Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №18 имени Маршала А.М. Василевского
(МБОУ школа №18 имени Маршала А.М.Василевского)
155815 Ивановская область, город Кинешма, улица им. Юрия Горохова, д.8
сайт школы: www.kineshmaschool18.iv-edu.ru
телефон (факс) (49331) 2-04-67; [email protected]
Разработка занятия внеурочной деятельности
в изостудии «Цветик- семицветик»
учителя Изобразительного искусства
МБОУ школы №18 им. Маршала А.М.Василевского
Филиной Ольги Владимировны
Номинация: общекультурное направление.
Тема: «Дымковская игрушка» (5 класс).
Кинешма 2017 г.
Пояснительная записка
Цель занятия: закрепление пройденного материала по циклу “народное творчество”, роспись дымковской игрушки, изготовленной собственными руками.
Задачи:
Обучающая: обучать детей дымковской росписи, правильно работать с кистью (всем ворсом и ее концом). Учить располагать узор на предмете, самостоятельно выбирать цвета для узора.
Развивающая: развивать чувство ритма, цвета, композиции при составлении дымковского узора. Учить видеть колорит росписи. Развивать творчество детей.
Воспитательная: прививать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев. Развивать интерес к изучению народных промыслов. Обращать внимание на тесную связь народных традиций, музыки и устного народного творчества.
Форма проведения: занятие- практикум.
Методы организации занятия:
Словесный (объяснение, консультация)
Наглядный (демонстрация рисунков, фотографий Дымковских игрушек, элементов росписи и варианты узоров). Проведение занятия с использованием ИКТ (презентация)
Игровой (в ходе занятия проводится игра «Найди наряд для Дымковской барыни»)
Практический (выполнение росписи объёмной игрушки, вылепленной самостоятельно, используя полученные знания).
Результаты занятия:
Предметные:
- представление о народном промысле - глиняная Дымковская (вятская) игрушка (Кировская область);
- умение видеть форму, цвет, декор игрушки и передавать единство этих качеств в рисунках и объёмных работах;
- умение выполнять вариации орнаментальных композиций на основе дымковской росписи;
Метапредметные:
- освоение межпредметных понятий, необходимых на уроках литературы, истории, музыки;
- развитие навыков самоанализа, самоконтроля при планировании действий на уроке, формулировании темы и задач урока;
- осуществление учебной деятельности и учебного сотрудничества при организации работы в группах.
Личностные:
- усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
- развитие готовности и способности к саморазвитию и самосовершенствованию;
- развивать художественно-творческие и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость;
- воспитание интереса к декоративно-прикладному искусству.
Возраст детей: 10-11 лет.
Необходимые условия проведения занятия: занятие проводится во внеурочное время в оборудованном для изодеятельности кабинете.
Оборудование: компьютер, экспозиционный экран, презентация «Дымковская игрушка», демонстрационный материал игрушек и образцов Дымковской росписи, силуэт Дымковской барыни, образцы узоров глиняных игрушек Дымково, Каргополя, Филимонова; игрушки из пластилина, покрытые белой акриловой краской, краски гуашевые, кисти, ватные палочки, раздаточный материал с образцами узоров Дымковской росписи, кроссворд по теме: «Дымковская игрушка».
Методические советы на подготовительный период:
- знакомство с историей промысла Дымковская игрушка (на уроках и внеурочном занятии),
- поиск информации о данном промысле в Интернете, доп. литературе (дом. задание);
- обмен информацией о промысле (на уроках и внеурочном занятии);
- упражнения в составлении дымковских узоров на бумаге, роспись силуэта игрушки, вырезанной из бумаги (на уроке);
- работа с пластилином, лепка объемной игрушки – барыни, лошадки (на внеурочном занятии);
- грунтовка игрушки белой акриловой краской (на внеурочном занятии);
- создание эскиза росписи игрушки (на внеурочном занятии);
- разучивание стихов о промысле Дымковская игрушка (дом. задание).
План занятия.
Организационный момент.
Цель: создание эмоционального настроя на занятие, проверка готовности к занятию.
2.Этап мотивации.
Цель: с помощью пословицы побудить учащихся к размышлению о значимости труда мастеров народных промыслов, сформулировать тему занятия и цель.
3. Актуализация знаний
Цель: актуализировать знания учащихся о промысле Дымковская игрушка, закрепить знания об узорах, их цветовом строе и вариантах построения.
4. Психогимнастика
Цель: снятие эмоционального напряжения перед работой, создание положительного психологического настроя на работу.
5.Самостоятельная работа учащихся.
Цель: роспись объёмной игрушки по мотивам Дымковского промысла.
6. Итог урока. Рефлексия
Цель: сформировать умение анализировать учебные действия и результаты.
7. Экспресс-выставка работ учащихся. Мини-представление «Ярмарка».
Цель: создание радостного настроения, положительных эмоций от творческого процесса.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов! Все ли вы готовы к занятию? (ответ учащихся). Тогда начнём!
Слайд1 (Презентация)
2. Мотивация.
Деятельность учителя
У вас на партах лежит пословица, прочитайте её.
«Не то золото, что дорого и блестит,
А то дорого, что руками мастера создано».
-Ребята, как вы понимаете эту пословицу? (ответы учащихся)
Слайд 2
Мастерить, фантазировать, подчинять себе материал и преодолевать его сопротивление - в этом человек проявляет свою истинно человеческую сущность и в наибольшей степени ощущает себя творцом.
И как бы далеко ни шагнула техника, как бы ни преуспевала во всех сферах производства электроника, как бы ни восхваляли «умных « роботов» - живые человеческие руки не могут оставаться без дела.
Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старину не вспоминаем,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.
Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми, которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. Для того чтобы любить, необходимо все это видеть и знать.
Слайд 3
Сегодня мы с вами продолжим наше увлекательное путешествие по карте народных промыслов к мастерам Дымковской игрушки.
Слайд 4
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Игрушки в нашей мастерской уже готовы. Но такие ли они красочные и красивые как на слайдах? Сформулируйте тему нашего занятия в творческой мастерской. Какие знания и умения нам будут необходимы на нашем занятии?
Деятельность учащихся
Отвечают на вопросы учителя. (Мы будем учиться расписывать Дымковскую игрушку)
Рассмотреть Дымковскую игрушку.
Выделить особенности игрушки: цвет и орнамент Дымковской игрушки.
3. Актуализация знаний
Давайте вспомним, с чего началось наше знакомство с Дымковской игрушкой?
Слайд 5
Где зародился промысел, почему он так называется?
Кто хочет поделиться своими знаниями?
1ученик. Дымковская игрушка - Эту игрушку называют “дымковской” по месту происхождения. На реке Вятке стоит г. Киров. С высокого берега реки Вятки видна заречная слобода. Зимой, когда топились печи, а летом, когда туман, вся слобода - будто в дымке. Так и назвали ёе – Дымково. Здесь в далёкую старину и зародился промысел дымковской игрушки. Поэтому и название такое.
Слайды 6, 7,8.
Учитель. В начале были игрушки – свистульки. Игрушки были самым ярким украшением ярмарки, где проходило праздничное гулянье с озорным и веселым названием - свистунья.
А почему свистунья? Кто напомнит старинную легенду?
Слайды 9, 10.
2 ученик. Однажды к городу подошли враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи придумали хитрость. Все жители города, даже малые дети, получили по маленькой глиняной свистульке. Подкравшись ночью к вражескому стану, они подняли отчаянный свист. Кочевники решили, что их окружают подоспевшие на выручку дружины, и в страхе бежали. С тех пор и отмечают горожане свой праздник – свистунью. И ни один праздник не обходится без ярких игрушек.
Слайды 11,12.
Учитель Ребята, а какими узорами украшают мастера свои игрушки? Что они означают?
3 ученик
Кружочки, клеточки, полоски, точки, волнистые полоски и т.д. Украшали этими узорами не случайно, русский народ вкладывал в них особый смысл:
Кружочки- солнышки – символ жизни.
Точки, крестики – начало жизни – человека.
Квадратики с точками - засеянное поле.
Квадратики - жилище
Линии – покой, воду.
Люди верили в то, что эти символы будут оберегать их жилище, детей, их поля.
Слайды 13,14,15.
Учитель Давайте проверим, как хорошо вы знаете Дымковские узоры. Я предлагаю сыграть в игру «Найди узор для дымковской барыни». У вас на партах в конвертах образцы узоров, найдите среди них дымковские узоры и прикрепите на доску рядом с нашей Дымковской барыней.
Деятельность учащихся
Работают в парах. Выбирают из предложенных узоров Дымковские, прикрепляют на доску.
Учитель Молодцы, ребята! Вы все очень хорошо справились с этим заданием. Обратите внимание на построение дымковского узора. Как его можно строить? (ответы детей)
Располагать элементы можно в шахматном порядке, в клетках, между полосами, в ряд.
Какие цвета используются в росписи? (ответы детей).
Ну что же, теперь я думаю, пришло время продолжить работу над вашими игрушками, которые вы вылепили.
Когда форма игрушки была готова, что мы сделали?
Выбелили игрушки белой краской. Частично разукрасили.
Что разукрасили у барыни? (кофту, кокошник, прическу)
У лошадок? ( гриву, хвост, наметили копыта).
Что осталось нам сделать для наших игрушек? Нарисовать Дымковский узор. Что будем украшать узором у барыни? Юбку.
Где будем рисовать узор на лошадке? По всей фигурке лошадки.
4. Психогимнастика
Деятельность учителя
Сейчас рассмотрите внимательно свою игрушку.
Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте себе что-то прекрасное, доброе, хорошее, что было в вашей жизни или может быть то, о чем вы еще только мечтаете. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью, как спокойно становится вашей душе. Вас обвивает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение. Пусть эти теплые чувства, радостное настроение отразятся в образах ваших игрушек. Откройте глаза и приступайте к работе. Постарайтесь сделать свои игрушки необычными, сказочными. Используйте для этого разные средства и дополнительные детали.
Деятельность учащихся
Рассматривают игрушку
Релаксация
5.Самостоятельная работа учащихся.
Учащиеся под музыку начинают расписывать свои игрушки. Во время самостоятельной работы учитель делает целевые обходы. Помогает учащимся, у которых возникли затруднения.
6. Итог урока. Рефлексия
Деятельность учителя
Игрушки сделаны. Не беда, если что-то сразу не получилось. Со временем придет чувство пластики, простых форм, понимание истинно народного искусства. Сегодня вы показали себя мастерами-волшебниками, в руках которых кусочки пластилина превратились в веселые, жизнерадостные, изящные дымковские игрушки. Вы получили радость и удовлетворение от своей работы.
Закончите фразу:
- Сегодня я выступил (а) в роли…
- Я на занятии научился(лась)…
- У меня получилось…
- Делать своими руками – это…
- Мне понравилось …
7. Экспресс-выставка работ учащихся. Мини-представление «Ярмарка».
Деятельность учителя
Ребята, куда отправлялись игрушки? На ярмарку. Я вас всех приглашаю на нашу ярмарку. Берите свои игрушки и выходите, покажите их всем.
Деятельность учащихся
Учащиеся берут игрушки и под музыку выходят с ними к доске, где прикреплен плакат Ярмарка. Рассказывают стихи о Дымковских игрушках. Ученик, выполняющий роль коробейника, угощает всех пряниками, испеченными в форме Дымковской барыни.
В старину мы вновь попали
Много нового узнали,
О народных промыслах
И умелых мастерах.
В мастерских кипит работа.
Нам лениться неохота.
Ведь в народе говорится
Дело мастера боится.
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной, умельцах
На весь мир молва идет.
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!
Она глядит не прянично –
Ликующие и празднично.
В ней молодость – изюминка,
В ней удаль и размах…
Сияйте, охра с суриком,
По всей земле в домах!
И злость, и хмурость льдинкою
Без всякого следа
Пусть под улыбкой Дымкова
Растают навсегда!
В Вятке делают игрушки
Сколько радости для глаз!
Подрастают мастерицы,
Может быть, и среди нас.
Я слеплю себе свистульку,
Буду трели выводить,
Мастеров из славной Дымки
Никогда нам не забыть.
Наша Дымкова игрушка
Не стареет сотню лет.
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.
Учитель
Ребята, я благодарю вас за ваше творчество, за вашу работу. Все вы сегодня молодцы! Угощайтесь вкусными пряниками. На этом наше занятие закончено. До новых встреч.
Методические советы по проведению занятия:
Занятие следует проводить в специально оборудованном для изобразительной деятельности кабинете. На занятии должно быть достаточно наглядного материала: плакаты с Дымковскими игрушками, таблицы – плакаты с Дымковскими узорами, индивидуальные опорные карты с вариантами узоров, образцы детских работ по данной теме, ЭОР (презентация по теме занятия).
На занятии учащиеся расписывают объемную форму игрушки, что значительно труднее по сравнению с росписью плоскостного силуэта. Поэтому игрушку необходимо поворачивать, наносить узор со всех сторон. Для этого можно поставить игрушку на картонную основу. При рисовании круглых элементов лучше всего использовать ватные палочки, тычки. Линии, полосы лучше наносить круглыми синтетическими кистями, у которых ворс более упругий.
Для заключительной части занятия мини-представления Ярмарка необходим яркий плакат с надписью «Ярмарка», место для выставки игрушек (стол или парту) украсить скатертью или вышитым полотенцем. Для ученика, выполняющего роль коробейника, продумать элементы костюма (рубашка, кепка или колпак, короб). Желательно заранее приготовить угощение для ребят и гостей (самодельные леденцы на палочках или пряники в форме Дымковских игрушек).
Методические советы на период ближайшего последействия:
В конце занятия, если останется время, можно провести экскурсию по ярмарке. Учащимся задаются вопросы: какая игрушка тебе больше всего понравилась на ярмарке, почему? Можно предложить ребятам рассказать о своей игрушке (что удалось больше всего, над чем ещё надо поработать).
Закрепить знания по данному промыслу можно с помощью кроссворда «Дымковская игрушка» (см. Приложение).
Список используемой литературы:
Богуславская И. Я. Русская глиняная игрушка, изд. «Искусство», Л., 1975.
Дьяконов Л. В. Дымковские глиняные расписные, изд. «Художник РСФСР», Л., 1965
Киселева Г. Г., Шаклеин С. П. Дымковская игрушка на рубеже столетий. Киров (Вятка), 2007
Русские художественные промыслы, самые красивые и знаменитые. М., Мир энциклопедий Аванта+, изд. Астрель, 2010.
Интернет- ресурсы.