СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теория развития критического мышления. Разработка выступления.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подробная разработка выступления к презентации " Теория развития критического мышления"

Просмотр содержимого документа
«Теория развития критического мышления. Разработка выступления.»

«Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе»

1. Актуальность проблемы развития критического мышления.

Сегодня в России идет активная работа по совершенствованию системы образования. С переходом на новые образовательные стандарты повышаются требования к результатам образования, которые учитывают возрастные и индивидуальные особенности школьников. Принципиальным отличием новых образовательных стандартов является их ориентация на развитие способности ребёнка к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Развитие мыслительных способностей младших школьников - это есть актуальная проблема, которую необходимо решать. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Развивать мышление - значит развивать умение думать

Одной из технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления. ФГОС второго поколения и технология критического мышления предполагают равноправные взаимодействия субъектов обучения, диалогические отношения между ними, возможность высказывать свои суждения, рассчитывая быть услышанным, выслушивать, понимать и принимать другие мнения, выстраивать систему аргументов в защиту своей позиции, сопоставлять разные позиции. Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) на уроках предусматривает деятельностный подход, что является методологической основой федерального государственного образовательного стандарта.

2. Цель и задачи методической работы.

Цель: сформировать модель работы по развитию критического мышления младших школьников для достижения успешных результатов.

Задачи для достижения поставленной цели:

  1. Изучить научную литературу по данной проблеме.

  2. Провести диагностику уровня развития критического мышления. Составление диагностических карт.

3. Проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, позволяющих учащимся проявить свои способности.

4. Применение методов и приемов на разных стадиях урока, которые способствуют развитию критического мышления младших школьников.

6. Анализ результатов работы по данной теме,рекомендации.

Объект исследования: технология критического мышления у младших школьников.

Предмет исследования: формирование мыслительной деятельности обучающихся через использование технологии критического мышления на разных стадиях урока (вызов, осмысление, рефлексия).

Гипотеза: если использовать приёмы технологии развития критического мышления, то можно активизировать мыслительную деятельность обучающихся, что приведет к повышению качества образования по предмету, к повышению уровня мотивации обучающихся.

Как происходило решение поставленных задач?

Во-первых, я определила основные понятия,(слайд) проведя анализ философской, научной педагогической, психологической и методической литературы.

Как же можно определить критическое мышление?

Д. Клустер предлагает пять пунктов, определяющих данное понятие:

  • критическое мышление есть мышление самостоятельное;

  • информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически;

  • критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить;

  • критическое мышление стремится к убедительной аргументации;

  • критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими.

Во-вторых, активизировала деятельность школьников через проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, позволяющих учащимся проявить свои способности. Нужны примеры!!!!!(слайд)

В-третьих, следовала принципам построения урока в технологии развития критического мышления, с использованием приёмов и методов, применяемые на разных стадиях.(слайд)

Первая стадия – вызов (побуждение), когда определяется тема урока, происходит актуализация имеющихся знаний по теме, выясняется, что дети уже знают об этом или думают, что хотят узнать, или что нужно узнать, и для чего это нужно знать. С этой целью используются разные приемы обучения, например составление кластера или ассоциации, в котором наглядно видна связь ключевого слова темы урока с другими понятиями или явлениями. Роль учителя на этом этапе невелика, дети должны чувствовать себя комфортно. На этой стадии используется прием «мозгового штурма», который активизирует внимание всех учеников (и слабых, и сильных). У детей появляется интерес к предмету разговора. На стадии вызова у учащихся есть возможность, используя свои предыдущие знания, строить прогнозы, самостоятельно определить цели познавательной деятельности на данном уроке.

Вторая стадия – осмысление (поиск ответов), поиск ответов на вопросы, поставленные в начале урока. Ребенок больше работает самостоятельно, в парах или группах. Если что-то не понятно, то он может обратиться за помощью к учителю. Это этап познания, где учащиеся получают возможность познакомиться с новой информацией, идеями или понятиями, связать их с уже имеющимися знаниями, активно отслеживая своё понимание. Для этого используются самые разнообразные приемы: чтение текста с остановками; составление таблиц, диаграмм Венна, дневников двойной записи; развивающая лекция, изложение в паре, «инсерт» – чтение текста с пометками и т. д.

Третья стадия – размышление (рефлексия) – позволяет выяснить, насколько ребенок понял тему. Задаются как закрытые (выражающие одно мнение), так и открытые (выражающие несколько мнений) вопросы. Ответы должны быть по возможности полными и расширенными. Учащиеся осмысливают все то, что они изучали на уроке, выражают мысли и понятия через информацию, которую они получили. Эта стадия реализуется также с помощью различных приемов (стратегий): групповой дискуссии, написания мини-сочинения или эссе, пятистишия – синквейна, кластера («пучок»), дискуссионной карты, авторского стула. Происходит целостное осмысление, обобщение и присвоение полученной информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного.

В итоге, работая по данной теме 4 года, я пришла к следующим выводам: (слайды)

Ценность данной технологии и в том, что она учит детей слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию, поэтому работают все. Уходит страх, повышается ответственность ученика за свой ответ, учитель и учащиеся вместе участвуют в добывании знаний.

Обучение критическому мышлению – это нелёгкая задача. Нет какого-то перечня шагов, которые ведут к критическому мышлению. Но существуют определённые условия и подходы, развивающие критическое мышление:

– учащиеся должны располагать временем и возможностью практики в критическом мышлении; 
– ученики должны поощряться в ходе учебного процесса; 
– должны быть приняты разнообразные идеи и мнения
– в классе должна быть создана атмосфера, в которой нет насмешек, иронии над чьим-либо мнением; 
– учитель должен верить в способности каждого ученика.

Таким образом, учащиеся, мыслящие критически, вовлеченные в активный процесс систематической работы, думающие о своих знаниях, способны утвердить себя и правильно осознать себя в окружающем их мире. Подтверждается моя гипотеза: используя приёмы технологии развития критического мышления, можно активизировать мыслительную деятельность обучающихся, что приведет к повышению качества образования по предмету, к повышению уровня мотивации обучающихся.

Но роз без шипов не бывает. Хотелось бы остановиться и на тех проблемах, которые возникают при овладении этой технологией. Одна из них – это дефицит времени, как и у любого другого учителя. Очень много усилий требует разработка и составление карточек для работы в группах, не всегда учащиеся обеспечены необходимыми текстами, приходится делать много ксерокопий. Но, кроме технических трудностей, выступает еще одна – не все учащиеся пока еще достаточно активны, сохраняется желание остаться в стороне, наблюдать за происходящим со стороны. Часть учащихся ждёт, чтобы был дан «правильный ответ», нет ещё ответственности за своё обучение. Поэтому важно вовлекать каждого в процесс познания и самопознания. Но я уверена, что со временем большинство проблем будет решено, так как эта технология – технология развития критического мышления через чтение и письмо – получает всё большее распространение, за ней – возможность воспитания будущего гражданина, самостоятельной, творческой личности.

Исправить под себя!!!!

Опытом работы по данной технологии я делилась со своими коллегами на ШМО учителей начальных классов и давала открытый урок литературного чтения в октябре 2010 года. Также представляла свой опыт работы по данной технологии учителям начальных классов на итоговом заседании РМО учителей начальных классов, работающих по программе «Школа 2100».