1. | Организационный момент. Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе. Задачи: - создать положительный настрой; -помочь принять правильную рабочую позу; - напомнить о важности аккуратной работы в тетради. Методы: словесные, объяснительно – иллюстративные. Личностные УУД: установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом; Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. | - Добрый день. Я рада снова видеть вас и надеюсь на взаимность. Покажите мне, что вы готовы к работе на уроке. - Вспомните, как правильно надо сидеть на уроке. (Сидим за партой правильно, спину держим прямо. Учебные принадлежности помогут нам в работе, они в порядке разместились в верхнем углу стола). - Расположите тетрадь на столе так, чтобы руки при письме не свешивались. Следите за тем, чтобы в тетрадях весь урок были аккуратные записи. Запишем дату, отступив 2 линии от предыдущей работы. Чтобы весь урок в тетрадях были аккуратные записи, начнем работу с чистописания. - Прочитайте буквы, которые записаны на доске: о, н, к, ь, р, е. - Что вы можете сказать про буквы о, е? (Они гласные) - Что вы знаете про буквы н, р? (Они согласные. Обозначают звуки [н],[н],[р],[р]. Звуки, звонкие непарные) -Какую особенность буквы ь вы знаете? (ь не обозначает звуков) -Спишите эти буквы. - Карандашом подчеркните те буквы, которые у вас получилось написать красиво. -Попробуйте составить из этих букв слово. (Корень) - Как вы думаете, случайно ли получилось слово «корень»? (Нет). - Тема нашего урока «Корень как общая часть однокоренных слов». - Какую учебную задачу поставим на урок? (Будем учиться находить однокоренные слова и выделять в них корень). |
2. | Изучение учебного материала. Постановка учебной задачи. Цель: обсудить затруднение и сформулировать цель урока. Открытие новых знаний: Цель: научиться находить однокоренные слова. Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске и сборе информации. | 1. Первичное закрепление. - Вам нужно списать слова и выделить в них корень. Трава, травяной, травушка. Вода, водичка, водяной. - Одинаковый ли корень у слов каждой группы? (Да) - Как можно назвать слова каждой группы? (Однокоренные). - Какие слова мы называем однокоренными? (Однокоренные слова – это слова с одинаковым корнем и значением). 2.Работа с текстом. - Прочитайте текст: Помощь птицам. Наступила зима. Трудно приходится птицам. Особенно страшен птицам голод. Поэтому птиц зимой нужно кормить. Ребята делают кормушки. Каждый день они приносят птичкам корм. - Найдите и выпишите слова с корнем – -корм- (Кормить, кормушки, корм) - Что вы можете сказать про эти слова? (Слова: кормушка, кормить, корм – однокоренные, т.к. у них есть одинаковый корень и одинаковое (близкое) значение). - Выполните самопроверку. Оцените свой уровень, используя сигнальные карточки (высокий уровень – зеленый кружок, средний – желтый, низкий – красный). Физкультминутка. - Я буду называть вам слова, если вы услышите однокоренное слово к слову САД, поднимите руки вверх и хлопните в ладоши: Сад, лес, лесной, садовый, Саша, садовник, лесник, садик, рассада, лесочек, посадка. -Молодцы ребята. - Скажите, на этом этапе урока мы смогли выполнить нашу учебную задачу? (Не совсем.) - А что нам надо делать, чтобы научиться, находить в словах корень? (Упражняться в подборе однокоренных слов). |
3. | Закрепление учебного материала. Цель, которую учитель ставит перед учениками: учиться выделять корень в однокоренных словах. Цель, которую ставит перед собой учитель: создать условия для формирования умения находить однокоренные слова. Методы: репродуктивные Регулятивные УУД: развивать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из разворота учебника. Коммуникативные УУД: развиваем умение работать в группах. Личностные УУД: проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, уважительное отношение к собеседнику. | - А теперь будем учиться самостоятельно находить корень в однокоренных словах, используя информацию из различных источников. 1. Работа с учебником. - В начале поработаем коллективно. Откройте учебник на с.91 упражнение 1. - Из группы слов выбрать родственные и выделить общую часть слова. (Фронтальная работа с комментированием. Самопроверка). 2. Игра «Третий лишний». Левый – левша – лев Водитель – вода – водный Дело – делить – деловой - Какое слово лишнее в каждой группе? Почему? (Проверка задания с образцом на доске). - Кто испытывал трудности в выполнении данного задания? Ученики оценивают себя с помощью сигнальных карточек (зелёный – не испытывал трудности, красный сигнал- испытывал трудности). Работа в группах. - Из упражнения № 4 выпишите: 1 ряд - однокоренные слова к слову береза; 2 ряд - однокоренные слова к слову липа; 3 ряд - однокоренные слова к слову осина. - Поменяйтесь тетрадями и оцените работу своего одноклассника. (Высокий уровень – зеленый кружок, средний – желтый, низкий - красный). - Если вы считаете, что испытывали затруднения при выполнении такой работы, то нужно потренироваться, и я вам помогу. |
4. | Рефлексия. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса. Коммуникативные УУД: развивать умение строить речевые высказывания. Регулятивные УУД: развивать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. | - Над какой темой работали? - Какую учебную задачу ставили в начале урока? - Удалось ее решить? Каким образом? - Какие знания вы открыли для себя? Каким учебным действиям вы смогли сегодня на уроке научиться? - Оцените свою работу с помощью сигнальной карточки «солнышко». Если все правильно выполнили, то солнце светит ярко на небосклоне. Если вы ошибались, но сами исправились, то солнышко спрячется за облако. Но если работа выполнена неправильно, то на небе появится туча. Качественная оценка деятельности обучающихся на уроке учителем. |
5. | Домашнее задание. Цель, которую ставит учитель перед учениками: закрепить умение находить корень в однокоренных слов. Цель, которую хочет достичь учитель: развивать умение находить корень в однокоренных словах. | Целью вашей домашней работы – закрепить умение находить корень в однокоренных словах: 1) В рабочей тетради выполнить на стр. 7 выполнить № 2. 2) Подготовьте карточки с заданиями по изученному материалу. - При выполнении домашнего задания используйте различные источники информации – учебник, книги. |