Технологическая карта разработана по учебному предмету «Развитие слухового восприятия и формирование произношения» предназначена для индивидуального занятия с учащимся 7 класса с нарушениями слуха.
Цели и задачи занятия построены с учетом диагноза, структуры дефекта, компенсаторных возможностей ребенка, зоны его ближайшего развития, личностноориентированного подхода.
Ф.И.О. учителя | Созаева Нина Солтан-Бековна |
Место работы | ГКОУ школа-интернат для глухих детей |
Должность | учитель-дефектолог (сурдопедагог) |
Класс | 7 |
Ученик | Салказанов Даниил Д/З: нейросенсорная тугоухость IV степени, ДЦП, косоглазие. Кохлеарно имплантирован в 6 лет. В следствии ДЦП артикуляционная моторика в состоянии дистонии (синдром расстройства двигательной активности). |
Предмет | Развитие слухового восприятия и формирование произношения. |
Межпредметные связи | Математика, астрономия. |
Форма работы | Индивидуальная. |
Тема | ФП: Дифференциация звуков «Г-К». РСВ: Тема «Солнечная система». |
Тип | Закрепление знаний. |
Цель | Обработка произносительных навыков на материале текста. Учить распознавать и различать на слух части текста (незнакомые по звучанию в сочетании со знакомыми). Обработка произносительных навыков на материале текста. Учить воспринимать текст, задания по тексту. |
Задачи |
Предметные (образовательные) | Изменять силу голоса в связи со словесным ударением. Произносить слитно, на одном выдохе слоги, слова, словосочетания, фразы сопряженно с учителем и отражённо по подражанию, |
Личностные (воспитательные) | воспитывать самоконтроль, взаимоконтроль; воспитывать положительную мотивацию к учению; воспитывать стремление говорить правильно, четко проговаривая звуки; развивать коммуникабельность и уверенность в своих возможностях. |
Метапредметные (развивающие) | Познавательные: - учить извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; - находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; Регулятивные: уметь прогнозировать предстоящую работу (составлять план); уметь оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные: - уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. |
Коррекционные | Формировать речевой слух учащихся через восприятие и различение речевого материала. Способствовать накоплению и пополнению слухового словаря. Усилить слуховой компонент в слухо-зрительном восприятии речи. Формировать умения воспринимать речевой материал на слух на всё увеличивающемся расстояние. Формировать коммуникативную функцию речи. |
Оборудование урока: | Ноутбук, экраны, таблички с фразами, иллюстративный дидактический материал в электронном виде. |
Технологии, методы и приемы | Технология деятельностного подхода в обучении. Технология развивающего обучения. Технология здоровьесбережения. Методы обучения: частично-поисковый или эвристический; объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный: рассказ, объяснение. |
Организационная структура индивидуального занятия |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося |
I. Мотивирование к учебной деятельности(1-2 мин). Цель: Создание эмоционального положительного фона занятия. |
Учитель приветствует учащегося. Задает организационные вопросы. - Здравствуй. - Как ты меня слышишь? Что ты сегодня будешь делать на занятии? Мы будем хорошо говорить. Слушать и вести диалог. Выполнять задания. Слушать, распознавать и различать новый текст. | Ученик приветствуют учителя. - Можно войти в слуховой кабинет? - Доброе утро! - Я слышу хорошо. Я буду слушать и говорить. Обучающий контролируют свое произношение. |
II. Построение нового знания (18 мин.) |
1. Голосовые и дыхательные упражнения (4-5 мин.). |
1) Пропевание гласных на одном выдохе сопряженно с учителем и отраженно - Будем петь гласные звуки. | А_ О_ У_ И_ Ы_ Э_ |
2) Произношение слитно, на одном выдохе ряд слогов: средним голосом тихим голосом - Говори тихо! -Как ты говорил? громким голосом – Говори громко! -Как ты говорил? | ГА-ГА-ГА КА-КА-КА га-га-га ка-ка-ка -Тихо. ГА-ГА-ГА КА-КА-КА -Громко. |
3) - Будем работать над дыханием. -Сделайте длинный вдох через рот, а выдох через нос. -Сделай вдох ртом, а выдох через нос. | |
4) Рассмотрим профили звуков «К, К’, Г, Г'» | При звуке «Г» есть голос. При звуке «К» голоса нет. |
2. Работа по коррекции произносительных навыков. Проводится на слух и слухозрительно. |
На слух предъявляются слоги и речевой материал 2 раза. После двукратного предъявления, если материал не воспринят, он предъявляется слухозрительно. Затем предлагается табличка для прочтения с соответствующим слогом. | Га ка Гу ку Ги ки Гю кю Го ко Ге ке Гё кё Гя кя |
Работа над словесным ударением | Грýз, крáн, иглá, клáд, стакáн, сапогѝ, магазѝн, вáленки, вагóны, пакѐты, ýтка, гóды, гóлубь, листóк, кусóк, собáка, магазѝн, огóнь, отвáга, кóнь, ýгол, густóй |
III. Применение полученных знаний |
1. Различение речевого материала на слух. (10 мин.) | Нога, нитка, ветка, вьюга, снега, слуга, газета, качели. погода, вагоны, погоны, голова, далеко, высоко, низко, близко, колонка, голосок, молоко, голоса, колесо, уголок, гусаки, куница, кубики, покупать, погулять, по снегу, по звуку, на ноге, на бегу, на скаку. |
2. Новый по звучанию материал. Закрепление нового по звучанию материала при восприятии на слух в сочетании со знакомым речевым материалом. |
Назови картинки в названии которых есть буква «Г» или «К». |  |
Прочитай словосочетания | Крутая горка Корка хлеба Пришли гости Красная калина Прибыл гонец В ворота гол Спортивная игра | Глубокий погреб Газовая горелка Круглая катушка Грозди калины Кисти винограда Мешок картошки Горсть крупы | Дорогой подарок Крупная клубника Скакал галопом Громко говорил Купил гармошку Высоко прыгнул Грибная поляна | |
IV. Физминутка. Цель: восстановление работоспособности, повышение эффективности занятия. |
Выполняем упражнения | Поднять руки вверх. Потянуться. Присесть на корточки. Руки опустить на пол. Прохлопать ритмический рисунок. Улыбаться. |
3. Организация диалога на основе речевого материала |
Текст «Солнечная система» Солнечная система - это система планет, в центре которой находится яркая звезда, источник энергии, тепла и света - Солнце. Солнце образовалось около 4,5 миллиардов лет назад в результате взрыва одной или нескольких звезд. В центра Солнечной системы находится Солнце, вокруг которого по орбитам вращаются девять крупных планет. За цикл оборота вокруг Солнца планеты то приближаются, то отдаляются по своим орбитам. | -Я буду слушать текст. Текст целиком воспринимается учащимся слухозрительно дважды. -Я слушал текст |
Работа по тексту: | |
1) Рассмотрим, что такое источник энергии, орбита, цикл оборота. | Орбита – путь по которому движется планета. Цикл оборота -срок, за который планета совершают полный оборот вокруг Солнца. |
2) Ответь на вопросы: - Какая звезда находится в центре Солнечной системы? - Сколько крупных планет вращается вокруг Солнца? | Солнце. 9 крупных планет |
3) Назовем планеты | . |
V. Речевой материал общеобразовательных дисциплин (5-7 мин.). Цель: совершенствование умений самостоятельно добывать и систематизировать знания. |
Математика. -Послушайте и ответьте на вопросы: Сколько сантиметров в 1 метре? Сколько минут в 1 часе? Сколько секунд в 1 минуте? Сколько секунд в 1 часе? | Выполняет задание, отвечает на вопросы, корректируют свое произношение с помощью учителя. В 1 метре 100 см. В 1 часе 60 минут. В 1 минуте 60 секунд. В 1 часе 3600 секунд (3600=60 минут * 60 секунд ) |
VI. Домашнее задание |
Впиши названия планет Солнечной системы. |  |
VII. Рефлексия деятельности (1-2 мин.) Цель: формулирование полученных результатов, определение цели дальнейшей работы. |
- Что ты делал на занятии? Оцениваю работу ученика. - Ты сегодня внимательно слушал, старался правильно говорить. | -Я слушал, говорил, отвечал на вопросы. -Я занимался хорошо, мне было интересно и все понятно. -Спасибо, до свидания. |