СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка заданий для формирования и развития у учащихся познавательных универсальных учебных действий на уроках технологии в начальной школе

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа представляет интерес для учителей начальных классов. На каждом предмете в начальной школе необходимы задания для формирования познавательных УУД. К заданиям предъявляются особые требования. Задания должны быть доступными для понимания, интересными и развивающими. Предлагается использовать разные виды заданий.

Просмотр содержимого документа
«Разработка заданий для формирования и развития у учащихся познавательных универсальных учебных действий на уроках технологии в начальной школе»

ЧОУ ДПО ИПКиПП, «Разработка заданий для формирования и развития у учащихся познавательных универсальных учебных действий на уроках технологии в соответствии с ФГОС ООО, ФГОС СОО»


Смотрина Ирина Дмитриевна,

учитель технологии, первая квалификационная категория,

ОГАОУ «Центр образования «Ступени»,

г. Биробиджан, Еврейская Автономная область, РФ



Разработка заданий для формирования и развития у учащихся познавательных универсальных учебных действий на уроках технологии в начальной школе


  1. Краткая аннотация работы:

Работа представляет интерес для учителей начальных классов. На каждом предмете в начальной школе необходимы задания для формирования познавательных УУД. К заданиям предъявляются особые требования. Задания должны быть доступными для понимания, интересными и развивающими. Предлагается использовать разные виды заданий.

  1. Содержание

2.1. Концепция УУД

2.2. Формирование познавательных УУД на уроках технологии в начальной школе

2.3. Приёмы и методы формирования универсальных учебных действий на уроках технологии в начальной школе

2.4. Задания для формирования и развития у учащихся познавательных универсальных учебных действий на уроках технологии в начальной школе

  1. Список использованных источников и литературы






2. Содержание


2.1. Концепция УУД


Введение новых ФГОС, задачи индивидуализации обучения, гуманистические основы учебно-воспитательного процесса в современной школе требуют в первую очередь формировать думающую личность, обладающую достаточной математической культурой и мышлением. Основная идея ФГОС второго поколения – формирование УУД.

В основе концепции УУД лежит системно – деятельностный подход.

Функции универсальных учебных действий включают:

  • обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

  • создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.

В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.

Регулятивные учебные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

  • Целеполагание

  • Планирование

  • Прогнозирование

  • Контроль

  • Коррекция

  • Оценка

  • Саморегуляция

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

  • Самоопределение

  • Смыслообразование

  • Нравственно-эстетическое оценивание («Что такое хорошо, что такое плохо»)

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

•Общеучебные универсальные действия

•Логические универсальные действия

•Постановка и решение проблемы

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

•Планирование

•Постановка вопросов

•Разрешение конфликтов

•Контроль, коррекция действий.


2.2. Формирование познавательных УУД на уроках технологии в начальной школе


Учебный предмет «Технология» вносит существенный вклад в формирование всех универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Прежде всего, данный курс нацелен на становление самосознания ребёнка как творческой личности, индивидуальности, формирование у него устойчивого стремления к творческой самореализации. Различными методическими средствами у школьника последовательно формируется эмоционально-ценностное отношение к добросовестному творческому созидательному труду, как одному из главных достоинств человека; осознание гармоничной связи мира вещей с миром природы и ответственности человека за поддержание этой гармонии; понимание ценности культурных традиций, отраженных в предметах материального мира, их общности и многообразия, интерес к их изучению. Тем самым, через приобщение к созидательной творческой деятельности, у ребенка формируется осознание своей работы как части общечеловеческой культуры, закладываются основы нравственного самосознания.

Формирование познавательных учебных действий в курсе технологии осуществляется на основе интеграции интеллектуальной и предметно-практической деятельности, что позволяет ребёнку наиболее сознательно усваивать сложную информацию абстрактного характера и использовать её для решения разнообразных учебных и поисково-творческих задач. Школьники учатся находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради; анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности; анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму; использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями.


2.3. Приёмы и методы формирования универсальных учебных действий на уроках технологии в начальной школе


Значимое место занимают приёмы и методы в формировании универсальных учебных действий у младших школьников.

Приёмы – это практический механизм применения воспитательно-образовательных методик и технологий в процессе формирования сознательной, всесторонне развитой личности.

Методы – это система способов воздействия на человека, направленная на реализацию воспитательных и образовательных задач.

Выделяют такие основные методы и приемы:

  • устный

  • печатно-словесный

  • наглядный

  • практический

Возможности предмета «Технология» позволяют гораздо больше, чем просто формировать у учащихся картину мира с технологической направленностью. При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий.

В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентирование в задании, преобразование, оценка результата, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, нахождение практических способов решения, умение добиваться достижения результата и т. д.) достаточно наглядны и, значит, более понятны для детей. Навык выполнять операции технологично позволяет школьнику грамотно выстраивать свою деятельность не только при изготовлении изделия на уроках технологии. Знание последовательности этапов работы, четкое создание алгоритмов, умение следовать правилам необходимы для успешного выполнения заданий любого учебного предмета, а также весьма полезны во внеучебной деятельности.

Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемых к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических задании).

Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.

Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают универсальные учебные действия. Обращается внимание на развивающую ценность любого задания. Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.

Применяемые технологии для формирования универсальных учебных действий:

  • Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией;

  • Учитель включает детей в открытие новых знаний;

  • Учитель учит ребенка ставит цели и искать пути их достижения;

  • Учитель учит детей способам эффективного запоминания и организации деятельности;

  • Учитель на уроке использует специализированные развивающие задания;

  • Учитель на уроке использует интерактивные возможности ИКТ;

  • Учитель дает детям возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных;

  • Учитель побуждает детей к формулированию учебной проблемы и поиску решения этой проблемы.

Существует множество педагогических приемов формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках технологии:

  • «Свои примеры».

  • «Удивляй».

  • «Фантастическая добавка. Пересечение тем».

  • «Дай себе помочь».

  • «Повторяем с контролем».

  • «"Да" и "Нет" говорите».

  • «Опрос "по цепочке"».

  • «Опрос-итог».

  • «Тренировочная контрольная работа».

  • «Блицконтрольная».

Рассмотрим педагогические приёмы подробнее:

  • Идеальный опрос: ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю.

  • Вопрос к тексту: при изучении научного текста перед учениками ставится задача — составить к нему список репродуктивных и расширяющих, развивающих вопросов. Затем они распределяются на группы: —вопросы, на которые можно ответить на уроке; вопросы, ответ на которые, возможно, пока не знает никто.

  • Дай себе помочь: учитель максимально использует ситуации, в которых ученики могут ему помочь. Он предлагает ученикам (в добровольном порядке!) разработать материал, который применим для дальнейшего использования на уроках (это могут быть задания для контрольной работы, кроссворд на повторение).

  • Организация работы в группах, причем группы могут получать как одно и то же, так и разные, но работающие на общий результат задания.


2.4. Задания для формирования и развития у учащихся познавательных универсальных учебных действий на уроках технологии

в начальной школе


В процессе формирования познавательных универсальных учебных действий, пожалуй, самое важное — научить младших школьников делать маленькие, но собственные открытия. Ученик должен уже в младших классах решать задачи, которые требовали от него не простого действия по аналогии (копирование действий учителя), а таили бы в себе возможность для «умственного прорыва». Полезен не столько готовый результат, сколько сам процесс решения с его гипотезами, ошибками, сравнениями различных идей, оценками и открытиями, что, может привести к личным победам в развитии ума.

Приёмы формирования познавательных универсальных учебных действий занимают значимое место на уроках технологии в начальной школе. Разберём основные приемы подробнее.

Идеальный опрос: детям перед уроком раздаются 3 круга (красный, жёлтый и зелёный), на этапе самостоятельной работы с самопроверкой учитель задаёт детям серию вопросов, направленных на выявление готовности ученика к уроку: подготовка рабочего места, знание этапов выполнения, знание технологии изготовления изделия. Если у ребёнка всё готово к уроку и прибрано на парте он поднимает красный круг, если не готов, ничего не поднимает; если учащийся понимает, что он хорошо знает этапы выполнения и может применить, это на практике поднимает желтый кружок, если ребёнок усвоил технологию, о которой они говорили на уроке и может о ней рассказать, то он поднимает зелёный круг. После применения такого приёма можно увидеть, сколько детей готовы к уроку и какие проблемы в подготовке существуют у каждого ребенка.

Тройное задание: учитель перед началом занятия расставляет парты на три группы, так чтобы детям было удобно работать и помогать друг другу, если возникнет затруднение. Вначале урока учитель говорит, кто хочет поработать самостоятельно и представить в конце урока, что у него получилось поднимите карандаш. Дети садятся первый ряд и им выдаётся 3 листочка с заданиями 3 уровня и ребёнок выполняет один на выбор . Дальше учитель задаёт вопрос: кто неуверен, что может выполнить очень сложное задание поднимите, синею ручку дети садятся на 2 ряд и им выдаётся 3 листочка с заданиями 2 уровня и ребёнок выполняет один на выбор . Остальных детей учитель садит на 3 ряд и даёт им 3 листка 1 уровня, и ребёнок выполняет один на выбор. После выполнения задания дети 1 ряда выходят и показывают то, что у них получилось, потом дети 2 ряда выходят и показывают то, что у них получилось, а затем ребята 3 ряда показывают то, что у них получилось.

Понравилось тебе предложи всем: дети на уроке технологии выполняли задание. В конце урока учитель задаёт вопрос: кому нравится работать в этой технике. Учащемуся, которому понравилась эта техника, учитель даёт такое задание: найти дома другие изделия по этой техники, выполнить самостоятельно. Потом учитель предлагает учащемуся представить это изделие на внеурочном занятии и выполнить его всему классу.

Намеренная ошибка: это можно применить после выполнения детьми задания, учитель просит детей сравнить её работу с их получившимися и найти ошибку. Дети внимательно смотрят и ищут ошибку, и говорят, что они нашли.

Угадай следующие шаги: этот прием можно организовать на этапе педагогического показа. Когда учитель разбирает с детьми по технологической карте, как они будут работать, что зачем будет действовать, при этом не сам объясняет, а наводящими вопросами: что мы будем делать дальше? каким способом? почему именно так. Тем самым дети включаются и пытаются самостоятельно догадаться.

Не дай себе помочь: учитель говорит детям, что сегодня они будут работать по трём уровням и кто выполнит все уровни в конце занятия самостоятельно, получит подарок. В начале выдается 1 уровень, он самый лёгкий, и дети его выполняют самостоятельно. Если у кого-то возникает вопрос, он поднимает руку и просит подойти ему помочь , учитель подходит и на парту кладет ромашку, которая обозначает, что ученик попросил о помощи учителя. Когда ребёнок выполняет 1 задание ему даётся 2 уровень уже посложнее, далее выдаётся 3 уровень. В конце занятия учитель подводит итог, просит детей поднять руку, кто выполнил 1 уровень, потом 2, а затем 3. И тем кто выполнил все 3 уровня и не получил ни одной ромашки, учитель вручает диплом об усвоении урока повышенного уровня.

Организация работы в группах: здесь работа подразумевается в группах, дети делятся на четверки и каждая мини-группа выбирает своего куратора. Потом быстро обговариваются правила работы в группе. И дети приступают к выполнению. Куратор распределяет обязанности следит за правильностью выполнения задания, помогает в случае необходимости и презентует работу всему классу. После завершения каждая группа показывает, что у них получилось и рассказывают как работал куратор, всё ли он правильно делать и есть ли к нему замечания.

Таким образом, успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности познавательных универсальных действий. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоения знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной.


3. Список использованных источников и литературы


1. Ефременко, И.Н Формирование универсальных учебных действий / И.Н.Ефремеко // Лаборатория педагогического мастерства/ URL: htt://infourok.ru/doklad-formirovanie uud.html

2. Занков, Л.В Универсальные учебные действия учеников. Виды УУД / Л.В.Занкова // Сообщество взаимопомощи учителей . – URL: http://pedsovet.su/publ/115-1-0-5169

3. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие для педагогических ВУЗов и институтов повышенной квалификации / Г.К.Селевко. –М. : Издательский центр: «Народное образование» 1998.

4. Стандарты второго поколения А.Г. Асмолов , Г.В. Бурменская, и др. от 2011 г. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе»

5. Ткаченко, О.В. Средство формирования универсальных учебных действий / О.В.Ткаченко // Школьная газета. -2015 г.- № 2.

6. Фокин, Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю. Г. Фокин.-2-е изд., испр. - М.: Издательский центр « Академия» 2007.

7. Проснякова, Т.Н. Технология. Уроки мастерства: Учебник 3 класс. / Т.Н. Проснякова.-3-е изд.,испр.и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом « Федоров», 2009.