СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка заседания педагогического совета "Реализация принципов преемственности и системности ФГОС НОО и ФГОС ООО"

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка отражает опыт работы школы по реализации принципов преемственности и системности ФГОС НОО И ФГОС ООО, сопровождается презентацией и содержит тест на выявление знания основ ФГОС общего образования.

Просмотр содержимого документа
«Преемств и системность ФГОС НОО И ФГОС ООО»

(слайд 1) Реализация принципов преемственности и системности

ФГОС НОО и ФГОС ООО


Приоритетное направление развития современного российского образования - переход на новые образовательные стандарты. ФГОС – новая парадигма отечественного образования, средство обеспечения стабильности заданного уровня качества образования и развития от школы информационно-трансляционной к школе деятельностной, где (слайд 2):

  • начальная школа формирует первичные навыки самостоятельного поиска знаний;

  • основная школа развивает самостоятельность в использовании знаний и навыков при решении конкретных задач, развивает первичные навыки целеполагания и рефлексии;

  • старшая школа закрепляет навыки и способности к самостоятельному целеполаганию, выбору инструментария и средств достижения поставленной цели, способствует закреплению навыков применения полученных знаний в учебной, проектной и учебно-исследовательской деятельности на предпрофессиональном уровне.

Перед нами, педагогами, в связи с внедрением ФГОС, стоят достаточно сложные, но решаемые задачи (слайд 3):

  • изменяя процесс, изменить себя;

  • согласованность действий, требований при организации урока;

  • взаимодействие между уровнями обучения.

Для начала предлагаем актуализировать свои знания новых стандартов в форме блиц-опроса (раздаточные листы, ключи на отдельной презентации).


С введением ФГОС принципиально изменились ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня – развитие надпредметных навыков, универсальных учебных действий, позволяющих перевести учащегося в режим саморазвития. Под результатами образования  понимаются не столько предметные знания, сколько умения применять эти знания в практической деятельности.

(слайд 4) Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования  к построению всего учебного процесса. Ключевыми принципами построения современной развивающей учебной деятельности являются принципы непрерывности и преемственности образования. Именно успешное решение проблем преемственности позволяет создать целостную систему непрерывного образования, адекватно удовлетворяющую образовательные запросы каждой личности в соответствии с её способностями, а также обеспечить достижение необходимых образовательных результатов.

(слайд 5) Сегодня мы затрагиваем вопросы преемственности начального и основного уровней образования, поскольку переход учащихся из начальной школы в основную сегодня связан с внедрением ФГОС основного общего образования, а, следовательно, с изменением всей системы организации учебной деятельности в основной школе.

(слайд 6) Следует отметить, что проблема преемственности начального и основного уровней общего образования, была актуальной всегда. Процесс  перехода  ребенка  с одного уровня образования на другой   для  многих  детей, родителей  и  учителей  всегда был связан с рядом сложностей. Сложности эти имеют как объективный, так и субъективный характер, и связаны со следующими проблемными вопросами и затруднениями:

-       психологические особенности возраста (кризисные переходные периоды, изменение типа ведущей деятельности разных возрастных периодов);

-       увеличение учебной нагрузки;

-       изменение режима дня;

-       различие требований со стороны учителей-предметников;

-       изменение стиля общения учителей с детьми.

Современная педагогика имеет достаточно большой опыт решения обозначенных проблемных вопросов. Однако внедрение стандартов второго поколения добавляет к перечисленным и уже известным нам проблемам преемственности еще ряд вопросов, связанных с организацией в основной школе образовательной среды нового типа, обеспечением деятельностного и развивающего характера учебной деятельности. Необходимо создать условия не только для успешной адаптации учащихся при переходе из начальной школы в основную, но и для сохранения и развития тех новых ценных образовательных результатов, которые были получены учащимися за время обучения в начальной школе. Необходимо обеспечить перенос нового педагогического опыта учителей начальной школы на уровень основного общего образования.

Для обеспечения преемственности в условиях перехода ФГОС из начальной школы на уровень основного общего образования внимание администрации Центра и педагогического коллектива направлено на решение следующих ключевых задач (слайд 7):

1.Создание условий для психологической и технологической подготовки учителей основной школы к переходу на стандарты второго поколения.

2.Обеспечение единства подходов к построению учебной деятельности на начальном и основном уровнях образования.

3.Обеспечение преемственности программ внеурочной деятельности на начальном и основном уровнях образования.

Создание условий для психологической и технологической подготовки учителей основной школы к переходу на стандарты второго поколения. Как получить учителя, способного и готового изменить привычные способы работы, качественно, по-новому, организовать учебный процесс? Для решения этой задачи необходимо запланировать и реализовать, как минимум, 7 видов мероприятий:

1) курсовая подготовка учителей (слайд 8)



учебный год

направление курсовой подготовки

кол-во

обученных

педагогов

%

от общего числа педагогов,

реализующих

учебный план

2012-2013 уч. г.

(второе полугодие)

  • Содержание и технологии реализации всех действующих ФГОС, в т.ч. ФГОС обучающихся с ОВЗ и УО

  • Здоровьесберегающие технологии обучения и воспитания

  • Управление ОУ в условиях введения ФГОС нового поколения

  • Организации и осуществление дополнительного образования детей, проектирование внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС нового поколения

  • Формирование УУД в условиях перехода на ФГОС нового поколения

8

35%

2013-2014 уч.г.

14

57%

2014-2015 уч.г

10

43%

2015-2016 уч.г

11

39%

Всего за пять последних лет прошли курсовую подготовку 22 из 24 педагогов (91,6%), реализующих учебный план. Оставшиеся два педагога заявлены на прохождение курсов в ЧИРОиПК в 2017 году.



2) педагогические советы (слайд №9);

год

тема

2013-2014уч.г

ФГОС ООО – основные аспекты

Педагогические технологии: богатство и разнообразие, целесообразность и эффективность» (обобщение опыта работы педагогического коллектива над методической темой Центра «Повышение качества обучения при использовании новых педагогических технологий»).

2014-2015уч.г

Организация УВП с обучающимися с ОВЗ.

2016-2017уч.г

Реализация принципов преемственности и системности ФГОС НОО и ФГОС ООО

2015-2016уч.г

(1 полугод.)

Системно – деятельностный подход – методология стандартов нового поколения.



3) методические семинары (слайд №10)

год

тема

2014-2015уч.г

Формирование и развитие УУД на уроке и во внеурочной деятельности.

Проектная и исследовательская технологии в основном общем образовании.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО.

2015-2016уч.г

Метод проектов.

Проблемное обучение – один из методов развития творческого потенциала обучающихся.

Современные средства оценивания результатов освоения ООП ООО

2016-2017уч.г

(1 полугод.)

Моделирование урока с позиции требований системно-деятельностного подхода.



4) методические недели (слайд №11)

год

тема

2013-2014уч.г

Повышение качества обучения при использовании новых педагогических технологий.

2014-2015уч.г

Педагогические технологии в организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС второго поколения.

2015-2016уч.г

Организация активной учебно-познавательной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС второго поколения.





5) предметные недели (слайд 12)



6) инструктивно-методические совещания, заседания школьных методических объединений (слайд №13);



7) самообразование учителей (слайд№14).

Самое важное условие успешности решения поставленной задачи – неформальное отношение к подготовке учителей. Обучение не должно пройти формально, каждый учитель должен принять нововведения, применять их в своей практике. Администрации Центра, руководителям методических объединений важно не только планировать, но и осуществлять контроль за тем, как учитель использует новое в работе с учениками, как и где передает полученный опыт.  Необходимо побуждать учителей к тому, чтобы они по итогам обучения делились новыми знаниями и приобретенным опытом с коллегами: выступали на заседаниях школьных методических объединений,  совещаниях, педагогических советах, проводили открытые уроки.

Помимо курсовой подготовки важно побуждать учителей к самостоятельному изучению стандартов, коллективному обсуждению различных аспектов их внедрения. В школе должна быть создана особая развивающая среда, способствующая формированию учителей, готовых и способных изменить привычные способы работы с учащимися. В работе с кадрами должна быть система, позволяющая планировать и отслеживать процесс проведения обозначенных мероприятий и получения качественного результата.

Обеспечение единства подходов к построению учебной деятельности. Решение этой задачи может быть достигнуто при соблюдении следующих условий:

  1. Наличие логических связей в программно-методических  документах, регламентирующих образовательную деятельность.

(слайд 15) Основным системообразующим документом в решении этой задачи является ООП ООО Центра - логическое продолжение нашей ООП НОО. Этот документ является результатом совместной работы стратегической команды педагогического коллектива и отвечает трем требованиям ФГОС: к структуре ООП, к условиям реализации ООП, к результатам освоения ООП.

(слайд 16) Требование к структуре ООП включает в себя и требование к
соотношению обязательной части и части, формируемой участниками образовательной деятельности, для ФГОС начального общего образования – 80% и 20%, для основного общего образования – 70% и 30%.

Часть, формируемая участниками образовательной деятельности, предусматривает в стандарте основной школы возможность введения учебных предметов и курсов, обеспечивающих различные запросы обучающихся, а также реализацию индивидуальных проектов.

В нашей ОО эта часть представлена такими предметами как информатика (2-6кл), русский язык (1кл, 5кл), английский язык (5-6кл), математика (6кл), обществознание (5кл), ОБЖ (5-6кл). Внеурочная деятельность представлена четырьмя направлениями (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное; нет спортивно-оздоровительного) и осуществляется за счет ресурсов Центра.

(слайд 17)

  1. Соблюдение преемственности содержания используемых УМК: перечень учебников, используемых в учебной деятельности, составляемый и утверждаемый в Центре на каждый учебный год, отражает выбор учителями учебно-методических комплексов, продиктованный соображениями преемственности содержания между образовательными уровнями.



  1. Соблюдение технологической преемственности (преемственности форм, методов, технологий, применяемых в учебной деятельности).

(слайд 18) Самая большая трудность все-таки заключается в обеспечении технологической преемственности, т.е. преемственности форм и методов организации учебной деятельности. Технологическая преемственность является ключевым вопросом, требующим решения. Именно технологическая согласованность и обеспечивает планомерное и систематичное развитие надпредметных навыков, способности к самообразованию и непрерывному развитию. Технологии нужно изучать, процесс должен быть организованным, системным. Важно укрепить традицию тесного сотрудничества учителей-предметников и учителей начальных классов. 

Необходимо, чтобы обсуждение вопросов технологической и содержательной преемственности, индивидуально-психических  особенностей  будущих  пятиклассников, форм  и  методов  работы  с  детьми, специфики  класса как  детского  коллектива было организовано не только на педсоветах и методических семинарах, но и на совместных заседаниях ШМО.

(слайд 19)

Итак, обеспечение преемственности в условиях перехода на стандарты второго поколения возможно за счет решения обозначенных задач, самой сложной из которых нам видится задача обеспечения технологической преемственности, однозначного понимания устройства современной учебной деятельности в середе педагогов школы. Решение этих задач требует создания особой развивающей среды для педагогов, позволяющей организовать распространение положительного педагогического опыта, обеспечить условия для тесного сотрудничества педагогов всех уровней образования. Только в таком тесном сотрудничестве и взаимодействии может быть обеспечен эффективный переход стандартов второго поколения из начальной школы в основную. Только в таких условиях можно говорить о непрерывном развитии учащихся.

Также отметим, что обязательным условием успешности решения вопросов преемственности и изменения привычных подходов в работе педагогов является управленческий контроль со стороны администрации образовательной организации.

Сочетание мероприятий, направленных на развитие педагогов и создание благоприятной развивающей среды в школе и мероприятий по осуществлению контроля за происходящими изменениями, помогут эффективно решать как уже известные, так и вновь возникающие вопросы, связанные с обеспечением преемственности образования.

В заключение отметим, что проблемы внедрения ФГОС, а соответственно и проблемы преемственности образования, являются системными, и решать их нужно сообща, привлекая положительный опыт разных образовательных организаций.

Предлагаем вашему вниманию притчу.

Притча «О переменах».

Пришел Ученик к Учителю и начал жаловаться на свою тяжелую жизнь. Он попросил у Учителя совета, что делать, когда и то навалилось, и другое, и третье не пошло, и вообще — просто руки опускаются! Учитель поднялся и поставил перед собой четыре котелка с водой. В один он бросил деревянную чурку, в другой — морковку, в третий — яйцо, в четвертый — раздавленные зерна кофе. Через некоторое время он вынул всё это из воды.

– «Что изменилось?» — спросил Учитель.

– «Ничего...» — ответил Ученик.

Тогда Учитель поставил эти четыре котелка с водой на огонь. Когда вода закипела, он снова бросил в один — деревянную чурку, в другой — морковку, в третий — яйцо, в четвертый — раздавленные зерна кофе. Через некоторое время он вынул деревяшку, морковь, яйцо и налил в чашку ароматный кофе. Ученик, естественно, снова ничего не понял.

– «Что изменилось?» — опять спросил Учитель.

– «То, что должно было случиться. Морковка и яйцо сварились, деревяшка не изменилась, а зерна кофе растворились в кипятке», — ответил Ученик.

– «Это лишь поверхностный взгляд на вещи», — сказал Учитель.

— Посмотри внимательнее. Морковка разварилась в воде и из твердой стала мягкой, легко разрушающейся. Даже внешне она стала выглядеть по-другому. Деревяшка ничуть не изменилась. Яйцо, не изменившись внешне, внутри стало твердым, и ему уже стали не страшны удары, от которых раньше оно вытекало из своей скорлупы. Кофе окрасило воду, придало ей новый вкус и аромат».

«Вода — это наша жизнь. Огонь — это перемены и неблагоприятные обстоятельства. Морковка, дерево, яйцо и кофе — это типы людей. Они все в тяжелые моменты жизни меняются по-разному.

ЧЕЛОВЕК-МОРКОВЬ — таких большинство. Эти люди только в обычной жизни кажутся твердыми. В моменты жизненных передряг они становится мягкими и скользкими. Опускают руки, винят во всем либо других, либо «непреодолимые внешние обстоятельства». Чуть «придавило»… и они уже в панике, психологически раздавлены. Такие «морковки», как правило, легко становятся «жертвам моды», хотят, чтобы «всё было у них, как у людей», именно на них делают свои состояния удачливые торговцы, политики… и предсказатели.

ЧЕЛОВЕК-ДЕРЕВО — таких мало. Эти люди не меняются, остаются самими собой в любых жизненных ситуациях. Они, как правило, хладнокровны, внутренне спокойны и цельны. Именно «деревья» показывают всем, что тяжелые жизненные обстоятельства — всего лишь жизнь, и за черной полосой всегда наступает белая.

ЧЕЛОВЕК-ЯЙЦО — это те, кого жизненные невзгоды закаляют, делают крепче! Их очень-очень мало. Именно такие люди в обычной жизни незаметны, а в тяжелые времена они вдруг «твердеют» и упорно преодолевают «внешние обстоятельства».

«А КАК ЖЕ КОФЕ?» — воскликнул Ученик.

«О, это самое интересное! Зерна кофе под воздействием неблагоприятных жизненных обстоятельств растворяются в окружающей среде, превращая безвкусную воду во вкусный, ароматный и бодрящий напиток!» — ответил Учитель, с удовольствием прихлебывая ароматный кофе из чашки.

Есть особые люди. Их — единицы. Они не столько меняются под влиянием неблагоприятных обстоятельств, сколько трансформируют сами жизненные обстоятельства, превращая их в нечто прекрасное, извлекая пользу из каждой неблагоприятной ситуации и изменяя в лучшую сторону жизнь окружающих».



Все мы разные, и у всех разное отношение к переменам. Мы хотим сказать только одно: перемены - это всегда к лучшему.



(слайд 20) Решение педсовета

Просмотр содержимого документа
«тест по фгос»

  1. Дополните предложения (выбрать по 1 слову в каждый пропуск):

«Федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечивать:

а) … образовательного пространства Российской Федерации»;

б) … основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования».

Слова для справок: а) единство, б) непрерывность, в) преемственность, с) доступность.


  1. Какой подход лежит в основе ФГОС нового поколения?

а) информационный;

б) системно-деятельностный;

в) интегративный;

г) традиционный



  1. Выберите основные принципы, на которых базируется ФГОС нового поколения

а) преемственность;

б) развитие;

в) научность;

г) вариативность



  1. Назовите документ, являющийся базовым для содержания ФГОС нового поколения:

а) Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

б) Фундаментальное ядро содержания общего образования;

в) Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ;

г) Послание Президента Федеральному Собранию.



  1. Дополните предложение: «Стандарт устанавливает требования к ....

а) структуре ООП;

б) квалификации педагогов, реализующих ООП;

в) условиям реализации ООП;

г) результатам освоения ООП;

д) содержанию ООП.


  1. Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС закрепляет приоритет развивающего обучения. Выберите признаки развивающего обучения:

а) базируется на принципе доступности;

б) опирается на сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной форм обучения;

в) ориентировано на усвоение определенной суммы знаний;

г) опирается на зону ближайшего развития;

д) на первый план выступают учебные задачи, решая их обучающиеся, усваивают общие способы умственной деятельности.



  1. Разработка основной образовательной программы ООО относится к компетенции:

а) Министерства образования и науки РФ;

б) Департамента образования, культуры и спорта ЧАО;

в) Учредителя образовательной организации;

г) Образовательной организации.



  1. В каком документе прописаны требования к основной образовательной программе ООО?

а) Устав образовательного учреждения;

б) ФГОС ООО;

в) Примерная образовательная программа ООО;

г) Фундаментальное ядро содержания образования



  1. Основная образовательная программа ООО содержит следующие разделы (выберите верные):

1. Нормативно-правовой

2. Целевой

3. Содержательный

4. Организационный



  1. Что не входит в состав универсальных учебных действий:

а) личностный блок

б) регулятивный блок

в) познавательный блок

г) здоровьесберегающий блок

д) коммуникативный блок


  1. Завершите предложение:

Если под метапредметными результатами в начальной школе подразумеваются освоенные универсальные учебные действия, ключевые компетенции и межпредметные понятия, то в среднем звене добавляется способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельно планировать, осуществлять учебную деятельность, строить ....

а) программу развития;

б) индивидуальную образовательную траекторию;

в) жизненные планы;

г) взаимоотношения.


  1. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО должна (выбрать лишнее):

а) обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования;

б) ориентировать образовательный процесс на оценку предметных знаний;

в) обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования;

г) предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения)



  1. В соответствии с требованиями ФГОС ООО составляющей итоговой оценки выпускника основной школы является оценка за выполнение и защиту проекта. Определите тип (типы) данного проекта:

а) индивидуальный;

б) социальный;

в) групповой;

г) игровой.



  1. Какие две системы оценок достижения планируемых результатов подразумевает ФГОС?

а) ЕГЭ и ОГЭ

б) НИКО и ВПР

в) внешнюю и внутреннюю

г) промежуточную и итоговую



  1. Как называется комплект документов ученика, представляющих совокупность индивидуальных учебных и внеучебных достижений?



Просмотр содержимого презентации
«Преемств и системность ФГОС НОО и ФГОС ООО»

Просмотр содержимого презентации
«Тест на знание ФГОС и ответы»