Разработка внеурочного занятия на тему: «Первоцветы»

Тема: «Первоцветы»
Цель: ознакомление детей с первоцветами, бережное отношение к природе.
Оборудование: Презентация, картинки весны, первоцветов, картинка солнышко.
Подходы:1 системно-деятельностный
Методы: 1 Игровой
2 Проблемно-поисковый
Формы работы: массовая, индивидуальная
План: 1 разговор о весне
2 приход весны, ознакомление с первоцветами
3 заключение
Здравствуйте ребята. Меня зовут Кристина Александровна, сегодня я у вас проведу классный час.
Учитель
Цветов на земле очень много красивых.
Роскошные розы цветут торопливо.
Ромашки простые без всяких прикрас,
Как солнышка лучики, радуют нас.
Нежны незабудки, анютины глазки.
Весною тюльпаны цветут словно в сказке.
На принца похож элегантный нарцисс,
И держится прямо упрямый ирис.
Но все изобилье цветов не сравнится
С голубенькой каплей, упавшей с ресницы
Прекрасного времени года – Весны.
Подснежники, как же прекрасны они!
Лишь только подумают люди о лете,
О теплых и ласковых солнечных днях,
Уже на пригорке цветут первоцветы.
С весной поздравляя, приветствуют нас.
Средь снега они голубеют упрямо,
Не страшен им вовсе весенний мороз.
Цветут первоцветы весной очень рано,
Они мне дороже букета из роз.
Ведь каждый цветок первоцвета – волшебный.
Качаясь на тонком своем стебельке,
В себя он вмещает огромное небо,
Даря людям радость, весну на Земле.
Так хочется, чтобы красой сей чудесной
Могли наслаждаться все долгие годы.
Тем более, это совсем уж нетрудно:
Не надо лишь портить родную природу.
Учитель: Ребята. Я загадываю загадку, а вы отгадайте, о каком времени года в ней говорится?
Она приходит с ласкою
и со своею сказкою
Волшебной палочкой взмахнет-
В лесу подснежник, расцветет
Дети: Весна
Учитель: Как вы догадались, что это весна?
Учитель: Расскажите о весне, о ее приметах.
Дети: Солнце весной теплое, нежное, ласковое, яркое. Небо чистое, голубое с белыми облаками, лазурное, светлое.
Учитель: Ребята, как вы думаете, что происходит ранней весной?
Дети: Снег становится сырым, грязным, рыхлым, зернистым, темным, ноздреватым, он тает на солнышке и превращается в ручейки.
Дети: прилетают перелетные птицы: грачи, скворцы, ласточки, стрижи, журавли, дикие лебеди, дикие гуси, дикие утки.
Учитель: дети так давайте же позовём весну повторите три раза (Весна приходи,)
Весна: Здравствуйте, дети! Вы меня ждали?
Учитель: С чем ты, Весна, к нам пришла?
Весна вывешивает картину:
- Я пришла и принесла вам картину. Посмотрите какое на картине небо? (голубое, чистое, безоблачное)
-(прикрепляет солнце) Светит солнце! Какое оно? (лучезарное, яркое, теплое, нежное, игривое)
- А трава то какая? (мягкая, шелковистая, молодая, нежная, сочная, светло-зеленая…
- На деревьях и кустарниках лопнули … почки и появились … листочки. Какие? (маленькие, липкие, беззащитные, светло-зеленые)
- Бежит ручей! Какой? (быстрый, журчащий, звонкий, чистый, холодный)
- И, конечно же, распустились первые весенние цветы! Как их называют? (подснежники) А раз они первые цветы, то их еще называют первоцветами. Давайте правильно произнесем это слово. (хором ПЕРВОЦВЕТЫ)
- А вы любите первоцветы? За что?
Инсценировка сказки «Первые весенние цветы».
(Выходят дети в шапочках и садятся на пуфики.)
Мать-и-мачеха
-Самое замечательное, самое первое растение – это я мать-и-мачеха.
Ранней солнечной порой
На проталинке весной
Украшают бугорки
Мать-и-мачехи цветки.
В ярких желтеньких платочках
И зелененьких носочках.
Медуница
-Подумаешь! А я вот – медуница, зацвела чуть-чуть позже, но зато как зацвела!
Приподняв сухой листочек,
В первых числах мая
Появляется цветочек
Солнышку кивая.
То сиреневым, то синим
Подмигнет он огоньком –
Это пчелок приглашает
Медуница за медком.
Ветреница
- Нашла чем хвастаться! Я вот – ветреница – самая нежная. Меня от каждого ветерка шатает. И я не пестрая, как ты, а белая, как снег. Меня даже подснежником называют, наверное, потому, что я нежная, стебелек у меня тонкий-тонкий.
Весна
- не спорьте, друзья! Ты, мать-и-мачеха, самая смелая. Ты, медуница, разноцветная и медоносная. Ты, ветреница, самая нежная. Все вы – первоцветы – самые замечательные, самые красивые, самые желанные. поэты пишут о вас стихи, художники рисуют картины, фотографы делают изумительные снимки, композиторы сочиняют волшебную музыку.
Учитель
А сейчас, я предлагаю решить кроссворд, и мы узнаем, какие первоцветы еще вы знаете, и мы найдем ключевое слово.
Я буду загадывать загадки, а вы отгадывать.
Загадки:
Шмель цветку очень рад,
Ах, медовый аромат!
И цветки красивые-
Розовые, синие
- медуница.
Учитель Правильно, Ребята, а медуница где растет?
Дети: В лесу
Значит этот цветок, какой?
Дети: Лесной.
Учитель: Следующая загадка.
Первоцвет, первоцвет,
Лучше слова в мире нет, Лучше нет цветка на свете,
Он горит весь в желтом цвете,
Лепестки его красивы,
Золотисты и игривы,
Его стебель длинный очень.
А красивы как листочки!
Дети: Примула.
Учитель: Где растет примула?
Дети: В лесу. Этот цветок лесной.
Учитель: Также примула растет в саду.
Учитель: Молодцы. Следующая загадка
Это розовый цветок,
Он красив, он высок,
К сожаленью, не пахуч,
И конечно, не горюч.
Дети: Горицвет.
Учитель: Правильно. Какой это цветок?
Луговой, потому что растет на лугу.
Воспитатель: Последняя загадка
Пробивался сквозь снежок,
Удивительный росток,
Самый первый, самый нежный,
Самый бархатный цветок!
Дети: Подснежник.
Учитель: Молодцы, правильно. Где растет подснежник?
Дети: В лесу, он лесной.
Учитель: Кто желает прочитать ключевое слово?
Дети: Ирис.
Учитель А что это Ирис?
Дети: Тоже цветок.
Учитель: Где он растет, когда?
Дети: В саду.
Учитель Значит цветок, какой?
Дети: Садовый. Он расцветает ранней весной. Он тоже первоцвет.
Учитель: Ребята, почему эти цветы называют первоцветами?
Дети: Потому, что они расцветают первыми, ранней весной, на проталинах.
Решение кроссворда
м е д у н и ц а
п р и м у л а
г о р и ц в е т
п о д с н е ж н и к
Учитель:
- Присядь, Весна, отдохни, да фильм о цветах посмотри.
(Подача нового материала. Знакомство с новым подснежником «Сон-трава». Под тихую музыку автоматически сменяются слайды. Воспитатель комментирует.)
Комментарий: Этот первоцвет называется Прострел, но в народе его еще называют Сон-трава, потому что поникшие головки создают впечатление, что эти цветы безмятежно спят и видят сладкие сны. Листья и стебель покрыты нежнейшими пушинками. Именно они защищают цветы от холода. По легенде, говорят, у Сон-травы были широкие листья и за ними пряталась нечистая сила. Чтобы изгнать ее в Сон-траву метнули огненную стрелу. Пройдя через листья, огненная стрела разрезала листья на узкие полоски. И с тех пор нечистая сила обходит этот цветок стороной.
Сон-трава –это лекарственное растение и лечит от некоторых недугов, а если выпить отвар из этих цветов, то будешь крепко спать.
Сон-трава поражает многообразием красок: синие, фиолетовые, сиреневые, белые, желтые – приносят в этот мир много добра и красоты. Полюбуйтесь. Неправда ли красив Прострел в капельках утренней росы.
Физминутка
На лугу растут цветы
Небывалой красоты.
/Потягивания – руки в стороны/
К солнцу тянутся цветы
С ними потянись и ты.
/Потягивания – руки вверх/
Ветер дует иногда,
Только это не беда,
/Дети машут руками, изображают ветер/
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки.
/наклонны/
А потом опять встают,
И по - прежнему цветут.
Ситуативный разговор.
Выходит ребенок. В руках ваза с цветком. Рассказывает стихотворение «Цветок».
Цветок на лугу
Я сорвал на бегу.
Сорвал, а зачем –
Объяснить не могу.
В стакане
Он день простоял
И завял,
А сколько бы он
На лугу простоял. В. Викторов
Учитель - Скажите, ребята, а можно ли рвать первоцветы в лесу или на поляне? Почему? (первоцветов в природе осталось очень мало. Когда сорвешь цветок, он семян уже не даст, новые цветы уже не вырастут.)
- Подумайте, как можно спасти первоцветы?
На земле исчезают цветы.
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нам понятно было едва ли:
Беззаботно топтали мы их
И бездумно, безжалостно рвали.
Давай пройдемся медленно по лугу
И «здравствуй» скажем, каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
Ребенок: Стихотворение.
Не рвите цветы, не рвите –
Пусть будет нарядной земля,
А вместо букетов дарите
Васильковые, незабудковые
И ромашковые поля
Весна:
- Ребята, к сожалению, мне пора уходить, но глядя на ваши добрые лица, я уверена, что вы не обидите, не погубите цветы, а всегда будете им добрыми друзьями.
Учитель: дети давайте подведём итог нашего ознакомления с первоцветами
- Как называется цветок, с которым сегодня познакомились? Ребята, вам понравилось занятие? Чему оно вас научило?
Ребенок: Стихотворение
Чтоб цветы в лесу цвели,
Всю весну и лето
Мы не будем собирать
Их больших букетов
Давайте, ребята, природу охранять!
О ней ни на минуту не надо забывать
Ведь цветы, леса, поля и речки.
Это все для нас навечно!