(слайд 1) Реализация принципов преемственности и системности
ФГОС НОО и ФГОС ООО
Приоритетное направление развития современного российского образования - переход на новые образовательные стандарты. ФГОС – новая парадигма отечественного образования, средство обеспечения стабильности заданного уровня качества образования и развития от школы информационно-трансляционной к школе деятельностной, где (слайд 2):
начальная школа формирует первичные навыки самостоятельного поиска знаний;
основная школа развивает самостоятельность в использовании знаний и навыков при решении конкретных задач, развивает первичные навыки целеполагания и рефлексии;
старшая школа закрепляет навыки и способности к самостоятельному целеполаганию, выбору инструментария и средств достижения поставленной цели, способствует закреплению навыков применения полученных знаний в учебной, проектной и учебно-исследовательской деятельности на предпрофессиональном уровне.
Перед нами, педагогами, в связи с внедрением ФГОС, стоят достаточно сложные, но решаемые задачи (слайд 3):
изменяя процесс, изменить себя;
согласованность действий, требований при организации урока;
взаимодействие между уровнями обучения.
Для начала предлагаем актуализировать свои знания новых стандартов в форме блиц-опроса (раздаточные листы, ключи на отдельной презентации).
С введением ФГОС принципиально изменились ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня – развитие надпредметных навыков, универсальных учебных действий, позволяющих перевести учащегося в режим саморазвития. Под результатами образования понимаются не столько предметные знания, сколько умения применять эти знания в практической деятельности.
(слайд 4) Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к построению всего учебного процесса. Ключевыми принципами построения современной развивающей учебной деятельности являются принципы непрерывности и преемственности образования. Именно успешное решение проблем преемственности позволяет создать целостную систему непрерывного образования, адекватно удовлетворяющую образовательные запросы каждой личности в соответствии с её способностями, а также обеспечить достижение необходимых образовательных результатов.
(слайд 5) Сегодня мы затрагиваем вопросы преемственности начального и основного уровней образования, поскольку переход учащихся из начальной школы в основную сегодня связан с внедрением ФГОС основного общего образования, а, следовательно, с изменением всей системы организации учебной деятельности в основной школе.
(слайд 6) Следует отметить, что проблема преемственности начального и основного уровней общего образования, была актуальной всегда. Процесс перехода ребенка с одного уровня образования на другой для многих детей, родителей и учителей всегда был связан с рядом сложностей. Сложности эти имеют как объективный, так и субъективный характер, и связаны со следующими проблемными вопросами и затруднениями:
- психологические особенности возраста (кризисные переходные периоды, изменение типа ведущей деятельности разных возрастных периодов);
- увеличение учебной нагрузки;
- изменение режима дня;
- различие требований со стороны учителей-предметников;
- изменение стиля общения учителей с детьми.
Современная педагогика имеет достаточно большой опыт решения обозначенных проблемных вопросов. Однако внедрение стандартов второго поколения добавляет к перечисленным и уже известным нам проблемам преемственности еще ряд вопросов, связанных с организацией в основной школе образовательной среды нового типа, обеспечением деятельностного и развивающего характера учебной деятельности. Необходимо создать условия не только для успешной адаптации учащихся при переходе из начальной школы в основную, но и для сохранения и развития тех новых ценных образовательных результатов, которые были получены учащимися за время обучения в начальной школе. Необходимо обеспечить перенос нового педагогического опыта учителей начальной школы на уровень основного общего образования.
Для обеспечения преемственности в условиях перехода ФГОС из начальной школы на уровень основного общего образования внимание администрации Центра и педагогического коллектива направлено на решение следующих ключевых задач (слайд 7):
1.Создание условий для психологической и технологической подготовки учителей основной школы к переходу на стандарты второго поколения.
2.Обеспечение единства подходов к построению учебной деятельности на начальном и основном уровнях образования.
3.Обеспечение преемственности программ внеурочной деятельности на начальном и основном уровнях образования.
Создание условий для психологической и технологической подготовки учителей основной школы к переходу на стандарты второго поколения. Как получить учителя, способного и готового изменить привычные способы работы, качественно, по-новому, организовать учебный процесс? Для решения этой задачи необходимо запланировать и реализовать, как минимум, 7 видов мероприятий:
1) курсовая подготовка учителей (слайд 8)
учебный год | направление курсовой подготовки | кол-во обученных педагогов | % от общего числа педагогов, реализующих учебный план |
2012-2013 уч. г. (второе полугодие) | Содержание и технологии реализации всех действующих ФГОС, в т.ч. ФГОС обучающихся с ОВЗ и УО Здоровьесберегающие технологии обучения и воспитания Управление ОУ в условиях введения ФГОС нового поколения Организации и осуществление дополнительного образования детей, проектирование внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС нового поколения Формирование УУД в условиях перехода на ФГОС нового поколения | 8 | 35% |
2013-2014 уч.г. | 14 | 57% |
2014-2015 уч.г | 10 | 43% |
2015-2016 уч.г | 11 | 39% |
Всего за пять последних лет прошли курсовую подготовку 22 из 24 педагогов (91,6%), реализующих учебный план. Оставшиеся два педагога заявлены на прохождение курсов в ЧИРОиПК в 2017 году. |
2) педагогические советы (слайд №9);
год | тема |
2013-2014уч.г | ФГОС ООО – основные аспекты |
Педагогические технологии: богатство и разнообразие, целесообразность и эффективность» (обобщение опыта работы педагогического коллектива над методической темой Центра «Повышение качества обучения при использовании новых педагогических технологий»). |
2014-2015уч.г | Организация УВП с обучающимися с ОВЗ. |
2016-2017уч.г | Реализация принципов преемственности и системности ФГОС НОО и ФГОС ООО |
2015-2016уч.г (1 полугод.) | Системно – деятельностный подход – методология стандартов нового поколения. |
3) методические семинары (слайд №10)
год | тема |
2014-2015уч.г | Формирование и развитие УУД на уроке и во внеурочной деятельности. |
Проектная и исследовательская технологии в основном общем образовании. |
Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО. |
2015-2016уч.г | Метод проектов. |
Проблемное обучение – один из методов развития творческого потенциала обучающихся. |
Современные средства оценивания результатов освоения ООП ООО |
2016-2017уч.г (1 полугод.) | Моделирование урока с позиции требований системно-деятельностного подхода. |
4) методические недели (слайд №11)
год | тема |
2013-2014уч.г | Повышение качества обучения при использовании новых педагогических технологий. |
2014-2015уч.г | Педагогические технологии в организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС второго поколения. |
2015-2016уч.г | Организация активной учебно-познавательной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС второго поколения. |
5) предметные недели (слайд 12)
6) инструктивно-методические совещания, заседания школьных методических объединений (слайд №13);
7) самообразование учителей (слайд№14).
Самое важное условие успешности решения поставленной задачи – неформальное отношение к подготовке учителей. Обучение не должно пройти формально, каждый учитель должен принять нововведения, применять их в своей практике. Администрации Центра, руководителям методических объединений важно не только планировать, но и осуществлять контроль за тем, как учитель использует новое в работе с учениками, как и где передает полученный опыт. Необходимо побуждать учителей к тому, чтобы они по итогам обучения делились новыми знаниями и приобретенным опытом с коллегами: выступали на заседаниях школьных методических объединений, совещаниях, педагогических советах, проводили открытые уроки.
Помимо курсовой подготовки важно побуждать учителей к самостоятельному изучению стандартов, коллективному обсуждению различных аспектов их внедрения. В школе должна быть создана особая развивающая среда, способствующая формированию учителей, готовых и способных изменить привычные способы работы с учащимися. В работе с кадрами должна быть система, позволяющая планировать и отслеживать процесс проведения обозначенных мероприятий и получения качественного результата.
Обеспечение единства подходов к построению учебной деятельности. Решение этой задачи может быть достигнуто при соблюдении следующих условий:
Наличие логических связей в программно-методических документах, регламентирующих образовательную деятельность.
(слайд 15) Основным системообразующим документом в решении этой задачи является ООП ООО Центра - логическое продолжение нашей ООП НОО. Этот документ является результатом совместной работы стратегической команды педагогического коллектива и отвечает трем требованиям ФГОС: к структуре ООП, к условиям реализации ООП, к результатам освоения ООП.
(слайд 16) Требование к структуре ООП включает в себя и требование к
соотношению обязательной части и части, формируемой участниками образовательной деятельности, для ФГОС начального общего образования – 80% и 20%, для основного общего образования – 70% и 30%.
Часть, формируемая участниками образовательной деятельности, предусматривает в стандарте основной школы возможность введения учебных предметов и курсов, обеспечивающих различные запросы обучающихся, а также реализацию индивидуальных проектов.
В нашей ОО эта часть представлена такими предметами как информатика (2-6кл), русский язык (1кл, 5кл), английский язык (5-6кл), математика (6кл), обществознание (5кл), ОБЖ (5-6кл). Внеурочная деятельность представлена четырьмя направлениями (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное; нет спортивно-оздоровительного) и осуществляется за счет ресурсов Центра.
(слайд 17)
Соблюдение преемственности содержания используемых УМК: перечень учебников, используемых в учебной деятельности, составляемый и утверждаемый в Центре на каждый учебный год, отражает выбор учителями учебно-методических комплексов, продиктованный соображениями преемственности содержания между образовательными уровнями.
Соблюдение технологической преемственности (преемственности форм, методов, технологий, применяемых в учебной деятельности).
(слайд 18) Самая большая трудность все-таки заключается в обеспечении технологической преемственности, т.е. преемственности форм и методов организации учебной деятельности. Технологическая преемственность является ключевым вопросом, требующим решения. Именно технологическая согласованность и обеспечивает планомерное и систематичное развитие надпредметных навыков, способности к самообразованию и непрерывному развитию. Технологии нужно изучать, процесс должен быть организованным, системным. Важно укрепить традицию тесного сотрудничества учителей-предметников и учителей начальных классов.
Необходимо, чтобы обсуждение вопросов технологической и содержательной преемственности, индивидуально-психических особенностей будущих пятиклассников, форм и методов работы с детьми, специфики класса как детского коллектива было организовано не только на педсоветах и методических семинарах, но и на совместных заседаниях ШМО.
(слайд 19)
Итак, обеспечение преемственности в условиях перехода на стандарты второго поколения возможно за счет решения обозначенных задач, самой сложной из которых нам видится задача обеспечения технологической преемственности, однозначного понимания устройства современной учебной деятельности в середе педагогов школы. Решение этих задач требует создания особой развивающей среды для педагогов, позволяющей организовать распространение положительного педагогического опыта, обеспечить условия для тесного сотрудничества педагогов всех уровней образования. Только в таком тесном сотрудничестве и взаимодействии может быть обеспечен эффективный переход стандартов второго поколения из начальной школы в основную. Только в таких условиях можно говорить о непрерывном развитии учащихся.
Также отметим, что обязательным условием успешности решения вопросов преемственности и изменения привычных подходов в работе педагогов является управленческий контроль со стороны администрации образовательной организации.
Сочетание мероприятий, направленных на развитие педагогов и создание благоприятной развивающей среды в школе и мероприятий по осуществлению контроля за происходящими изменениями, помогут эффективно решать как уже известные, так и вновь возникающие вопросы, связанные с обеспечением преемственности образования.
В заключение отметим, что проблемы внедрения ФГОС, а соответственно и проблемы преемственности образования, являются системными, и решать их нужно сообща, привлекая положительный опыт разных образовательных организаций.
Предлагаем вашему вниманию притчу.
Притча «О переменах».
Пришел Ученик к Учителю и начал жаловаться на свою тяжелую жизнь. Он попросил у Учителя совета, что делать, когда и то навалилось, и другое, и третье не пошло, и вообще — просто руки опускаются! Учитель поднялся и поставил перед собой четыре котелка с водой. В один он бросил деревянную чурку, в другой — морковку, в третий — яйцо, в четвертый — раздавленные зерна кофе. Через некоторое время он вынул всё это из воды.
– «Что изменилось?» — спросил Учитель.
– «Ничего...» — ответил Ученик.
Тогда Учитель поставил эти четыре котелка с водой на огонь. Когда вода закипела, он снова бросил в один — деревянную чурку, в другой — морковку, в третий — яйцо, в четвертый — раздавленные зерна кофе. Через некоторое время он вынул деревяшку, морковь, яйцо и налил в чашку ароматный кофе. Ученик, естественно, снова ничего не понял.
– «Что изменилось?» — опять спросил Учитель.
– «То, что должно было случиться. Морковка и яйцо сварились, деревяшка не изменилась, а зерна кофе растворились в кипятке», — ответил Ученик.
– «Это лишь поверхностный взгляд на вещи», — сказал Учитель.
— Посмотри внимательнее. Морковка разварилась в воде и из твердой стала мягкой, легко разрушающейся. Даже внешне она стала выглядеть по-другому. Деревяшка ничуть не изменилась. Яйцо, не изменившись внешне, внутри стало твердым, и ему уже стали не страшны удары, от которых раньше оно вытекало из своей скорлупы. Кофе окрасило воду, придало ей новый вкус и аромат».
«Вода — это наша жизнь. Огонь — это перемены и неблагоприятные обстоятельства. Морковка, дерево, яйцо и кофе — это типы людей. Они все в тяжелые моменты жизни меняются по-разному.
ЧЕЛОВЕК-МОРКОВЬ — таких большинство. Эти люди только в обычной жизни кажутся твердыми. В моменты жизненных передряг они становится мягкими и скользкими. Опускают руки, винят во всем либо других, либо «непреодолимые внешние обстоятельства». Чуть «придавило»… и они уже в панике, психологически раздавлены. Такие «морковки», как правило, легко становятся «жертвам моды», хотят, чтобы «всё было у них, как у людей», именно на них делают свои состояния удачливые торговцы, политики… и предсказатели.
ЧЕЛОВЕК-ДЕРЕВО — таких мало. Эти люди не меняются, остаются самими собой в любых жизненных ситуациях. Они, как правило, хладнокровны, внутренне спокойны и цельны. Именно «деревья» показывают всем, что тяжелые жизненные обстоятельства — всего лишь жизнь, и за черной полосой всегда наступает белая.
ЧЕЛОВЕК-ЯЙЦО — это те, кого жизненные невзгоды закаляют, делают крепче! Их очень-очень мало. Именно такие люди в обычной жизни незаметны, а в тяжелые времена они вдруг «твердеют» и упорно преодолевают «внешние обстоятельства».
«А КАК ЖЕ КОФЕ?» — воскликнул Ученик.
«О, это самое интересное! Зерна кофе под воздействием неблагоприятных жизненных обстоятельств растворяются в окружающей среде, превращая безвкусную воду во вкусный, ароматный и бодрящий напиток!» — ответил Учитель, с удовольствием прихлебывая ароматный кофе из чашки.
Есть особые люди. Их — единицы. Они не столько меняются под влиянием неблагоприятных обстоятельств, сколько трансформируют сами жизненные обстоятельства, превращая их в нечто прекрасное, извлекая пользу из каждой неблагоприятной ситуации и изменяя в лучшую сторону жизнь окружающих».
Все мы разные, и у всех разное отношение к переменам. Мы хотим сказать только одно: перемены - это всегда к лучшему.
(слайд 20) Решение педсовета