Министерство образования и науки Республики Казахстан
Средняя общеобразовательная школа №31
ВНУТРИШКОЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
на тему:
Сакральная география Павлодарской области:
горы Калмаккырылган
Подготовил:
учитель истории и географии
Искаков Б. А.
Павлодар 2020
Цель: Формировать у учащихся чувства казахстанского патриотизма, миролюбия, национального согласия; углубление и расширение знаний и представлений детей о нашей Родине. Воспитание патриотических и гражданских чувств у молодого поколения.
Одним из важнейших направлений программы «Рухани Жаңғыру» стал спецпроект «Сакральная география Казахстана». Благодаря ему в карту сакральных мест Павлодарской области вошел 41 объект, семь из которых включены в республиканскую карту. В их числе расположенные в Майском районе возле села Акшиман горы Калмаккырган. Горы Калмаккырган, как и другие известные места сражений эпохи казахско-джунгарских войн, является объектом уникальной исторической памяти казахского народа, выдающимся природным памятником, насыщенным историческими преданиями. Значимость Калмаккыргана как сакрального объекта заключается в том, что в сознании казахов Среднего жуза Калмаккырган ассоциируется как место последнего сражения, где решалась судьба всей Сарыарки.
Первое десятилетие XVIII столетия вошло в историю Казахстана как время военной агрессии со стороны Джунгарского ханства. Годы «Великого бедствия» (1723-1727) принесли голод, страдания, разрушение материальных ценностей, невосполнимый урон развитию производительных сил. Казахские роды под напором джунгарских войск вынуждены были покинуть веками насиженные места, что повлекло за собой откочевку казахов в сопредельные районы. Джунгарские войска превосходили казахские как количественно, так и технологически, ибо на вооружении джунгарской армии еще в конце XVII века имелось «огненное оружие с фитилем».
По преданиям, именно в горах Калмаккырылган в XVIII веке состоялись решающие сражения казахов с джунгарскими (калмыцкими) завоевателями. Исход битвы в этих горах решил многовековой спор между двумя народами за преобладание в Прииртышье и позволил казахам вернуть утраченные земли предков. Отсюда и название горного массива – «калмак-кырылган» переводится с казахского как «место гибели калмыков». Горы Калмак-кырылган находятся в 6-7 километрах юго-западнее аула Акшиман Майского района Павлодарской области. Это низкогорный скалистый массив протяженностью 18 километров и шириной 12 километров. До середины XVIII века он носил название Серектас. Алихан Букейханов предполагал, что битва на Калмаккырылгане была в начале 1730-х годов. Иного мнения придерживался Алькей Маргулан. Он полагал, что разгром калмыков Олжабай батыром произошел в 40-х годах XVIII века. По словам Е. Байгурманова, полноценного исследования «Места гибели калмыков» до сих пор ученые не проводили. В 2008 году здесь поработала команда известного археолога Виктора Мерца. Но тогда целью экспедиции было лишь первичное обследование и создание свода историко-культурных памятников. Между горами Кызылтау и Калмаккырылган есть широкая котловина, в которой, согласно преданиям, проходили ключевые сражения казахов с джунгарами. Сражения кочевников не были похожи на европейские. Ведь как проходили европейские битвы? Собирались две толпы и били друг друга до последнего. Всаднические войны кочевников предполагают бо́льшую маневренность. Где-то можно наступать, а где-то – отступать, устраивать засады, погони на уничтожение определенного отряда. Это могут быть отдельные ополчения, которые реализуют заранее обговоренные тактические замыслы. «Место гибели калмыков» интересно ученым не только как арена казахско-джунгарской войны, но и как один из очагов становления цивилизации.
Это победоносное сражение связано с именами знаменитых батыров Жасыбая и Олжабая. В окрестностях гор есть пик Гаухартас. С высоты этого пика, по легенде, сестра Малайсары батыра Гаухар наблюдала за передвижением джунгарских войск.
Жасыбай батыр Омирулы (1716-1741 гг.) – казахский батыр, сражавшийся против джунгар. Происходит из племени аргын, рода Басентиин.
Родился в Баянауле (Павлодарская область). Его отец Омир был красноречивым и остроумным человеком. Его мать – сестра знаменитого казахского батыра Олжабая. В родословной его называют «племянником Олжабая». Их было двое братьев, младший брат – известный батыр Байсары – героически боролся против джунгар.
Он был не только племянником Олжабая, но и его близким другом, соратником в сражениях против врагов. С детства отличался как искусный стрелок и борец. При освобождении округа Баянаул от джунгар он проявил большой героизм.
Толыбайулы Олжабай (1709-1783/1785) – один из руководителей национально-освободительного движения казахского народа против джунгарских захватчиков, убежденный сторонник Абылай хана, происходит из племени аргын Среднего жуза. Родился на территории Акмолинской области. Предок Олжабая из рода Айдабол, стал судьей в 13 лет. Казахские легенды и подлинные факты о героизме Олжабая приводятся в трудах русских ученых Ф. Щербины, Н. Коншина, Н. Смирновой и Д. Приймака. Олжабай был одним батыров-знаменосцев Абылая, участвовал в освобождении от джунгар Туркестана и Ташкента, защищал казахские земли в битвах с Галдан-Цэреном и китайскими войсками. Его имя стало девизом для многих племен Среднего жуза. Во многих боевых походах он воевал вместе с такими батырами, как Кабанбай, Богенбай, Малайсары. Особую воинскую доблесть и героизм проявил Олжабай батыр в сражении с калмыками у подножия Баянаульских гор.
В 1741 году, когда султан Аблай, глава Среднего жуза, находился в плену у джунгарского правителя Галдан-Цэрена, джунгары пытались захватить каркаралинские и баянаульские степи со стороны Иртыша, устраивая частые вылазки и набеги на аулы: угоняли скот, грабили имущество, сжигали жилища мирных казахов.
Тогда Олжабай спешно организовал боевые отряды. Во главе одного из них встал батыр Жасыбай. В живописной долине Жамбак Олжабай созвал на совет батыров Едыге, Жасыбая, Жауке, Алпыса, Жеке, Жанабека, Кошета и своих сыновей. «Изгнать захватчиков с родной земли, не щадя жизни» - решили батыры.
Первыми встретили врага воины Жасыбая. Его отряд, находясь в засаде около озера Шоинколь, подпустил противника почти вплотную и ринулся на него с пиками и стрелами. Джунгары как подкошенные падали с коней. Смятение приходило в их ряд там, где появлялся предводитель отряда Жасыбай. Враги обратились в бегство и пришли в себя только у озера Сабындыколь.
Враг решил пойти на хитрость. Каждый всадник привязал повод лошади к ноге и сел, повернувшись к хвосту, чтобы, не наступая, создать видимость отступления, усыпить бдительность обороняющихся и застать их врасплох.
Но Жасыбай быстро разгадал вражескую уловку. Он выстроил своих бойцов и напал на врагов в долине, где те собирались перестроиться для броска в атаку. И вновь нанес им очередной удар. Однако отдых после боя для храброго Жасыбая оказался роковым. Он был убит стрелой вражеского стрелка, который, лишившись в бою коня и спрятавшись за камнем, ждал наступления темноты.
Когда гонец привез эту печальную весть Олжабаю, тот поднял своих бойцов и бросился догонять отступающих, но давая им опомниться. Вместе с ним мчались и джигиты Жасыбая. Смятение царило в стане врагов. Они убегали со своего пристанища на Сабындыколе.
Соратник Олжабая Тортул Баймурат батыр, увидев его внушающий страх вид, сказал: «Теперь отдыхай, нет никого, кто бы мог пойти против тебя, остальных предоставь мне». Олжабай ответил: «Я не отомстил еще и за один палец Жасыбая».
Местность около гор, где Олжабай нанес джунгарам последний сокрушительный удар, с тех пор называется Калмаккырылган - место разгрома калмыков (джунгар). А озеро Шоинколь в память о молодом казахском батыре, смело вставшем на защиту Родины, народ переименовал в озеро Жасыбай.
Калмаккырылган, как и другие известные места сражений эпохи казахско-джунгарских войн, является объектом уникальной исторической памяти казахского народа, выдающимся природным памятником, насыщеннным историческими преданиями. Значимость его как сакрального объекта заключается в том, что в сознании казахов Среднего жуза Калмаккырылган ассоциируется с местом последнего сражения, где решалась судьба всей Сарыарки.
Рефлексия
Где расположены горы Калмаккырылган?
Какое историческое событие связано с местностью «Калмаккырылган»?
Что означает название гор «Калмаккырылган»?
Что вы знаете о Жасыбай батыре?
Что вы знаете об Олжабай батыре?
Что вы можете рассказать о Гаухар батыр?
Что названо в поселке их именами?
Список использованной литературы
1. Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания. Статья. Н.А. Назарбаев. 12 апреля 2017 года.
2. Методическое пособие по реализации Программы «Рухани жаңғыру – новый этап».
3. Калмакырылган как историческая память казахского народа. Статья. Звезда Прииртышья. 24 октября 2019 года.
4. Место гибели калмыков. Статья. Звезда Прииртышья. 22 июля 2018 года.
5.https://kokshetau.asia/socialnews-mobile/31192-intervyu-modernizatsiya-soznaniya-v-pavlodarskom-priirtyshe