«Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе»
1. Актуальность проблемы развития критического мышления.
Сегодня в России идет активная работа по совершенствованию системы образования. С переходом на новые образовательные стандарты повышаются требования к результатам образования, которые учитывают возрастные и индивидуальные особенности школьников. Принципиальным отличием новых образовательных стандартов является их ориентация на развитие способности ребёнка к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Развитие мыслительных способностей младших школьников - это есть актуальная проблема, которую необходимо решать. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Развивать мышление - значит развивать умение думать
Одной из технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления. ФГОС второго поколения и технология критического мышления предполагают равноправные взаимодействия субъектов обучения, диалогические отношения между ними, возможность высказывать свои суждения, рассчитывая быть услышанным, выслушивать, понимать и принимать другие мнения, выстраивать систему аргументов в защиту своей позиции, сопоставлять разные позиции. Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) на уроках предусматривает деятельностный подход, что является методологической основой федерального государственного образовательного стандарта.
2. Цель и задачи методической работы.
Цель: сформировать модель работы по развитию критического мышления младших школьников для достижения успешных результатов.
Задачи для достижения поставленной цели:
Изучить научную литературу по данной проблеме.
Провести диагностику уровня развития критического мышления. Составление диагностических карт.
3. Проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, позволяющих учащимся проявить свои способности.
4. Применение методов и приемов на разных стадиях урока, которые способствуют развитию критического мышления младших школьников.
6. Анализ результатов работы по данной теме,рекомендации.
Объект исследования: технология критического мышления у младших школьников.
Предмет исследования: формирование мыслительной деятельности обучающихся через использование технологии критического мышления на разных стадиях урока (вызов, осмысление, рефлексия).
Гипотеза: если использовать приёмы технологии развития критического мышления, то можно активизировать мыслительную деятельность обучающихся, что приведет к повышению качества образования по предмету, к повышению уровня мотивации обучающихся.
Как происходило решение поставленных задач?
Во-первых, я определила основные понятия,(слайд) проведя анализ философской, научной педагогической, психологической и методической литературы.
Как же можно определить критическое мышление?
Д. Клустер предлагает пять пунктов, определяющих данное понятие:
критическое мышление есть мышление самостоятельное;
информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически;
критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить;
критическое мышление стремится к убедительной аргументации;
критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими.
Во-вторых, активизировала деятельность школьников через проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, позволяющих учащимся проявить свои способности. Нужны примеры!!!!!(слайд)
В-третьих, следовала принципам построения урока в технологии развития критического мышления, с использованием приёмов и методов, применяемые на разных стадиях.(слайд)
Первая стадия – вызов (побуждение), когда определяется тема урока, происходит актуализация имеющихся знаний по теме, выясняется, что дети уже знают об этом или думают, что хотят узнать, или что нужно узнать, и для чего это нужно знать. С этой целью используются разные приемы обучения, например составление кластера или ассоциации, в котором наглядно видна связь ключевого слова темы урока с другими понятиями или явлениями. Роль учителя на этом этапе невелика, дети должны чувствовать себя комфортно. На этой стадии используется прием «мозгового штурма», который активизирует внимание всех учеников (и слабых, и сильных). У детей появляется интерес к предмету разговора. На стадии вызова у учащихся есть возможность, используя свои предыдущие знания, строить прогнозы, самостоятельно определить цели познавательной деятельности на данном уроке.
Вторая стадия – осмысление (поиск ответов), поиск ответов на вопросы, поставленные в начале урока. Ребенок больше работает самостоятельно, в парах или группах. Если что-то не понятно, то он может обратиться за помощью к учителю. Это этап познания, где учащиеся получают возможность познакомиться с новой информацией, идеями или понятиями, связать их с уже имеющимися знаниями, активно отслеживая своё понимание. Для этого используются самые разнообразные приемы: чтение текста с остановками; составление таблиц, диаграмм Венна, дневников двойной записи; развивающая лекция, изложение в паре, «инсерт» – чтение текста с пометками и т. д.
Третья стадия – размышление (рефлексия) – позволяет выяснить, насколько ребенок понял тему. Задаются как закрытые (выражающие одно мнение), так и открытые (выражающие несколько мнений) вопросы. Ответы должны быть по возможности полными и расширенными. Учащиеся осмысливают все то, что они изучали на уроке, выражают мысли и понятия через информацию, которую они получили. Эта стадия реализуется также с помощью различных приемов (стратегий): групповой дискуссии, написания мини-сочинения или эссе, пятистишия – синквейна, кластера («пучок»), дискуссионной карты, авторского стула. Происходит целостное осмысление, обобщение и присвоение полученной информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного.
В итоге, работая по данной теме 4 года, я пришла к следующим выводам: (слайды)
Ценность данной технологии и в том, что она учит детей слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию, поэтому работают все. Уходит страх, повышается ответственность ученика за свой ответ, учитель и учащиеся вместе участвуют в добывании знаний.
Обучение критическому мышлению – это нелёгкая задача. Нет какого-то перечня шагов, которые ведут к критическому мышлению. Но существуют определённые условия и подходы, развивающие критическое мышление:
– учащиеся должны располагать временем и возможностью практики в критическом мышлении;
– ученики должны поощряться в ходе учебного процесса;
– должны быть приняты разнообразные идеи и мнения;
– в классе должна быть создана атмосфера, в которой нет насмешек, иронии над чьим-либо мнением;
– учитель должен верить в способности каждого ученика.
Таким образом, учащиеся, мыслящие критически, вовлеченные в активный процесс систематической работы, думающие о своих знаниях, способны утвердить себя и правильно осознать себя в окружающем их мире. Подтверждается моя гипотеза: используя приёмы технологии развития критического мышления, можно активизировать мыслительную деятельность обучающихся, что приведет к повышению качества образования по предмету, к повышению уровня мотивации обучающихся.
Но роз без шипов не бывает. Хотелось бы остановиться и на тех проблемах, которые возникают при овладении этой технологией. Одна из них – это дефицит времени, как и у любого другого учителя. Очень много усилий требует разработка и составление карточек для работы в группах, не всегда учащиеся обеспечены необходимыми текстами, приходится делать много ксерокопий. Но, кроме технических трудностей, выступает еще одна – не все учащиеся пока еще достаточно активны, сохраняется желание остаться в стороне, наблюдать за происходящим со стороны. Часть учащихся ждёт, чтобы был дан «правильный ответ», нет ещё ответственности за своё обучение. Поэтому важно вовлекать каждого в процесс познания и самопознания. Но я уверена, что со временем большинство проблем будет решено, так как эта технология – технология развития критического мышления через чтение и письмо – получает всё большее распространение, за ней – возможность воспитания будущего гражданина, самостоятельной, творческой личности.
Исправить под себя!!!!
Опытом работы по данной технологии я делилась со своими коллегами на ШМО учителей начальных классов и давала открытый урок литературного чтения в октябре 2010 года. Также представляла свой опыт работы по данной технологии учителям начальных классов на итоговом заседании РМО учителей начальных классов, работающих по программе «Школа 2100».