5 КЛАСС
1. « КТО Я ? »
Цель: подтолкнуть процесс осознания ребёнком своих социальных ролей, своей индивидуальности, заложить понимание того, что такое толерантность, а также значение этого качества для межличностных и общественных отношений.
Выполнение приёма «Снежинка»: Каждый ребёнок вырезает из бумаги снежинку, беседа по вопросам: есть ли одинаковые снежинки? Почему они такие разные? Как вы думаете, чем люди отличаются друг от друга? А как вы думаете, разнообразие- это хорошо или плохо?
Да, все люди разные, но каждый называет себя Я и обозначает себя как человека, как личность. Внутри каждого из нас много разных я. Я, например, учительница, мама, дочь, тётя и т. д. А вы?
Осознание ребёнком своих социальных ролей: задание- нарисовать ромашку и в лепестках записать свои социальные роли. Вывод- каждый из нас особенный, не похожий на других, и это хорошо. Человек рождается индивидуальностью и потом развивается всю жизнь. Люди обогащают друг друга за счёт своей непохожести, нет людей абсолютно одинаковых, абсолютно неинтересных, абсолютно ни для кого не значимых. Обсуждение проблемы терпимости ( толерантности).
Когда человек рождается, то его непохожесть на других фиксируется в специальном документе- Свидетельстве о рождении. Это ваш первый документ. С 14 лет у каждого из вас будет первое удостоверение личности - паспорт.
2. « МОЁ ПОВЕДЕНИЕ»
Цель: понять осознать свой характер и его значимость для других людей, развивать эмпатию, подкрепить положительную установку на другого человека.
Обсуждение проблемы «Характер человека»:
- как мы определяем, какой характер у другого человека? Как понять свой характер? ( по поступкам, по поведению) .Беседа о достоинствах и недостатках человека.
Задание: определить достоинства и недостатки человека:
мужество, скромность, жестокость, зависть, терпимость, эгоизм, выдержка, милосердие, хитрость, безответственность, трусость, правдивость.
Вспомните случай из своей жизни, когда ваше поведение было достойным, когда вы вели себя с достоинством.
Разговор об эмпатии. Эмпатия- способность поставить себя на место другого человека, почувствовать ситуацию, мир так, как его воспринимает другой, и через это- понять его проблемы, не обидеть его как минимум непониманием, а то и последствиями этого непонимания.
Беседа с элементами дискуссии о значении сочувствия( фиксируется внимание детей на людей с ограниченными возможностями( инвалидов))
Общий вывод: Человек- инвалид может быть не менее богатым и полноценным: душевной силой, талантом. Инвалидам труднее жить, их подстерегает больше опасностей, но они преодолевают их и поэтому заслуживают нашего уважения. Они могут нас многому научить, но они нуждаются и в нашей помощи, в нашем понимании их трудностей и радостей, в нашем сочувствии не на словах, а на деле.
3. «ТЫ – ЭТО Я»
Цель: осознать взаимосвязанность людей, укрепить установку на другого как на ценность, развивать эмпатию, укреплять гуманистическую направленность детей.
Ребёнок вспоминает своих близких , рисует их и себя, причём он- центр круга. Этот символ их расположения в жизненном пространстве. Ребёнок осознаёт, что, во-первых, каждый из этих людей для него- ТЫ( этому осознанию помогают линии, соединяющие его с ними и в надписи ТЫ у каждой линии). Но, во-вторых, для себя каждый из них –Я 
Ребёнок осознаёт, что связь его с этими людьми- обоюдная, взаимная. Ребёнок осознаёт, что близкие связаны не только с ним, но и между собой ( соединяющие линии по кругу).Ребёнок осознаёт, что иногда мы приносим друг другу холод, и от каждого человека зависит, чтобы холода было меньше. Не стоит делать другому того, чего не пожелаешь себе. А если и возник, например, конфликт интересов, то надо постараться договориться.
Развитие эмпатии: Почему так важно понять настроение другого?
Задание: продолжи фразу:
Если я понимаю настроение другого, то я…
-смогу помочь ему
-не обижу его
-поддержу его
-улучшу его настроение и т.д.
Вывод: если Я и ТЫ понимают друг друга, то они могут больше дать друг другу, становятся взаимно богаче.
Слон, перетаскивая брёвна,
Стал уставать. Его любовно
Коснулась хоботом жена
И, протрубив негромко: «Крошка,
Ну подожди, постой немножко!»-
Сняла пушинку со слона.
И хоть в пушинке веса мало.
Но всё ж слону полегче стало.
Приободрившись, он опять
Схватил бревно и стал шагать…
Жизнь измеряется любовью,
Я взял как частность жизнь слоновью.
4 «НАШ КЛАСС»
Цель: укрепить Мы-чувство в классе, приблизиться к пониманию смысла общественного договора, подкрепить установку на то, что договориться трудно, но это приятнее и надёжнее, чем действовать по приказу, выработать соглашение о правилах совместной жизни в классе.
Беседа с элементами дискуссии: Когда каждый из нас рассказывает кому-нибудь о нашем классе , он часто употребляет слово…МЫ. И у нас есть даже свой дом. Это наша комната, в которой мы с вами встречаемся каждый день. Когда люди, живущие в одном доме, чувствуют себя хорошо? А что становится очень важным, чтобы хорошо работалось на уроке, чтобы на перемене никто никого не обижал?( соблюдать правила поведения)
Людям не может быть хорошо , если, находясь вместе они не следуют общим правилам жизни, поведения. Но чтобы следовать этим правилам, надо сначала их выработать .Люди придумали много общих правил: правила дорожного движения. правила поведения в театре, в гостях и т. д. Наверное. они нужны и нам с вами?
Правила- это то, о чём договорились люди. Договорились, что можно делать, а что нельзя. И у слова правило есть слово – родственник . Это слово ДОГОВОР. Люди договорились между собой о чём-то. Никакой договор, никакое соглашение не становится документом, если под ним не стоят подписи тех, кто договаривается. В каких известных вам случаях, ситуациях человек ставит свою подпись? (бабушка получает пенсию и ставит свою подпись, в паспорте под фотографией подпись и т.д.)
Обсуждение вариантов правил совместной жизни класса .
Обсуждение проблемного вопроса: достоинства и недостатки нашего класса , а именно – вредные привычки нашего класса .
Работа над ситуацией: Андрей на одну минуту опоздал на урок. Подсел к своей соседке по парте Наташе. Она ему очень нравилась. Девочка сразу почувствовала неприятный запах. Точно такой же исходит от её курящего папы. Но тот всеми силами старается скрывать свою привычку. Курит на балконе, на улице. Никогда - в квартире. К тому же пообещал маме бросить это дело. И все сразу почувствовали облегчение. А Андрюша только и знает. что курит на переменах и показывает свою дурацкую зажигалку. А иногда пачку сигарет демонстративно из кармана в карман переложит. И всё время дышит в её сторону. Взрослым, что ли, хочет показаться?
- Проанализируйте эту простую ситуацию. Что в ней напоминает школьную действительность? Что такое взрослый человек? Какие признаки ложной взрослости вам известны?
Курение- это вид наркомании. Никто не может толково объяснить, в чём притягательная сила табака. Зато известны первые ощущения, которые испытывают школьники после первой выкуренной сигареты. 70% мальчиков и 73% девочек испытывали отвращение, головокружение, кашель, тошноту. Это проходит, организм привыкает к табаку. И организм начинает уставать. Курильщик не даёт отдыха своим кровеносным сосудам. Они становятся очень узкими. Кровоснабжение организма ухудшается. Меньше крови поступает в головной мозг. А вместе с ней и кислорода, который является основной пищей для мозга. Вещества, которые находятся в табаке, резко снижают умственные способности большинства тех, кто курит. Наиболее ядовитым для организма веществом является никотин. Он содержится в листьях табака. Это – маслянистая светло-жёлтая жидкость жгучего вкуса, с неприятным запахом. Именно никотин наносит сокрушительные удары по здоровью человека, особенно молодого. И не только по кровеносной системе . По дыхательным путям, по лёгким. По слизистой оболочке, по желудку. Мощнейшие удары от никотина принимает сердце.
Выводы, заключительная беседа.