СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка занятия "В гармонии с природой"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вашему вниманию я предлагаю ситуативную творческую игру, которую проводила на открытом занятии.  Особенность данной разработки в том, что на занятии использовано сочетание ситуативной и компьютерной (триггер) - игр.

В ГАРМОНИИ С ПРИРОДОЙ

Роева Ирина Николаевна, МБУ ДО ХМР: ЦД(п) п. Луговской,

педагог дополнительного образования детей,

руководитель экологического объединения «Росинка», ХМАО - Югра

Предмет (направленность): эколого-биологическая

Возраст детей: 10-11лет.

Место проведения: класс.

Вашему вниманию я предлагаю ситуативную творческую игру, которую проводила на открытом занятии.  Особенность данной разработки в том, что на занятии использовано сочетание ситуативной и компьютерной (триггер) - игр.

Сначала возникла идея о том, что детям необходимо дать возможность почувствовать все проблемы, связанные с влиянием человека на природу, но как сделать так, что бы ребёнок смог на себе почувствовать все беды растений и животных, получилась вот такая игра. Все ситуации жизненны. Я надеюсь, что моя игра будет полезна для краеведов, учителей начальных классов, воспитателей дошкольного образования, классных руководителей, учителей биологии, экологии.

Цель:  играя, выяснить, что значит «жить в гармонии с природой».

Задачи:

Образовательные:

Расширять знания детей о названиях и внешнем виде редких представителей местной флоры и фауны.

Закрепить знания ребят о правилах поведения в природе.

Развивающие:

Развивать интерес детей к окружающему миру.

Развивать умения, позволяющие справляться со сложными экологическими  ситуациями.

Развивать логическое мышление, сообразительность, коммуникабельность, умение работать в коллективе.

Воспитательные:

Прививать навыки экологической культуры, способствуя соблюдению правил доброжелательного поведения в лесу.

Воспитывать бережное  отношение к природе и её обитателям.

Воспитывать уверенность в своих силах, доброжелательность.

Тип урока: урок – систематизации изученного материала (обобщения).

Форма урока: игровой урок – (сочетание ситуативной и компьютерной (триггеры) - игр).

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Материалы и инструменты: плакаты с афоризмами о бережном отношении к природе, выставка книг о природе, фотовыставка «Природой дорожить умейте», выставка рисунков о природе, компьютерная игра «В гармонии с природой», кувшин с водой, мусор, засушенная роза, розочка, сделанная из жевательной конфеты, кактус, 10шт. полиэтиленовых пакетов,10шт. проволочек.

План проведения занятия

Этапы занятия

Временная реализация

  1. Организационный.

2мин.

  1. Подготовка воспитанников к игре.

2мин.

  1. Всесторонняя проверка знаний.

 

  • Ситуативная игра

20мин.

  • Триггер-игра

15мин.

  1. Проверка понимания учащимися обобщённого материала: ответ на поставленный в начале занятия вопрос.

2мин.

  1. Подведение итогов занятия.

4мин.

 

Ход занятия.

Здравствуйте, уважаемые гости, здравствуйте, ребята!

Мы вновь на лесной тропинке

Лесную откроем дверцу,

И в шелесте листьев услышим,

Как бьётся природы сердце.

Что значит «жить в гармонии с природой»? Я надеюсь, что на этот вопрос вы сможете дать мне ответ в конце нашего занятия.

Природа украшает нашу жизнь, она доставляет нам много радости. С каким удовольствием мы слушаем пение птиц, журчание ручейка, таинственный шёпот леса. С каким наслаждением любуемся раздольем полей, зеркальной гладью водоёма, вдыхаем прелый аромат осенней листвы. Всё это нам щедро даёт  планета Земля, а взамен просит только одного – бережного, доброго отношения. Чтобы сохранить природу для наших потомков, мы должны хорошо её знать и хозяйствовать на Земле разумно.

А сейчас я предлагаю вам сыграть в творческую ситуативную игру «В гармонии с природой». Для начала мы разделим вас на две команды, по пять человек. Вы должны придумать название и выбрать капитана (например: лесные жители и забавные животные). Судить игру будет наше справедливое жюри, оценивается творческий подход и оригинальность решений.

Суть игры заключается в том, что я предлагаю вам ситуацию, а вы, посовещавшись всей командой, даёте ответ о том, как может развиваться ситуация дальше. Условия игры станут более понятны в процессе игры.

«В гармонии с природой»

Ситуация №1.

На реке рыбачили рыбаки, сеть порвалась, вылавливать её не стали, а зачем, она всё равно была старая.

Придумайте, как может дальше развиваться данная ситуация?

(подготовка и ответы команд)

Так приятно вспоминать зимой о лете.

Лето – пора тёплых дней и отдыха, зелёная листва, шелковая трава и, конечно же, нарядные, удивительные, разноцветные цветы.

Ситуация №2.

Идём все в лес на отдых и собираем огромные букеты для мам, для пап, для бабушек, дедушек и других родственников. Эта «замечательная» традиция повторяется из года в год.

Что будет дальше? К чему это приведёт?

(подготовка и ответы команд)

Каждый день на нашей планете от рук браконьеров погибают разнообразные животные

А сейчас я попрошу одну команду представить, что вы – звери, каждый может выбрать своё животное.

Другая команда вы – капканы, которые можно изобразить руками. Но вы не забывайте, что руки наши мягкие, а настоящие капканы железные, с острыми зубцами.

Ситуация №3.

Зверь попадает в капкан (предложить детям играющим роль «зверят», положить руки в «капканы», которые изображают руки участников другой команды).

Думаю, приятного мало, а теперь поменяйтесь ролями.

Как вы видите дальнейшее развитие ситуации? Что будет с животным дальше?

(подготовка и ответы команд)

Идёт ли дождь,

Иль тает снег,

Растения растут

И там, где мусор бросим мы

Какую воду пьют?

А сейчас я возьму кувшин, наберу в него воды (на глазах у детей педагог бросает в кувшин с водой разный мусор: фантики от конфет, банки от консервов, коробку от стирального порошка, и др. всё хорошо размешивает, всем присутствующим предлагает попить, конечно в шутку).

Кто хочет такое попить?

Ситуация №4.

Мы оставили в лесу большую грязную кучу мусора, пошёл дождь.

Придумайте, как будет развиваться дальше эта ситуация?

(подготовка и ответы команд)

Ситуация №5.

Я приглашаю вас пойти в поход, поход – это значит в лес на пару часов, конечно, вы наберёте с собой полные пакеты с едой. Здесь и колбаса, и консервы, минералка и печенье с конфетами, хлеб, помидоры, огурцы, ах да чуть не забыла про сок и рулет, а ещё варёные яйца, сосиски, ну и по мелочи: чипсы, орешки, семечки

 

Отдохнули, поели, попили, поиграли, даже потанцевали, а что делать с мусором?

(подготовка и ответы команд)

 

(Педагог просит детей закрыть глаза и не подглядывать)

В наших лесах произрастает большое количество разных растений, и водятся разные животные, есть среди них и ядовитые. Принято ошибочно считать, что ядовитые растения и животные плохие и никому не нужны.

Ситуация №5.

У меня в руках цветок – это роза, я прошу  представить её и описать.

 

(Чаще всего в таких ситуациях, для людей роза - это прекрасный цветок, у которого есть шипы, листочки и чудесный аромат).

 

Я прошу не открывать глаза, подготовленные ответы о розе не забыть, и сразу прослушать следующую ситуацию.

Ситуация №6.

У меня в руках конфета, я достала её из обёртки и много, много раз мяла. Я прошу команды описать конфету, которая у меня в руках, можно ли её съесть, подарить или найти ей ещё какое-нибудь применение, а может просто выбросить и руки вымыть?

(Чаще всего в таких ситуациях, для людей такая конфета достойна только мусорки)

(подготовка и ответы команд)

А  теперь я разрешаю вам открыть глаза и предлагаю посмотреть на ужасную, ссохшуюся, полуразвалившуюся розу и красивую розу, которую я сделала из конфеты.

Какой вывод вы можете сделать из этих двух ситуаций?

Не всё то-золото, что блестит, то есть то, что казалось прекрасным, оказалось страшненьким, а, то  чья дорога лежала в мусорный ящик, оказалось красивым. А значит можно сказать, что и ядовитые растения и животные могут быть полезны. Например, ягоды волчьего лыка поедают птицы, змеи уничтожают грызунов, уничтожающих посевы пшеницы, а змеиные яды используют в медицине.

Ситуация №7.

У меня вырос вот такой замечательный цветок, я предлагаю вам с ним подружиться - это кактус, попробуйте его погладить. Ничего не получится, кактус – молодец, он научился защищать себя при помощи острых колючек, но у многих других растений  такой защиты нет, а как вы думаете больно ли цветку, который вы решили сорвать?

(подготовка и ответы команд)

(раздать целлофановые пакеты и проволоку)

Ситуация №8.

Поставьте ноги в пакет и завяжите проволокой. Представьте, что вы животное, а лес засорён мусором. Вы попали в пакет, что делать?

Придумайте, как будет развиваться дальше эта ситуация?

(подготовка и ответы команд)

А теперь я предлагаю подвести итоги. Слово предоставляется нашему справедливому жюри. А пока жюри подводит свои итоги, я предлагаю всем узнать, чему нас учит природа.

(Детям раздаются строчки стихотворения В. Н.Орлова о мудрой природе,  и мы вместе читаем стихотворение, каждый свою строчку).

Нас в любое время года учит мудрая природа:

Птицы учат пению,

Паучок – терпению,

Пчёлы в поле и в саду

Обучают нас труду.

Учит снег нас чистоте,

Учит солнце доброте.

У природы круглый год

Обучаться нужно

Весь лесной народ

(Вместе)      Учит крепкой дружбе.

 

(результаты ситуативной игры записываются на доске)

Ну, а теперь я предлагаю вашему вниманию компьютерную игру

«В гармонии с природой».

 

Подведение итогов. Счёт двух игр суммируется, определяется команда- победитель, все участники получают памятные подарки.

Ты, человек, представь, что лесная тропинка – это дорога твоей жизни, если на своём жизненном пути ты будешь всё только уничтожать и разрушать, всех обижать и ненавидеть, какой будет твоя жизнь? К чему ты придешь?

Не будет в жизни ни доброты, ни красоты, не будет в ней места для нежности, любви и счастья. Если не будет ничего светлого в твоей жизни, как ты будешь жить, человек? На что станет похожа твоя жизнь?

Вот так и с природой.

Идёшь ты по лесной тропинке, не ломай ветви деревьев, не срывай цветы, не губи животных и птиц, не разрушай муравейники и норы лесных жителей. Не вытаптывай ягодные поляны, не разжигай костры – они ожоги природы, ожоги Земли. Любуйся окружающей тебя красотой, наслаждайся пением птиц, вдыхай нежный аромат цветов. Прислушайся к тишине зелёного леса, и ты услышишь нежную песню, которую поёт душа природы. Сбереги её в своём сердце.

Вы не забыли о вопросе, так что же значит «жить в гармонии с природой»? Как нужно жить, чтобы между человеком и природой была гармония?

(ответы детей)

 

Нам понятней теперь год от года,

Что с природою надо дружить,

Ведь без нас прожила бы природа,

Без неё мы не можем прожить.