СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка воспитательного мероприятия по теме "Топонимика - наука о происхождении географических названий"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта разработка составлена на базе топонимов Крымского полуострова и может использоваться на уроках Крымоведения или при проведении внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Разработка воспитательного мероприятия по теме "Топонимика - наука о происхождении географических названий"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Добрушинская средняя школа» Сакский район Республика Крым







КРЫМОВЕДЕНИЕ


6 класс


«Топонимика – наука о происхождении географических названий»




Разработал и провёл:

КоровкинаТатьяна Юрьевна

учитель географии,

квалификационная категория высшая


















с. Добрушино, 2016г.





Тема урока: Топонимика – наука о происхождении географических названий.

Цель: Сформировать представление о топонимике как науке, изучающей происхождение географических названий, познакомить учащихся с происхождением некоторых топонимов Крыма , научить классифицировать топонимы, показать историческую ценность топонимов и на конкретных примерах показать, как изменяются географические названия.

Развивать интерес к топонимам, связанный с историей разных этносов Крыма, толерантность.

Научить работать с картами Крыма, обозначать на контурных картах отдельные географические объекты Крыма, работать в группах, совместно работать над проектным заданием.

Воспитывать любовь к Родному краю, его истории, природе, уважение друг к другу.

Тип урока: комбинированный. (Этот урок можно проводить как бинарный с учителем истории и русского языка), (Это может быть внеклассное воспитательное занятие, классный час).

Время проведения:1час 30мин.(2 урока).

Оборудование: настенная карта Крыма, атласы Крыма, контурные карты Крыма, иллюстрации с изображением отдельных географических объектов Крыма и листы с названием этих объектов.

Этап предварительной подготовки: класс делится на группы, каждая группа получает задание – подготовить легенду об одном географическом объекте Крыма, подготовить рисунок с изображением этого объекта, лист с названием объекта, каждый член группы готовит небольшое стихотворение (учитель помогает) с топонимом, картинку с изображением объекта и листок с его названием.

СТРУКТУРА УРОКА:

1. Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

3. Мотивация учебной и познавательной деятельности.

4.Постановка целей и задач урока

5.Первичное усвоение новых знаний

6.Первичная проверка понимания

7.Первичне закрепление новых знаний, умений, навыков.

8.Контроль усвоения

9.Подведение итогов

10. Рефлексия.\

ХОД УРОКА


  1. Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку


  1. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

Учитель зачитывает эпиграф, закреплённый на классной доске «Прекрасны вы брега Тавриды».

О чём это написано? (О берегах Крыма).

А какие ещё названия Крыма вы знаете? (Крым, Таврика, Таврида). На доске вывешиваются эти топонимы.

Что вы знаете о нашем полуострове? Что можете сказать о его географическом положении?

Что такое полуостров? Какими морями омывается полуостров Крым? (Азовское и Чёрное).


  1. Мотивация учебной и познавательной деятельности.

Возникал ли у вас вопрос «Почему Крым так называется?»

4 Постановка целей и задач урока.

Учитель объясняет происхождение названия.

Кырым (тюрк.) – ров. Таврида – место, где живут тавры (название племен, живущих в Крымских горах), Тавэли – горы. А почему наше замечательное голубое море называют Чёрным? А давайте вспомним песню, в которой задаётся этот вопрос. Можно вместе с детьми спеть песню «Чёрное море спросил я в Крыму: Чёрным назвали тебя почему?» (см. в приложении). А действительно, почему его назвали Чёрным? Всегда ли оно так называлось?

Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (Открывает, написанную на доске, тему урока).

5.Первичное усвоение новых знаний


Рассказ учителя.

Много разных народов и культур встретилось на древней земле Крыма, она до сих пор хранит память о каждой из них в географических названиях рек, горных вершин городов, сёл, пещер, рек и озёр.

Люди, целые народы уходили безвозвратно в историю, а их язык, названия природных объектов остались.

Узнать о них вам поможет наука топонимика (топос (греч.) – место, онима – имя). Как вы думаете, с какими науками связана топонимика? Давайте построим схему «Место топонимики в системе наук» (На доске).

Т о п о н и м и к а

Г е о г р а ф и я

И с т о р и я

Я з ы к о з н а н и е


Топонимика возникла на стыке истории, географии и языкознания. На крымской земле встречаются самые разные топонимы, в них отражена наша история. Среди крымских названий есть слова греческого (Симферополь – пользаград, тюркского (Демерджи – кузнец), славянского (Белогорск) происхождения, а также смешанные (Джанкой – джан. (персид.) – душа, кой (тюрк.) – деревня). Все топонимы можно определить в группы.

----оронимы (орос – рельеф)названия форм рельефа;

----ойконимы (ойкос – дом, жилище) – названия населённых пунктов;

----гидронимы (гидрос – вода) названия водных объектов

----спелеонимы (спелеон – пещера)названия пещер

6.Первичная проверка понимания


Доска делится на 4 части, каждая колонка подписывается


Оронимы

(зелёным)

Ойконимы

(жёлтый)

Гидронимы

(синий)

Спелеонимы

(красный)








Задание № 1 (работа в командах): табличка с названием объекта, о котором вы рассказываете, вывешивается в нужную колонку. За каждую, правильно прикреплённую табличку, команда получает балл. Названия в заголовках таблицы написаны разным цветом, у учителя на столе стикеры такого же цвета с номерами объектов. Такие же стикеры наклеены на картинках с изображением объектов.

7.Первичне закрепление новых знаний, умений, навыков.


Учитель: Давайте вернёмся к вопросу, прозвучавшему в песне. Почему наше море называют Чёрным. И всегда ли оно так называлось? Одна из команд подготовила легенду о Чёрном море. Послушаем её.

Команда: рассказывает легенду показывает картинку с изображением моря, на которой прикреплён синий стикер с номером 1. Табличку с названием объекта один ученик прикрепляет в колонку № 3 на доске. Второй член команды, в это время, прикрепляет картинку с изображением объекта снизу под картой Крыма. На картинке в углу прикрепляют синий стикер с № 1. Учитель, в это время, прикрепляет синий стикер с № 1 на настенной карте, на месте, где располагается объект.

Каждая команда рассказывает по одной легенде («Аю-Даг», «Демерджи», «Кара-даг), получая балл за правильно прикреплённую на доске табличку с названием. Учитель на карте показывает место где находится данный объект (прикрепляет стикер нужного цвета) и показывает всем картинку с изображением объекта (на картинку прикрепляется стикер нужного цвета с номером объекта, затем картинка прикрепляется снизу под картой.

Задание № 2 (работа в командах): По очереди члены команд рассказывают стихотворения с топонимами (см. приложение), заполняют табличку на доске. Учитель показывает картинки с изображением объекта, показывает на карте, где находится объект и обозначает цифрами названные объекты. Баллы подсчитываются.


8.Контроль усвоения

Задание № 3 (работа в командах): Каждая команда получает контурную карту Крыма. За определённое учителем время, командам необходимо обозначить и правильно подписать географические объекты, названия которых записаны в таблице на доске.

Задание для болельщиков: (если на внеклассном занятии присутствуют болельщики)

В то время, как команды выполняют задания на контурной карте, болельщики отгадывают загадки (ответ – топоним Крыма), «зарабатывая» баллы для команды (см. приложение).


9Подведение итогов

Учитель предлагает командам подсчитать свои баллы, (на внеклассном занятии может быть жюри) и выставляет оценки.


10.Рефлексия

Учитель предлагает учащимся нарисовать смайлик, отражающий отношение к уроку (учитель выставляет оценки в журнал). Учитель обходит учащихся с «волшебным сундучком». Прежде, чем опустить в сундучок свой смайлик ученик говорит о том, что ему понравилось, что он запомнил, понял на уроке, в чём испытал затруднение.







































ПРИЛОЖЕНИЯ

  1. Загадки для зрителей:

  1. Там дышат лавры и миндаль при набежавшем тихом ветре.

А сзади, закрывая даль, уходит в небо пик …..

(Ай-Петри)


  1. Растянулся на просторе и на сонных берегах

Окунувши морду в море, косо смотрит …..

(Аю-Даг)


  1. Всегда его спокоен вид. У Крыма на часах стоит.

Стоит и дали сторожит огромный …..

(Чатыр-Даг)


  1. Преградой волнам и ветрам стена размытого вулкана.

Как вздымающийся храм, встаёт вершина …..

(Кара-Дага)


  1. Пред ним все крымские вершины

С почтением склонили спины.

В своём величье так хорош!

Его зовём мы …..

(Роман-Кош)


  1. Миллионы лет встречает зори медведь, что воду пьёт из лап

Сотворена вулканом-магом, гора зовётся …..

(Аю-Даг)


  1. Этот древний перевал помнит всех, кто здесь бывал,

Тавр тропинку проложил, римлянин – дорогу,

Грек возвёл часовню там, чтоб молиться богу.

Сын России – Пушкин сам здесь взбирался к небесам!

Звёздной ночью в ясный день всем был рад …..

(Шайтан-Мердвень)

рус.(перевал Чёртова лестница)


  1. Топонимы-стихи для учеников:

  1. Кто к морю Чёрному идёт с открытым сердцем,

Для них оно гостеприимно – Понт Эвксинский,

А если злобу кто-то затаил и меч в руках,

Таких гостей не примет Понт Аксинский.


  1. Альма – это яблоко, но не наливное.

У красивой горной речки название такое.

Альма – это яблоко, но съесть его нельзя.

Так речка называется, запомните, друзья.


  1. Аю – медведь, а Даг – гора.

Медведь-гору здесь каждый знает.

Несостоявшийся вулкан

К себе вниманье привлекает.


  1. Река Салгир, а в переводе

Мужское имя означает.

И нет её в Крыму длинней,

Крымчанин каждый это знает.


  1. Ну кто ж не знает озеро Мойнаки?

«Мойнак» с киргизского ошейник означает.

А это наше озеро – лиман.

Здоровье многим людям возвращает.


  1. Биюк – могучий, кара – чёрный,

А су – вода. И все три слова попробуем соединить…

Название реки готово. Биюк-карасу.


  1. Сасык – «протухший» и «зловонный»,

Сиваш мы знаем – это «грязь» и «гниль»,

А ведь от озера с таким названьем

Когда-то шлях Чумацкий проходил.


  1. Сиваш – залив, а в переводе

«гнилое море» означает

От моря стрелкой отделён,

Что Арабатской называют.


  1. Белый – Ак, кая – скала,

Иль, скалистая гора.

13Да, красивый топоним,

Может Крым гордиться им.


  1. С караимского чуфут переводится «еврей»,

А кале с турецкого – крепость, укрепление.

Посети Чуфут-Кале

Получишь наслаждение.


  1. Феодосия – богом данная,

Это греки её так назвали.

Это древний понтийский город,

Где колонию основали.


  1. Керкенитида, Гезлёв, Евпатория,

Город один, а какая история!

Тебе 25, но не лет, а столетий,

И нет тебя лучше и краше на свете.


  1. «Летящая вода», а вместе Учан-Су,

Красивейших из крымских водопадов,

И даже в самый жаркий летний день

Подарит вам и радость и прохладу.


  1. Кызыл-Коба. Ну кто не знает,

Ведь так пещеру называют.

Кызыл – запомни – красный цвет,

В Крыму длинней пещеры нет.


  1. Ливадия – греки так луг называли,

Ливадия – это садовое место,

В Ливадию едут туристы не даром,

Ливадию всем посмотреть интересно.



  1. Песенка о топонимах Крыма:


Топонимику – науку

Интересно изучать.

Толкование названий

Ты на карте будешь знать.

Су – вода, а кара – чёрный,

Белый – Ак, кая – скала,

Ер – земля, айя – святая,

Аю-Даг – Медведь-гора.

Аль – народ, коба – пещера,

Мегас – крупный иль большой.

Ялы – берег, узун – длинный,

А яман – плохой и злой.

Камень – таш, чокрак – источник,

Мыс – брун, сарай – дворец.

Если ты запомнил что-то,

То ты просто молодец!



















ЛИТЕРАТУРА


  1. Ковган Л.В. География родного края. – Симферополь: КИТ, 1999.

  2. Супрычёв А.В. Родной край. – Симферополь: МСП «Ната», 2000

  3. Осадчая Н.Д. География Крыма. – Симферополь: СГТ, 1997.

  4. Мухоморина Л.Г. и др. Познаём мир вместе. – Симферополь: 2010.