СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка внеклассного мероприятия на нравственную тему «Сад доброты»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок нравственности разработан с целью развития потребности в нравственном самосовершенствовании; ориентировать на ценности человеческой личности; развивать творческие способности детей, интерес и любознательность; воспитывать добрые и уважительные чувства друг к другу; способствовать сплочению детского коллектива.

Просмотр содержимого документа
«Разработка внеклассного мероприятия на нравственную тему «Сад доброты»»

Урок нравственности «Сад доброты».

Цели: развивать потребности в нравственном самосовершенствовании; ориентировать на ценности человеческой личности; развивать творческие способности детей, интерес и любознательность; воспитывать добрые и уважительные чувства друг к другу; способствовать сплочению детского коллектива; создать праздничное настроение.


Оборудование: модели «Цветка» , эпиграф урока; модели дерева, карточки с пословицами, рисунки учащихся на тему «Доброта»,


Ход урока

1.Организационный этап. Психологический настрой.

Звучит песня «Если добрый ты».

Дождик по земле босиком прошёл,

Клёны по плечам хлопал...

Если ясный день - это хорошо,

А когда наоборот - плохо.

Слышишь, как звенят в небе высоко

Солнечных лучей струны?

Если добрый ты, то всегда легко,

А когда наоборот - трудно.

С каждым поделись песенкой своей,

Рассыпая смех звучно...

Если песни петь, с ними веселей,

А когда наоборот - скучно!



Учитель: Добрый день, мои дорогие ребята, уважаемые гости! Подарите добрые взгляды и улыбку друг другу и нашим гостям.

Как хорошо, что мы сегодня собрались здесь все вместе. Мы добрые, приветливые и ласковые. Выдохните все ваши вчерашние обиды . Вдохните в себя свежесть тёплого воздуха, тепло солнечных лучей. Нам улыбается солнце, которое наполняет наши сердца добротой и любовью.

2. Определение темы урока. Работа над эпиграфом.

- О чём прозвучала песня? Доброта - это солнце, которое согревает душу человека. Давайте все вместе прочитаем слова М. Пришвина: «Все хорошее в природе - от солнца; а все лучше в жизни – от человека».

- Это эпиграф нашего урока.

- Как вы понимаете значение высказывания? Мы знаем, что от добрых слов возникает прекрасное человеческое чувство- ДОБРОТА. Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в классе от прекрасной мелодии стало светлее. Это, наверно, потому что собрались здесь добрые сердечные люди.

3.Основная часть.

1) Учитель: Сейчас мы отправимся вместе с вами в страну «Добра». Вы почувствуете себя в роли настоящей волшебницы. Мы постараемся создать вместе с вами «Сад Доброты». Для этого потребуется нам ваша доброта, любовь, ваша помощь. Вместе и дружно мы создадим этот волшебный сад.

Учитель: Девочки, как вы думаете, где живет доброта? (Ответы детей)

*Доброта должна жить в каждом человеке, в наших сердцах.

*Добрые сердца - это сады.

*Добрые слова – это корни.

*Добрые мысли – это цветы.

*Добрые дела – это плоды.



Учитель: Главная волшебница нашего класса, Ангелина, помоги нам отправиться в страну Добра.

(Ученица читает стихотворение, взмахивает палочкой).

Доброта нужна всем людям,

Пусть побольше добрых будет.

Говорят не зря при встрече

«Добрый день» и «Добрый вечер».

И не зря ведь есть у нас

Пожеланье «В добрый час».

Доброта - она от века

Украшенье человека.



Учитель: Что украшает человека? (Доброта, добрые поступки, дела)

2) Доброта... Что означает это слово?

(Объясняют детей, как они понимают это слово)

Учитель: Какого человека можно назвать добрым?

* Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь.

*Добрый человек бережёт природу, любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу.

*Добрый человек старается быть аккуратным, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.)

Учитель: А теперь обратимся к определению в толковом словаре Сергея Ожегова.

«Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

3) Посадим 1 дерево – Дерево Доброты.

Но сначала выполним задание.

- Вспомните слова и словосочетания, в которых спряталось «добро».

(Составление кластера со словом Доброта)

(Записывают на листочках. Называют по одному слову, прикрепляют к стволу дерева)

«Добродетельный, добродушный, доброжелательный, добронравный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный, добродетель, добрососедство, добротный, доброго здоровья, добрый день».

Учитель: Наверное, настоящий добрый человек обладает всеми этими качествами.

4) - Как вы думаете, легко ли быть, по настоящему добрым? Действительно, научиться по настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте нелёгкий, на нём человека ожидают взлёты и падения, зло и добро. Каждый человек сам себе прокладывает свой путь к доброте.

Добро и зло творить

Во власти всех людей.

Но зло твориться без труда,

Добро творить трудней.

(Ученица читает стихотворение «Доброта»).

Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета.

Доброта - не пряник, не конфета.



Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

Будет вертеться земля быстрей

Если будем мы с тобой добрей.



Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.



Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Доброта, как солнце светит.

Радуются взрослые и дети



5) Работа в группах.

- Слово доброта является исконно русским. Доброжелательность всегда ценилась русским народом. Об этом мы можем судить по огромному количеству пословиц и поговорок.

Посадим 2 дерево - Дерево Мудрости.

Соединим словосочетания и создадим пословицы (работа в группах)

Делай другим добро – (будешь и сам без беды).

Доброта… (лучше красоты).

Учись доброму... (дурное на ум не пойдёт).

Не одежда красит человека, (а его добрые дела).

Не ищи красоты – (ищи доброты).

Кто добро творит, (того Бог отблагодарит).

Доброе дело… (два века живет).

Доброе слово человеку – (что дождь в засуху).

Красота до вечера, (а доброта на век).

Добрый человек (добру и учит).

Кто любит добрые дела, (тому и жизнь мила).

На добрый привет... (добрый ответ).

Про доброе дело... (говори смело).

Жизнь дана на... (добрые дела).

Добро творить – (себя веселить).

Добрые слова (дороже богатства).

(Прикрепляем листики с написанными пословицами к дереву)

6) - Скажите, у какого человека больше друзей?

- У кого из вас в классе есть подруги? Как вы общаетесь?

Игра «Ручеёк»: подарим своим подружкам добрые слова. (Девочки называют друг друга добрыми словами: ты красивая, смелая ……)

- Говорите друг другу больше хороших, добрых слов. От этого и сами станете добрее.

Посадим 3 дерево – Дерево Дружбы. (Приклеиваем листики с именами учениц)

Звучит музыка о дружбе «Если с другом вышел в путь……»



7) В народе всегда относились к доброте по-особому. Недаром говорят «Доброе слово и кошке приятно».

- А теперь нам ученицы прочитают стихотворение М. Садовского «Доброе сердце».

Я как-то в дом принесла щенка,

Бездомного бродягу,

Чтоб подкормить его слегка,

Голодного беднягу.



- Ну, что ж, сказала мама, - пусть

Он поживёт немножко,

В глазах его такая грусть!

Найдётся супа ложка...



Я во дворе нашла потом

Котёнка чуть живого,

Его я тоже в дом взяла,

Сказала мама снова:



- Ну, что ж, - сказала мама, - пусть

Он поживёт немножко,

В глазах его такая грусть!

Найдётся каши ложка...

Я под гнездом нашла птенца,

Над ним вороны вились,

Спрятала я сорванца,

Мы с ним домой явились.



- Ну, что ж, сказала мама, - пусть

Он поживёт немножко,

В глазах его такая грусть!

Найдётся хлеба крошка...



Однажды я принёсла ежа,

Ужа и черепаху,

И заяц в нашу дверь вбежал,

Наверное, со страху.



Сказала мама: - Пусть живут -

В квартире так чудесно,

А если потеснится, тут

И нам найдётся место.



Учитель: Вы теперь послушали, какие добрые люди живут в этой семье.

- Нельзя причинять страдания ни одному живому существу на планете Земля. Пусть на земле совсем не будет бессердечных людей, которые выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекают их на гибель. Будьте добрыми к бездомным животным, помогайте им выжить.

(Дети рассказывают о своих маленьких друзьях, которые живут у них дома).

- Молодцы! Вы ласковы и заботливы. У вас доброе сердце!

И если кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

То день не напрасно был прожит,

Значит, живёшь ты не зря.

Учитель: Посадим в нашем саду Дерево добрых сердец.

8) В нашем саду появилось солнце, но оно нам не улыбается. Его окружают плохие слова.

- Сейчас мы должны сделать так, чтобы плохих слов вообще не было.

Учитель показывает детям карточку, где изображено солнце, но на его лучах записаны такие «плохие слова» как : плохо, зло, война, жадность, грубость, жестокость, ложь. Задание – подобрать к словам антонимы, заменив, плохие слова на хорошие, добрые. (Хорошо, добро, мир, щедрость, вежливость, ласка, правда).

Учитель: Если солнце большое - оно на небе. А есть маленькое солнце - оно светит в каждом из нас. Это наша доброта. Добрый человек тот, кто любит детей и помогает им. Добрый человек любит природу и бережёт её. А любовь и желание помочь - согревают нас самих, как солнце.

Я предлагаю вам посадить Дерево Добрых поступков.

Учитель: Вот видите, маленькие волшебницы, как можно победить зло.

Так и в жизни: листики добра выросли на дереве, деревья выросли в Саду Добра. Хорошо, когда добрый человек оставляет после себя добрый след. Недаром один мудрец сказал: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребенка.

4.Обобщающий этап.

1. Тренинг  "Мне нравится, когда…"

Каждый человек должен решить, в каком мире ему жить. И это зависит только от него самого. Продолжите предложение: "Мне нравится, когда…",  "Мне не нравится, когда…"

2. Игра “Теплые ладошки”.

- Возьмите теплыми руками цветочки, приложите к сердцу, подумайте о том, что вы возьмете с собой в жизнь с этого урока. Пусть этот опыт помогает вам быть в жизни добрее и терпимее друг к другу, помогает находить то доброе и хорошее, что есть в душе каждого человека. Человеку порой хочется быть вместе со всеми, а порой хочется побыть одному. Сейчас мы цветы высадим на одну огромную клумбу. Цветы очень дружны между собой. Оживите каждый свой цветок, которые лежат у вас на партах, раскрасив его. (Дети выходят к доске и прикрепляют цветы на доску, звучит песня «Дорогою добра»)

- Посмотрите, какая чудесная клумба получилась у нас. Так и мы с вами учимся, играем, трудимся вместе. Я желаю, чтобы вы в классе тоже были сплоченные и дружные, чтобы эти отношения у вас остались надолго. Доброта - тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать. Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Доброта - это стремление человека сделать счастливее других людей. Понять и исполнить желание другого - одно удовольствие, честное слово. Добрые слова - это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти цветы окружающим.

Хочется мне попрощаться,

Пожелав при этом вам,

Чтобы добрыми вы были,

Слов волшебных не забыли,

Чтобы добрыми словами

Говорили вы с друзьями