II. Основная часть 1.Обозначение темы и цели занятия 2. Актуализация знаний по теме «Поверхность родного края» 3. Рассказ о рельефе Ростовской области 4. Выполнение задания III. Закрепление знаний, полученных на занятии кружка 1. Беседа по вопросам IV. Итог занятии. Рефлексия | Слайд 1 - Сегодня на занятии кружка мы познакомимся с поверхностью нашего края. Мы изучим особенности поверхности Ростовской области, а также узнаем, что собой представляют некоторые формы поверхности области. В просторах России-матушки Так много морей и рек! Красивей всех – Дон-батюшка, Он в сердце моем навек! Куда бы судьба не забросила, Тропинка за мной следит. По этой тропинке узенькой Домой я вернусь хоть на миг. Знайте: дороже золота Мне батюшки Дона вода. Милая моя родина, Как я люблю тебя! Губорев В. - Подумайте на равнине или в горах находится наш г. Константиновск? - А знаете ли вы, что такое равнина? Равнина – это участок суши с ровной или холмистой поверхностью. - Так что же такое равнина? - Откройте атласы на странице второй и посмотрите на физическую карту Ростовской области. - Какого цвета карта? - Это значит, что поверхность нашего края представлена равнинами. Поверхность Ростовской области – это холмисто-волнистая равнина с высотой от 0 до 300 м. Высшая точка –298 м (в Донецком кряже) около г. Зверево (показ Донецкого кряжа на карте). На территории области много оврагов, балок и холмов. Слайд 2, 3 - На территории Ростовской области выделяют две группы равнин по высоте: - низменность (от 0 до 200 м), на карте они обозначены зеленым цветом; - возвышенность (от 200 до 300 м) на карте они обозначаются на карте желтым цветом. - Среди равнин Ростовской области выделяют низменности – равнины с высотами от 0 до 200 метров. Мы живем на Нижнедонской низменности. Самое низкое место в Ростовской области – Кумо - Манычская впадина, где когда-то плескались воды океана. (показ низменностей на физической карте Ростовской области) - Что такое низменность? Низменность - это низкая равнина. Слайд 4 Восточно-Европейская равнина, на юге которой мы живем, - холмистая равнина. Рельеф ее овражно-балочный, то есть на территории Ростовской области встречаются не только ровные участки, но и холмы, овраги и балки. Слайд 5 Холм – форма поверхности высотой до 200 м. На территории Ростовской области много холмов и курганов – холмов, насыпанных людьми. Курганы – это древние захоронения. Слайд 6, 7- Посмотрите на фотографию оврага и балки. Такие формы поверхности встречаются на территории Ростовской области. Овраг - форма поверхности, образованная водой. Овраги возникают на равнинах или холмах и на склонах балок. Длина оврагов может достигать нескольких километров. Выделяют молодые и зрелые овраги. Длина всех оврагов Ростовской области – 40 тыс. км - это длина экватора Земли Слайд 8 - Овраги наносят большой вред сельскому хозяйству. Для предупреждения образования оврагов высаживают деревья и другие растения с мощной корневой системой, которые не позволяют образовываться оврагам на склонах холмов. Если овраги уже образовались, то необходимо проводить с ними борьбу. Можно засыпать овраг и посадить на этом месте деревья и кустарники, но способ этот используют редко. Чаще обсаживают овраг по периметру деревьями (тополь, ива, верба), корни и кроны густо посаженных деревьев сплетаются, и овраг прекращает расти. Иногда наряду со вторым способом создают «плетневые зоны» - на дне оврага густо забивают колышки ивы и вербы, они легко укореняются и не позволяют оврагу разрастаться. Слайд 9 – Сейчас мы с вами посмотрим на формы поверхности, образовавшиеся в результате деятельности человека. Слайд10 – На территории нашего края находятся и возвышенности – равнины с высотами от 200 до 500 метров. На картах они обозначаются желтым цветом. Слайд 11 - Донецкий кряж - самая высокая возвышенность на территории Ростовской области. Здесь находится самая высокая точка Ростовской области вблизи г. Зверево - 298 м. Донецкий кряж – удивительное место в Ростовской области, причудливые формы поверхности, поросшие степными деревьями, известковые обнажения придают ему особую живописность (показ на карте). - У Вас на столах лежат листы с изображением форм поверхности. Подпишите вашу фамилию и имя простым карандашом с обратной стороны. Ваша задача правильно определить, какая форма рельефа изображена на рисунке и написать её название рядом с изображением. - В итоге работы у вас получилась одна из страниц «Альбома любви к родному краю». Сдайте работы. 1. Какая форма поверхности преобладает на территории Ростовской области? (равнина) 2. Назовите самое высокое место на территории Ростовской области (Донецкий кряж). Показ на карте. 3. Назовите самое низкое место на территории Ростовской области (Манычская впадина.) Показ на карте. Игра «Что такое?» Овраг (форма рельефа, образованная текучими водами) Холм (положительная форма поверхности Земли высотой до 200 м) Равнина (участок суши с ровной поверхностью) Низменность (равнина с высотами от 0 до 200 м) Возвышенность (равнина с высотами от 200 м) - На сегодняшнем занятии мы познакомились с поверхностью нашего края и выяснили, что поверхность Ростовской области - это холмистая равнина с оврагами, балками и холмами. Предлагаю каждому оценить свою работу по методике «Светофор». Поднимите кружочки. Красный цвет – кто считает, что он отлично работал на занятии, правильно отвечал на все вопросы; Желтый цвет – кто считает, что он хорошо работал, но у него были неточности, замечания; Зеленый цвет – кто считает, что он был недостаточно активен на занятии, много допускал неточностей. | (на равнине) Отвечают на вопросы Работают с картой (зеленая) Работают с листом заданий | Регулятивные: Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно -определение, формулировка учебной задачи на уроке в диалоге с учителем; Познавательные:осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществление сравнения, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций; Коммуникативные: Умение договариваться, находить общее решение, Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Коммуникативные: критично относиться к своей работе на уроке. Личностные: умение давать оценку своей работе на уроке. |