждого ребёнка.
3. Приобщение учащихся к духовному и эмоциональному опыту, заложенному в искусстве через собственное творчество и создание художественных образов.
4. Воспитание и развитие у подрастающего поколения чувства прекрасного, любви, интереса к культуре и литературе России.
5. Развитие познавательных способностей учащихся: изучение литературы, работа с источниками и т.д.
6. Обучение выразительному чтению.
7. Развитие навыков публичного выступления.
Актуальность данной методической разработки заключается в том, что учащиеся, изучая биографию и творческий путь поэтов традиционными методами (лекция учителя с элементами беседы, конспектирование статьи учебника, просмотр учебного фильма и т.д.), зачастую не способны вникнуть в поэтическое пространство текста, выявить особенности стиля автора, отличающие его от других, осознать процесс создания стихотворений, увидеть связь поэта с исторической эпохой, в которой он творил. Данный проект направлен на усвоение учебного материала в творческой форме, когда учащиеся смогут «оживить» образ поэта, представить, ориентируясь на биографические данные, как у него происходил процесс написания стихов, как он читал их публике и т.д. Таким образом, учащиеся смогут совместить познавательную и творческую задачу и оценить свой вклад в работу и результат группы («какие способности и таланты помогли достичь результата?», «над чем мне нужно поработать, чтобы в следующий раз было лучше» - личностное развитие)
Результат: Проведение мероприятия «Парад поэтов», оценка и награждение «Лучшего поэта» членами жюри по разработанным критериям.
Участники: параллель (8 или 9 класс)
Организация мероприятия предполагает длительную подготовку ( Рекомендуется провести в конце четверти)
Мероприятие предполагается провести в большом классе, в качестве гостей выступают педагоги, родители, учащиеся других классов. В качестве жюри могут выступать педагоги, учащиеся старших классов, родители.
1 этап:
Из учащихся выбирается 1 ведущий, который будет проводить мероприятие, 1 разработчик критериев, Все остальные участники делятся на 4 группы. Каждая группа получает лист с заданием: выбрать поэта (19-20 век), которого она будут представлять на параде.
Чтобы учащимся было легче определиться, можно задать такие вопросы:
1.Подумайте, чья поэзия вызывает у вас сильные эмоции?
2. Что привлекает вас в творчестве этого поэта?
3. *Выберите из предложенного списка поэта, образ которого вы могли бы интерпретировать.
В качестве примера могут выступать: А. С. Пушкин, М.Ю.Лермонтов, С. А. Есенин, В. В. Маяковский
2 этап:
В каждой группе участники распределяют роли:
Актёр, исполняющий роль поэта
Сценарист – ученик, подготавливающий сценарий выступления
Дизайнер костюма, создающий образ поэта, связанный с исторической эпохой
Историк – биограф – поиск информации о биографии, творческом пути поэта.
Литературовед – учащийся, занимающийся подбором стихотворений, которые будет читать поэт.
Композитор – ученик, отвечающий за музыкальное оформление выступления
Художник-оформитель – подготовка презентации, подбор иллюстративного электронного материала
Прежде чем выбрать роль, учащимся предлагается вопрос:
Подумай и определи, что из списка соответствует твоим интересам и способностям:
А) работа с музыкальными композициями; Б) моделирование; в) чтение и анализ стихотворений г)разработка сценария д) работа с иллюстрациями, компьютерное оформление е) выступление перед аудиторией, актёрские навыки ж)работа с источниками, поиск материалов
Задача каждой группы – подготовить представление «своего» поэта: выход, презентация своего образа, театральный этюд ( история о событии из жизни поэта под музыкальную композицию, танец (например, бальные танцы времён А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова: мазурка, полонез и т.д.) чтение стихотворения.
Задача ведущего – объявлять выступления групп, а также общаться со зрителями между номерами в форме викторины по творчеству выступившего поэта.
Задача разработчика критериев – подготовить систему оценивания выступлений для жюри. Пример критериев:
Внешний образ: соответствие исторической эпохе и биографическим данным, уникальность.
Оригинальность выступления
Выразительность чтения стихотворений
Эмоциональность выступления
Актёрское мастерство
Музыкальное сопровождение
Художественное оформление
3 этап
Координация работы групп. Просмотр и кооперация собранных материалов в группах. Корректировка деятельности.
4 этап
Проведение мероприятия, награждение победителя.
5 этап
Рефлексия. Оценка своей деятельности в группе и работы в группе в целом. Вопросы для рефлексии:
Какие эмоции я получил(а), участвуя в проекте?
Получилось ли достигнуть намеченной цели?
С чем удалось справиться быстро, а что было выполнить трудно?
Какие умения и навыки помогли мне при выполнении работы? Что наоборот мешало?
Какого направления следующий проект я хотел(а) бы реализовать?