СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка внеурочного занятия по окружающему миру в 3 классе "Русская трапеза"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработку можно использовать на занятиях внеурочной деятельности, уроках окружающего мира. Разработка учит развивать читательскую кометенцию младших школьников

Просмотр содержимого документа
«Разработка внеурочного занятия по окружающему миру в 3 классе "Русская трапеза"»

Разработка внеурочного занятия по предмету «Окружающий мир» в 3 классе «Русская трапеза»

Цель урока: формирование читательской компетенции у учащихся на уроках окружающего мира

Задачи:

  • познакомить с блюдами славян, национальными блюдами русской кухни, историей возникновения этих блюд;

  • учить работать в группах;

  • развивать любознательность, навыки исследовательской работы, мышление, речь;

  • воспитывать интерес к истории, уважение к традициям русского народа.

Место проведения: школьный музей народоведения.

Оборудование: магнитная доска, текст, цветные маркеры, баночки с крупами, карточки с пословицами, толковые словари.

Ход урока

1. Организационный момент. (Звучит русская народная музыка.)

 – Ребята, у нас сегодня необычный урок. Оглянитесь вокруг: мы сейчас не в классе, а в русской избе.

(Дети сидят за столами. Хозяин с хозяюшкой – учащиеся 3 “В ” класса. Входят Хозяин с Хозяюшкой с хлебом – солью.)

Xозяин: Здравствуйте, гости дорогие!

Хозяйка: Хлеб-соль вам!

Xозяин: Сейчас трапезничать будем.

Учитель: Ребята, что нам предложил Хозяин? (Трапезничать.)

– От какого слова образовано слово “трапезничать”? (Трапеза.)

2. Знакомство с новым материалом.

а) – Попробуйте объяснить значение слова “трапеза”. (Пища, еда, угощение, блюдо.)

Учитель: Давайте подумаем, правильно ли вы ответили на вопрос с научной точки зрения? Как мы можем это проверить? ( Обратиться к толковому словарю.)

Ученик: Правильно. Трапеза с греческого языка – кушанье.

Учитель: A без чего не обходилась ни одна трапеза в русской семье? (Без хлеба.)

а) Хлеб – это главная пища русских людей.

– Хлеб – батюшка – так важно называли хлеб. 
– А что вы знаете о хлебе?


Ученик: Хлеба были разные. На Руси с древнейших времен пекли из кислого заквашенного теста. Закваской служили дрожжи, квасная или пивная гуща, годился кусочек старого теста. Так как основной зерновой культурой была рожь, то и пекли, в основном, черный хлеб. (Хозяйка выносит на подносе черный хлеб, ставит на стол.)

Ученик:  Там где сеяли пшеницу, выпекали белый хлеб. Самым лучшим считался хлеб, выпеченный из пшеничной муки,
(хозяйка выносит белый хлеб, ставит на стол).
 Таким образом, качество хлеба и, соответственно, его стоимость, были различными: круглый хлеб – коврига -подешевле, а сдобный пшеничный хлеб, каравай, – подороже. 

Хлеб любили есть мягким, а сухой резали и подсушивали. Получались сухарики.



Учитель: Хлеб в старину ставили на самое почетное место. О важной роли хлеба говорят пословицы и поговорки, созданные нашими предками. Предлагаю вам вспомнить пословицы и поговорки о хлебе.

- Хлеб – всему голова.

- Хлеб наш насущный: хоть черный, да вкусный.

- Пот по спине – так и хлеб на столе.

- Хлеб да вода – молодецкая еда.

- Хлеб вскормит – вода вспоит.

- Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска.



Учитель:  Я тоже знаю пословицу.

- Гречневая каша – матушка наша, а черный хлебец – всем отец.

Название какого продукта появилось в моей пословице?

Ученик: Это каша.

Учитель: Правильно. Что вы знаете о каше?

Ученик: Да, каше очень много лет, она старше хлеба. Сначала ее варили из лесных орехов. Как только человек стал сеять рожь, пшеницу, ячмень, гречиху, он научился очищать зерно, а зерна варить. Это было самое любимое среди русских людей кушанье. “Каша – матушка”, – говорили в старину. Кашу использовали и в будни, и в праздники. Ни одно хорошее застолье не обходилось в старину без каши. Даже на царских пирах она занимала почетное место. Известно более 100 видов каши.

Учитель: Из каких источников вы знаете эту информацию?

Ученик: Мы это узнали на уроках окружающего мира и из учебника.

Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего занятия, используя слова «трапеза», «каша»

Ученик: Каша - главный продукт русской трапезы.

Учитель: О каше у русского народа тоже много пословиц и поговорок. Попробуйте продолжить пословицы по их началу.

- Каша – кормилица наша.

- Русского мужика без каши не накормишь.

- Щи да каша - пища наша


Учитель: Технология приготовления каши у наших предков была всегда одинаковой. Но я вам пока секрет не открою. Хочу узнать, кто из вас умеет варить кашу? (Учащиеся рассказывают.)


Учитель: Раньше кашу засыпали в кашник – горшок, заливали водой, запаривали 5 часов. По нашим меркам это долго, зато каша получалась знатная.
– А какие каши вы знаете? Из каких злаков их изготавливают? Какая каша самая полезная? Давай попробуем ответить на эти вопросы. Для этого вы должны прочитать текст и выделить главную информацию. Работать будете в группах. Найденную информацию занесите в таблицу. Выберите ответчика, который будет защищать работу группы.

( Чтение текста (Приложение 1) и заносят ответы в таблицу. Приложение 2, 3 работа в группах)

Учитель: Сейчас мы узнаем, совпадут ли наши мнения.

(Дети озвучивают результаты работы, учитель открывает доску с ответами)

Учитель: У вас на столах находятся образцы круп. Попробуйте определить их названия.

(Ученики называют известные им крупы. Учитель называет и показывает крупы, названия которых не удалось отгадать.)

Учитель: Лучшей кашей специалисты назвали гречневую кашу, она очень полезна.

( Банка 1)

Учитель: На втором месте оказалась овсяная каша, ее рекомендуют при заболеваниях печени, диабете…(Банка 2).

Учитель: На третьем месте каша рисовая, но только из длинных зернышек (Круглые зерна содержат слишком много крахмала.) (Банка 3).

Чтобы подвести итог нашему разговору, давайте попробуем накрыть стол как в старые русские времена.

(Учащиеся инсценируют древнерусский обряд семейной трапезы)

Ученик: Каждый прием пищи проводился в определенное время, особенно соблюдался обед и ужин. Вся семья собиралась у стола. Мыли руки перед едой обязательно. Первым садился за стол хозяин дома. Перед тем, как садиться за стол, обязательно каждый должен был перекреститься. За хозяином, в соответствии с возрастом или семейным рангом, садились все остальные домочадцы. (Дедушка, бабушка, дети) Перед каждым обедающим клали деревянную ложку и хлеб. Горячие блюда обычно подавались хозяйкой дома в одном большом горшке-чугунке на всю семью. Если едоков было много, то один чугунок ставили на 2-3-человека. Хозяин дома следил, чтобы каждый ел, не обгоняя других. Можно было зачерпывать только после того, как это сделал глава семьи. Если кто из едоков нарушал правила, то незамедлительно получал ложкой по лбу. После еды благодарили батюшку и матушку.

Итог урока.

Учитель: Продолжите предложения:

- Сегодня я узнал …

- Меня удивило …

- Было трудно …

- Я научился …

- Мне захотелось …



Домашнее задание:

  1. Дома найти в дополнительных источниках и прочитать о том, как проходили пиры на Руси.

  2. Оформить книгу рецептов домашней русской кухни (по желанию).









Приложение 1

Ни одно торжество на Руи не обходилось без традиционной русской кашии.

Каша – это исконно русское традиционное блюдо

Каша – это очень полезный, питательный, вкусный и ,что немаловажно, недорогой продукт. К кашам на Руси всегда относились трепетно.

Сначала ее варили из лесных орехов. Позже варили гороховые, рыбные и овощные каши. Как только человек стал сеять рожь, пшеницу, ячмень, гречиху, он научился очищать зерно, а зернаа варить.

Причем к разным значимым событиям обязательно готвилась определеная каша. Кашу варили на свадьбу при рождении ребенка, на крестины и именины, помины. Каши варили и на праздники.

Каша – несомненно, исконно русское блюдо. Согласно старорусским традициям, во время свадебной церемонии жених с невестой обязательно готовили кашу. Очевидно, от этой традиции и зародилась поговорка: « С ним (с ней) каши не сваришь». С кашей неразрывно связано вся истории Российского государста. Русская каша – самое важное блюдо национальной руссккой кухни.

В древних летописях сами застолья часто именовали «кашей». Кашу обязательно готовили по случаю начала большого дела. Отсюда пошло выражение «заварить кашу». Каша на Руси «определяла!» двже отношения между людьми . о человеке ненадежном и не сговорчивом говворили: «с ним каши не сваришь».

Без каши собственного оригинального приготовления нелльззя было принять ггостей. Причем каждая хозяйка имела свой собственный рецепт, который хранился в тайне. Готовилась каша обяззательно перед большими сражениями, а уж на победных пирах без «победной» каши не обходилось. Каш служила символом перемирия: для заключения мира обзательно нужно было готовить «мирную кашу»

Из ячменя делали три вида крупы: перловую, голландку и ячневую. Ячневые каши были любимым кушаньем Петра I. Он признавал «ячную» кашу самою спорою и вкусною.

Пшено получают из зерен проса. Это одно из самы древних сельско-хозяйственных растений. Каша называется пшенная.

Гречневая крупа производится из зерен гречихи. К славян гречка попала из Греции.

Пшениччная и манная крупа производятся из зерен пшеницы.

Овсяная крупа – из овса.









Приложение 2

Злаки

Каша

Ячмень

Перловая, голландка, ячневая

Просо

Пшенная

Гречиха

Гречневая

Пшеница

Пшеничная, манная

Овес

Овсяная

















































Приложение3

Свойства каши:

Полезная;

Питательная;

Вкусная;

Недорогая



Виды каши на Руси:

Гороховые;

Рыбные;

Овощные



Значимые события для приготовления каши:

Свадьба,;

Рождение ребенка;

Крестины;

Именины;

Праздники;

Помины.



Крылатые выражения о кашах:

«С ним (с ней) каши не сваришь»

«Заварить кашу»














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!