Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для глухих, слабослышащих и позднооглохших детей»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ
по учебному предмету
«Развитие слухового восприятия и формирование произношения»
Формирование произношения: Автоматизация звука «Ш».
Развитие слухового восприятия: Тема «Мамин праздник».
Составила:
Созаева Нина Солтан-Бековна,
учитель-дефектолог (сурдопедагог).
Аннотация к технологической карте
Технологическая карта разработана по учебному предмету «Развитие слухового восприятия и формирование произношения» предназначена для индивидуального занятия с учащейся 1 класса с нарушениями слуха.
Тема занятия:
ФП: Автоматизация звука «Ш».
РСВ: Тема «Мамин праздник».
Цели:
Создание слухо-зрительной основы для восприятия устной речи;
Формирование речевого поведения на основе развития слухового и слухо-зрительного восприятия устной речи при использовании индивидуальных слуховых аппаратов;
Воспитание самоконтроля за произношением в ходе работы по развитию слухового восприятия;
Формирование умения воспринимать слухо-зрительно, различать и опознавать на слух (с помощью индивидуального слухового аппарата) речевой материал занятия;
Развитие общительности, преодоление страха общения со слышащими людьми;
Формирование наиболее адекватной самооценки, уверенности в своих возможностях.
Задачи:
Образовательные:
развивать навыки самоконтроля за изменением высоты голоса, дифференциацией звонких и глухих согласных;
развивать восприятие слов, фраз обиходно-разговорного характера и при организации диалога между учащимися на слух и слухо-зрительно.
учить опознавать и различать слухо-зрительно и на слух речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов (математика);
тренировать в распознавании нового текста, предъявленного целиком на слух, опознавании и различении речевых единиц текста;
тренировать в восприятии речи без использования индивидуальных слуховых аппаратов.
Коррекционные:
активизировать и уточнять словарный запас;
учить понимать и выполнять инструкции, связанные с организацией занятия;
развивать кратковременную зрительную память.
Воспитательные:
Планируемые образовательные результаты:
Формирование универсальных учебных действий:
Личностных УУД:
мотивация учебной деятельности;
развитие познавательного интереса к обучению;
активизация самостоятельности, интереса к способу действий;
самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности;
Познавательных УУД:
уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, умение применять знания в нужной ситуации, овладение общеучебными действиями (запоминание, восприятие, знаковосимволические действия), умение делать выводы из полученной информации.
Регулятивных У УД:
осуществлять самоконтроль;
устанавливает соответствие полученного результата и поставленной цели.
Коммуникативных У УД: Сотрудничество с педагогом и сверстниками в решении учебных задач, умение вести диалог со взрослыми и сверстниками, умение передать свою мысль в устной речи.
Программные требования:
Учащиеся должны уметь воспринимать слухо-зрительно, различать и опознавать на слух (с помощью индивидуального слухового аппарата) речевой материал; произносить фразы слитно и деля на синтагмы, выделяя логическое и синтагматическое ударение, по возможности соблюдая мелодический контур фраз; знать и соблюдать орфоэпические правила, осуществлять контроль за различными сторонами произношения.
Материал программы считается усвоенным, если учащиеся на 70% правильно выполняют предложенные на слух задания и грамотно оформляют свои высказывания.
Программное содержание:
Основу формирования речевого слуха составляют умения глухого школьника воспринимать определенный речевой материал на слух и слухо-зрительно, воспроизводить его, действовать адекватно воспринятому.
Специальная работа по развитию речевого слуха предусматривает обучение учащихся различать, опознавать и распознавать только на слух, исключая зрение, речевой материал: фразы, словосочетания, слова, слоги.
Особое значение на этапе активного пользования индивидуальным слуховым аппаратом придается обучению учащихся воспринимать слухо-зрительно и на слух довольно большие по объему тексты, что способствует дальнейшему развитию их речевого слуха и отвечает требованиям программы по родному языку. На индивидуальных занятиях совершенствуются навыки слухо-зрительного и слухового восприятия устной речи с помощью индивидуальных слуховых аппаратов.
Основные понятия:
Восприятие речевого материала с аппаратом и на голое ухо; предъявление разных единиц речи; предъявление материал целиком или по частям; смена видов деятельности ребенка; смена тематики речевого материала; восприятие, опознавание, различение, распознавание речевого материала.
Тип занятия: восприятию нового материала.
Форма занятия: индивидуальное занятие по развитию слуха и формированию произношения.
Технология обучения: коррекционно-развивающая.
Оборудование занятия: ноутбук, презентация, экраны, таблички с фразами, иллюстративный дидактический материал в электронном виде.
Технологическая карта индивидуального занятия содержит полное описание каждого этапа работы на занятии, в которых представлены определенные вопросы, задания, предлагаемые ученикам, предполагаемые действия учащихся, способы взаимодействия учителя и учеников, а также ход использования презентации и наглядных пособий.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ
Ф.И.О. учителя | Созаева Нина Солтан-Бековна |
Место работы | ГКОУ школа-интернат для глухих детей |
Должность | учитель-дефектолог (сурдопедагог) |
Класс | 1 |
Ученики | Кадзаева Изабелла Д/З: двусторонняя сенсоневральная тугоухость IV степени. Кохлеарно имплантирована на левое ухо в 5 лет 4 мес. |
Предмет | Развитие слухового восприятия и формирование произношения. |
Межпредметные связи | Окружающий мир. |
Форма работы | Индивидуальная. |
Тема | ФП: Автоматизация звука «Ш». РСВ: Тема «Мамин праздник». |
Тип | Комбинированный (получение знаний, выработка умений и навыков) |
Цель | 1. Формирование произношения понятного окружающим: а) как надежного способа коммуникации; б) как основы овладения языком; в) как основы речевого общения. 2. Формирование навыков восприятия речи на слух, которые являются прочной основой слухо-зрительной базы становления речи глухих и слабослышащих |
Задачи |
Предметные (образовательные) | - Обеспечить восприятие, осмысление и запоминание правильной артикуляции звука «Ш»; - Совершенствовать и закреплять умения и навыки автоматизации звука «Ш» в слогах, словах. |
Личностные (воспитательные) | воспитывать самоконтроль, взаимоконтроль; воспитывать положительную мотивацию к учению; воспитывать стремление говорить правильно, четко проговаривая звуки; развивать коммуникабельность и уверенность в своих возможностях. |
Метапредметные (развивающие) | Познавательные: - учить извлекать информацию из иллюстраций, текстов; - находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; Регулятивные: уметь прогнозировать предстоящую работу (составлять план); уметь оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные: - уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. |
Коррекционные | Развивать слуховое восприятие и зрительное внимание. Развивать навыки грамматически правильной речи. Формировать речевой слух учащихся через восприятие и различение речевого материала. Способствовать накоплению и пополнению слухового словаря. Усилить слуховой компонент в слухо-зрительном восприятии речи. Формировать коммуникативную функцию речи. |
Оборудование урока: | Ноутбук, презентация, экраны, таблички с фразами, иллюстративный дидактический материал в электронном виде. |
Технологии, методы и приемы | Технология деятельностного подхода в обучении. Технология развивающего обучения. Технология здоровьесбережения. Методы обучения: частично-поисковый или эвристический; объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный: рассказ, объяснение. |
Организационная структура индивидуального занятия |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося |
I. Мотивирование к учебной деятельности(1-2 мин). Цель: Создание эмоционального положительного фона занятия. |
Учитель приветствует учащихся Задает организационные вопросы. - Здравствуй. - Как ты меня слышишь? Послушай, что мы будем делать. Мы будем хорошо говорить. Выполнять задания. -Какое сегодня число? | Ученик приветствуют учителя, отвечает на поставленные вопросы. - Можно войти в слуховой кабинет? - Доброе утро! - Я слышу хорошо. Называет число. |
II. Формирование произношения (18 мин.) |
1. Дыхательные, артикуляционные и голосовые упражнения (4-5 мин.). |
1) Выполним дыхательные упражнения - Будем работать над дыханием. | Упражнение «Погреем ручки». (дуть тёплым воздухом на одном выдохе)  |
| Упражнение «Слоненок пьет водичку». Сделать «хоботок». Вдыхать и выдыхать воздух через рот. |
2) Артикуляционные упражнения |  |  | Упражнение «Лопаточка» Улыбнуться, открыть рот. Широкий язык положить спокойно на нижнюю губу. |  |  | Упражнение «Чистим зубки» Улыбнуться, открыть рот. Широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу. |  |  | Упражнение «Чашечка» Улыбнуться, открыть рот. Широко открыть рот. высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т. е. слегка приподнять кончик языка) |  |  | Упражнение «Парашютик» На кончик носа положить ватку широким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх. | |
3) Произношение слогов: Слоговая дорожка | иш-ыш-аш-ош-уш |
Произнеси слоги со сменой интонации, ударного слога: | аш-аш-áш, аш-áш-аш, áш-аш-аш; ош-ош-óш, ош-óш-ош, óш-ош-ош; уш-уш-ýш, уш-ýш-уш, ýш-уш-уш; |
4) Произношение слов: | ша-ша-ша- шапка, шаг, лапша. шу-шу-шу- шуба, шум, дышу. ши-ши-ши- шина, камыши. шо-шо-шо- шёпот, хорошо. аш-аш-аш- башня, карандаш. ош-ош-ош- кошка, мошка. уш-уш-уш- ушки, пушка, душ. иш-иш-иш- мишка, молчишь. |
III. РСВ. Тема «Мамин праздник». |
Различение речевого материала на слух. Цель: проверка знаний учащегося фактического материала и основных понятий. |
Тема «Мамин праздник». Слушай внимательно. -- Что ты будешь делать? Восьмое марта - праздник мам и бабушек. Дети делают подарки маме, бабушке, сестре, подруге, девочке. Ученики поздравляют учительницу и воспитательницу с праздником. | -Я буду слушать внимательно.  |
-Ответь на вопросы. Когда бывает мамин праздник? Кого ребята поздравляют с праздником? Что ты подаришь маме? | Мамин праздник бывает 8 марта. Ребята поздравляют мам, бабушек, сестер, подруг, девочек, учителей и воспитателей. Я еще не придумала. |
Послушай, повтори: | праздник, мамин праздник, с праздником, я поздравляю, мальчик (девочка) поздравляет, дети поздравляют, мы поздравляем; подарок - подарки; восьмое марта - восьмого марта. |
2. Здоровьесберегающие технологии |
Зрительная гимнастика: Тренажер Базарного. |  |
Речевой материал общеобразовательных дисциплин. Окружающий мир. (5-7 мин.). Цель: совершенствование умений самостоятельно добывать и систематизировать знания. |
Ответь на вопрос: Какие цветы можно назвать ранними? Какие цветы растут весной? |  Те цветы, которые растут раньше остальных – весной. |
IV .Применение полученных знаний. (10 мин.) Различение речевого материала на слух. |
1. Игра «Закончи слово». Предъявляется на слух. |  |
2. Назови картинку. |  |
3. Составь предложение с предлогом. Хорошо говори звук «Ш». Мышка спряталась в норке от кошки. Лягушонок спрятался под кадушкой. |  |
V. Домашняя работа |
Выучи стихотворение | «Восьмое марта - женский день. Встречай его с цветами. Ты платье повое надень. Неси подарок маме». |
VI. Рефлексия деятельности (1-2 мин.) |
Цель: формулирование полученных результатов, определение цели дальнейшей работы. |
- Что ты делала на занятии? Оцениваю работу ученицы. (За экраном.) - Ты слушала внимательно, старалась правильно говорить, молодец! | -Я слушала, говорила, отвечала на вопросы. -Я занималась хорошо, мне было интересно и все понятно. -Спасибо, до свидания. |