СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка занятия по ОБЖ по теме "Основные инфекционные заболевания"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке используется групповая и индивидуальная работа учащихся. Тема занятия позволяет использовать разнообразную доплнительную литературу и привлекать интернет в качестве источника информации.

Просмотр содержимого документа
«Разработка занятия по ОБЖ по теме "Основные инфекционные заболевания"»


Тема урока: Инфекционные заболевания, их классификация.

Цели урока. Познакомить учащихся с признаками инфекционных за​болеваний, условиями и механизмами передачи инфекции. охарактеризовать наиболее часто встречающиеся инфекции и механизмы их передачи. Объяснить обязательные правила личной гигиены, предотвращающие инфекци​онные заболевания.

Ход урока.


Для работы на занятии формируются группы по 4 человека.

Заполняется оценочный лист, объясняются правила работы и критерии оценки.

За ответы на устные вопросы в ходе занятия – индивидуальный зачет баллов. За каждый устный ответ студенту выдается жетончик. В конце занятия студенты, заработавшие 5 и более жетончиков, получают дополнительную оценку «5», 3-4 жетончика – оценку «4»

При выполнении групповых заданий – групповой зачет баллов:

5 баллов – полный ответ

4 балла – ответ с дополнениями

3 балла – краткий ответ.


1. Инфекция, условия и механизмы передачи.


1. Вопросы для активизации знаний. (Ответ на вопрос – 1 балл студенту)

  • Что такое инфекция?

  • Что такое инфекционная болезнь?

  • Каковы характерные признаки инфекционных заболеваний?

  • Каким образом передаются инфекционные заболевания?

  • Что такое эпидемия?

  • Что такое гигиена?

  • Как соблюдение гигиенических правил влияет на вероятность заболевания человеком инфекционной болезнью?


Обобщение:

Инфекция - внедрение и размножение в организме человека или животного болезнетворных микроорганизмов, сопровождающееся комп​лексом реактивных процессов; завершается инфекционным заболе​ванием, бактерионосительством или гибелью микробов.

Источник возбудителя инфекции заражает здоровых при соприкосновении, че​рез рот (с водой и пищей), воздух (с капельками слюны и слизи), чле​нистоногих переносчиков.

Инфекция, а точнее, процесс, обозначаемый этим термином, ле​жит в основе существования особого рода болезней — инфекцион​ных.

Инфекционные болезни — заболевания, вызываемые болезнетворны​ми микроорганизмами, которые передаются от зараженного человека здо​ровому. Каждая инфекционная болезнь вызывается особым возбудите​лем.


2. Какие особенности характерны для возбудителей инфекционных заболеваний: (ответ – 1 балл)

Обобщаются устные ответы и записываются в тетради.

  1. Способность передаваться от больного к здоровому и таким об​разом распространяться среди людей, вызывая эпидемии.

  2. Наличие инкубационного периода размножения в организме.

  3. Сложность обнаружения во внешней среде.

  4. Способность некоторых возбудителей длительное время сохраняться вне тела человека или животного.



3. Условия распространения инфекции: (ответ – 1 балл)

Обобщаются устные ответы и записываются в тетради.


1. Природные — климат, ландшафт, животный и растительный мир, наличие природных (эндемичных для данного района) очагов инфекционных заболеваний, гидрография, роза ветров, наличие стихийных бедствий.

2. Социальные — плотность населения, жилищные условия, санитарно-коммунальное устройство поселений, материальное благополучие, состояние системы здравоохранения, миграционные процессы, состояние транспортной системы, общее развитие санитарной культуры населения, условия труда, структура питания и другие.|

3. Личные — способность организма отвечать на внедрение, размножение и жизнедеятельность патогенных микроорганизмов, на развитие инфекционного процесса комплексом защитно-приспособительныx реакций. Личные условия передачи инфекции обычно обознача​ют термином «восприимчивость».


Информация: (записать в тетрадь) Возбудители инфекционных заболеваний имеют различную ус​тойчивость в окружающей среде:

  • Способны жить вне организма человека всего несколько часов,

  • Могут жить в окружающей среде от нескольких дней до нескольких лет.

  • Окружающая среда является естественным местом обитания.

  • Другие организмы, например дикие животные, являются местом со​хранения и размножения.


4. Каковы способы передачи инфекции от больных к здоровым? (ответ – 1 балл)

Обобщаются устные ответы и записываются в тетради.

Механизмы передачи инфекции.

  • Фекально-оральный (при кишечных инфекциях).

  • Воздушно-капельный (при инфекциях дыхательных путей).

  • Жидкостный (при кровяных инфекциях).

  • Контактный (при инфекциях наружных покровов).

  • Зоонозный (переносчик — животные).


Таким образом, инфекционные заболевания возникают при не​благоприятных для человека и общества условиях. Обычно инфек​ционные заболевания распространяются из района их природного обитания через транспортные пути и при массовых миграциях

жи​вотных - переносчиков заболеваний.

Когда процент заболевших на​много превышает обычные показатели, говорят об эпидемии. Их масштабы зависят от природных и социальных условий.

Эпидемия — массовое распространение инфекционного заболевания человека в какой-либо местности, стране, значительно превышающее обычный уровень заболеваемости.

Инфекционные болезни представляют собой большую опасность для человечества. В средние века эпидемии уносили населения целых государств, оставляя после себя пустынные города и отбрасывая назад целые цивилизации. Эпидемии возникают и распространяются по-разному, порождающие их болезни имеют различный механизм передачи необходимо знать этот механизм, потому что правила безопасного поведения каждого человека в условиях эпидемии определяются именно механизмом переноса инфекции.





II. Характеристика инфекционных заболеваний.

1. Работа групп по карточкам-заданиям с раздаточным материалом и дополнительными источниками, подготовка ответов по заданной теме (смотри приложения).


2. Ответы групп.

Критерии оценки ответов групп.

5 баллов – полный ответ

4 балла – ответ с дополнениями

3 балла – краткий ответ.


3. Обобщение:


Многолетние исследования в разных странах показали, что на здоровье человека  оказывают влияние множество факторов, но 4 из них основные:

1. наследственность – 18-22 %,

2. здравоохранение –  8-10 %,

3. внешняя среда –     17-20 %,

4. образ жизни –         49-53 %


Профилактика инфекционных заболеваний.

1. Укрепление иммунитета - способности организма противостоять вредным влияниям болезнетворных микроорганизмов. Уровень иммунитета у людей различен. На уровень иммунитета влияют многие факторы.

2. Вакцинация - в настоящее время делаются прививки против многих болезней: коклюша, полиомиелита, кори, свинки, краснухи и гриппа В (главной причины менингита в детском возрасте). Получены иммуноглобулины, способные быстро защитить организм от змеиных укусов, столбняка, ботулизма и дифтерии.

3. Санитарно-гигиенические  мероприятия — комплекс организационных, технических, хозяйственных, медицинских и других мероприятий, направленных на сохранение здоровья населения: дезинсекция, дезинфекция, дератизация, карантин, обсервация.


III. Заключение

Подведение итогов, подсчет баллов, выставление оценок.



















Приложение 1


Характеристика инфекционных заболеваний.


Задание: Охарактеризовать по следующему плану заболевание Холера

  1. Возбудитель

  2. Источник возбудителя

  3. Механизм передачи

  4. Инкубационный период

  5. Характерные симптомы

  6. Меры профилактики










Характеристика инфекционных заболеваний.


Задание: Охарактеризовать по следующему плану заболевание Дизентерия. 


  1. Возбудитель

  2. Источник возбудителя

  3. Механизм передачи

  4. Инкубационный период

  5. Характерные симптомы

  6. Меры профилактики









Характеристика инфекционных заболеваний.


Задание: Охарактеризовать по следующему плану заболевание Туберкулез 

  1. Возбудитель

  2. Источник возбудителя

  3. Механизм передачи

  4. Инкубационный период

  5. Характерные симптомы

  6. Меры профилактики






Приложение 1



Характеристика инфекционных заболеваний.


Задание: Охарактеризовать по следующему плану заболевание Инфекционный (эпидемический) гепатит — болезнь Боткина. 

  1. Возбудитель

  2. Источник возбудителя

  3. Механизм передачи

  4. Инкубационный период

  5. Характерные симптомы

  6. Меры профилактики









Характеристика инфекционных заболеваний.


Задание: Охарактеризовать по следующему плану заболевание Клещевой энцефалит.

  1. Возбудитель

  2. Источник возбудителя

  3. Механизм передачи

  4. Инкубационный период

  5. Характерные симптомы

  6. Меры профилактики










Характеристика инфекционных заболеваний.


Задание: Охарактеризовать по следующему плану заболевание Малярия

  1. Возбудитель

  2. Источник возбудителя

  3. Механизм передачи

  4. Инкубационный период

  5. Характерные симптомы

  6. Меры профилактики






Приложение 2


Холера — острая инфекционная болезнь,

характеризуется поражением желудочно-кишечного тракта, нарушением водно-солевого обмена и обезвоживанием организма; относится к карантинным инфекциям.

В истории человечества холера периодически распространялась на многие страны мира и целые континенты, уносила миллионы человеческих жизней. Последняя, седьмая, пандемия болезни началась в 1961 г. Эпидемическая ситуация по холере в мире остается напряженной, ежегодно заболевает от нескольких тысяч человек. В странах южной и юго-восточной Азии и в ряде стран Африки (на африканском континенте регистрируется более половины случаев заболеваний) существуют эндемические очаги холеры и периодически возникают эпидемии.

Возбудитель — холерный вибрион — похож на запятую, очень подвижен, хорошо растет на питательных средах со щелочной реакцией. Холерные вибрионы переносят низкие температуры, могут перезимовывать в замерзших водоемах, длительно сохраняться в прибрежных водах морей. Кипячение убивает вибрионы мгновенно. Они чувствительны к высушиванию, действию солнечного света, дезинфицирующих веществ. В воде поверхностных водоемов в теплое время года возможно даже размножение холерных вибрионов, чему способствует загрязнение воды отходами со щелочной реакцией, особенно банно-прачечными стоками.

Источником возбудителя инфекции является только человек — больной или носитель холерных вибрионов.

Фекально-оральным механизм передачи.

Основной путь передачи водный — при употребле​нии загрязненной воды для питья, мытья посуды, овощей, фруктов, при купании и т.п., а также через загрязненную пищу и при бытовых контактах.

Восприимчивость человека к заболеванию высокая.

При возникновении вспышки холеры создаются санитарно-контрольные пункты на железнодорожном, водном и авиационном транспорте, на шоссей​ных дорогах для выявления и госпитализации больных с желудочно-кишеч​ными расстройствами в целях предупреждения завоза холеры. В очаге про​водится неоднократная дезинфекция. В отдельных случаях по эпидемиче​ским показаниям в очаге осуществляется экстренная профилактика всего населения антибиотиками. В течение года после ликвидации вспышки холе​ры осуществляется постоянный контроль за соблюдением санитарно-профилактических мер на данной территории. Не реже одного раза в 10 дней про​водится бактериологическое исследование воды из источников питьевого во​доснабжения, открытых водоемов и хозяйственно-бытовых сточных вод на наличие холерных вибрионов.


Дизентерия. 

Возбудитель — дизентерийная палочка.

Сохраняет свои свойства: в испражнениях, в белье, во влажной почве, в молоке, на поверх​ности плодов, ягод, овощей, бумажных и металлических денег. Погибает во вешней среде под воздействием высокой и низкой температуры, солнечных лучей, дезинфицирующих веществ. Температура 60 °с и 1%-ный раствор карболовой кислоты убивают ее за 30 мин. Источники: больные или выздо​равливающие люди.

Основной путь передачи через грязные руки, инфицированные предметы и пищевые продукты.

Зоонозный механизм передачи: разносчики — мухи. Заболевание регистрируют в течение всего года, пик его приходится на июль-август.

Профилактика дизентерии заключается в строгом соблюдении правил личной гигиены, гигиены питания и своевременном выявлении бациллоносители

Инфекционный (эпидемический) гепатит — болезнь Боткина. 

Возбудитель — особый вид фильтрующегося вируса (вирус, проходящий через бактериальный фильтр). Он поражает, прежде всего, печень и находится в крови, желчи и испражнениях больного человека. Он устойчив во внешней среде и поэтому очень опасен.

Основной путь передачи двумя путями: через желудочно-кишечный тракт (с водой и пищевыми продуктами), а также через кровь (при использовании плохо стерилизованного шприца, при переливании крови, не прошедшей контроль, во время операции, через иглу наркомана). Инкубационный период до 50 дней, а при заражении через кровь — до 200 дней. Здоровый человек, перенесший болезнь Боткина, представляет опасность, т.к. вирус и после выздоровления находится в его крови. Основное средство профилактики — обязательное выполнение требований личной гигиены и гигиены питания.


Туберкулез — хроническая бактериальная инфекция, которая, как никакая другая инфекция, вызывает наибольшее число смертей по всему миру.

Возбудитель инфекции, микобактерия туберкулеза (палочка коха, бацилла коха),

Характеризуется первоначальным пора​жением легких, однако инфекции могут быть подвержены и другие органы.

Воздушно-капельный механизм передачи.

Считается, что микобактерией туберкулеза инфицировано около 2/3 населения планеты. Однако у большинства инфицированных никогда не развивается сам туберкулез. Это происходит только у людей с ослабленной иммун​ной системой (особенно вич-инфицированных), когда бацилла преодолевает все защитные барьеры организма, размножается и вызывает активно текущее заболевание. Ежегодно активным туберкулезом заболевает около 8 миллионов человек, около 3 миллионов заболевших погибает.

Палочка Коха чрезвычайно медленно размножается, делясь раз в сутки и образуя колонии за месяц, в то время как кишечная палочка образует ко​лонию всего за 8 часов. Микобактерии организуются в своеобразные сгустки, что также затрудняет их исследование. И наконец, микобактерии — весьма опасные микроорганизмы, что требует особых мер предосторожности и спе​циального оборудования при работе с ними.

Наиболее актуальной первичной мерой по борьбе с заражением туберкулезом является хорошая вентиляция.

Профилактика туберкулеза основана, прежде всего, на раннем выявлении людей, инфицированных туберкулезной палочкой, и адекватном их лечении.


Дифтерия. 

Возбудитель — палочка, отличающаяся большой устойчивостью во внешней среде и выделяющая очень сильное ядовитое вещество.

Воздушно-капельный механизм передачи при чихании и разговоре, но не исключено и заражение через книги, игрушки, а также продукты пита​ния.

Источники — больной или выздоравливающий человек

Входные ворота возбудителя — слизистая носа, зева, глаза, поврежден​ная кожа. Инкубационный период длится от 2 до 7 дней. В зависимости от локализации различают дифтерию зева, горла, носа, глаза, уха, кожи и даже наружных половых органов. При ранении возможна дифтерия ран.

Характеризуется острым началом. Температура может повышаться до 38—39 °С, кото​рая сопровождается головной болью, слабостью.

Профилактика дифтерии заключается, прежде всего, в иммунизации де​тей, ревакцинации взрослых и выявлении бациллоносителей. При вспышке дифтерии организуют карантин в течение 7 дней от момента последнего заболевания. В эти дни у соприкасавшихся с больным проводят контроль температуры тела и ведут тщательное наблюдение за их состоянием. В помещении проводят дезинфекцию, посуду и детские игрушки обрабатывают дезинфицирующим раствором и кипятком.


Малярия - известная также под названиями «болотная лихорадка», «пе​ремежающаяся лихорадка», «пароксизмальная малярия», острое инфекционное заболевание,

Возбудитель несколько видов простейщих рода плазмодии

Зоонозный механизм передачи: при укусе комара.

Характеризуется повторяющиеся приступы сильного озноба, высокой температуры и обильного пота. Она широко распространена в теплых и влажных регионах со среднегодовой температурой 16 °с и выше, встречается также в зонах более умеренного климата и совсем отсутствует приполярных областях. Заболевание наносит серьезный экономический ущерб странам с тропическим и субтропическим климатом, лидируя среди всех заболеваний как основная причина нетрудоспособности и смертности населения.

Малярия остается довольно распространенным заболеванием и во многих других регионах. Встречается в Вест-Индии, Мексике, Центральной Америке, в северных районах Южной Америки, особенно в долине Амазонки. Малярия представляет постоянную угрозу для многих районов Африки. Она распространена также на побережье красного и средиземного морей, на Бал​канах и Украине. Ежегодно сообщается о многочисленных случаях малярии в Юго-Восточной Азии, в Индии и на севере Австралии. В США самая высо​кая заболеваемость малярией отмечалась на юге, в особенности во Флориде.

Переносят возбудителя только самки комара, т.к. у самцов колющие и сосущие части ротового аппарата редуцированы. Комары являются основным хозяином малярийного плазмодия, а человек — промежу​точным хозяином.

Мероприятия по ограничению численности комаров-переносчиков направлены на уничтожение их личинок, которые обитают в подповерхност​ном слое тихих водоемов. С этой целью проводят осушение заболоченных местностей, наносят масляную пленку на поверхность водоемов, распыляют инсектициды, разводят мелких рыб, питающихся личинками комара.

В местах, где такие мероприятия не проводятся, следует пользоваться от​пугивающими насекомых средствами. Однако репелленты обеспечивают не​полную и непродолжительную защиту.


Клещевой энцефалит.

Возбудитель - фильтрующийся вирус.

Зоонозный механизм передачи: от грызунов, через иксодовых клещей, ос​новных переносчиков весенне-летнего энцефалита. Помимо укуса клеща, зара​жение возможно и при употреблении молока инфицированных животных. Кро​ме грызунов, резервуаром вируса могут быть птицы, дикие и домашние живот​ные, а также сами клещи.

Характеризуется инкубационным периодом от 1 до 30 дней. Заболевание начинается внезапно с озноба, быстрого повышения температуры тела до 38—39 °с, сильной головной боли, боли во всем теле, разбитости, слабости, нарушения сна, тошноты, иногда рвоты. С 3—5 дня болезни начинается поражение нервной системы.

Заболевают клещевым энцефалитом преимущественно лица, живущие или работающие в лесистых, таежных районах (лесорубы, охотники, геологи, нефтяники и др.), причем приезжие заболевают чаще, чем коренные жители.

При укусе клеща вирус попадает непосредственно в кровь больного и затем распространяется с током крови, достигая максимальной концентрации в мозге на 3—4 сутки после укуса. Тяжесть течения клещевого энцефалита находится в определенной зависимости от количества укусов и количества вирусов, попавших в организм во время каждого укуса.

После болезни возникает стойкий иммунитет, в крови переболевших в течение длительного времени определяются специфические антитела.