СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка занятия: Автоматизация звука «Ш». Тема «Мамин праздник».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта разработана по учебному предмету «Развитие слухового восприятия и формирование произношения» предназначена для индивидуального занятия  с учащейся 1  класса с нарушениями слуха.

Просмотр содержимого документа
«Разработка занятия: Автоматизация звука «Ш». Тема «Мамин праздник».»

Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для глухих, слабослышащих и позднооглохших детей»











ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА


ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ


по учебному предмету

«Развитие слухового восприятия и формирование произношения»






Формирование произношения: Автоматизация звука «Ш».

Развитие слухового восприятия: Тема «Мамин праздник».






Составила:

Созаева Нина Солтан-Бековна,

учитель-дефектолог (сурдопедагог).














Аннотация к технологической карте

Технологическая карта разработана по учебному предмету «Развитие слухового восприятия и формирование произношения» предназначена для индивидуального занятия с учащейся 1 класса с нарушениями слуха.


Тема занятия:

ФП: Автоматизация звука «Ш».

РСВ: Тема «Мамин праздник».


Цели:

  • Создание слухо-зрительной основы для восприятия устной речи;

  • Формирование речевого поведения на основе развития слухового и слухо-зрительного восприятия устной речи при использовании индивидуальных слуховых аппаратов;

  • Воспитание самоконтроля за произношением в ходе работы по развитию слухового восприятия;

  • Формирование умения воспринимать слухо-зрительно, различать и опознавать на слух (с помощью индивидуального слухового аппарата) речевой материал занятия;

  • Развитие общительности, преодоление страха общения со слышащими людьми;

  • Формирование наиболее адекватной самооценки, уверенности в своих возможностях.

Задачи:

Образовательные:

  • развивать навыки самоконтроля за изменением высоты голоса, дифференциацией звонких и глухих согласных;

  • развивать восприятие слов, фраз обиходно­-разговорного характера и при организации диалога между учащимися на слух и слухо-зрительно.

  • учить опознавать и различать слухо-зрительно и на слух речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов (математика);

  • тренировать в распознавании нового текста, предъявленного целиком на слух, опознавании и различении речевых единиц текста;

  • тренировать в восприятии речи без использования индивидуальных слуховых аппаратов.


Коррекционные:

  • активизировать и уточнять словарный запас;

  • учить понимать и выполнять инструкции, связанные с организацией занятия;

  • развивать кратковременную зрительную память.


Воспитательные:

  • воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца и добиваться результатов.


Планируемые образовательные результаты:

Формирование универсальных учебных действий:

Личностных УУД:

мотивация учебной деятельности;

развитие познавательного интереса к обучению;

активизация самостоятельности, интереса к способу действий;

самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности;


Познавательных УУД:

уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, умение применять знания в нужной ситуации, овладение общеучебными действиями (запоминание, восприятие, знаково­символические действия), умение делать выводы из полученной информации.


Регулятивных У УД:

осуществлять самоконтроль;

устанавливает соответствие полученного результата и поставленной цели.


Коммуникативных У УД: Сотрудничество с педагогом и сверстниками в решении учебных задач, умение вести диалог со взрослыми и сверстниками, умение передать свою мысль в устной речи.


Программные требования:

Учащиеся должны уметь воспринимать слухо-зрительно, различать и опознавать на слух (с помощью индивидуального слухового аппарата) речевой материал; произносить фразы слитно и деля на синтагмы, выделяя логическое и синтагматическое ударение, по возможности соблюдая мелодический контур фраз; знать и соблюдать орфоэпические правила, осуществлять контроль за различными сторонами произношения.

Материал программы считается усвоенным, если учащиеся на 70% правильно выполняют предложенные на слух задания и грамотно оформляют свои высказывания.


Программное содержание:

Основу формирования речевого слуха составляют умения глухого школьника воспринимать определенный речевой материал на слух и слухо-зрительно, воспроизводить его, действовать адекватно воспринятому.

Специальная работа по развитию речевого слуха предусматривает обучение учащихся различать, опознавать и распознавать только на слух, исключая зрение, речевой материал: фразы, словосочетания, слова, слоги.

Особое значение на этапе активного пользования индивидуальным слуховым аппаратом придается обучению учащихся воспринимать слухо-зрительно и на слух довольно большие по объему тексты, что способствует дальнейшему развитию их речевого слуха и отвечает требованиям программы по родному языку. На индивидуальных занятиях совершенствуются навыки слухо-зрительного и слухового восприятия устной речи с помощью индивидуальных слуховых аппаратов.


Основные понятия:

Восприятие речевого материала с аппаратом и на голое ухо; предъявление разных единиц речи; предъявление материал целиком или по частям; смена видов деятельности ребенка; смена тематики речевого материала; восприятие, опознавание, различение, распознавание речевого материала.

Тип занятия: восприятию нового материала.

Форма занятия: индивидуальное занятие по развитию слуха и формированию произношения.

Технология обучения: коррекционно-развивающая.

Оборудование занятия: ноутбук, презентация, экраны, таблички с фразами, иллюстративный дидактический материал в электронном виде.


Технологическая карта индивидуального занятия содержит полное описание каждого этапа работы на занятии, в которых представлены определенные вопросы, задания, предлагаемые ученикам, предполагаемые действия учащихся, способы взаимодействия учителя и учеников, а также ход использования презентации и наглядных пособий.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ


Ф.И.О. учителя

Созаева Нина Солтан-Бековна

Место работы

ГКОУ школа-интернат для глухих детей

Должность

учитель-дефектолог (сурдопедагог)

Класс

1

Ученики

Кадзаева Изабелла

Д/З: двусторонняя сенсоневральная тугоухость IV степени.

Кохлеарно имплантирована на левое ухо в 5 лет 4 мес.

Предмет

Развитие слухового восприятия и формирование произношения.

Межпредметные связи

Окружающий мир.

Форма работы

Индивидуальная.

Тема

ФП: Автоматизация звука «Ш».

РСВ: Тема «Мамин праздник».

Тип

Комбинированный (получение знаний, выработка умений и навыков)

Цель

1. Формирование произношения понятного окружающим:

а) как надежного способа коммуникации;

б) как основы овладения языком;

в) как основы речевого общения.

2. Формирование навыков восприятия речи на слух, которые являются прочной основой слухо-зрительной базы становления речи глухих и слабослышащих

Задачи

Предметные (образовательные)

- Обеспечить восприятие, осмысление и запоминание

правильной артикуляции звука «Ш»;

- Совершенствовать и закреплять умения и навыки автоматизации звука «Ш» в слогах, словах.

Личностные (воспитательные)

воспитывать самоконтроль, взаимоконтроль;

воспитывать положительную мотивацию к учению;

воспитывать стремление говорить правильно, четко проговаривая звуки;

развивать коммуникабельность и уверенность в своих возможностях.

Метапредметные (развивающие)

Познавательные:

- учить извлекать информацию из иллюстраций, текстов;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Регулятивные:

  • уметь прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

  • уметь оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

  • умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные:

  • уметь слушать и понимать других;

  • уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Коррекционные

Развивать слуховое восприятие и зрительное внимание.

Развивать навыки грамматически правильной речи.

Формировать речевой слух учащихся через восприятие и различение речевого материала.

Способствовать накоплению и пополнению слухового словаря.

Усилить слуховой компонент в слухо-зрительном восприятии речи.

Формировать коммуникативную функцию речи.

Оборудование урока:


Ноутбук, презентация, экраны, таблички с фразами, иллюстративный дидактический материал в электронном виде.

Технологии, методы и приемы

Технология деятельностного подхода в обучении. Технология развивающего обучения.

Технология здоровьесбережения.

Методы обучения: частично-поисковый или эвристический; объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный: рассказ, объяснение.

Организационная структура индивидуального занятия

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося

I. Мотивирование к учебной деятельности(1-2 мин).

Цель: Создание эмоционального положительного фона занятия.

Учитель приветствует учащихся


Задает организационные вопросы.

- Здравствуй.

- Как ты меня слышишь?

Послушай, что мы будем делать.

Мы будем хорошо говорить.

Выполнять задания.

-Какое сегодня число?

Ученик приветствуют учителя, отвечает на поставленные вопросы.

- Можно войти в слуховой кабинет?

- Доброе утро!


- Я слышу хорошо.



Называет число.

II. Формирование произношения (18 мин.)

1. Дыхательные, артикуляционные и голосовые упражнения (4-5 мин.).

1) Выполним дыхательные упражнения


- Будем работать над дыханием.


Упражнение «Погреем ручки».

(дуть тёплым воздухом на одном выдохе)




Упражнение «Слоненок пьет водичку».

Сделать «хоботок».

Вдыхать и выдыхать воздух через рот.

2) Артикуляционные упражнения

Упражнение «Лопаточка»



Улыбнуться, открыть рот. Широкий язык положить спокойно на нижнюю губу.


Упражнение «Чистим зубки»



Улыбнуться, открыть рот. Широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу.


Упражнение «Чашечка»



Улыбнуться, открыть рот. Широко открыть рот. высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т. е. слегка приподнять кончик языка)


Упражнение «Парашютик»



На кончик носа положить ватку

широким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх.


3) Произношение слогов:




Слоговая дорожка





иш-ыш-аш-ош-уш

Произнеси слоги со сменой интонации, ударного слога:


аш-аш-áш, аш-áш-аш, áш-аш-аш;

ош-ош-óш, ош-óш-ош, óш-ош-ош;

уш-уш-ýш, уш-ýш-уш, ýш-уш-уш;

4) Произношение слов:


ша-ша-ша- шапка, шаг, лапша. шу-шу-шу- шуба, шум, дышу.

ши-ши-ши- шина, камыши. шо-шо-шо- шёпот, хорошо.



аш-аш-аш- башня, карандаш. ош-ош-ош- кошка, мошка.

уш-уш-уш- ушки, пушка, душ. иш-иш-иш- мишка, молчишь.

III. РСВ. Тема «Мамин праздник».

  1. Различение речевого материала на слух.

Цель: проверка знаний учащегося фактического материала и основных понятий.

Тема «Мамин праздник».

Слушай внимательно.

-- Что ты будешь делать?


Восьмое марта - праздник мам и ба­бушек. Дети делают подарки маме, бабушке, сестре, подруге, девочке. Ученики поздравляют учительницу и воспитательницу с праздником.

-Я буду слушать внимательно.

-Ответь на вопросы.

Когда бывает мамин праздник?

Кого ребята поздравляют с празд­ником?

Что ты подаришь маме?


Мамин праздник бывает 8 марта.

Ребята поздравляют мам, бабушек, сестер, подруг, девочек, учителей и воспитателей.

Я еще не придумала.

Послушай, повтори:

праздник, мамин праздник, с праздником, я поздравляю, мальчик (девочка) поздравляет, дети поздравляют, мы поздравляем; подарок - подарки; восьмое марта - восьмого марта.

2. Здоровьесберегающие технологии

Зрительная гимнастика: Тренажер Базарного.


  1. Речевой материал общеобразовательных дисциплин. Окружающий мир. (5-7 мин.).

Цель: совершенствование умений самостоятельно добывать и систематизировать знания.

Ответь на вопрос:

Какие цветы можно назвать ранними?



Какие цветы растут весной?


Те цветы, которые растут раньше остальных – весной.


IV .Применение полученных знаний. (10 мин.)

Различение речевого материала на слух.

1. Игра «Закончи слово».

Предъявляется на слух.


2. Назови картинку.

3. Составь предложение с предлогом. Хорошо говори звук «Ш».



Мышка спряталась в норке от кошки.


Лягушонок спрятался под кадушкой.

V. Домашняя работа

Выучи стихотворение

«Восьмое марта - женский день.

Встречай его с цветами.

Ты платье повое надень.

Неси подарок маме».

VI. Рефлексия деятельности (1-2 мин.)

Цель: формулирование полученных результатов, определение цели дальнейшей работы.

- Что ты делала на занятии?


Оцениваю работу ученицы.

(За экраном.)

- Ты слушала внимательно, старалась правильно говорить, молодец!

-Я слушала, говорила, отвечала на вопросы.

-Я занималась хорошо, мне было интересно и все понятно.




-Спасибо, до свидания.