Класс: 3-4
Тема занятия: Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ
Цель: обеспечение знаниями о безопасности жизнедеятельности и создание условий для гармоничного психосоциального развития детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1) формировать у детей здоровый образ жизни.
2) способствовать формированию у детей стремления приобретать полезные привычки и избегать вредных.
Развитие метапредметных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Находить ответы на вопросы в различных источниках информации (текст, рисунок).
Делать выводы в результате совместной работы в группе.
Установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД:
Ход занятия
Орг. момент.
а) Работа со стихотворением А. Костецкого «Я все люблю, что есть на свете...»
Люблю я землю, солнце, небо,
Вкус замечательного хлеба.
Люблю свой дом, свой класс и школу,
И матчи по хоккею и футболу.
Люблю играть, шутить, смеяться,
В реке без устали плескаться.
Люблю я петь и рисовать
И книги умные читать.
Люблю на свете всех людей –
Друзей, соседей и учителей.
Люблю я всю свою семью,
А больше всех себя люблю.
- А вы что любите? Игра с мячом. Кидаем мяч друг другу и называем что-нибудь самое любимое, начинаем со слов: « Больше всего я люблю…»
б) - Как вы относитесь к себе?
- Как вы понимаете слова «любить себя»? (уважать себя, принимать себя таким, какой ты есть)
- Как надо к себе относиться, чтобы эти слова можно было отнести к вам?
в) Игра «Комплимент» (слайд 1)
Делимся на две группы, и каждый пусть сделает комплимент себе. Начните со слов: «Я люблю себя, потому что...», закончите словами: «И поэтому забочусь о своем здоровье».
В конце игры все встают и хором произносят: «Мы любим, друг друга и заботимся друг о друге».
2.Введение в тему. Практическая работа.
- Сначала мы с вами вспомним, что же такое привычки. (слайд 2)
- Для вас я составляла таблицу с колонками: что, полезно для человека и, что вредно, но в моё отсутствие кто-то все перемешал. И мне нужна ваша помощь. Давайте выполним задания в командах. Первая команда соберет таблички к заголовку «Полезно для человека», вторая – к заголовку «Вредно для человека».
( Приложение 1, команды представляют свои таблицы)
- Спасибо, ребята, помогли все расставить на свои места. Внимательно прочитайте действия человека в левом и в правом столбиках. Запомните, что вредно и, что полезно для человека.
3 слайд
- Есть такая пословица : Посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу. Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Мы уже вспомнили с вами, что такое привычка (Привычка – это то, что мы совершаем, почти не задумываясь, действуя как бы автоматически. Например, привычка чистить зубы, заправлять свою постель).
- Теперь давайте вспомним, как формируются привычки.(Ответы учащихся)
- Чтобы сформировалась привычка, необходимо повторять какое-то действие многократно, изо дня в день, и тогда человек начнет его выполнять, не задумываясь, автоматически.
3.Объявление темы занятия.
- Дорогие ребята! Вы любите играть в подвижные игры на свежем воздухе?
- Вы любите, когда вас обижают?
- Оказывается, вы умеете делать для себя выбор.
- Вот сегодня мы будем учиться говорить, вредной привычке НЕТ.(открыть доску, где записана тема занятия)
4. Физминутка: Игра «Привычка».
- Вы должны будете встать, если моя команда начинается со слова «Прошу» и выполнить различные действия («Прошу встать», «Прошу повернуться», «Прошу присесть», «Потопать ногами», «Прошу поднять руку», «Похлопать руками», «Прошу улыбнуться», «Прошу поморгать глазами», «Велю подразниться», «Прошу улыбнуться друг другу»).
- Видите, привыкнув выполнять команды, многие не сразу смогли переключиться и выполнили команду тогда, когда не должны были ее выполнять. По такому же принципу формируются у нас и привычки: стоит только начать многократно повторять то или иное действие, как оно закрепляется в сознании в виде привычки.
5. Работа по теме занятия.
- В самом начале занятия мы с вами вспомнили, что для человека полезно, а что вредно.
Слайд 4 - Выберите среди картинок, хорошие и плохие привычки.
- Но есть привычки, которые мало назвать плохими, к ним больше подходит другое название – опасные, вредные. Может вы их мне сами назовёте.
Слайд 5- Курение очень вредно для здоровья. Табак поражает сердце, мозг, лёгкие, почки и другие органы человека. Он особенно вреден для растущего организма: при употреблении табака он слабеет и плохо развивается. Взрослые курильщики не щадят своего здоровья, но и не задумываются об окружающих. Ведь они вдыхают сигаретный дым. Это вредно. Часто взрослые на вопрос «Зачем вы курите?» отвечают: «Привычка». Но это вредная привычка. Человек вдыхает и выдыхает дым, думая, что успокаивает нервы. Но после первой затяжки у человека учащается пульс. Нервная система от курения разрушается. Некоторые курят, чтобы понравиться окружающим, то есть хотят не знанием отличиться, не умением трудиться, а показать себя взрослыми. Разве в курении есть хоть капля мужественности? Например, Ю. Гагарин – первый космонавт, А. Суворов – блестящий полководец – они стали известны благодаря таким чертам характера, как мужественность, целеустремлённость. А назовите хоть одного человека, который вошел в историю, потому что курил. Начать курить просто, а вот распрощаться с этой привычкой куда труднее.
Слайд 6 - А вот другая очень опасная привычка – алкоголь. Вы, наверное, знаете, как страдают взрослые от вина, водки и вообще от алкогольных напитков. Для детей это яд втройне. Известны случаи, когда дети умирали от алкоголя или тяжело заболевали.
Слайд 7- Есть ещё одна опасная привычка – токсикомания. Это рудное слово моно перевести как «тяга к яду». Люди, понюхавшие ядовитую жидкость, впадают в состояние, похожее на опьянение. Притом нередко наступает отравление со смертельных исходом.
Слайд 8 - Нельзя не сказать и о страшной болезни нашего века – наркомании. Она развивается от употребления дурманящих, ядовитых веществ – наркотиков. Наркоманы разрушают своё здоровье. Находясь в состоянии наркотического дурмана, они нередко наносят себе и другим страшные раны или совершают преступления.
РЕБЯТА, никогда, ни при каких обстоятельствах не пробуйте никаких наркотических веществ!
6. Рефлексия.
Практическая работа «Дерево решений»
- Сейчас поработаем с «деревом решений». Это волшебное дерево. На нём могут созреть любые плоды, которые вы любите, и может не вырасти ничего. Всё зависит от вас.
- Например, вы решили, что всегда будете есть много сладкого, увлекаться компьютерными играми, так как всё это очень любите. Или никогда не будете мыть руки перед едой, следить за внешним видом, тогда ваш выбор в левой части дерева.
- Если вы принимаете решение – рационально и разнообразно питаться, соблюдать правила личной гигиены, отказаться от вредных привычек, то ваш выбор – с правой стороны дерева.
- Давайте посмотрим какая сторона дерева получилась наиболее яркой?
- Можно сделать вывод, что вы умеете принимать правильное решение.
7. Итог занятия.
- Что я узнал нового? Чему научился?
-Вернёмся к теме нашего занятия: Почему вредной привычке вы скажете НЕТ?
Приложение 1
Полезно для человека | Вредно для человека |
Соблюдать режим дня | Прогуливать занятия в школе |
Соблюдать гигиену | Грубить и не уважать старших |
Правильно и регулярно питаться | Много сидеть у телевизора |
Заниматься спортом | Долго играть в компьютер |
Вовремя и самостоятельно делать уроки | Гулять в неположенных местах, где есть опасность для жизни |
Гулять на свежем воздухе | Пробовать незнакомые вещества |
Делать утреннюю зарядку | Есть много сладкого |
Следить за чистотой | Курить |
Закаляться | Драться |
Посещать кружки | Обзываться или дразниться |
Читать книги | Открывать пинком дверь |
Слушаться родителей | Грызть ногти |