СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка заданий по естественно-научной грамотности

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка заданий по естественно-научной грамотности»

Практическая работа: «Разработка заданий по естественно-научной грамотности».

Цель: разработка заданий, направленных на развитие естественно-научной грамотности обучающихся.

 

Количество заданий – 8.

  1. Научно объяснять явления:

1.Изотерма наибольших среднегодовых температур называется термическим экватором и расположена примерно на 10° с.ш. Почему термический экватор не совпадает с географическим? Выберите три причины (Множественный выбор):

1) Площадь суши Северного полушария вдвое больше, чем суши Южного полушария;

2) Изрезанность береговой линии северных материков выше, чем южных;

3) Весенне-летний период в Северном полушарии на неделю длиннее, чем в Южном;

4) В Южном полушарии расположена Антарктида;

5) В Северном полушарии расположена территория с максимальной температурой, зафиксированной за многолетнее наблюдение.


2.Все признаки, кроме четырех характеризуют теплый атмосферный фронт. Выберите признаки, которые не относятся к теплому атмосферному фронту (Задание на исключение неправильных суждений):


1)в центре область повышенного давления

2)идут затяжные дожди

3)наступает похолодание

4)время прохождения относительно длительно

5)образуются слоистые облака

6)выпадают обильные осадки - ливни

7)образуется при перемещении теплого воздуха в сторону холодного

8)воздух перемещается от периферии к центру



3. Во всех горных районах страны достаточно обычны обвалы, оползни, селевые потоки и снежные лавины. В 2002 г. россияне стали свидетелями страшной трагедии. В Кодорском ущелье на Кавказе произошло катастрофическое обрушение ледника Колка. О возможности такого бедствия уже давно предупреждали гляциологи, работающие на Кавказе. К сожалению, практически никаких мер по защите населения ущелья не было предпринято. Катастрофа повлекла за собой многочисленные человеческие жертвы. Сопоставьте причину возникновения обвалов и ее характер:

1.Природная

2. Антропогенная

А. Воздействие сейсмических толчков

Б. Неправильное проведение работ при строительстве

В. Горные разработки

Г. Сильные проливные дожди


  1. Интерпретировать научную информацию.

Прочитайте текст и выполните задание.

Кама – река в Европейской части России, левый и самый крупный приток реки Волги. Кама с давних пор является крупной судоходной артерией, но с ноября по апрель она скована льдом. На реке создано три водохранилища и построены крупные ГЭС: Камская, Воткинская и Нижнекамская. Начинается Кама на высоте 335 м над уровнем моря из четырёх ключей на территории Удмуртии, в центральной части Верхнекамской возвышенности. Протяжённость Камы примерно равна протяжённости Печоры и составляет 1805 км. Это на 300 км больше протяжённости самого длинного правого притока Волги – реки Оки. Абсолютная высота территории в том месте, где Кама впадает в Волгу, составляет 36 м. Питание Камы преимущественно снеговое, а также подземное и дождевое. За весеннее половодье проходит около 63 % годового стока, летом и осенью – 28 %, зимой – 9 %. На берегах Камы расположены крупные города и речные порты: Соликамск, Березники, Пермь, Набережные Челны. Живописные берега Камы привлекают большое число туристов.


4.На основе данных, приведённых в тексте, сделайте необходимые расчёты и заполните таблицу. (Для расчётов воспользуйтесь калькулятором.)




Таблица «Гидрографические характеристики реки Камы»


Исток


Устье


Высота истока, м


Высота устья, м


Длина, км


Падение, м


Уклон, см/км

(Результат округлите до десятых.)


Режим реки


Виды хозяйственной деятельности

на реке


Крупные населённые пункты на реке




5.На рисунках представлены климатограммы, построенные по данным метеонаблюдений в разных регионах планеты. Рассмотрите климатограммы и выполните задания.


5.1.Определите, какому климатическому поясу / типу климата соответствует каждая климатограмма. Подпишите название климатического пояса / типа климата под соответствующей климатограммой.




5.2.Школьник из Воркуты описал особенности местного климата в письме своему другу, который живёт в Туле.


Климат в нашем городе суровый. Морозы начинаются уже в сентябре-октябре, а заканчиваются только в мае. В зимнее время часты колебания температуры от сильных морозов до коротких оттепелей. Полярная ночь длится около 10 суток и приходится на вторую декаду декабря, а с конца мая до середины июля - полярный день. Летом бывают заморозки, и в июне температура воздуха может опускаться ниже -5 °С.


По тексту письма определите, какой тип климата характерен для города Воркуты. Укажите в ответе название климатического пояса / типа климата.

Ответ.

5.3.Определите климатические показатели указанного Вами климатического пояса / типа климата по соответствующей климатограмме и заполните таблицу.

Средняя температура

воздуха, °С

Годовая амплитуда

температур, °С

Годовое количество

осадков, мм

Месяц, на который приходится наибольшее

количество осадков

в январе

в июле







  1. Какие климатообразующие факторы НЕ являются определяющими для климата Воркуты? Запишите в ответе их номера.

  1. расположение за Северным полярным кругом

  2. вторжение тропического воздуха

  3. муссонная циркуляция атмосферы

  4. распространение многолетней мерзлоты

  5. близость Северного Ледовитого океана

  6. большой угол падения солнечных лучей в течение всего года

Ответ.

  1. Проводить учебное исследование:


Прочитайте стихотворение


??? – страна наоборот

Она располагается под нами.

Там, очевидно, ходят вверх ногами.

Там наизнанку вывернутый год.

Там расцветают в октябре сады,

Там в январе, а не в июле лето. Т

Там протекают реки без воды

(Они в пустыне пропадают где-то).

Там в зарослях следы бескрылых птиц,

Там кошкам в пищу достаются змеи,

Рождаются зверята из яиц,

И там собаки лаять не умеют.

Трава сама там лезет из коры,

И кролики страшней, чем наводненье.

Спасает юг от северной жары,

Столица не имеет населенья.

??? – страна наоборот…

Её исток на лондонском причале.

Для хищников дорогу расчищали

Изгнанники и каторжный народ.

??? – страна наоборот…


7.1.

1) Какой стране посвящено стихотворение?

2) Закончите предложение, которое объясняет, почему «там наизнанку вывернутый год». Эта страна расположена в …

3) Каким термином называют здесь «реки без воды»?

4) Следы каких бескрылых птиц можно встретить в зарослях?

5) Запишите два вида «зверят из яиц» (яйцекладущих млекопитающих).

6) Как называются собаки, которые «лаять не умеют»?

7) Укажите название столицы описываемой в стихотворении страны.


7.2. Выберите из списка четыре термина, объекта, фамилии, связанные с описываемой в стихотворении страной (Множественный выбор).

1)эвкалипт

2)баобаб

3)аборигены

4)банту

5)Джеймс Кук

6)Бартоломеу Диаш

7)Сидней

8)Кейптаун

9)Какая страна объединяет оставшиеся слова?



8. На ри­сун­ках пред­став­ле­ны ва­ри­ан­ты про­фи­ля ре­лье­фа местности, по­стро­ен­ные на ос­но­ве карты по линии А—В раз­ны­ми учащимися. Какой из про­фи­лей по­стро­ен верно? (Задание на исключение)

 

1) 

2) 

3) 

4)