СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка занятия внеурочной деятельности "Сравнение понятий. Отношения противоположности"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия. Организовать деятельность учащихся по формированию умений находить понятия, противоположные данным (антонимы). Создать условия для развития логического мышления, памяти, речи учащихся. Содействовать воспитанию самостоятельности, внимательности, интереса к интеллектуальной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Разработка занятия внеурочной деятельности "Сравнение понятий. Отношения противоположности"»

№ 13

Тема. Сравнение понятий. Отношения противоположности

Цель занятия. Организовать деятельность учащихся по формированию умений находить понятия, противоположные данным (антонимы). Создать условия для развития логического мышления, памяти, речи учащихся. Содействовать воспитанию самостоятельности, внимательности, интереса к интеллектуальной деятельности.

Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение.

Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: понимать, что означает понятие антоним, уметь находить антонимы для заданных слов.

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: регулятивные - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение; коммуникативные - уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникационных задач; строить понятные для партнера высказывания; познавательные -уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).

Оборудование.




Ход занятия

  1. Оргмомент

  2. Интеллектуальная разминка

Задание 1. Рассмотрите внимательно две таблицы. Чем они отличаются?
























Постарайтесь, закрыв первую таблицу листом бумаги, вос­произвести её по памяти.

Задание 2. Какие ошибки допустил Незнайка?

Игра не стоит встреч. Желательная резинка.

Медвежья заслуга. Бедовый месяц.

Ёлочные устрашения. Цыганистый калий.

Кандидат паук. С мылом рай и в шалаше.

  1. Целеполагание и мотивация

Предложить учащимся сформулировать цели урока самостоятельно

  1. Восприятие и осмысление нового материала

| Антоним — слово или выражение, противоположное по значе­нию другому слову.


Задание 3. Отгадайте загадки.

1) Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука.

Я для отдыха, для сна,

Называюсь ....

2) Я антоним к слову ЗНОЙ.

Я в реке, в тени густой,

Я в бутылках лимонада,

А зовут меня ....

3) Я антоним к слову СМЕХ.

Хоть смеяться и не грех,

Я бываю поневоле

От несчастий, неудач.

Догадались? Это ....

4) Я антоним к слову ЛЕТО,

В шубу снежную одета,

Я люблю мороз сама,

Потому что я ...


  1. Первичное закрепление

Задание 4. Подберите к каждому из слов антоним.

Работа Влажный

Первый Злой

Грубый Жара

Грусть Близко

День Начало

Задание 5. Подберите к каждому из выражений в первой колонке противоположные по значению из второй колонки.

Светло, хоть иголки собирай Воспрянуть духом

Заварить кашу Не зги не видно

В час по чайной ложке Одним махом

Коломенская верста Как кошка с собакой

Чуть свет Не покладая рук

Повесить нос Расхлёбывать кашу

Жить душа в душу От горшка два вершка

Сидеть сложа руки На ночь глядя

Задание 6. Будьте внимательны, и если в следующих парах второе слово синоним, то замените его на антоним.


чёрный — тёмный;

веселье — грусть;

старый — ветхий

быстро — медленно;

рядом — далеко;

темно — мрак;

тишина — шум;

друг — приятель;

причёска—лысина;

работа — безделье;

горка — холм;

жара — зной




Задание 7. Соедините слова в правой и левой колонках, найдя в правой колонке антоним


Шагом

Оригинал

Копия

Жарко

Карлик

Ответ

Холодно

Взлёт

Жара

Гигант

Вопрос

Бегом

Доброта

Стужа

Прямая

Тесно

Посадка

Бездарность

Конец

Продажа

Просторно

Кривая

Талант

Начало

Покупка

Бугор

Разрешение

Ватага

Яма

Бодрствовать

Одиночка

Запрет

Спать

Злоба

Задание 8. Поиск предметов с противоположными свойствами. Назовите как можно больше предметов со свой­ствами, противоположными свойствам данного предмета: че­ловек, туфли, лес, молоток.

Например: дом — конура (размер); дом — поле (открытое пространство).

Задание 9. Поиск предметов, обладающих сходными свойствами. Назовите как можно больше предметов, сходных с данным по какому-либо признаку или свойству: апельсин, карандаш, стакан.







  1. Итог урока

Задание 10. Сравните пары понятий и укажите их наибо­лее общие признаки. Например,василёк — ромашка — поле­вые цветы.

Лёд — пар; Ньютон — Паскаль;

Пушкин — Лермонтов; термометр — барометр;

плавление — испарение; дождь — снег;

метр — километр; капля — песчинка;

торшер — люстра; стакан — кружка.


  1. Рефлексия