Содержание:
1.Обоснование проблемы...............................................2
2.Обзор литературы.........................................................4
3.Основная часть..............................................................9
4.Заключение...................................................................16
5.Источник литературы..................................................17
Тема работы: «Любить природу -любить родину.»
Обоснование проблемы:
Чтобы не предавать забвению историю калмыцкого народа, чтобы многовековые труды наших предков не канули в лето, необходимо приобщать к калмыцкой культуре подрастающее поколение, найти творческий подход к обучению. Именно творческий подход педагогов к проектированию национально-регионального компонента в значительной степени изменит существующий традиционный подход в образовательном процессе.
Творческий метод обучения поможет сосредоточить внимание учителей и учащихся на глубоком всестороннем осмыслении идей национальной культуры калмыков, на уяснение необходимости рационального использования материалов народной педагогики в содержании образования. Правильный выбор назначения программы позволит соотнести национально-региональный компонент с федеральным, исключит дублирование материала.
Актуальность проблемы:
Изучение химии с помощью национально-регионального компонента поможет учителям воспитывать в своих учениках уважение и любовь к природе, культуре, истории, искусству, языку калмыцкого народа как части общечеловеческой культуры.
Задачи:
-изучить научно-популярную литературу по данной проблеме;
-привлечь внимание, используя связь химии с жизнью ;
-использовать межпредметные связи с биологией, литературой, показать важность знаний, получаемых учащимися на уроках химии;
- воспитывать уважение и любовь к природе, культуре, истории, искусству, языку калмыцкого народа как части общечеловеческой культуры.
Область исследования:
химия, биология, литература, валеология.
В работе используется :
самостоятельный поиск информации о взаимосвязи калмыцкой литературы с природой родного края; работа по созданию интеллектуальной игры - викторины по химии с использованием национально-регионального компонента.
Выполнение работы:
Первоначальный этап в моей исследовательской деятельности -ознакомление с научно-литературными источниками ,интернет-ресурсами ,содержащими информацию об использовании органических веществ растительного и животного происхождения ,их взаимосвязи с произведениями поэтов и писателей Калмыкии о природе родного края;
Второй этап-обработка найденного материала, мне очень интересно было узнать о нашей литературе и природе, и как тесно они соприкасаются;
Третий этап - совместно с учителем разработали игру-викторину по химии для 9-10 классов, с внедрением национально-регионального компонента.
Обзор литературы:
Фрейм «Россия-родина» состоит из субфреймов «отечество», «место проживания». Из анализа материала выявляется то, что субфрейм «отечество» персонифицируется с Калмыкией, частью России: «ленинской партии вольное знамя вместе с Россией мы гордо несли. Пройдены вместе пути боевые, братскою дружбой народ мой велик. Знай, и в грядущем с тобою, Россия, радость и горе разделит калмык» (А. Балакаев). Степь не просто тот уголок земли, где рождается, живет и умирает калмык - это «моя любовь, и радость, и отрада, все от нее, всего исток она» (С. Каляев); «степь - жизни Суть и Основа.. .Там только счастлив я.., где льются родные напевы домбры» (С. Байдыев). Калмык счастлив потому, что «довелось родиться на широком пологе степей» (С. Каляев), «в степи в первый раз я на землю ступил, в последний - ступлю здесь на землю седым.. .Сладка мне полынная горечь степи, мне сладок, мне сладок Отечества дым!» (Е. Буджалов). Таким образом, субфрейм «место проживания» объективируется в языковых средствах, указывающих на степь. Он репрезентируется с достаточной полнотой, поскольку тема родной степи проходит красной нитью в творчестве всех писателей Калмыкии. Характерна сезонная стратификация в объективации названного субфрейма: невзрачная, безлюдная, скудная - зимой; широкая, бесконечная, яркая, как красочный ковер, тюльпанная - весной; сонная, ленивая, с выжженной травой - летом. Актуализации субфрейма способствуют слоты, характеризующие степь. При этом каждый компонент символизирует характерный признак обитателей степи: тюльпан -стойкость, нежность, красоту, ковыль - непокорность, полынь - силу, горечь, тамариск - смелость и риск, орел - свободу, гордость, верблюд - неприхотливость, сайгаки - непокорность, лебедь - верность и т.д. Хотя растительный мир степи не богат, не отличается буйными красками, он любовно описан в творчестве поэтов Калмыкии. Чаще всего поэты воспевают два растения, которые являются символами калмыцкой степи: тюльпан - олицетворение ее красоты, и полынь - олицетворение стойкости и жизненной силы. «Она (полынь) выносит знойный ад. Струит целебный аромат, со степью, с нами делит муки» (Д.Кугультинов).
Животный мир степи также является объектом художественного осмысления поэтов. Особое место в структуре субфрейма занимает конь, любимое животное калмыка, и белый ягненок, олицетворяющий собой беззащитность, хрупкость жизни и одновременно с этим светлые помыслы и надежду. На наш взгляд, в приводимом ниже отрывке из стихотворения Б. Сангаджиевой «Степь моя» представлены характерные признаки рассматриваемого субфрейма:
Задумчивый простор родных степей...
Он, как ладони матери моей,
Он - колыбель моя
И песнь моя.
Он - бесконечный праздник бытия.
Здесь ветер пахнет дымным кизяком,
Полынью и верблюжьим молоком...
В песчинке каждой -
Предков кровь и нот...
Звенит песок,
И звон в меня течет...
Мне трудно жить -
Со мною степь моя,
Мне хорошо -
Со мною степь моя.
В нем солнца раскаленная бадья
И родника прохладная струя.
Здесь нет лесов,
Здесь нет морей и гор,
Но есть соленый,
Заревой простор...
В стихотворении подчеркивается неразрывная связь калмыка с степью, где он рождается и живет, под влиянием которой формируются черты его характера. Степь для калмыка подобна матери: «Вся залитая звенящим светом расплескалась степь передо мной. Яркою улыбкою рассвета встречен долгожданный сын родной. Я пришел, минуя все разлуки, здравствуй же, прекрасная мечта! Ты, как мать, призывно тянешь руки, чтоб расцеловать меня в уста. Глажу я, от радости пьянея, седину степного ковыля. . .Вы - тайги, озер и рек милее. Тонущие в зелени поля. Сколько раз за верстами сквозными видел я во сне и наяву - будто вдруг ладонями своими я примял горячую траву» (М. Нармаев).
Анализ показывает, что в целом калмыцкая степь в художественном сознании калмыков олицетворяет собой родину, при этом у каждого поэта в этом качестве выступает конкретный уголок большой степи. Так, для замечательного калмыцкого поэта А. Тачиева это курган в урочище Дармы: «Нет в мире выше высоты, той, что с рождены в сердце бьется, что гордо родиной зовется! Курган степной, навечно ты со мною неразрывно связан. И я тебе за все обязан: за то, что я на свете есть, за незапятнанную честь!»
В стихотворении «Родина» М. Хонинов рисует дорогую сердцу калмыка картину родной природы: «из памяти калмыцкой и железом не соскрести, не выжечь, не стереть ковыльный луг далекого хотона, где в юности стада верблюжьи пас, клок выжженного солнцем небосклона, и синеву озерных робких глаз, дым очага, что так пахуч и резок, степной зари начищенную медь». Она олицетворяет собой малую родину образ которой хранится в сокровенном уголке сердца любого калмыка: «Я ездил за рубеж, в чужие страны, я видел джунгли с колдовством лагун.. .Но, как сайгак, вкусивший зултургана, ковыльный луг я в сердце берегу!» (М. Хонинов).
В творчестве писателей старшего поколения центральное место в слоте «степь» занимает родной хотон. Мир родного хотона описывается достаточно полно. Это звон домбры и песни джангарчи, горьковатый запах полыни, который символизирует запах родины, запах свежесваренной баранины, любимого кушанья калмыков, джомбы, излюбленного напитка, запах дымящегося кизяка, «волнующего и сладкого», по которому калмык определяет близость родного хотона. Значит, запах кизяка - это запах родного хотона, родного очага.
Многие компоненты слота «хотон» являются специальным предметом поэтического осмысления: трубка, домбра, аршан: «наш аршан - бальзам калмыцкий...моей отчизны воздух, вкус степей, где жили предки, чаша неба в крупных звездах» (А. Балакаев). Чаще других объектом поэтизации является калмыцкий чай: «Ах, джомба! На века степь сроднилась с тобою и душа степняка!» (Т. Бембеев). Пожалуй, наиболее полно вкус и значение этого напитка в жизни калмыка удалось раскрыть Б. Сангаджиевой (Он с перцем, и с маслом, и со свежим молоком. Мы счастливы всем существом, всем сердцем, когда привольно чай калмыцкий пьем. Завоет ли вечеровая вьюга, придавит ли траву полдневный зной - нет лучшего помощника и друга, чем наш калмыцкий чай в степи родной) и М. Хонинову (Когда я в степи заблудился в бурьяне, и в пыльный овраг повалил меня зной, с вопросом
предстала Судьба предо мной: «Скажи, что всего тебе в мире желанней?» Ответил: «Калмыцкого чая глоток»). Поэты не просто восхищаются национальным напитком - он помогает осмыслению жизни:
Калмыцкий чай. Я привык к нему,
Ароматному, розовому, как рассвет.
Только вкус его истинный не пойму,
Если соли, соли в нем нет.
Так и в жизни.
Чтоб прелесть ее познать,
Нужно так, чтобы были в нем
Не одни лишь удачи, не тишь да гладь -
Соль и горечь нелегких дней. (С. Байдыев)
Основная часть
Разработка игры-викторины «Книга знаний»
Цели:
Воспитывающая: воспитание самостоятельности и активности учащихся при ответах на вопросы и решении различных заданий при работе в группах, взаимопомощи и поддержки, сознательности.
Развивающая: развитие наблюдательности, внимательности, интеллектуальных способностей и навыков при выполнении заданий, мыслительных операций: анализа, сравнения, оценки, логики, интереса к предмету.
Обучающая: организация учащихся в игровой форме на повторение и обобщение знаний по органической и неорганической химии, умений при выполнении различных нетрадиционных заданий и дидактических игр.
«Мы все – жители Республики Калмыкия. В нашей прекрасной республике много различных сокровищ: сокровища степи, недр земли, морей и озер, литературы, музыки, поэзии, для родителей самые главные сокровища – это вы – их дети, но поистине сокровищами являются ЗНАНИЯ, которые человек накапливает в течение всей жизни и использует их…»
И в школе вы получаете знания, в частности и на уроках химии…
А что же такое книга знаний? Какая она бывает? Может она в старинном переплете, а может современная…
Так вот - наша сегодняшняя викторина называется «Книга знаний»
Давайте полистаем эту книгу. Но сегодня мы заглянем только на некоторые ее странички.
Первая страничка – игровая
Игры бывают разные: настольные, спортивные, интеллектуальные, компьютерные, дидактические ...
«Блеф – игра». Каждой команде задаются вопросы.
Верите ли вы, что …
1.Эфирное масло полыни царица Клеопатра использовала для получения туалетной воды? Ответ. Да.
2.Жир, которым заполнен горб верблюда, служит в первую очередь не источником энергии, а источником воды? Ответ. Да.
3.В баранине содержатся следующие полезные вещества: витамины В1, В12, Е, РР (никотиновая кислота), калий, железо, натрий, магний, фосфор, фтор, кальций, цинк, йод, белок. Ответ. Да.
4.Тюльпан, один из тех редких цветков, масло которого добыть практически невозможно. Поэтому воссоздают аромат тюльпана в парфюмерии с помощью всяческих хитростей и премудростей. Ответ. Да.
5.Бутоны и цветки лотоса способны самостоятельно разогреваться и регулировать свою температуру, поддерживая ее на уровне около +35 °С, количество энергии, выделяемое цветущим лотосом, достигает 1 Вт, помощью 20 растений можно было бы осветить комнату. Ответ. Да.
Игра «Третий лишний». Выберите лишнее вещество.
Задание (на столах лежат указанные предметы).
Перед вами лежат: Деревянная чашка - тавг, клубок шерсти, семена лотоса. Что объединяет все эти предметы? В черном ящике находится предмет, который является лишним.
Ответ: все предметы состоят из высокомолекулярных соединений, но дерево и семена лотоса содержат углеводы, а шерсть – белки. В черном ящике находится клубок шерсти.
Вторая страничка –литературная.
Вам предлагается отрывок стихотворения ,надо вставить пропущенные слова , являющиеся химическими элементами (металлы).
В стихотворении «Родина» М. Хонинов рисует дорогую сердцу калмыка картину родной природы: «из памяти калмыцкой и Аr(Ме )=56 не соскрести, не выжечь, не стереть ковыльный луг далекого хотона, где в юности стада верблюжьи пас, клок выжженного солнцем небосклона, и синеву озерных робких глаз, дым очага, что так пахуч и резок, степной зари начищенную Ar (Ме)=64».
Третья страничка называется «Угадай-ка» .
1 вопрос. По отзывам многих те, кто побывал в Калмыкии и хоть единожды отведал этот напиток, обязательно увозят с собой рецепт и варят его дома, удивляя родных и близких необычным вкусом. Хотя вкус это далеко не единственное, чем может похвастаться: он содержит много сапонита – природного сорбента, а также алкалоидов. Этот напиток оказывает тонизирующее действие и помогает бороться с переутомлением. С молоком и маслом в наш организм попадает множество витаминов и минералов, что позволяет бороться с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, авитаминозом, заболеваниями органов дыхания, а также сердечно-сосудистой системы, болезнями желчного пузыря, нарушениями обмена веществ, ревматизмом,а также способен регулировать уровень сахара в крови, что позволяет использовать его при сахарном диабете. Более того, в Калмыкии употребляют этот напиток при раковых заболеваниях и успешно применяют его при похудении.
Ответ: Калмыцкий чай -джомба.
Комментарий учителя: Пожалуй, наиболее полно вкус и значение этого напитка в жизни калмыка удалось раскрыть Б. Сангаджиевой (Он с перцем, и с маслом, и со свежим молоком. Мы счастливы всем существом, всем сердцем, когда привольно чай калмыцкий пьем. Завоет ли вечеровая вьюга, придавит ли траву полдневный зной - нет лучшего помощника и друга, чем наш калмыцкий чай в степи родной.)
2 вопрос. Крепчайший соляной раствор и черная тягучая грязь, отдающая сероводородом, помогают при кожных недомоганиях, повышенном артериальном давлении, болезнях суставов.
Ответ: рапа.
Комментарий учителя:Одна из жемчужин калмыцкой природы – Большое Яшалтинское озеро (Мертвое море Калмыкии). Неутомимый радетель Яшалтинского озера – доцент КГУ, доктор биологических наук Надежда Абушинова, впервые применившая научный подход к его свойствам, не устает повторять: знаменитые соли Мертвого моря в Израиле значительно уступают по качеству нашей рапе. Немудрено: водоем под завязку насыщен полезными элементами и при этом в нем нет патогенных микробов, тяжелых металлов и радиации (это подтверждено санитарно-бактериологическим, радиационным и прочими анализами Российского научно-исследовательского центра восстановительной медицины и курортологии), здесь прекрасная экология, чистые берега и так далее.
3 вопрос. Крупные ( в виде мешка) жировые отложения под хвостом среднеазиатского барана. Этот жир они нагуливают на летних пастбищах, чтобы бараний организм подпитывался им зимой. На Востоке издревле считают, что этот жир, имеющий в своем составе мало холестерина, продлевает молодость, проясняет ум.
Ответ: курдючный жир.
4 вопрос. С давних пор, «с сотворения мира», как говорится, калмыки вели кочевой образ жизни. Кочевали они в поисках хороших земель с водой и вкусной травой. Для кочевья нужно было удобное легкое жилье, быстро собираемое и разбираемое, легко перевозимое. Таким жильем и была кибитка. Тем чем покрывали кибитку, не пропускал ни холод, ни ветер, ни жару. Лишь дождь, если он был сильным, слегка просачивался. Чем покрывали кибитку?
ответ: войлок.
Комментарий учителя: Для изготовления войлока требовалось много шерсти. Поэтому калмыки разводили овец такой породы, которая давала не только мясо, но и длинную грубую шерсть.
Четвертая страничка «Жизненная».
1. Вам предложен текст, в который надо вставить пропущенные слова (полынь,кизяк,глина,закваска,чигян или самогонка).
Из шкур верблюдов мастера-умельцы делали замечательную посуду - Опртхо (кувшины). Верблюжью шкуру опускали в корыто с (1), где выдерживали несколько дней. Потом вытаскивали, снимали острым ножом шерсть и сушили шкуру на воздухе. Когда она подсыхала, из нее по специальному лекалу вырезали две одинаковые части - половинки будущего бортхо. Положив эти части друг на друга, края плотно и прочно сшивали, и сшитый сосуд втугую набивали сырой (2). Потом делали на улице земляную печь и затапливали ее (3). Когда печь разгоралась, в огонь подбрасывали (4). Начинал идти обильный дым, над которым и держали бортхо.
Мастер металлическим резцом искусно наносил на его поверхность различные рисунки и узоры.
От сильного жара бортхо становилось темно-красным. Тогда его вытаскивали из огня и выбивали (2), наполнявшую его. Потом бортхо сушили на солнце в течение четырех-пяти дней. Затем чистили, полоскали внутри, прикрепляли металлическую (серебряную) крышку с гравировкой, ременную ручку, наливали в бортхо(5), проверяя его на прочность. Получался великолепный сосуд: его можно было перевозить на лошадях и верблюдах, не боясь разбить, в летнее время в нем можно было держать прохладный напиток, не боясь, что он нагреется на солнце.
ответ: 1-закваска,2-глина,3-кизяк,4-полынь,5- чигян или самогонка.
2. Вам предложен текст, в который надо вставить пропущенные слова (этиловый спирт,белок,молочный сахар.)
При кумысном брожении белок превращается в легкоперевариваемые вещества, а (1)— в молочную кислоту, этиловый спирт, угольную кислоту и целый ряд ароматических веществ. Все это создаёт высокую питательность кумыса, лёгкую усвояемость, приятный вкус и аромат.
Обычно кумыс содержит от 0,2 % до 2,5 % (2). Но крепкий натуральный кумыс (только из кобыльего молока) может содержать до 4,5 % (2). Калорийность литра кумыса колеблется в пределах 300-400 ккал в зависимости от содержания белка и жира, а также количества не перебродившего сахара. Перевариваемого (3) в литре кумыса имеется около 20г, что соответствует количеству (3) 100г мякоти говядины средней упитанности. Важно отметить, что (3) кумыса богаты незаменимыми аминокислотами и почти полностью перевариваются.
ответ: 1-молочный сахар,2-этиловый спирт,3-белок.
Комментарий учителя.
В составе кумыса много дрожжей, а также витаминов:
- Тиамина (B1) - 203,4 мкг/л.
- Рибофлавина (B2) - 375,0 мкг/л.
- B12 - 2,1 мкг/л.
- Пантотеновой кислоты - 2010,0 мкг/л.
- Фолиевой кислоты - 265,0 мкг/л.
- Биотина - 1,2 мкг/л.
Пятая страничка - экспериментальная.
Здесь учитель предлагает учащимся провести опыты, доказывающие наличие белков в молоке, шерсти.
Ну, что же…на сегодня мы закончим листать книгу, но когда-нибудь обязательно продолжим…
Заключение:
« Степь не просто тот уголок земли,
где рождается, живет и умирает калмык -
это моя любовь, и радость, и отрада,
все от нее, всего исток она» (С. Каляев)
Люди не вечны, они уходят в иной мир, но остаются и живут народные традиции. Живут, потому что всегда есть хранители бесценного богатства народа, которые собирают, бережно хранят, дополняют вновь найденными или вновь созданными произведениями и передают следующему поколению. Народные традиции обогащают внутренний мир людей, помогает не забывать прошлого нашего народа, которым нужно гордиться, особенно молодому поколению.
Источник литературы:
1. Ользеева С.З. Калмыцкие народные традиции. (на калмыцком и русском языках). - Элиста: ЗАОр «НПП «Джангар», 2007. .
2.Эрдниев У.Э. Калмыки: Историко-этнографические очерки. - 3-е изд., перераб и доп. - Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1985.
3.Эрендженов К.Э. Золотой родник: О калмыцком народном творчестве, ремеслах и быте/ Пер. с калмыцкого А. Аквилева. - Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1985.
4.Поэты Калмыкии. М., 1970. Современная калмыцкая поэзия. Элиста, 1977.
5.http://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=d4bb3ab7-3c4f-4f00-8098-ee507c4a75fb
6.статья "Лотос орехоносный" http://www.bestreferat.ru/referat-91114.html
7.Орлова О. Г. Россия // Антология концептов. Т. 2. Волгоград, 2005.
8.Поэты Калмыкии. М., 1970. Современная калмыцкая поэзия. Элиста, 1977.
18