Психологический настрой. Настроение
1.Сложенные вместе ладони, прикладываются к голове или груди. (Таиланд)
2. В Европе и Новой Гвинее распространен обычай приветствовать друг друга на расстоянии "взлетом" бровей, когда обе брови одновременно поднимаются, взлетают вверх.
3. В некоторых североафриканских государствах. Там подносят правую руку сначала ко лбу, потом к губам и после этого – к груди. В переводе с языка жестов это значит: я думаю о тебе, я говорю о тебе, я уважаю тебя.
-Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в Страну Знаний. Как вы думаете, на каком транспорте отправимся в путешествие? Отгадайте

(Видео мультик песня про паровозик «Во дворе так грустно…»)
-А вот и страна знаний. А где же город, в котором живут жители русского языка? До него дорога нелегка. Посмотрите, сколько препятствий на пути.
Деление на группы по классам. Названия команд.
(В игре принимают участие 4 команды по 5 человек. Зрители поддерживают игроков и дополняют ответы. Команды после игры получают звание «Лучший знаток русского языка»)
1-я игра «Дальше, дальше...» (Проход через мостик)
-Я буду задавать командам вопросы. Каждый правильный ответ дает команде очко.
1 Класс
1. Какие знаки ставят в конце предложения? (Точку, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие)
2. С какой буквы пишется первое слово в предложении? (С большой буквы)
3. Как пишут имена и фамилии людей, клички животных? (С большой буквы)
4. На какие две группы делятся буквы русского алфавита? (На гласные и согласные)
5.Как делятся слова? (на слоги)
6.Какая буква в русском алфавите стоит на 3 месте?
7.В слове мама 2 слога?
8.В слове Маша ударение падает на слог ша?
9.В слове день 1 гласный звук?
10.Белый камушек растаял,
На доске следы оставил. (мел)
2 Класс
1. Как обозначают звуки на письме? (Буквами)
2. Какие буквы не обозначают звуков? (Твердый знак, мягкий знак)
3. Как отличить гласный звук от согласного? (При произнесении гласных звуков воздух не встречает преграды во рту. Этот звук можно пропеть)
4.В слове скворец 3 слога?
5.Как правильно перенести слово МАЙ-КА или МА-ЙКА?
6.В слове рукав на конце пишется ф?
7.Слово яма переносится Я-МА
8.В слове ёжик после ж пишется буква ы?
9.В алфавите после буквы д идёт буква ё?
10.Есть, друзья, такая птица:
Если сядет на страницу,
Очень рад бываю Я,
А со мною вся семья.(пять)
3 Класс
1. Сколько гласных букв в русском алфавите? (10)
2. Сколько гласных звуков в русском языке? (6)
3.Что вы знаете о звуках [ж], [ш], [ц]? (Они всегда твердые)
4. Все буквы, расположенные по порядку (алфавит)
5. Сколько букв в русском алфавите? (33)
6. Какие виды предложений вы знаете по интонации? (Предложения бывают восклицательные и невосклицательные по интонации)
7. Назовите главные члены предложения. (Подлежащее и сказуемое)
8. Как узнать, сколько в слове слогов? (Сколько гласных в слове, столько и слогов)
9.Что обозначает имя существительное?(предмет)
10.Умный Ивашка,
Красная рубашка,
Где пройдёт - коснётся,
Там след остаётся. (карандаш)
4 Класс
1. Из чего состоит речь? (Речь состоит из предложений, а предложения - из слов)
2. Что знаете о звуках [ч], [щ], [й]? (Они всегда мягкие)
3. Что такое предложение? (Предложение - это слово или несколько слов, выражающих законченную мысль)
4. Какие виды предложений вы знаете по цели высказывания? (Предложения бывают повествовательные, вопросительные, побудительные по цели высказывания)
5. Какими бывают члены предложения? (Главными и второстепенными)
6. На какие вопросы чаще всего отвечает подлежащее? (На вопросы «кто?» и «что?»)
7. На какие вопросы чаще всего отвечает сказуемое? («Что делать?», «Что сделать?» и т. п)
8. Как нужно переносить слова с одной строки на другую? (Слова переносят по слогам, но одну букву нельзя оставлять на строке и переносить на другую строку)
9. Может ли слог состоять из одной буквы? (Может, если это гласная)
10.Стоит дом:
Кто в него войдет
Тот и ум
Приобретёт.
2-я игра «Угадай-ка»
Отгадайте загадки - обманки
3-я игра «Спешите видеть»
Мудрая сова предлагает вам задание
-В течение 1 минуты нужно запомнить скороговорку, а затем повторить её.
1 Класс
Мышка кошке
Сшила сапожки.
Кошка мышке
Сшила штанишки
2 Класс
Кот Василий перед мышами
хвалился силой своей и усами.
3 Класс
На окошке крошку-мошку ловко ловит лапой кошка.
4 Класс
Как страшно мышке
Жить в норушке, -
У кошки
Ушки
На макушке.
Для зрителей
-А теперь хитрый вопрос для зрителей. Как правильно сказать: у рыб нет зуб? У рыбов нет зубов? У рыбей нет зубей? (У рыб есть зубы)
4-я игра «Темная лошадка»
Выражение пришло к нам из английского языка, где применяется выражение dark horse (темная лошадь), со значением - малоизвестный, но неожиданно успешный участник. Выражение указано в Американском словаре, где указывается, что выражение происходит от неизвестной лошади, выигрывающей на бегах.
(На слайде - портрет поэта А. Пушкина)
-Перед началом игры предлагаю вам вспомнить, какие сказки для детей написал А. Пушкин. («Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о попе и о работнике его Балде», «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказку о царе Салтане...», «Сказку о золотом петушке») Пушкин с благоговением относился к родному языку, призывал любить и изучать его. По мнению поэта, это «звучный и выразительный язык», «гибкий и мощный в своих оборотах и средствах». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и гармоничная точность».
А теперь задание: нужно раскрыть смысл крылатых выражений.
(Задания предлагают командам попеременно, засчитывают только правильные ответы)
1 Класс
Наврать с три короба
2 Класс
Намотать на ус
3 Класс
Прикусить язык
4 Класс
Клевать носом
Для зрителей
1.Считать ворон
2.Вертится на языке
5-я игра «Фантазёры»
1 Класс
Назовите как можно больше вежливых слов.
2 Класс
Составьте слова и впишите их в клетки. (Например: мир, мак, мел, миг, мед)
3 Класс
Составьте рассказ по картинкам
4 Класс
Придумайте сказку по картинкам
Для зрителей
-Что может убежать? (Молоко, время, зерно на элеваторе)
- Переставь буквы в слове «стук» так, чтобы получилось новое слово?
1.Водить за нос - вводить в заблуждение, обманывать
2.Развешивать уши - внимательно, с полным доверием к рассказывающему, слушать что-либо
3.Точить зубы – 1.ненавидеть кого-либо, стремиться навредить кому-то
2.испытывать сильное желание заполучить что-либо
4.Клевать носом - дремать, низко опустив голову
5.Делать из мухи слона - неоправданно преувеличивать значение чего-либо
6.Прикусить язык (Замолчать)
7.Чесать языки - употребляется в отношении заядлых сплетников, балаболов.
8.Строить глазки - заигрывать, кокетничать, флиртовать, открыто проявлять свою симпатию
9.Не в своей тарелке - испытывать чувство неловкости, смущения (чувствовать себя)
Подведение итогов
Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.
Мясорубка – информацию переработаю.
Корзина – всё выброшу.
Доп.зад.
1. ДВА БЕРЕЗОВЫХ КОНЯ ВИХРЕМ С ГОРКИ МЧАТ МЕНЯ, НУ А НА ГОРУ ОПЯТЬ МНЕ ИХ НАДО ПОДНИМАТЬ.
2. ПОСРЕДИ ДВОРА СТОИТ КОПНА: СПЕРЕДИ ВИЛЫ, СЗАДИ МЕТЛА.
3. ЛЕЖАТ ПОРОСЯТКИ, ПРИВЯЗАНЫ К ГРЯДКЕ. ХОРОШИ ЗЕЛЁНЫЕ, А ЗИМОЙ — СОЛЁНЫЕ.
4. КТО ЗИМОЙ БЕЛЫЙ, А ЛЕТОМ СЕРЫЙ?
5. БЕЛОЕ ОДЕЯЛО ВЕСЬ МИР ПОКРЫВАЛО, СТАЛО ТЕПЛО — в РЕЧКУ УТЕКЛО.
6.ПОД СОСНАМИ ,ПОД ЁЛКАМИ ЛЕЖИТ МЕШОК С ИГОЛКАМИ.
7.СТОИТ АНТОШКА НА ОДНОЙ НОЖКЕ, ШЛЯПА ЕСТЬ, А ГОЛОВЫ НЕТУ.
8.ШЕВЕЛЯТСЯ У ЦВЕТКА ДВА КРАСИВЫХ ЛЕПЕСТКА.ЯСОРВАТЬ ЕГО ХОТЕЛ — ОН ВСПОРХНУЛ И УЛЕТЕЛ.
9.НЕ БУДИЛЬНИК, А РАЗБУДИТ: ЗАПОЁТ—ПРОСНУТСЯ ЛЮДИ.
10. ПО ГОРАМ, ПО ДОЛАМ ХОДИТ ШУБА ДА КАФТАН.
Отгадки: лыжи, корова, огурцы, заяц, снег, еж, гриб, бабочка, петух, овца.