Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Саткинский медицинский техникум»
Разработка внеклассного мероприятия по анатомии и физиологии
«Её величество Анатомия»
специальности:
31.02.01«Лечебное дело», 34.02.01 «Сестринское дело»
2015г.
Рассмотрено на цикловой Методической комиссии «ОГСЭ, ОПД, ЕН» ___________________ | Утверждаю Зам директора по учебной работе _________________ |
Составитель: преподаватель анатомии и физиологии ГБПОУ « Саткинский медицинский техникум» Сукшина Юлия Викторовна.
Пояснительная записка
Традиционно в конце учебного года проводится « Декадник анатомии и физиологии», в котором принимают участие студенты второго курса. Задействованным оказывается каждый студент. При этом учитываются и раскрываются индивидуальные особенности студентов. Декадник « Анатомии и физиологии» помогает систематизировать знания по анатомии, способствует формированию познавательного интереса к предмету, способствует раскрытию творческих способностей. Задания охватывают весь курс и прослеживаются межпредметные связи с клиническими дисциплинами.
Декадник проводится по окончании учебного года, когда основные темы курса «Анатомия и физиология» уже пройдены. Участие студентов в мероприятиях дает возможность лучше подготовиться к экзамену. Декадник « Анатомии и физиологии» проходит согласно плану, где каждый день - определенное мероприятие. Одним из мероприятий является конкурс «Её величество Анатомия»
В конкурсе « Её величество Анатомия» создаются команды по 5 человек из каждой группы. Подготовка, организация, проведение мероприятия не только сплачивает студентов, учит действовать сообща, помогать друг другу, но и помогает показать свои знания, находчивость. Традиционно в проведении мероприятия участвуют студенты старших курсов. Они выступают в роли наставников студентов, оказывают помощь в подготовке, выступают в роли ведущих.
Самое главное для преподавателя – заинтересовать студентов в проведении внеклассного мероприятия. В процессе неформального общения возникает взаимопонимание, расширяется круг друзей. Совместная деятельность способствует развитию у студентов позитивных качеств, расширяет творческие способности, создает условия для самовыражения. Внеклассные мероприятия способствуют непроизвольному запоминанию новой и полезной информации, которая может быть использована для подготовки к экзамену. Студенты повышают свой уровень знаний, вспоминают ранее изученный материал. Ведь недаром, античный мудрец сказал: « Незнающие пусть научатся, а знающие вспомнят еще раз!»
Содержание
Цели мероприятия……………………………………………………………. | 2 |
Формируемые компетенции…………………………………………………. | 3 |
Оборудование и материалы …………………………………………………. | 5 |
Методы и методические приемы …………………………………………… | 6 |
Ход мероприятия…………………………………………………………….. | 7 |
Сценарий мероприятия………………………………………………………. | 8 |
Литература……………………………………………………………………. | 13 |
Приложение 1 «Протокол конкурса»……………………………………….. | 14 |
Приложение 2 «Протокол работы жюри»…………………………………. | 15 |
Приложение 3 «Протокол конкурса «Есть вопрос - дай ответ»…………... | 16 |
Приложение 4 «Задания для конкурса «Точно в цель»……………………. | 17 |
Приложение 5 «Контур тела человека для конкурса «Зоркий глаз»……… | 18 |
2
Цели мероприятия:
Образовательные:
Повторение, обобщение и систематизация теоретического материала.
Выявление прочности полученных знаний по предмету, степени усвоения студентами различных тем дисциплины
Развивающие:
Способствовать формированию познавательного интереса к предмету анатомии.
Развитие умений логически мыслить и высказывать свои мнения.
Развитие интеллектуальных и творческих способностей студентов.
Воспитательные:
Способствовать воспитанию умения работать коллективно, оценивать свои возможности, знания товарищей.
Способствовать воспитанию устойчивого интереса к предмету.
Стремление формировать познавательный интерес к дисциплине через использование нестандартных приемов в обучении
3
Формируемые компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.
ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.
В соответствии с Государственным образовательным стандартом в области анатомии и физиологии:
Студенты должны знать теоретический материал по следующим темам:
История развития анатомии и физиологии
Основные виды тканей
Опорно- двигательная система
Сердечно - сосудистая система
Органы дыхания
Органы пищеварения
Мочеполовая система
Нервная система
Эндокринная система
Органы чувств
Студенты должны уметь: применять теоретические знания при выполнении конкурсных заданий
Время проведения – 2 часа (90 минут)
Место проведения: актовый зал
5
Оборудование и материалы:
Ноутбук
Проектор, экран
Презентации (прилагаются на диске)
Раздаточный материал (карточки с заданиями для конкурса «Точно в цель», контуры тела человека)
Протокол конкурса (Приложение 1). Выполнен на листе ватмана и по мере конкурса жюри фиксирует баллы
Протоколы работы жюри (Приложение 2)
Муляжи для конкурса «Черный ящик»:
зубы,
сердце,
головной мозг
Муляжи, планшеты и таблицы для конкурса «Точно в цель»:
Набор костей для конкурса «Умелые ручки»
Лопатка
Локтевая кость
Крестец
6
Методы и методические приемы
Метод | Основное назначение | Уровни усвоения | Приемы |
Проблемный | Раскрытие в учебном материале различных проблем и демонстрация способов их решения | Воспроизведение, Умения и навыки | Постановка проблемы, анализ, синтез, аналогия, установление причинно- следственных связей |
Репродуктивный | Формирование умений и навыков использования полученных знаний | Воспроизведение Умения и навыки | Решение типовых задач, выполнение практических заданий по заданному алгоритму |
Частично- поисковый | Создание проблем для самостоятельного поиска решения студентов | Воспроизведение Умения и навыки Работа над рисунком | Самостоятельная работа студентов с книгой, наглядными пособиями, обобщение |
7
Ход мероприятия:
№ | Название этапа | Время |
-
| Вступительное слово ведущих, глашатаев, Царицы Анатомии | 10 мин |
-
| Визитка по теме «Анатомия моими глазами» | 10 мин |
-
| «Есть вопрос - дай ответ» | 10 мин |
-
| « Точно в цель» | 10 мин |
-
| « Магия цифр» | 5 мин |
-
| «Черный ящик» | 5 мин |
-
| «Умелые ручки» | 5 мин |
-
| «Лабиринт знаний» | 5 мин |
-
| «Битва полушарий» | 10 мин |
10. | Домашнее задание на тему «В Анатомии как в сказке» | 15 мин |
11. | Заключительное слово ведущих, Царицы Анатомии и подведение итогов | 5 мин |
8
Сценарий конкурса « Ее величество Анатомия»
Звучит музыка. На сцену выходят глашатаи.
Глашатай 1: Ой ты гой еси, весь честной народ, собирайтесь добры молодцы, да красны девицы, в техникумовских кельях ученые, презамученные. Нынче в царстве – государстве Саткинском состоится зрелище невиданное: конкурс «Её Величество Анатомия».
Приходите к нам, будем рады всем! Надевайте наряды парчовые, сапоги да туфли сафьяновые; захватите настроение приподнятое, веселье да задор доброжелательные.
Ну, а жюри – бояре думные, дадут здесь наставления мудрые, а скоморохи, танцоры известные, всех гостей наших порадуют. Милости просим!
Глашатай 2: мы рады приветствовать все ученое собрание! А увидите вы достойных, в науках искушенных и увенчанных лаврами отроков царства Саткинского, княжества удельного медицинского. Выходите бойцы многомудрые , на народное поглядение.
(Команды приглашаются на сцену)
А сейчас просим достопочтимого ведущего представить жюри почтенное.
Ведущий сейчас представим наше жюри, которое будет выбирать достойных, в науках искушенных, анатомов- теоретиков и физиологов.
Итак, в составе жюри присутствуют:
- самый, самый мудрый…………………
- самая обаятельная и привлекательная…..
- самая умная и строгая…………..
Глашатай 2: Прибыла на наше зрелище её Величество царица Анатомия и сопровождающие ее академики - Гиппократ и Эскулап.
Царица: Я пришла, чтобы выбрать подданных в мою свиту: вычислителей, теоретиков, анатомов и физиологов. Но сначала испытание провести нужно, дать закалку умам наблюдательным. Велю всем отрокам о себе рассказывать, да себя показывать. А пока получите знаки рыцарского отличия.
(Команды получают по жетону, на обратной стороне которого написан номер выступления)
Глашатай 1: Ну, студенты- второкурсники, покажите удаль молодецкую, проявите ум, да потешьте болельщиков и жюри! Сегодня вам предстоят трудные испытания. Мы будем вас пытать вопросами, трудными загадками.
Ведущий
Первое конкурсное испытание: Визитная карточка. Тема визитки «Анатомия моими глазами». Конкурсантам необходимо представить название команды, эмблему, девиз, приветствие к жюри, соперникам и болельщикам. Выступление не более 3 минут, высший балл - 3.
На сцену приглашаются команды согласно жеребьёвке.
Жюри подводит итоги.
Ведущий
Однажды Аристотеля спросили: « Как преуспеть ученикам?»
- Догонять тех, кто впереди и не ждать тех, кто позади», - быстро ответил тот. И был прав. Смелее отвечайте на вопросы, догоняйте первых, чтобы не проиграть. Следующее испытание называется «Есть вопрос - дай ответ». Необходимо правильно ответить на предложенные вопросы. Приглашается один представитель от команды. Выступление согласно жребию. Количество баллов равно количеству правильных ответов.
(Презентация конкурса на диске).
Жюри фиксирует количество правильных ответов (Приложение 3)
Жюри подводит итоги и выставляет баллы в протокол конкурса.
Ведущий Следующее испытание - конкурс «Точно в цель» Необходимо показать на наглядных пособиях основные структуры.
Максимальное количество баллов- 3. Приглашается один человек от команды. (Приложение 4)
Жюри подводит итоги.
Ведущий
Конфуций в свое время сказал: « Учиться, а время от времени повторять изученное – разве это неприятно?» Продолжаем проверять ваши знания.
Следующее испытание называется «Магия цифр». Одному представителю команды нужно объяснить, что обозначают предложенные цифры.
Например, 32- количество зубов взрослого человека. Максимальное количество баллов- 7. Ответы записываются на листах бумаги и одновременно демонстрируются жюри.
(Презентация конкурса на диске)
Жюри подводит итоги.
Ведущий: Известный философ говорил: «Все, что приходит на ум, обдумывай дважды и трижды». Но сегодня вам придется очень быстро обдумывать вопросы и давать свой вариант ответа. Следующее испытание: «Черный ящик». Приглашается один представитель от команды. Необходимо угадать, что лежит в черном ящике? За правильный ответ – один балл.
(Презентация конкурса на диске.) В черном ящике лежат органы, после ответа показать, что лежало в ящике.
Жюри подводит итоги.
Ведущий Следующее испытание называется «Умелые ручки». Представителю команды на ощупь определить предложенную кость. Максимальное количество баллов – 3. (Участник с закрытыми глазами на ощупь определяет кость и дает ее латинское название)
Жюри подводит итоги.
Ведущий: следующее испытание называется «Лабиринт знаний». Командам необходимо правильно найти путь по лабиринту и не заблудиться. Начало лабиринта верхний левый угол. Максимальное количество баллов – 3.
(Презентация конкурса на диске)
Ведущий: наши болельщики немного заскучали. Предлагаю немного размяться. За каждый правильный ответ студенты получают жетоны, которые затем, по окончании мероприятия, обмениваются на оценки.
Вам предлагается разгадать ребусы. (Презентация ребусов на диске)
Жюри подводит итоги.
Ведущий: продолжаем испытания. Следующий конкурс: «Битва полушарий»
Необходимо угадать о каком отделе головного мозга идет речь? Ответ с первой фразы- 5 баллов, со второй- 4 балла, с третьей- 3 и т. д. (Презентация конкурса на диске)
Жюри подводит итоги.
Ведущий: Следующее испытание называется «Зоркий глаз». На контуре тела человека изобразить в соответствующих местах предметы, животных, растений, которые дали название органам и их частям. Например, турецкое седло на клиновидной кости. Максимальное количество баллов- 5. (Приложение 5)
Ведущий: Чтобы не отвлекать команды проведем игру с болельщиками
Два соседа - непоседа!
День на работе, ночь на отдыхе?
О чем идет речь (глаза)
Это есть в Египте и в одном отделе головного мозга? (пирамиды в продолговатом мозге)
Две куколки на кровельке сидят? (уши)
Меж двух светил я в середине один? (нос)
Тонок, долог, в траве не видать? (волос)
Пища попадает в рот, глотка, дальше……. (пищевод)
Его из лёгких удаляем,
Вдыхаем каждый раз,
Организму он не нужен. Это -…..(углекислый газ)
В миг связаться с кислородом может только он один
Он живет в эритроцитах, как зовут ……(гемоглобин)
Какие реки впадают в ротовую полость? (протоки слюнных желёз - околоушной, подъязычной, поднижнечелюстной)
Через что вы попали в пищеварительный канал? (через преддверие рта).
Оно по звукам различает
Что чего обозначает.
Без него, увы, нет слуха.
Орган сей зовётся -…(ухо)
Когда пищу принимают, рот свой нами закрывают.
Крепко мы сжимаем ложку, не уроним даже крошку.
Можем показать и зубы. Угадайте. Кто мы? (губы)
Жюри подводит итоги.
Ведущий
Уважаемые конкурсанты! Вам предстоит последнее испытание - Домашнее задание. Покажите ваши творческие фантазии на тему «В Анатомии как в сказке» Максимальное количество баллов – 3.
На сцену выходят Царица и ее свита.
Царица: Вижу я, что собрались здесь люди, знающие и за первенство биться достойные. А посему объявляю посвящение. (Подает глашатаю свиток)
Глашатай 1 (читает)
Указ по государству научному от 20 апреля сего года. Мы, Царица наук анатомических, данной нам властью посвящаем в рыцари науки и зачисляем в нашу свиту славных представителей эрудитов государства Саткинского. Повелеваем приготовиться к принятию присяги.
Глашатай 2 (читает присягу)
Торжественно клянусь быть верным рыцарем её Величества науки анатомической (команды говорят «Клянусь»)
Пламенно отстаивать истину, потому что она существует, а не потому, что она моя. Клянусь!
Не идти в науку натощак и в одиночку, а так же не двигать ее вперед или назад. Клянусь!
Не щадя головы своей биться за истину с юмором, против мрака невежества, где бы я не находился: на земле, в воздухе или в растворе. Клянусь! Клянусь! Клянусь!
Царица: Ещё раз высочайше поздравляю всех участников конкурса, а победителям жалую мой рыцарский знак отличия. Прошу жюри огласить результаты соревнования.
( Жюри объявляют победителя и Царица вручает грамоты за участие)
Ведущий
Знаем мы, что встреча наша - лишь игра,
И расставаться нам пришла пора.
Будем с улыбкой вспоминать,
Как вы пытались баллы добывать.
Но не важен в баллах результат,
Дружба побеждает - это факт.
А находчивость по жизни нас ведет,
Знатокам всегда, везде везет!
13
Литература
Воробьёва Е.А., Губарь А.В., Сафьянникова Е.Б. Анатомия и физиология: Учебник для медицинских училищ. - 4-е издание, стереотипное. Перепечатка с третьего издания 1988 г.М.: ООО ТИД «Альянс»,2005.
Косова В. Ученик года.// Воспитание школьников, № 6, 1997, с. 52
Курганский С.М. Интеллектуальные игры по химии.- М,: 5 за знания, 2007.
Пупышев Л.В. Карманный анатомический альбом. Ростов н/Д: «Феникс»,2000.- 256 стр.
http://biouroki.ru/rebus/
14
Приложение 1
Протокол конкурса
Команды | Визитка | Есть вопрос - дай ответ | Точно в цель | Магия цифр | Черный ящик | Умелые ручки | Лабиринт знаний | Битва полушарий | Зоркий глаз | Домашнее задание | Итого | Баллы |
№1 | | | | | | | | | | | | |
№2 | | | | | | | | | | | | |
№3 | | | | | | | | | | | | |
15
№ | Конкурс | Критерии оценки | Макс. баллов | 21-с | 22-с | 23-ф |
1 | Визитка «Анатомия моими глазами» | -название команды -девиз, обращение к жюри, болельщикам, соперникам, -эстетика оформления и культура представления | 3 | | | |
2 | «Есть вопрос - дай ответ» | - скорость ответа - точность ответа -активность команды | 10 | | | |
3 | «Точно в цель» | - скорость ответа - точность ответа | 3 | | | |
4 | «Магия цифр» | - точность ответа - быстрота ответа | 7 | | | |
5 | «Черный ящик» | - точность ответа - быстрота ответа | 1 | | | |
6 | «Умелые ручки» | -скорость ответа - точность ответа | 3 | | | |
7 | «Лабиринт знаний» | -точность ответа - скорость ответа | 3 | | | |
8 | «Битва полушарий» | - точность ответа -скорость ответа | 5 | | | |
9 | «Зоркий глаз» | - точность ответа -скорость ответа | 5 | | | |
10 | Домашнее задание: «В Анатомии, как в сказке…» | - оригинальность - активность команды - культура представления -соответствие теме конкурса | 3 | | | |
Общее количество баллов | 43 | | | |
Место | | | | |
Приложение 2
Протокол работы жюри
16
Приложение 3
Протокол конкурса «Есть вопрос - дай ответ»
№ вопроса | Команда №1 | № вопроса | Команда № 2 | № вопроса | Команда № 3 |
1. | | 1 | | 1 | |
2 | | 2 | | 2 | |
3 | | 3 | | 3 | |
4 | | 4 | | 4 | |
5 | | 5 | | 5 | |
6 | | 6 | | 6 | |
7 | | 7 | | 7 | |
8 | | 8 | | 8 | |
9 | | 9 | | 9 | |
10 | | 10 | | 10 | |
Правильные ответы отмечать «+», неправильный - « -»
17
Приложение 4
Задание для конкурса «Точно в цель»
Задание для команды №1
Показать конский хвост
Назвать и показать доли печени на висцеральной поверхности
Показать области промежуточного мозга
Задание для команды № 2
Показать и назвать рога спинного мозга
Назвать и показать доли диафрагмальной поверхности печени
Показать и назвать функции мозолистого тела
Задание для команды № 3
Показать и назвать борозды спинного мозга
Показать и назвать камеры сердца
Показать и назвать отделы тонкого кишечника
18
Приложение 5
Контур тела человека для конкурса «Зоркий глаз»
