СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка занятия с лидерами "Донской край - мой край!"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное занятие направлено на формирование гражданского самосознания высокомотивированных детей посредством современных образовательных технологий в условиях совместной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Разработка занятия с лидерами "Донской край - мой край!"»

11




Осенняя сессия Районной очно-заочной школы «Эрудит»

для высокомотивированных детей и детей с выдающимися способностями


Конспект занятия творческой мастерской «Лидер»


«Донской край - мой край!»


Автор-составитель: Половинкина С.А. –

учитель МБОУ Пролетарской СОШ,

педагог дополнительного образования

МБУ ДО ГЦВР «Досуг»


Без памяти – нет традиций,

Без традиций – нет культуры,

Без культуры – нет духовности,

Без духовности – нет личности,

Без личности – нет народа


Цель: формирование гражданского самосознания высокомотивированных детей посредством современных образовательных технологий в условиях совместной деятельности.


Задачи:

Обучающие: обогатить кругозор учащихся знанием истории своего края, казачества, России; формировать лидерские качества учащихся, психологическую и коммуникативную культуры, навыки и умения руководить, способность к рефлексии; расширить понятийную  базу  за счет включения в нее новых элементов.

Развивающие: развивать аналитическое и критическое мышление, самооценку, навыки работы в группе, в команде; творческие и интеллектуальные способности; умение самокритично относиться к себе; развивать умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). 

Воспитательные: осмыслить социально-нравственный опыт предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- воспитывать патриотические чувства к своей стране, своему родному краю, формировать чувство личной ответственности за свою страну и свой народ.

Образовательные технологии: методики проблемного и развивающего обучения

Форма проведения: экспресс-лайн.

Оборудование: ноутбук и мультимедийный проектор, презентация, аудиозапись песен, карточки.

Принципы педагогического подхода:

- партнерства, сотрудничества,

-творчества,

-прагматизма


Ожидаемые результаты:

- позитивная социализация высокомотивированных детей в области патриотического воспитания;

- повышение уровня заинтересованности в истории и развитии родного края;

- развитие организаторских, творческих, ораторских способностей учащихся;

- повышение и пропаганда патриотического сознания учащихся.








Ход занятия


Слова руководителя: Добрый день, ребята!

С чего начинается Родина?

С тропинки твоей у ворот.

С той самой берёзки, что во поле

Под ветром, склоняясь растёт. (Звучит запись песни)


Так поётся в известно песне. Большая Родина - это страна, в которой ты родился, живёшь, гражданином которой ты являешься - это наша Россия. Но большая Родина начинается с малой. А что же такое малая Родина? Это край твоего детства, твой родной город или деревня, улица на которой стоит твой дом. Это край, который ты никогда не забудешь.


Исторический край бесконечной борьбы,

Край казачества, вольности, славы!

Подвергался не раз ты ударам судьбы,

Сын свободный великой державы...


Ты героев гнездо, где родился Ермак,

Где явился граф Платов, Бакланов,

Богатырь-чародей, нагоняющий страх

На чеченцев и гордых османов!

А. Чулков

Звучит гимн Ростовской области.

Мы живём с вами в удивительном солнечном крае - на земле Тихого Дона.

«Донской край - мой край» - так звучит сегодня тема нашей с вами встречи, которая будет состоять из двух частей: теоретической и практической. Первая часть будет посвящена истории донского края, а вторая – проверке знаний по нашей теме.

Для начала мне хотелось бы вам поведать одну старую легенду. Испокон века зовут нашу реку Дон Иванович. А почему, знаете ли вы, ребята? Говорят, у старика Ивана было два сына: одного звали Шат, а другого Дон. Шат был старше и сильнее, а Дон младше и слабее. Жили одной семьей поначалу, долго жили, подросли сыновья, пора судьбу свою пытать. Вывел их отец за околицу, велел слушать его и указал дорогу каждому. Только Шат не послушался его и пошел искать тропку легче, с пути сбился, да и сгинул в болоте. А Дон шел туда, куда отец указал ему, и всю Россию прошел, стал славен… Про речку Шат никто не знает, а дон река знаменитая, она морские корабли на своих волнах качает, и города на ее берегах процветают. Недаром и зовут люди реку свою родную Дон-Батюшка. Но есть у Дона и река - сестра.

Дон и Волга... Волга и Дон. Две великие русские реки. Как брат и сестра, протекают они почти параллельно друг другу по одной территории, то приближаясь, то удаляясь друг от друга. Дон и Волга... Они были известны грекам задолго до Рождества Христова. Греки называли Дон Танаисом, а Волгу - Святой рекой. В переводе с татарского Волга «большая вода».

Много красивых легенд сложено об обеих реках. От низовьев Дона шли большие торговые пути на восток, к Волге, а потом за Волгу - в Азию. Кто бы ни шёл с востока на запад, он, прежде всего, вступал в донские степи, и потому здесь неустанно бились за право жизни. Скифы и сарматы оберегали свои стада от натиска других народов, надвигавшихся с востока. Они боролись страшным, смертным боем в широкой донской степи, называвшейся тогда просто Полем. Да это и было боевое Поле!

В этом охотничьем раздолье искали спасения люди, боровшиеся за свою вольную жизнь.

Задолго до Рождества Христова скифов вытеснили, истребили и поработили пришедшие из Азии хазары. Они построили на Дону свои городки и крепости.

Прошли ещё годы, века. Хазар истребили печенеги, смешались с ними. Печенегов затем потеснили половцы. В диком Поле шла вечная, неустанная борьба за право жизни.

В это же время к западу от Дона и Волги славяне создают своё государство - Русь. Русские князья заходят за Дон и сражаются в Поле с печенегами, нападавшие на мирных русичей.

Во время владычества татар, примерно двести с лишним лет назад, на Дон и Волгу идут поодиночке смелые русские люди, селятся там, получают название «казаки». Это случилось приблизительно в 1500 г. после Рождества Христова. С этого года в русских летописях появляется упоминание о донских казаках.

А кто же жил здесь ещё раньше скифов и сарматов? Точно это неизвестно.

Для борьбы с татарами, для покорения других русских княжеств московскому князю нужно было войско. Раньше это войско составляли приближённые к князю люди - дружинники. Их было немного. Основную часть войска составляли люди крестьянского сословия.

Князья награждали своих дружинников за храбрость, за верную службу землями, дарили им сёла вместе с живущими в них крестьянами. Но за это они требовали, чтобы каждый дружинник, или, как их стали называть при московских князьях, боярин, по первому призыву своего князя являлся «людным, конным и оружным». То есть являлся бы сам на коне и приводил с собою конных вооружённых людей.

Сначала крестьянам разрешено было переходить с места на место, от одного боярина к другому. Они были свободны. Но бояре оставались в неравных условиях: количество крестьян у них было неодинаковым. И чтобы исправить это, крестьян закрепили за боярами и их землями. Они утратили свободу и стали крепостными.

Но у одного помещика им жилось хорошо, привольно, а у другого - как в рабстве. И вот тогда наиболее сильные, мужественные, свободолюбивые стали уходить из своих деревень. Они шли искать счастья на юг, в Диком Поле, в вечной борьбе с врагами.

 «Лучше смерть на воле, - говорили они, - нежели жизнь в плену». Именно эти русские люди встретились в Поле с остатками смелых хазар, печенегов и половцев, скрывавшихся от татар в дремучих лесах, в раздолье степей, соединились, сдружились с ними и положили основание донскому казачеству.

Итак, вольные люди жили набегами. Жили войною, добычей. Этих людей стали называть казаками.

По-татарски и по-турецки гозак (или гузак) значит легко вооружённый конный воин, воин без доспехов, без кольчуги, без шлема. Таковыми и были первые казаки.

Слово «казак» тюркского происхождения и означает «вольный человек», как считают одни. Другие полагают, что оно берёт начало в монгольском языке, где слово «ко» означало «броня», «латы». А слово «зах» - «межа», «граница», «рубеж», то есть «козах» - «защитник границы».

Русским синонимом этого термина долгое время было слово молодец.

Каждая станица, или ватага, выбирала себе старшего, которого, по образцу северных моряков, ходивших и по русским рекам, называли ватманом; отсюда потом произошло название атаман.

Первые казаки землю не пахали, хлеба не сеяли, а жили добычей.

Казаки были верующими людьми. Обязательно строили у себя в городке или станице часовню или храм, а если их не было, то выносили образ Спаса или Николая Чудотворца и, поставив его на аналой, становились вокруг него и молились.

В казаки принимали всякого. Нужно было только непременное условие - «вера во Христа». Какая - всё равно. Этого не спрашивали. Принимали и смелых татар, и турок, и греков, даже немцы попадали в казаки, быстро принимали все казачьи обычаи и становились настоящими казаками. За измену было обычное наказание: в куль да в воду!

Отсюда и пошли по Дону фамилии казаков: Грековы - от греков, Татариновы - от татар, Турченковы, Турчаниновы - от турок, Грузиновы - от грузин, Персияновы - от персов, Черкесовы - от черкес, Сербиновы, Себряковы - от сербов, Миллеровы - от немцев, Калмыковы - от калмыков, Мещеряковы - от мещерских татар, Поляковы - от поляков. Все они стали настоящими казаками, и только прозвания их напоминают, кто первый из их рода пришёл на Дон.

(Рассказ сопровождается показом слайд – шоу об истории донской земли)


Сегодня нашему краю 80 лет и называется он Ростовской областью. С установлением Советской власти на Дону в начале 1920 года Всевеликое Войско Донское прекратило своё существование и Донской край получил название Донской области с центром в г. Ростове-на-Дону. История области начинается с 11 сентября 1937 года, когда Постановлением ВЦИК РСФСР и была образована Ростовская область...

Согласно Закону «Об административно-территориальном устройстве Ростовской области», субъект РФ включает:

55 административно-территориальных образований:

12 городских округов

43 муниципальных районов

408 административно-территориальных единиц:

18 городских поселений

390 сельских поселений.

Они в рамках административно-территориального устройства включают населённые пункты и районы в городе.

Административным центром Ростовской области является город Ростов-на-Дону.


(Показ слайд-шоу о современном состоянии Ростовской области)


А теперь, ребята, мы с вами переходим к практической части занятия. И я предлагаю вам поучаствовать в Турнире знатоков родного края.

Хочу познакомить вас с тем, как будет проходить турнир. В нашем турнире будет 5 туров. Вам необходимо разделиться на команды (упражнение «Цвет») и выбрать капитана. Кто первым начнёт наш турнир - решит жребий. Капитаны, пожалуйста, подойдите ко мне.

Ваш успех зависит от каждого из вас, поэтому постарайтесь не подвести свою команду. Надеюсь, что работа в команде должна доставить удовольствие от общения друг с другом и быть результативной. В каждой команде есть капитан, на котором лежит особая ответственность. Давайте же познакомимся с участниками команд.

Команда «1 - «…………..».

Команда 2 «………….»

Итак, объявляется I тур. Он будет проведён как блиц-опрос, который покажет, как вы знаете города Ростовской области.

  1. Город, расположенный по соседству с Ростовом-на-Дону известен всей стране: никто ведь не минёт его по дороге на Кавказ, на Кубань, к черноморским или каспийским берегам, разве только пассажиры самолётов. (Батайск).

  2. Станица, в которой жил донской писатель, удостоенный Нобелевской премии по литературе. (Вёшенская).

  3. Крупный промышленный центр Ростовской области, где работают электровозостроительный, электродный, молочный заводы. (Новочеркасск).

  4. Этому городу более 900 лет. Здесь есть Крепостной вал, Пороховой погреб, во дворе которого установлена пушка 17 века и краеведческий музей. (Азов).

  5. Порт пяти морей, центр химической промышленности региона России колыбель атомного машиностроения. Назван в честь канала соединившего две русских реки Волгу и Дон. Здесь есть педучилище. (Волгодонск).

  6. Датой рождения города считается 1929 г., когда на станцию Верблюд начали прибывать составы вагонов с лесом и цементом, кирпичом и железом, когда с прибывших платформ на непаханую землю сошли первые тракторы, которые закупались за границей. (Зерноград).

  7. Город, на месте которого более 80 лет назад стояла лишь станция Торговая и приютившийся около неё пристанционный посёлок. (Сальск).

  8. В этом городе в честь Святителя Димитрия Ростовского заложена крепость. (Ростов-на-Дону).

  9. Город-порт на берегу Азовского моря, основанный Петром I, родина писателя А.П. Чехова. (Таганрог).

  10. Станица Ростовской области, где растёт уникальный дуб, которому более 400 лет. (Вёшенская).

За 3 минуты вы можете заработать дополнительные баллы, если запишите как можно больше названий районов Ростовской области.

Прочитайте, что же у вас получилось.


II тур: «Водоёмы малой родины».

По донской земле протекает множество рек и речушек. Но самая крупная, как мы уже говорили, из них река Дон. Предлагаю вспомнить реки и озёра Ростовской области. У вас на столах карточки с перечисленными реками и озерами. Ваша задача поставить напротив (+), если это водоёмы Донского края и (-), если это реки и озёра, которых у нас нет.


I команда

  1. Кагальник

  2. Онежское

  3. Миус

  4. Сал

  5. Лихая

  6. Караульное

  7. Волга

  8. Темерник

  9. Куго-Ея

  10. Маныч Гудило

II команда

  1. Северский Донец

  2. Лебяжье

  3. Кундрючья

  4. Мечётка

  5. Ладожское

  6. Селигер

  7. Калитва

  8. Караульное

  9. Кубань

  10. Западный Маныч


Хочу напомнить вам, что на территории нашей области протекает 4744 реки и речушки и 450 озёр.

«Любовь к природе - вернейший признак любви к своей Родине», - писал Константин Паустовский. С этим невозможно не согласиться «Но нельзя полюбить то, чего не знаешь». И что же вы знаете о растениях и животных нашего края, нам поможет выяснить III тур: «Флора и фауна Донского края». Каждой команде предлагается разгадать кроссворд и сказать, что он знает об этом растении или животном.

1. Гудит мохнатенький,

Летит за сладеньким. (Шмель)

2. Быстро мчусь я по степи,

Не поймать меня никак.

Ты уж, брат, меня прости -

Антилопа я ….. (Сайгак)

3. Из луковки вырос,

Но в пищу не гож.

На яркий стаканчик

Цветок мой похож. (Тюльпан)

4. Травка та растёт на склонах

И на холмиках зелёных

Запах крепок и душист,

А её зелёный лист нам идёт на чай.

Что за травка - отгадай. (Чабрец)

5. Украшение лесочков,

Как ты зелен и тенист.

До пятнадцати листочков

Образует сложный лист. (Ясень)

6. На столе он строит дом,

Разве жить не страшно в нём?

Хоть кругом и красота,

Но такая высота!

Нет, хозяин не боится

Со скалы крутой свалиться -

Два могучие крыла

У хозяина … (Орёл)

7. Кони сивые, длинные гривы,

Скачут, по полю несутся,

А по ветру гривы вьются. (Ковыль)

8. Есть в степи бугры-курганы,

Есть и птицы-великаны:

В одной тушке 3 индюшки. (Дрофа)

9. Кудри в речку опустила

И о чём-то загрустила,

А о чём она грустит,

Никому не говорит. (Ива)

10. Пышный, круглый, как кочан,

Головой нам покачал.

Летом расцветает он,

Замечательный… (Пион)

11. Знать твёрдо нужно детворе,

Что где-нибудь в степи, в траве,

Её случайно можно встретить

И сразу даже не заметить.

Она по-своему прекрасна,

Но ядовита и опасна!

Её совсем не нужно злить -

Она ведь может укусить. (Гадюка степная)

Мы с вами вспомнили лишь маленькую часть обитателей флоры и фауны. Вам 1 минута. Напишите, кого вы ещё знаете.

Озвучьте, пожалуйста.

Следующий IV тур: Красная книга Ростовской области.

У вас на столах лежат пазлы. Предлагаю сложить из них изображения представителей Красной книги Ростовской области, назвать их, а также записать на листе (формат А-4) всех, кого вы ещё не знаете.


I команда

а) выхухоль

б) тюльпан Биберштейна

II команда

а) журавль-красавка

б) пион узколистый


Посмотрим, что же у вас получилось. (Обработка результатов).


Мы - люди, живущие уже в третьем тысячелетии, должны сберечь все сокровища родной земли, родной природы, чтобы и дети, и внуки и правнуки наши могли жить среди этой красоты. Для этого надо, чтобы вы, будущие родители, приучали детей наших с малых лет уважительно относиться к месту, где живем, природе, ко всему, что есть в ней.

Последний V тур: «Конкурс идей».

Какие мероприятия вы могли бы предложить для развития нашего города, нашей области во всех сферах деятельности? (время - 10 минут).

Познакомьте присутствующих со своими планами. Желаю, чтобы задуманное вами, не только оставалось на бумаге, а получило своё отражение в жизни.

А пока воспитывайте в себе экологическую культуру и патриотические чувства к своему родному краю. Берегите свой второй дом - наш любимый город.

Итог занятия  1. "Рефлексия".

Цель: снятие возможных негативных последствий работы в группе, дать возможность проговорить все невыясненные ситуации.

Ход работы: Руководитель сам выбирает схему этого упражнения, в зависимости от общего состояния группы. Варианты могут быть следующие:

1. Вспомнить проделанную в группе работу и продолжить фразу:

- Я нашел...

- Меня удивило...

- Я почувствовал...

- Думаю, что...

- Сегодня меня раздражало...

- Мне очень понравилось...


2. «Фотограф»

Руководитель: Ребята, представьте, что все мы – большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка» он тоже может участвовать в расстановки членов «семьи».(Более никаких установок для детей не даётся, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. Роль «фотографа» и «дедушек» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Но, однако, не исключены элементы руководства и других «членов семьи». После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трёх. На счёт «три!» все дружно и очень громко кричат «сыр» и делают одновременный хлопок в ладоши.



Варианты заключительных слов на ваш выбор!!!


  1. Все мы дети необъятной Вселенной,

Все мы жители планеты Земля.

Но есть место на этой планете

Где родился и ты, и я.

Где бы ни были мы с тобою

Здесь всегда ждут и любят нас.

Это место такое родное -

Наш родной край приветствует вас!



  1. На южных просторах России могучей,

Ростовская область – земля казаков.

Путь в 80 лет среди дона излучин,

Уходит в историю многих веков.


Здесь потом и кровью пропитан до боли,

Отеческий край плодородной земли.

Сбегались на дон все искавшие воли,

Здесь много героями в землю легли.


Сраженья, победы и горечь утраты,

Донская земля эти тайны хранит.

Разбитые судьбы, сгоревшие хаты.

И вечный огонь и безмолвный гранит.


Ростовская область! салют юбиляру!

Ты крепнешь с годами, добреешь душой.

Частице России – салют юбиляру!

Для всех россиян это праздник большой.


Родятся пусть дети, живут пожилые,

Пусть крепнет навеки единый наш дом.

На храмах горят купола золотые,

И пусть полноводным всегда будет дон.


Ростовская область! салют юбиляру!

Ты дружбой народов гордилась всегда.

Частице России – салют юбиляру!

Ты в наших сердцах, словно в небе звезда!



3.Родная степь.

Бескрайние покосы.

Кузнечики куют, как ковали,

Да солнце по колено бродит в росах,

Да шепчутся о чём-то ковыли.

Вдыхаю полной грудью терпкий запах;

И радостью кружится голова!

Бреду за солнцем по траве на запад

Шепчу земле хорошие слова.

Поля мои, сады мои зелёные,

Мой тихий Дон, озёра как моря.

Моя Донщина, солнцем прокалённая,

Ты - сердце, ты кровинушка моя.





























Приложение №1











1.










2.









3.










4.









5.










6.









7.








8.










9.








10.









11.






























Капитаны отвечают на вопросы, требующие дополнительных знаний по истории казачества и Донского края.

Вопросы написаны на листочках. Капитаны вытаскивают их в порядке очередности.

1.Еще на заре своего существования человек селится у рек – они защищали от нашествий врагов, давали пищу, наконец, являлись прекрасным средством связи с соседями. А знаете ли вы, как назывался в древности Дон?

( Первые сведения о Доне относятся к 5 веку до нашей эры. Тогда Дон называли Амазонией – по воинственному племени женщин – амазонок, которые занимались войнами и охотой. Потом Дон стал именоваться Танаисом. Это название связано с такой легендой.

Танаис, сын амазонки Лизинны и отца Бероса, любил воевать, но с пренебрежением относился к военным талантам женщин. Богиня красоты Венера за такое отношение к женщинам «вдохнула» ему любовь к матери Лизинне. Не вынес Танаис такого жестокого наказания. Его охватило отчаяние, и он бросился в реку, которая и стала называться его именем.

Теперь название Танаис сохраняет одно из древнейших на Дону поселений близ устья Дона. Здесь расположен археологический музей - заповедник.)

2.Всем известны строки поэмы А.С.Пушкина»Руслан и Людмила»:

У Лукоморья – дуб зеленый,

Златая степь на дубе том…

А знаете ли вы, где находится это «лукоморье»?

-10-

( Лукоморье – старинное название Таганрогского залива. Береговая северная часть его действительно своими очертаниями напоминает изогнутый лук.)

3.Расскажите о символике цветов флага Ростовской области.

( Флаг появился только в 1918 году, ратуя за самостоятельное Донское государство. Большой Войсковой Казачий круг утвердил трехцветный казачий флаг. Сине – желто – красные цвета располагались на флаге сверху вниз и означали единение казаков , калмыков,живущих на Донской и людей других наций , населяющих просторы Дона. Этот символ и флаг у Ростовской области появился уже только в 1996 году. Донской флаг не имеет аналогов в мировой символике. Сегодняшний флаг Ростовской области несколько отличается от казачьего оригинала.

Вертикально, вдоль левой стороны флага расположена белая полоса, которая по замыслу областных законодателей « свидетельствует о единстве Ростовской области и России»)

4.Город , центр одноименного района, расположен у слияния трех рек, известен тем, что здесь, как утверждают историки, состоялась битва дружины князя Игоря с половцами в1185 году. На вершине одного из курганов в черте города возведен памятник в честь героической русской рати. Что это за город? На каких реках он расположен? На каком кургане стоит памятник, что он из себя представляет? (Речь идет о городе Белая Калитва, расположенном на реке Северский Донец при впадении в нее рек Калитвы и Лихой. Памятник, 17 – тонная каменная глыба с надписью : «Воинам Игоревой рати – храбрым русичам. 1185», стоит на горе Караул.)

5.На Дону распространены такие фамилии, как Поляков, Греков, Калмыков, Туркин, Украинцев и т.п. Почему?

(В конце 15 века на Дон устремилась масса людей из различных районов страны и даже соседних государств, здесь установился обычай давать вновь прибывшему фамилию по его национальной принадлежности.)

6.На юге нашей области раскинулось озеро Маныч – Гудило, о котором сложено множество легенд. Одна из них – о происхождении его названия. Знаете ли вы эту легенду?

-11-

( Еще в древности люди заметили, что в штормовую погоду озеро словно бы гудит. Это обстоятельство и легло в основу названия. В легенде говорится, что якобы на дне озера есть огромные пещеры, связывающие его с Каспийским морем, и через них часть озерной воды время от времени быстро уходит в море, производя таинственный гул.

На самом деле гул, который часто слышат жители прибрежных сел и сейчас, образуется от того, что в штормовую погоду шум довольно больших волн сливается с воем ветра и усиливается, резонируя в оврагах и пещерах обрывистого берега. Если бы между озером Гудило и Каспийским морем существовал бы подземный коридор, озера не было бы вообще, так как оно расположено на несколько десятков метров выше уровня Каспийского моря)