СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка внеурочного занятия по математике (ФГОС). "Масленица"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе предложено, как можно построить внеурочное занятие по математике. Тема "Масленица". Рефлексия представлена на каждом этапе занятия.

Просмотр содержимого документа
«Барыкина И.И. Богданова А.Н.»

Внеурочное занятие в 5 классе (ФГОС)

«Масленица»

Ф.И.О.

Барыкина Ирина Ивановна, Богданова Анна Николаевна

Место работы

МКОУ КСОШ № 4 г. Кодинск

Должность

Учителя математики

Адрес электронной почты

[email protected]

Название работы

Действия с натуральными числами.

Номинация

Внеурочное занятие



Пояснительная записка


Внеурочное занятие проводилось в двух 5 классах. Дети работали в группах по 5-6 человек. Занятие проводилось на Масленичной неделе, поэтому и тематика заданий была связана с народными приметами и блинами. Повторялся и обобщался материал по теме «Действия с натуральными числами». Учебник Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд «Математика 5». Продолжительность занятия 45 мин.

На занятии применяются АМО (активные методы обучения). Познавательная деятельность, в этом возрасте, является ведущей. Дети очень активны, работоспособны, хотят учиться, легко принимают условия игры, ответственны, терпимы к ошибкам одноклассников, готовы помочь. Исходя из выше перечисленного, ребята охотно работают в группах, им интересны задания с практической направленностью. Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор видов деятельности и заданий помог каждому ребенку продвинуться в своем индивидуальном развитии.





























Конспект занятия:

Цель проведения:

- развитие интереса к математике;

- воспитание любознательности;

- активизация познавательной деятельности;

- знакомство с традициями русского народа.

Предметные цели по ЗУНам:

Знать:

понятие натурального числа;

компоненты арифметических действий;

правила нахождения неизвестных компонентов при сложении, вычитании, умножении, делении.

Уметь:

выполнять арифметические действия с натуральными числами;

решать уравнения;

применять полученные знания при решении практических задач.

Метапредметные:

Регулятивные: уметь ставить перед собой цель;

уметь планировать свою работу, согласно поставленной цели;

уметь корректировать свою работу.


Познавательные: уметь читать и понимать текст;

уметь понимать и выполнять знако-символические действия;

уметь анализировать задачу и записывать решение задачи (ответ).

уметь получать новую информацию, чтить традиции русского народа.

Коммуникативные: уметь слушать и слышать;

уметь выстраивать взаимоотношения при работе в группе.

Личностные: быть внимательным;

быть ответственным;

уметь подводить итог своей работы (Рефлексия: что понимаешь, что знаешь, что умеешь делать, над чем предстоит работать).


Тип внеурочного занятия: обобщение и систематизация знаний.


Формы работы: поисковая деятельность, работа в группе, работа в парах, индивидуальная работа, фронтальная работа.


Оборудование: видеопроектор, экран, набор карточек для работы в группах.


Дидактические отношения: ученик - учащиеся, ученик-ученик, учитель - ученик.


Ход урока:

  1. Организационный (этап мотивации)



Учитель:

Добрый день, дорогие мои! А теперь все хором, дружно отвечаем на мои вопросы:

  • Вы пришли на занятие по математике?

  • Мы пришли на занятие по математике!

  • У вас хорошее настроение?

  • У нас хорошее настроение!

  • Ваше сердце бьется радостно?

  • Наше сердце бьется радостно!

  • Вы готовы к началу урока?

  • Мы готовы к началу урока!

  • Нам все задачи по плечу?

  • Нам все задачи по плечу!

  • Тогда, вперёд - к новым знаниям!

Дидактические отношения: учитель - учащиеся.

Формы работы: фронтальная работа

УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные



уметь слушать и слышать

быть внимательным


  1. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.


Учитель: Сегодня на уроке мы с вами будем работать с натуральными числами. А какие числа, ребята, называются натуральными? Является ли «0» натуральным числом? А какое самое маленькое натуральное число вам известно? А самое большое? Молодцы! Проведём разминку. Предлагаю вам в группах выполнить 1 задание. В конверте 8 «цепочек», каждая «цепочка» содержит 5 действий. Каждый ребёнок берёт по одной карточке. Выполнив 1 действие, передаёт карточку соседу (по часовой стрелке), тот проверив предыдущий ответ, выполняет следующее действие и передаёт карточку дальше. В результате, вы должны разгадать зашифрованное слово.


Ключ к расшифровке:


10

5

26

40

34

60

18

67

5










Вопрос: Какие действия вы выполняли с натуральными числами?

Дидактические отношения: ученик - учащиеся, ученик-ученик, учитель - учащиеся.

Формы работы: работа в группе, работа в парах, индивидуальная работа, фронтальная работа.

УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

уметь понимать и выполнять знако-символические действия

уметь планировать свою работу, согласно поставленной цели

уметь выстраивать взаимоотношения при работе в паре и группе

быть внимательным;

быть ответственным


По окончании работы в группе дети заполняют таблицу (рефлексия знаний)



Знаю хорошо

Затрудняюсь

Не знаю

Компоненты:

  • сложения




  • вычитания




  • умножения




  • деления




Умею находить неизвестное:

  • слагаемое




  • уменьшаемое




  • вычитаемое




  • множитель




  • делимое




    • делитель




Напиши, пожалуйста, свою фамилию


Дидактические отношения: ученик - учитель.

Формы работы: индивидуальная работа.

УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные


уметь корректировать свою работу


уметь подводить итог своей работы


Детям, испытывающим трудности (по итогам рефлексии) выдаётся справочный материал для дальнейшей работы на уроке:


Запомни!


Слагаемое + слагаемое = сумма


Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое.

Уменьшаемое – вычитаемое = разность


Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое.

Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность.

Множитель • множитель = произведение


Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на известный множитель.

Делимое : делитель = частное


Чтобы найти неизвестное делимое, нужно частное умножить на делитель.

Чтобы найти неизвестный делитель, нужно делимое разделить на частное.


Зашифрованное слово «МАСЛЕНИЦА» представители групп фиксируют на доске.

Видеоролик «Масленица» (видеоролик взят из интернета, создан он

Белозёровой Т.В., учителем начальных классов МАОУ Ильинской СОШ Домодедовского района).


  1. Обобщение и систематизация понятий и их применение для выполнения практических заданий.

Масленица по народным поверьям – самый весёлый, очень шумный и народный праздник. В старину считалось прогнать зиму, разбудить природу ото сна, приблизить весну - долг каждого человека. В основе появления самого слова «масленица» лежит традиция выпекания блинов. Блины почитали, как символ Солнца. Наша занятие проходит в «Масляну неделю» (в этом году с 7 по 13 марта). Масленица празднуется в последнюю неделю перед Великим Постом, за 7 недель до Пасхи. Сегодня, пятый день Масленицы - «Тёщины вечёрки». Родители идут в гости к взрослым детям. Блины готовит молодая хозяйка, зять угощает тёщу (маму жены). Тёща обязана была прислать с вечера все продукты для блинов. Интересные факты про Масленицу узнаете, выполнив 2 задание.


Решить уравнения:

54х-28=26

(5х-3х)∙18=144

Решить уравнения:

Р∙38-76=38

80:(9х-х)=2

Решить уравнения:

8х-7х+10=12

(х+24) ∙6=180

Решают уравнения в парах, сверяют получившиеся ответы в группах.

Правильно решив уравнения, вы имеете возможность ознакомить всех с интересным фактом.

    1. Впервые упоминается о них в VIII веке. Было принято угощать первыми выпеченными блинами нищих, чтоб в доме был достаток.

    2. В старину замешивание блинного теста было окружено таинством. При замесе использовали два вида муки. Смешивали гречневую с пшеничной.

    3. Блин сопровождал человека всю жизнь от рождения и до самой смерти. Чтобы рождённый ребёнок был счастлив и богат, мама должна была съесть блин. Умершего человека до сих пор поминают блинами.

    4. В России есть поверье: чем больше блинов съешь на Масленицу, тем удачливей и доходней будет год.

    5. Если проткнешь вилкой блин или разрежешь ножом – накличешь беду, так как блин – это солнце. В Древней Руси человека, разрезавшего блин, забивали палками. С тех пор и осталось это правило – брать блины руками, допускается их сворачивать, скручивать, рвать, но руками.

    6. Разновидности блинов есть у всех народов. Французы верят, что при переворачивании блина могут сбыться их желания. Для этого нужно одной рукой держаться за ручку сковородки, а в другой зажать монету.

Вопрос: При решении уравнений, какими числами вы пользовались?


Формы работы: работа в группе, работа в парах, фронтальная работа.

Дидактические отношения: ученик - учащиеся, ученик-ученик, учитель - ученики.

УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

уметь получать новую информацию, чтить традиции русского народа.

уметь корректировать свою работу

уметь выстраивать взаимоотношения при работе в паре

быть внимательным, ответственным


Логическая задача № 3.


Четыре девочки Галя, Лена, Юля, Даша угощали друзей блинами с икрой, со сметаной, с вареньем, со сгущёнкой. Известно, что у Гали блины без варенья и сметаны. Девочка, которая принесла блины со сметаной, дружит с Леной и Юлей. У Лены не было в холодильнике ни икры, ни варенья. Какими блинами угощала друзей каждая девочка?


Группе, первой решившей задачу, предоставляется право защиты своего решения.


Формы работы: поисковая деятельность, работа в группе

Дидактические отношения: ученик - учащиеся.


УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

уметь анализировать задачу и записывать решение

уметь ставить перед собой цель, уметь планировать свою работу, согласно поставленной цели

уметь выстраивать взаимоотношения при работе в группе

быть внимательным, ответственным


У каждой группы было домашнее задание – найти рецепт блинов и с помощью мам и бабушек испечь блины по своему рецепту.



Задание № 4.


Вычислить стоимость 1 блина вашего рецепта. Цена продуктов и таблица определения веса продуктов в граммах прилагаются.

Рецепт блинов "Зебра"

1 стакан муки

2 стакана молока

1 стакан воды

1 яйцо

1/4 стакана растительного масла

1столовая ложка какао

1чайная ложка ванилина

2 столовые ложки сахара

1 чайная ложка соли,

Полученную массу разделить на две части. В одну половину добавить какао. На сковородку наливать по очереди фигурным зигзагом.

Выход 16 блинов

Рецепт блинов "Вкусные"

2 стакан муки

4 стакана молока

2 яйца

1/2 стакана растительного масла

4 столовые ложки сахара

Выход 32 блина

Рецепт «Маминых» блинов

4 яйца,

4 столовые ложки сахара,

3 стакана молока,

1 стакан кипятка,

3 стакана муки,

Выход 35 блинов



Таблица определения веса продуктов в граммах

продукты

стакан

1столовая ложка

1чайная ложка

мука

200 г

30 г

10 г

Молоко

250 г

15 г

5 г

Растительное масло

200 г

10 г

6 г

сахар

250 г

25 г

8 г

1 л жидкости равен 1000 г


Таблица цены продуктов


продукты

цена

количество

мука

40 руб

1 кг

сахар

60 руб

1 кг

яйцо

70 руб

1 десяток

растительное масло

120 руб

1 л

молоко

64 руб

1 л


Соль, соду, ванилин, какао, уксус при расчётах не учитывать.



После расчётов, дети называют цену блина своего рецепта, делают вывод, что натуральные числа применяются и в быту, а не только на уроках и угощают своими блинами гостей, предлагают им свои рецепты. Звучит песня «Эх, масленица».


Формы работы: поисковая деятельность, работа в группе


Дидактические отношения: ученик - учащиеся.

УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

уметь анализировать задачу и записывать решение

уметь ставить перед собой цель;

уметь планировать свою работу, согласно поставленной цели;

уметь корректировать свою работу.

уметь слушать и слышать; уметь выстраивать взаимоотношения при работе в группе

быть внимательным; ответственным


  1. Рефлексия учебной деятельности.

Рефлексия деятельности.

1. Карта самоотчёта «Светофор»

На каждый вопрос дети поднимают карточку соответствующего цвета


Я работал на уроке

активно

пассивно

При выполнении предложенных заданий был

сосредоточен

расслаблен

Старался делать своё дело

хорошо

как получится

Я могу объяснить изученный материал кому-либо другому

да

нет

Мне в группе работать было

комфортно

не комфортно

Я умею слушать других

всегда

иногда

Я могу высказать своё мнение

всегда

иногда

Я чувствовал ответственность за свою группу

да

нет


2. «Комплимент» Учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга (Комплимент деловым качествам) и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

«Комплимент» делает и учитель детям (активность, работоспособность, показанные знания).

Подведение итогов урока: Итак, первое множество чисел, которое мы изучили – это множество натуральных чисел. А где же мы используем натуральные числа? (при решении примеров, уравнений, задач, в быту)


Рефлексия эмоционального состояния и настроения

Учитель. Ещё одна традиция Масленицы – состязание в ловкости при влезании на столб. Чем выше столб, тем он ближе к солнцу, к весне. Чем выше человек влезал на столб, тем лучше и дороже он получал приз.

Мы предлагаем и вам, покорить столб. Прикрепите флажок на столб настроения от проведённого урока (чем выше настроение, тем выше ваш флажок) и получите приз (мешочек со сладостями).


Формы работы: индивидуальная работа, фронтальная работа.

Дидактические отношения: ученик-ученик, учитель – ученик.



УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные


уметь корректировать свою работу

Уметь оценивать работу товарища

уметь подводить итог своей работы