СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработки уроков по повести "Кладовая солнца" М.М.Пришвина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю четыре разработки уроков моих коллег-литераторов.

Просмотр содержимого документа
«Разработки уроков по повести "Кладовая солнца" М.М.Пришвина»

Урок-путешествие по произведению М.М. Пришвина "Кладовая солнца"
  1. Прививать детям любовь к природе через литературное произведение.

  2. Закрепить и расширить знания по ботанике и природоведению.

  3. Осознание необходимости чуткого, бережного отношения к природе.

  4. Развивать внимание детей, сообразительность.

  5. Умение работать в коллективе.

Оформление: карта-путь на доске, в «болоте» находятся под изображением ягод клюквы вопросы (или на каждой из тропинок).

Ход урока

Учитель. Ребята, мы с вами уже изучили произведение М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Казалось бы, что мы поговорили обо всем, вспомните, ведь мы вели речь и о главных героях, и о времени, в которое происходят эти события. Сегодня я приглашаю вас совершить вместе со мной путешествие, чтобы разобраться в названии произведения. А для этого вам нужно вспомнить не только произведение «Кладовая солнца», но и применить знания, которые вы получили при изучении ботаники и природоведения.

Посмотрите, у меня на доске находится карта, по которой мы будем путешествовать. Но прежде, чем мы начнем наше путешествие, обратите внимание на ее название.

Вопрос. Скажите мне, пожалуйста, ребята, что такое «кладовая»?

(Ответы ребят.)

Постепенно по ходу урока на доске делаются записи «Кладовая солнца» – это … (деревья, знания, умения, животные, гармония).

Учитель. Я совсем забыла, ребята, про то, что к нам в гости сегодня пришел сам профессор Ботаника (знакомство). Это очень трудолюбивый человек, он очень много знает и сегодня он нам, несомненно, во многом поможет. А еще нам помогут ребята, которые готовили к нашему уроку задания.

Итак, наш путь по карте начинается с места, которое обозначено как «Ель и сосна».

Профессор Ботаника. Ель, род хвойных вечнозеленых деревьев семейства сосновых. Известно около 45 видов, главным образом в умеренном поясе Северного полушария. Одна из главных лесообразующих пород. Древесина мягкая, используется в строительстве, при производстве целлюлозы, музыкальных инструментов; из нее добывают смолу, скипидар, канифоль, деготь и прочего.

Сосна, род хвойных вечнозеленых деревьев. Известно около 100 видов, главным образом в умеренном поясе Северного полушария. Одна из главных лесообразующих пород. Источник строевой древесины и многих химических продуктов (скипидар, канифоль, деготь, витамин С — из молодой хвои, и т. д.). 5 видов охраняются.

Учитель. Ребята, а вы не знаете, как это может быть связано с нашим произведением?

(Ответы детей – глава 4 стр.19 «рассказ о ели и сосне») музыка ветра.))

- А что вы знаете о ели и сосне? (Ребята должны вспомнить, например, что сосновый бор очищает легкие, елка – является новогодним украшением и др.)

Учитель. А мы продвигаемся с вами дальше.

Ничего не видя, кроме своей клюквы, ползет Настя к большому черному пню. Еле передвигает за собой большую корзину.

Вопрос. Скажите, пожалуйста, какую роль сыграл этот пень в произведении?

(Ответы детей.)

- Что представила Настя? (Насте представилось, будто это она сама осталась там, на пне, и теперь вышла из шкуры змеиной и стоит, не понимая, где она.)

(Ответы детей.)

Учитель. А вот для того чтобы угадать, куда же нас приведет следующая тропинка, вам надо подумать. Слушаем внимательно: «Никогда, бывало, отец, отправляясь в лес, не забудет этого предмета. Не раз Митраша спрашивал отца:

- Всю жизнь ты ходишь по лесу, и тебе лес известен, как ладонь. Зачем же тебе еще нужна эта стрелка?

- Видишь, Дмитрий Павлович, - отвечал отец, - в лесу эта стрелка тебе добрей матери: бывает, небо закроется тучами, и по солнцу в лесу ты определиться не можешь, пойдешь наугад, ошибешься, заблудишься, заголодаешь. Вот тогда взгляни только на стрелку. Стрелка эта тебе верней друга: бывает, друг твой изменит тебе, а стрелка неизменно всегда, как ее ни верти, все на север глядит».

Вопрос: О каком предмете идет речь?

(Ответ детей.)

Профессор Ботаника. Компас – прибор, указывающий направление географического или магнитного меридиана; служит для ориентирования относительно сторон горизонта. Различают магнитный, механический (гирокомпас), радиокомпас (направление на радиомаяк) и др. Используется в навигации, геодезии, военном деле и др.

Учитель. Ребята, мы с вами живем в сельской местности и в лесу бываем довольно часто, но не у каждого есть компас. Скажите мне, пожалуйста, как без компаса не заблудиться в лесу?

(Ответ детей.)

Учитель. Давайте проверим свои знания, послушаем ребят, которые подготовили нам небольшие выступления.

Ученики (2). Существуют природные признаки, которые помогут определить стороны горизонта. Например, смола хвойных деревьев больше выступает на южной стороне ствола. Мхи покрывают пни и камни больше с северной стороны. Склон муравейника с южной стороны более пологий, чем с северной.

По солнцу и часам – наиболее простой способ ориентирования. Летом солнце бывает в 7 часов на востоке, в 10 – на юго-востоке, в 13 – на юге, в 16 – юго-западе, в 19 – на западе, в 22 – на северо-западе.

Учитель. А впереди у нас тропинка с названием «Животные». А у меня вопрос: «Скажите, пожалуйста, какие животные встретились ребят на пути? Какова их роль в произведении?»

(Ответ детей.)

Учитель. Наконец, мы с вами добрались до последней тропинки. Это поляна, которая в произведении называется «палестинкой». Именно ее искали Настя и Митраша, чтобы собрать как можно больше клюквы.

Профессор Ботаника. Клюква, род вечнозеленых полукустарников семейства вересковых. Растет на торфяных болотах. Ягоды – ценный пищевой продукт.

Учитель. Ну что же, давайте заглянем в произведение М.М.Пришвина. А что он нам говорит о клюкве? (Стр.8 глава 2, начало.)

- А что вы знаете о клюкве?

Один из учащихся читает отрывок из стихотворения Н.Рубцова.

«Осенние этюды».

И вот среди осеннего безлюдья
Раздался бодрый голос человека:
- Как много нынче клюквы на болоте!
- Как много нынче клюквы на болоте! –
Во всех домах тотчас отозвалось…
От всех чудес всемирного потопа
Досталось нам безбрежное болото,
На сотни верст усыпанное клюквой,
Овеянное сказкою и былью
Прошедших здесь крестьянских поколений…
Зовешь, зовешь… Никто не отзовется…
И вдруг уснет могучее сознанье,
И вдруг уснут мучительные страсти,
Исчезнет даже память о тебе.
И в этом сне картины нашей жизни,
Одна другой туманнее, толпятся,
Покрытые миражной поволокой
Безбрежной тишины и забытья.
«Как хорошо! – я думал. – Как прекрасно!»

Профессор Ботаника угощает всех клюквой и дарит буклеты с рецептом.

Заключение. Что же хотел сказать Пришвин, называя свою повесть «Кладовая солнца»? Только ли болото он имел в виду? Конечно же, нет. Называя так повесть, писатель обращает наше внимание на гармонию природы, где ничто на исчезает бесследно, где даже мертвое служит живому; он убеждает нас в силе добра и любви, в необходимости знать и беречь правду Антипыча как основу жизни, как главную ее тайну, и ведет он нас к ее открытию через Блудово болото, на чудесную палестинку, где герои обретают подлинные ценности жизни: любовь, взаимопонимание, совесть, ответственность.

Урок-проект по сказке-были М.М. Пришвина "Кладовая солнца"

Цели урока:

  • показать единство человека и природы, неразрывную тесную связь всего существующего в мире;

  • сделать мудрые выводы о высоком назначении человека – быть ответственным за всё живое на земле;

  • раскрыть метафоричность и символику языка произведения;

  • пробудить в шестиклассниках волнение, чувство переживания;

  • воспитывать в детях чувство красоты, доброты;

  • раскрыть мастерство М.М.Пришвина как писателя.

Оборудование:

интерактивная доска, ноутбук, проектор, портрет М.М.Пришвина, выставка книг писателя, книжные издания, используемые шестиклассниками при подготовке к уроку, рисунки учащихся “Ель и сосна на Блудовом болоте”, “У лежачего камня”, альбомы о лесных ягодах и охотничьих собаках, плакаты:

“Слова у Пришвина цветут, сверкают, шелестят, как травы”

К.Г.Паустовский

“Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и воспел её красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя М.М.Пришвина”

К.Г.Паустовский

Эпиграф:

Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не бездушный лик – 
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

Ф. Тютчев

Ход урока I. Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас заключительный урок по сказке-были М.М. Пришвина “Кладовая солнца”, урок-проект. Вы многое знаете об этом произведении, и, я надеюсь, с удовольствием поделитесь своими знаниями, а вместе мы с вами сделаем важные и серьёзные выводы.

Нам предстоит раскрыть метафоричность и символику пришвинского произведения, показать единство человека и природы, и, наконец, понять, к каким людям приходит успех: житейский, человеческий; кто остаётся человеком и в трудной ситуации.

В этом нам помогут ребята из группы литературоведов. Они получили задание найти в тексте произведения слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, а также сравнения и олицетворения. Посмотрим, что у них получилось.

II. Ответы учащихся из группы “Литературоведы”

Примеры слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Почему автор использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами? О чём это говорит?

(О любви к природе. О том, что он относится к ней ласково, с уважением. Человек и природа неразрывно связаны друг с другом. А также это говорит об авторской любви к своим героям.)

Примеры сравнений и олицетворений

Какую роль играют в тексте сравнения и олицетворения?

(Сравнения помогают лучше представить то, о чём пишет автор, украшают произведение и нашу речь. Олицетворения подчеркивают восприятие автором природы как живого существа.)

Учитель. А теперь давайте поговорим с вами о жанре этого произведения. Как сам автор определяет его?

(Сказка – быль)

Уточним значения этих слов. Нам помогут в этом ребята из группы “Лингвисты”.

III. Ответы учащихся из группы “Лингвисты”

1) В толковом словаре Ожегова даётся такое значение этих слов:

Быль – то, что было в действительности, действительное происшествие, в отличие от небылицы.

Сказка – повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

Значит, определив таким образом жанр своего произведения, Пришвин даёт нам понять, что в нём переплелось сказочное и реальное.

Что же можно считать былью в этом произведении?

(Былью является конкретная история осиротевших во время войны детей, которым трудно жилось, но они дружно трудились и помогали друг другу и людям, чем могли.)

В какой момент дети подходят к границе сказки? Где сказка входит в их жизнь? Как писатель даёт нам почувствовать, что мы приблизились к границам иного мира?

(Это мы понимаем, когда читаем о ели и сосне, описанным как живые существа. Пришвин даёт нам понять, что обычная история кончилась и начинается сказка. С этого момента, с первого шага от Лежачего камня, как в сказках и былинах, начинается выбор человеком собственного пути, и обычный лес с помощью образов сосны и ели, которые вместе растут, стонут и плачут на всё болото, превращается в заколдованный, сказочный лес, где разговаривают птицы и звери, где живут собака – друг человека, и волк – враг человека.)

Давайте вслушаемся в музыку пришвинского языка. Послушаем художественный пересказ описания ели и сосны.

IV. Художественный пересказ описания ели и сосны.

А теперь представим себе зрительно рассматриваемый образ. Обратимся к рисункам ребят из группы “Художники”.

V. Представление рисунков группы “Художники”.

Что самое главное вы хотели показать в своих рисунках?

(1) Я хотела показать, что деревья не просто срослись и переплелись друг с другом, это не свидетельство их мирного сосуществования, они проткнули друг друга, и это результат жестокой борьбы за жизнь)

(2) Деревья борются между собой за жизнь, а злой ветер натравливает их друг на друга. Ель и сосна стараются обогнать друг друга, впиваются иголками, прокалывают, стонут и воют. Очень жалко и ель, и сосну.)

А какие ещё сказочные образы вы можете назвать?

(Образ ворона, ёлочки-старушки, серый волк, Лежачий камень. В произведении Пришвина есть лесные тайны, лесные жители говорят.)

VI. Выбор пути. Детальный анализ текста.

И в это сказочное царство попадают Настя и Митраша. Давайте повторим их путь. Отправимся с вами тропою Пришвина.

Итак, к Лежачему камню пришли брат и сестра, дружные и любящие друг друга. Докажите это текстом.

(стр. 178. Настя, заметив, что брат начинает сердиться, вдруг улыбнулась и погладила его по затылку. Митраша сразу успокоился, и друзья пошли по тропе, указанной стрелкой, теперь уже не рядом, как раньше, а друг за другом, гуськом.)

Что произошло потом?

(Дети поссорились, и каждый пошёл своей тропой).

Как природа помогает понять настроение спорящих?

Найдите и прочитайте описание солнца. Как изменяется солнце?

(Стр. 180. Солнце, такое горячее и чистое, вышло против них над болотными ёлочками. Но случилось на небе в это время одно облако. Оно явилось, как холодная синяя стрелка, и пересекло собой пополам восходящее солнце. В то же время вдруг ветер рванул, ёлка нажала на сосну, и сосна простонала. Ветер рванул ещё раз, и тогда нажала сосна, и ель зарычала.)

Видите, ребята, автор словно подготавливает нас к предстоящим осложнениям во взаимоотношениях героев. Он как бы говорит: человек близок к природе, он отражается в ней, как в зеркале, со своими добрыми и злыми намерениями.

А что происходит в природе после ссоры детей? Найдите в тексте.

(стр.181. Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла всё солнце с его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетённые корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на всё Блудово болото зарычали, завыли, застонали.)

Как, по-вашему, автор относится к происходящему?

(Автор относится к происходящему с горечью. Он описывает природу так, как будто серая хмарь, злой ветер и стон деревьев хотят предупредить детей об опасности и горюют вместе с ними.)

Но это не остановило наших героев, и каждый из них пошёл своей тропой. Отправимся вслед за ними, а помогут нам в этом ребята из группы “Топографы”. Они изобразили маршрут Насти и Митраши…

Надя, расскажи, куда ведёт тропинка, которую выбрал Митраша?

Сообщение “Топографов”

(Я вместе с мамой постаралась изобразить путь брата и сестры вот на таком плакате. Мы использовали не только краски, но и другие материалы, чтобы более ярко представить и самих героев, и их дорогу. Митраша выбирает малоизвестную тропу и попадает в болото. Он чуть не утонул, но благодаря выдержке, смекалке и помощи собаки Травки выбрался из болота да ещё и Серого помещика убил. А Настя, вот здесь у меня на рисунке видно, отправляется совсем в другую сторону.)

Митраша шёл по болоту. Направление на север ему указывала стрелка компаса. Как вы думаете, смогли бы растения указать Митраше не только путь на север, но и безопасную тропу на болоте?

А как это описывал Пришвин? Докажите текстом, что растения, деревья хотели помочь мальчику? А Катя укажет это на своём рисунке.

(Чтение отрывков:

“Ёлочки-старушки” стр. 186. Очень волновались старушки-ёлки, пропуская между собой мальчика с длинным ружьём, в картузе с двумя козырьками. Бывает одна вдруг поднимется, как будто хочет смельчака палкой ударить по голове, и закроет собой впереди всех других старушек. А потом опустится, и другая колдунья тянет к тропе костлявую руку. И ждёшь – вот-вот, как в сказке, полянка покажется, и на ней избушка колдуньи с мёртвыми головами на шестах.)

“Трава-белоус” стр.187-188. Оглядев местность, Митраша увидел прямо перед собой чистую, хорошую поляну, где кочки, постепенно снижаясь, переходили в совершенно ровное место. Но самое главное: он увидел, что совсем близко по той стороне поляны змеилась высокая трава белоус – неизменный спутник тропы человеческой. Узнавая по направлению белоуса тропу, идущую не прямо на север, Митраша подумал: “Зачем же я буду повёртывать налево, на кочки, если тропа вон, рукой подать виднеется там, за полянкой?”)

Чему же учит нас Пришвин в этих эпизодах?

(Пришвин учит нас видеть, знать и понимать природу).

А теперь пришло время обратится к эпиграфу нашего сегодняшнего урока. Как вы понимаете слова Ф.Тютчева?

(Я думаю, что Ф.И.Тютчев хочет нам сказать, что природа – это живое существо, у которого есть душа, есть язык, и если мы это осознаем, то научимся разговаривать с природой и понимать её, а за это она будет нам дарить свою любовь.)

Я думаю, что вы правы. И в таком отношении к природе оба автора едины.

Ну, а теперь давайте вернёмся к Насте? Видела ли природу Настя?

(Настю охватила жадность. Она позабыла обо всём, даже о брате. И ничего, кроме клюквы, не видела.)

Ребята, а вы знаете, как выглядит клюква? А другие лесные ягоды? Давайте послушаем наших “Ботаников”. Они нашли научное описание этих ягод.

Сообщения группы “Ботаники”

(Я нашёл научное описание ягод в биологическом энциклопедическом словаре. У нас в школе есть такой диск, и я работал с ним в медиа-центре. Вот что мне удалось узнать…)

А ещё ребята из этой группы подготовили вот в таком виде (альбом) рассказ о ягодах.

(Здесь мы попытались рассказать о лесном богатстве от лица самих ягод, а также нашли в учебнике ОБЖ сведения о том, насколько эти ягоды полезны, и когда их применяют. Я сейчас хочу рассказать о клюкве, поскольку на нашем сегодняшнем уроке эта ягода главная.)

Но все эти ягоды описывает и Пришвин в своём произведении. Давайте найдём это описание. (Стр. 191.)

Отличается описание Пришвиным ягод от того, которое ребята нашли в словаре? Какой же мы делаем вывод?

(У Пришвина это художественное описание. Видно, что автор описывает каждую ягодку с любовью, для него это чудо, драгоценность.)

А в других произведениях вы встречали описание ягод?

(Да, мы нашли стихи, в которых речь идёт об этих ягодах. Чтение стихов.)

Продолжим разговор о Насте. Она, попав на палестинку, забыла не только о брате, но и о себе: она забыла о еде, о том, что она человек. Девочка ползала и собирала клюкву. Вот как хорошо это показано на рисунке Кати. В это время в рощице на пригорке находился лось. Что говорится о нём?

(Лось, обирая осинку, с высоты своей спокойно глядит на ползающую девочку, как на всякую ползающую тварь.

Лось её и за человека не считает: у неё все повадки обычных зверей, на каких он смотрит равнодушно, как мы на бездушные камни.)

Огромный, но беззащитный лось обходится малым: корой деревьев. Человеку, такому могущественному, всё мало, и он от жадности забывает себя. Для чего даётся это описание?

– Для контраста.

А что значит контраст?

– Противопоставление.

Это подчёркивает ничтожность человеческой жадности. Ведь глядя на ползающую Настю, лось не признаёт в ней человека. А Настя продолжает ползать, пока не добирается до пня. Давайте сравним Настю, лишившуюся человеческого облика, и пень. Что они делают?

– Собирают. Настя – клюкву, а пень – солнечное тепло.

Для чего они собирают?

– Настя – для себя, пень – для других (отдать накопленное тепло, когда уйдёт солнце). Поэтому на пень вползла змея.

Есть ли сходство между девочкой и змеёй?

– Да. Как будто боясь, что клюква достанется кому-то ещё, девочка ползает по земле, собирая её. Змея на пне “стережёт тепло”.

А что происходит дальше?

(Настя потянула за ниточку, обвивавшую пень. Потревоженная змея с угрожающим шипением “приподнялась”. Девочка испугалась; вскочила на ноги (теперь лось признал в ней человека и убежал); Настя посмотрела на змею, и ей показалось, что она сама только что была этой змеёй; вспомнила о брате; закричала, начала звать Митрашу и заплакала.)

Кто же заставил Настю встать на ноги?

– Змея, и пень, и лось.

То есть, если обобщить, то на помощь Насте приходит природа. Именно она помогает ей остаться человеком.

– А всё-таки, ребята, как вы думаете, жадная Настя? Кому она отдала ягоду?

– Но ветер далеко отнес Настин голос, и Митраша его не услышал. На помощь мальчику пришла собака Травка, как вы думаете, почему?

(Травка спасла Митрашу, потому что он напоминал ей Антипыча. И она очень скучала одна после смерти своего хозяина. Когда она увидела Митрашу, то подумала, что это Антипыч.)

– А какой породы была Травка?

– Гончая.

– А что вы знаете об этих собаках? Послушаем, что нам расскажут кинологи?

Сообщение “Кинологов”

(Гончие собаки получили своё название за то, что они гонят зверя с ровным гулким лаем. Охотник становится где-нибудь на пути зверя, а собака гонит лису или зайца прямо на него. Это смелые и выносливые собаки. Поэтому и Травка не побоялась прийти на помощь Митраше.)

Итак, ребята, Митраша выходит победителем из сложной ситуации.

– Почему жители деревни говорили о Митраше: “Был мужичок…да сплыл, кто смел, тот два съел: не мужичок, а герой”?

(Мужичок – слово шутливое, с уменьшительно-ласкательным суффиксом, оно указывает на то, что мужичок – это ещё не настоящий мужчина. Жители деревни сделали вывод, что Митраша проявил себя как настоящий мужчина, когда узнали, что он сумел не потерять силы духа и нашёл способ спастись из болота. Во-вторых, он не растерялся и застрелил волка Серого Помещика, которого не могли застрелить даже опытные охотники.)

– Как вы понимаете слова Пришвина: “Эта правда есть правда суровой борьбы людей за любовь”?

(Любить по-настоящему может только тот человек, который сохраняет в себе лучшие человеческие качества. Чтобы любить, надо в своей душе бороться с жадностью, себялюбием. И только такому человеку, который победил в себе эти качества, даётся возможность любить.)

– А как вы думаете, Настя и Митраша поняли, в чём правда жизни?

(Настя и Митраша поняли, что они любят друг друга, что нужны друг другу. Благодаря этой любви они выжили и остались людьми. А это и есть правда жизни.)

VII. Подведение итогов. VIII. Домашнее задание.

Письменное

Написать сочинение-миниатюру: “Что я узнал о жизни, прочитав “Кладовую солнца” М.М.Пришвина?

Урок-мастерская: М.М. Пришвин "Кладовая солнца". Герои сказки-были. 6-й класс

Оборудование: 4 конверта с заданиями : 1. “Настя”, 2. “Митраша”, 3.Актёры. 4. Актёры, “Синквейн”. Слайд-презентация. Таблички с названием студий.

1. Учитель. Сегодня у нас с вами необычный урока – я выступлю в роли руководителя творческой мастерской, в которой мы вместе с создадим портреты. Ваша роль тоже будет необычна – вам предстоит поработать в творческих студиях. Вы сегодня будете творить, т.е. что – то создавать. Мастерская – от слова мастер, мастерить – придумывать, делать своими руками. Их будет – 4. Давайте пока запишем тему заседания творческой мастерской.

(Слайд 1) Запись в тетради темы урока.

Цель нашей мастерской – раскрыть особенности характера героев сказки – были через их литературные портреты, чтобы понять их поступки в дальнейшем.

2. Учитель. Итак, тема нами обозначена, цель работы ясна. А теперь давайте создадим 4 студии – 2 будут исследовательскими и 2 – актёрскими. – Выберите, пожалуйста, себе руководителей студий, которые будут направлять ваши действия. – Перед вами лежат конверты с заданиями. Открывать их пока не надо. – Как вы думаете, с чего мы с вами должны начать работу? (Конечно же, со знакомства с писателем Михаилом Михайловичем Пришвиным.)

3. (Слайд 2) Учитель. Перед вами портрет Михаила Михайловича Пришвина.

Михаил Михайлович Пришвин родился 5 февраля 1873 года неподалеку от Ельца, в дворянском имении Хрущёве, принадлежавшем его отцу, происходившему из елецких купцов. Он рос среди крестьянских детей, учился в Елецкой гимназии и был исключен оттуда с „волчьим билетом" за крупную ссору с учителем географии... Потом Пришвин учился в реальном училище Тюмени, сдал экзамены за курс классической гимназии в Елабуге, поступил в Рижский политехнический институт, за участие в социал-демократической студенческой организации был арестован и после годичного заключения и суда выслан на родину под гласный надзор полиции.

В 1899 году Пришвин едет в Германию, в Лейпциг, откуда возвращается четыре года спустя с дипломом агронома. Он работает в графском имении, в земстве, на опытной сельскохозяйственной станции, пишет агрономические книги, готовит себя к научной деятельности. Но пробудившийся интерес к литературному творчеству заставляет его резко изменить свою судьбу.

С 1905 года Пришвин становится писателем – путешественником. Выпускает книги. Активно сотрудничает в газетах. Ездит и ходит пешком по стране. Такой образ жизни он сохранил до глубокой старости. Пришвин не раз признавался, что воплотил в нем мечты и сказки собственного детства.

4. Эпиграфом к нашему уроку служат слова Михаила Михайловича Пришвина: “Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю”. Давайте этот эпиграф запишем в тетради. (Слева – направо) В ходе урока мы ещё раз обратимся к нему.

5. (Слайд 3) Учитель. Хотелось подчеркнуть тот факт, что Михаил Михайлович Пришвин никогда не считал себя детским писателем, но многие его произведения о детях. Учитель. Вот и сегодня мы познакомимся с удивительным произведением о детях, сказкой – былью “Кладовая солнца, и его героями – Настей и Митрашей. Попробуем создать их литературные портреты по предложенным отрывкам. – Ребята, скажите, а что такое портрет литературного героя?

Литературный портрет (запись в тетрадь) – описание внешности и внутреннего мира героя.

6. (Слайд 4) Учитель. Посмотрите внимательно на портреты Насти и Митраши, созданные художником. Что вы можете сказать об их характере? 
– Почти ничего. Перед нами только внешние портреты. А нам предстоит создать ещё внутренние словесные портреты детей. А это невозможно сделать, не познакомившись со словесным описанием героев. 
– Откройте учебники на странице (34 ). 
– Я вам прочитаю отрывок, а вы внимательно его прослушайте, но сначала проведём небольшую словарную работу по тексту.

7. (Слайд 5) Изба пятистенная. 
(Слайд 6) Лохань. 
(Слайд 7) Шайка. 
(Слайд 8) Ладило. 
(Слайд 9) Обдерживает, бондарство, хорохорится, строптивый, мотыжить.

8. Чтение учителем текста.

9. Учитель. А теперь проведём небольшую читательскую игру. 
1. Как вы думаете, почему своё произведение Пришвин назвал сказкой – былью? 
2. Кто раньше всех догадался, почему про Настю сказано, что она была “как золотая курочка на высоких ножках”? 
3. А как учителя называли между собой Митрашу? 
4. Почему, как вы думаете, его называли “мужичок в мешочке”? 
5. Какие клички были у домашних животных в хозяйстве Насти и Митраши? 
6. Что можно узнать о семье, где корову назвали Зорькой, тёлушку – Дочкой, петуха – Петей, козу – Дерезой, а поросенка – Хреном? 
– Почему автор называет это хозяйство “богатством”? 
7. Прочитайте первый абзац. 
– Как вы поняли выражение “Осиротели двое детей”? 
– О какой Отечественной войне идёт здесь речь? 
– А что значит Отечественная? 
– А какое большое событие в мае будет отмечать наша страна? 
8. Скажите, почему Пришвин не описывает игры детей?

10. Учитель. – Сейчас каждая студия займётся своей работой. Найдите первое задание и прочитайте его. 
(Проследить, чтобы все дети слушали чтение заданий руководителями) 
(Пауза).
 Чтобы выполнить его, нам нужно ещё повторить художественные приёмы. Давайте ещё раз посмотрим на доску.

11. (Слайд 10) Эпитет. 
(Слайд 11) Метафора. 
(Слайд 12) Гипербола. Сравнение.

12. Учитель. Вот теперь можете приступать к работе.

Студия исследовательская “Настя”. Задание 1.

1. Проведите наблюдения над текстом прочитанного отрывка и создайте словесный портрет Насти. 
2. Свои наблюдения проведите по предложенному плану и сделайте соответствующие записи на листе или отметьте абзацы и страницу.

Портрет Насти

Внешний

Внутренний

Возраст: 12 с хвостиком (Митраша был моложе своей сестры на два года. Ему было всего десять лет с хвостиком).

Внешность: волосы ни тёмные, ни светлые, отливали золотом; веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые; носик был чистенький и глядел вверх.

Авторское отношение подчёркивается такими художественными приёмами, как…

Сравнение – как золотая курочка.

Метафора – катилась обратно в избу, волосы отливали золотом, золотые веснушки, носик глядел вверх.

Трудолюбивая: как мать, вставала далеко до солнца…

Деловитая (умелая в работе): выгоняла своё любимое хозяйство икатилась обратно в избу; хлопотала по хозяйству до ночи.

Хозяйственная: выгоняла своё любимое хозяйство, растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед…

Уступчивая и благоразумная: мало слушается, стоит и улыбается; оглаживает брата по затылку

Любит родителей: как и покойная мать…

1. Студия исследовательская “Митраша”. Задание 1.

1. Проведите наблюдения над текстом прочитанного отрывка и создайте словесный портрет Насти. 
2. Свои наблюдения проведите по предложенному плану и сделайте соответствующие записи на листе или отметьте абзацы и страницу.

Портрет Митраши

Внешний

Внутренний

Возраст: десять лет с хвостиком.

Внешность: коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий, золотые веснушки, носик чистенький глядел вверх.

Авторское отношение подчёркивается такими художественными приёмами, как…

Метафора– мужичок в мешочке, десять лет с хвостиком, носик глядел вверх, золотые веснушки.

Гипербола – есть ладило длиной больше чем в два его роста.

Трудолюбивый: выучился у отца делать деревянную посуду.

Деловитый (умелый в работе): делает деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани, ладилом подгоняет дощечки, складывает и обдерживает обручами.

Хозяйственный: на нём лежит всё мужское хозяйство и общественные заботы.

Строптивый (упрямый) – начинает злиться, хорохориться и всегда говорит задрав нос

Любит родителей: вспомнит, как отец наставлял его мать, и вздумает, подражая отцу, учить свою сестру; отцовский задор.

2. Студия актёрская 1. 
Задание 1.
 Прочитайте эпизод “Сборы Насти и Митраши за ягодой” – отрывок на стр. (37–38) от слов: “Настя, начиная собираться,…” до слов: “…где растёт сладкая клюква”.

– Подготовьтесь выразительно его прочитать. 
Действующие лица: автор, Настя, Митраша. 
– Какие черты характера проявляются в этом эпизоде у детей?

3. Студия актёрская 2.

Задание1. Прочитайте эпизод “На Блудовом болоте” – отрывок на стр. (40–41) от слов: “Проверив по компасу направление троп,……” до слов: “-Кра!” – закричала ворона”. 
– Подготовьтесь выразительно его прочитать. 
Действующие лица: автор, Настя, Митраша. 
– Какие черты характера проявляются в этом эпизоде у детей?

13. Выступление студий. 
(
Слайд 14 “Настя”) Студия исследовательская “Настя”. Задание 1.

– Что вы знаете об имени Настя, Анастасия? 
(Анастасия – с греческого “воскрешённая к жизни”. Закончилась война, нет родителей, но Настя не растерялась, она продолжает жить и поддерживать брата.) 
Слайд 15. “Настя”  сравнение с готовой таблицей. 
(
Слайд 16 “Митраша”) Студия исследовательская “Митраша”.Задание 1. 
(
Слайд 17 “Митраша”) – сравнение с готовой таблицей. – Почему родители назвали мальчика Митрашей? Что вы знаете об этом имени? (Митраша – полное имя Дмитрий – в переводе с греческого обозначает посвящённый богине Диметре, богине земледелия и плодородия).(Митраша любит крестьянский труд, он живёт на земле.) 
(
Слайд 18 “Настя и Митраша”) 
Студия актёрская 1.
 Студия актёрская 2. Задание 1. 
– Почему дружные дети поссорились? 
– Какие черты характера детей вы добавили к их литературным портретам?

14. (Слайд 19) Учитель. А теперь давайте объединим наши выступления и составим общий литературный портрет Насти и Митраши. Составлениеобщей таблицы “Портреты Насти и Митраши”.







Общее

  1. Внешние сходства

  2. Внутренние

  3. Отношение жителей

  4. Отношение автора

Дети: в золотых веснушках, носики чистенькие и глядели вверх. Умные, трудолюбивые, хозяйственные, заботливые, деловитые.
Старались помочь им; наши любимцы.
Они были очень милые.

Различие внутреннее

Настя – уступчивая и благоразумная.

Митраша – строптивый (упрямый).

– Скажите, а для чего мы с вами составляли литературные портреты героев? 
(Чтобы понять их характеры и почему они поссорились.)

15. (Слайд 20) Учитель. А теперь мне бы хотелось услышать ваше отношение к детям. А поможет вам в этом синквейн. Это будет вторым вашим заданием. Слово “синквейн” происходит от французского слова, означающего “пять”. Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк:

Первая строка – существительное, обозначающее тему синквейна, например: “Зима”, “Закон”, “Море”.

Вторая строка – два прилагательных, раскрывающих какие-то интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме синквейна.

Третья строка – три глагола, раскрывающие свойственные данному явлению или предмету действия, воздействия и т. д.

Четвертая строка – фраза, раскрывающая суть данного явления, предмета, усиливающая две предыдущие строки.

Пятая строка – существительное, выступающее как итог, вывод, подводящее черту.

16. Учитель. Исследовательская студия “Настя” будет составлять синквейн о Насте, студия “Митраша” – о Митраше, “Актёрские” студии 1 и 2 попытаются создать общий синквейн о Насте и Митраше. Творческих вам успехов.

Выполнение задания не более трёх минут.

17. (Слайд 21) (Портрет Пришвина) Эпиграф. Рефлексия. Учитель. –Итак, подведём итоги наших исследований. Давайте ещё раз обратимся к эпиграфу нашей мастерской (читаем). – Как вы поняли слова Пришвина? – Как относится он к своим героям? – А теперь мы узнаем о вашем отношении к Насте и Митраше.

18. Выступление студий. 
Студия исследовательская “Настя”. Задание 2.
 
Студия исследовательская “Митраша”.
 Задание 2. 
Студия актёрская 1.
 Студия актёрская 2. Задание 2.

19. Учитель. А вот как получилось у меня. 
(Слайд 22 “Настя”) 
(
Слайд 23 “Митраша”) 
(
Слайд 24 “Настя и Митраша”)

19. Учитель. Думаю, ребята, что у вас синквейны получились лучше. Молодцы. – Итак, помогли ли нам литературные портреты Насти и Митраши представить их?

20. Комментирование оценок. Сегодня вы очень мне помогли, хорошо потрудились, поэтому я попрошу вашего учителя, чтобы он вам всем поставила 5.

21. Домашняя задание. Прочитать до конца. Подумать над вопросом: “Где в сказке-были начинается сказка?” (Запись в дневник.)

22. (Слайд 25) Учитель. Спасибо вам за мастерство и помощь. До свидания.

Урок литературы в 6 классе по теме: «"Анализ произведения М. Пришвина "Кладовая солнца"»

Цели:

  • на основе прочитанного учить выделять черты характера главных героев,

  • анализировать поступки детей, их поведение в природе;

  • повторить теорию литературы (портрет, эпитет, олицетворение);

  • развивать мышление, устную речь, пополнять словарный запас.

Оборудование: иллюстрации к произведению, портрет М. Пришвина, рисунки детей.

Тип урока: закрепление материала.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Мотивация учебной деятельности, объявление темы, цели урока.

III. Работа над содержанием произведения.

1. Литературный диктант.

1. В каком году была написана сказка-быль? (В 1945 году)
2. Кто такой Антипыч? (Лесник)
3. Как в произведении называли волка? (Серый помещик)
4. По-народному какое-нибудь отменно приятное местечко в лесу. (Палестинка)
5. Топкое место в болоте ,всё равно,что прорубь на льду. (Елань)
6. Название болота, возле которого жили дети. (Блудово)
7. Имена главных героев. (Настя, Митраша)
8. Кто спас от смерти мальчика на болоте? ( Собака Травка)
9. От чьего имени ведётся повествование «Кладовой солнца»? (Разведчики болотных богатств)
10. Автор произведения. (Михаил Пришвин)

2. Проверка домашнего задания (Читают составленный дома план).

3. Фронтальная беседа с элементами выборочного чтения текста и пересказом.

  • С самого начала произведения мы знакомимся с главными героями Настей и Митрашей. Рассказчик рисует нам портреты детей. Что называется портретом в литературном произведении? (Описание внешности героя: его лица, фигуры, одежды).

  • Найдите в тексте портрет Насти.

  • Прочитайте портрет Митраши.

  • Зная некоторые способы выражения авторского отношения, нужно прежде всего остановиться на тех эпитетах и сравнениях, с помощью которых характеризуются дети. Что такое эпитет? (Художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувсвовать отношение автора к нему).

  • Заметьте, автор Настю называет не «курицей», а «курочкой», этим выражает свою нежность к девочке. Помогает понять отношение автора к своим героям именно большое количество уменьшительно-ласкательных суффиксов. Веснушки сравнивает с золотыми монетками, волосы отливают золотом, не нос, а носик, вся она улыбчивая, похожая на весёлое солнышко. Не меньшей симпатией пользуется и брат. Что в его внешности больше всего подчёркивает писатель? (Силу, упорство, настойчивость).

  • Нельзя не заметить «прямые» оценки рассказчика, в которых он высказывает своё сочувствие к детям, гордится ими, радуется их успехам.

«Они были очень милые…»
«…досталось, однако, детишкам бедным и большая забота…»
«Но очень что-то скоро умненькие и дружные ребята сами всему научились…»
«И какие это были умненькие детишки!»
«Не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как наши любимцы»

_ Докажите словами из текста, что Настя и Митраша отличаются трудолюбием, деловитостью, хозяйственностью. Они любят и помнят своих родителей.

«Точно так же, как и покойная мать…»
«Митраша выучился у отца…»
«Он (Митраша )хорошо, по-отцовски обернул вокруг ног портянки…»
«- Зачем тебе полотенце?- спросил Митраша.

-А как же?- ответила Настя. - Ты разве не помнишь, как мама за грибами ходила?»

«- Ты это помнишь, - сказал Митраша сестре, как отец нам говорил о клюкве…»

- Прочитайте начало отрывка «Ель и сосна»…

- Писатель наделяет явления природы в этом произведении признаками живых существ.

- Как называется такое изображение в литературе? (Олицетворение).

- Как именно злые силы природы мешают детям, стараются запугать, уйти из леса?

(Деревья зарычали, завыли, застонали).

- И наоборот, как добрая природа успокаивает детей, помогает им:

(Трава белоус показывала направление обхода елани)

- Как же дети ведут себя в лесу?

« Было совсем тихо в природе и дети, озябшие, до того были тихи…»
« Затаив дыхание, дети сидели на холодном камне, дожидаясь, когда к ним придут первые лучи солнца».
«Неподвижные сидели на камне».

- Остановимся на эпизоде «Спор детей о дороге», выясним, как себя ведёт каждый из них.
- Как ведут себя брат и сестра, оставшись наедине с природой?
- Почему Митраша становится пленником болота?
- Давайте прочитаем «загадочные» слова мудрого лесника Антипыча.

«…Ходите вы, ребята, одетые и обутые…»

- Что не договаривал лесник?

« Не знавши броду не лезьте в воду».

-  Как понимаете эти слова?
- Митраша прямо полез в Слепую елань, проигнорировав двумя вещами. Какими?

(Предупреждение Насти и трава белоус).

- Увидев Травку и почувствовав надежду на спасение, Митраша уже не повторял ошибки, а действовал осторожно, обдуманно. Докажите это словами из текста.

«…И маленький человек остановил в себе большое сердце. Он замер в точном расчёте движения…»

Вернёмся на дорогу, по которой шла Настя. Она выбрала правильную дорогу: не случайно именно она нашла клюквенную палестинку. Над чем заставляет нас задуматься Пришвин, изображая путь Насти? Найдите отрывок «Лесные ягоды», и нам станет понятно, что Пришвин подбирает «ласковые слова», чтобы передать ласковое отношение к при роде.

- Как же ведёт себя Настя среди такого богатства?

(Её охватывает жадность)

- Такая жадность не нравится писателю, он показывает великана-лося и говорит, что ему, такой громадине хватает осиновой корочки и лепестков болотного трилистника.

«Откуда же у человека при его могуществе берётся жадность даже к кислой ягоде клюкве?» - с упрёком спрашивает Пришвин.

- Что же заставило девочку осознать свой поступок? (Встреча со змеёй)

-  Что же Насте представилось?

будто это она там, на пне…

- Девочка глубоко переживает случившееся и дальнейшими действиями…(больным детям отдала всю целебную ягоду).

Пути открывателей и осваивателей нужны и полезны людям, но сила и красота проявляется в полной мере только тогда, когда на выбранном пути он следует высшему долгу - быть полезным другим. Отступление от этого делают несчастным прежде всего самого человека.

- Настя кричала, Митраша слышал её крик и ответил ей, но почему же девочка ничего не услышала? (Порыв ветра унёс крик в другую сторону).

- Расскажите, что же случилось, когда Митраша выбрался из Слепой елани. (Убил волка).

- Как же вели себя соседи, когдау3слышали рёв голодной скотины?

- Чему удивились все?

- Как теперь стали называть «мужичка в мешочке»? (Героем).

- Теперь осталось сказать, кто же такие рассказчики. Прочитайте.

IV. Вывод.

- Так что же такое кладовая солнца? (Это не только Блудово болото со своими запасами горючего торфа, это вся природа и человек - «мудрый хозяин».)

Соединяя жизнь людей и природы, Пришвин выражает свою главную мысль: Человек должен быть разумным в своих отношениях с природой, понимать её, любить и охранять. (Это эпиграф к уроку, его записываем в тетрадь).

V. Домашнее задание:

1. Подумайте, почему «Кладовая солнца» называется сказкой-былью?
2. Пересказать близко к тексту одно из описаний природы.
3. Нарисовать иллюстрации «У лежачего камня», «Ель и сосна на Блудовом болоте».

Интегрированный урок литературы и географии с элементами ролевой игры "Природа в рассказе М.М. Пришвина «Кладовая солнца»"

Андронова Евгения Владимировна, к.ф.н., учитель русского языка и литературы

Разделы: Преподавание литературы



Цели и задачи;



раскрыть изображение природы как одного из героев повествования;

определить значение образа Блудова болота в сюжете;

проследить роль художественных средств изображения;

познакомиться с болотом как объектом гидросферы;

закрепить навыки построения топографических планов;

познакомить с навыками передвижения и ориентирования по болоту и роли в этом компаса и местных признаков;

закрепить представлений об осадочных органических горных породах (полезных ископаемых) и их образовании;

познакомить с клюквой как представителем растительного мира болот.

Оборудование:



плакаты со словами М.М. Пришвина,

схемы образования и строения болота,

топографическая схема Блудова болота,

кроссворд,

рисунки детей по мотивам рассказа,

компас,

торф,

клюква.

Методы и приемы:



слово учителя,

аналитическая беседа,

доклады и сообщения учащихся,

соревнование знатоков леса,

разгадывание кроссворда.

Ход урока



I. Оргмомент.



П. Основная часть:



1. Слово учителя



К. Г. Паустовский говорил: "Если бы природа могла чувствовать благодарность человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то, прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина".



Наряду с Митрашей, Настей, их родителями и Антипычем одним из героев сказки-были выступает природа. Она принимает самое активное дружеское или враждебное участие во всех развивающихся событиях. Природа, растения и животные откликаются на радость и горе Насти и Митраши, принимают участие в судьбе детей. И сегодня мы поговорим об образе Блудова болота и выявим значение этого образа в сюжете произведения.



Но у нас сегодня не простой урок. Мы попытаемся проанализировать литературное произведение с позиций не только литературоведения, но и географии, тем более что его автор - признанный натуралист и природовед.



2. Разгадывание кроссворда.



Но прежде мы разгадаем кроссворд, составленный вашими одноклассниками.



Идет разгадывание кроссворда



3. Анализ топографического плана.



Ребята, ваши одноклассники провели не совсем обычную работу - на основе описания Блудова болота и маршрута героев произведения они составили топографический план этой местности. Сейчас наши картографы поделятся с вами опытом такой работы.



Рассказ о составлении плана местности по ее описанию.







Рис. 1.



4. Болото как объект гидросферы.



Весь сюжет произведения строится вокруг Блудова болота. Оно выступает и общим фоном, и одним из героев рассказа. Давайте попробуем рассмотреть этот объект как часть гидросферы.



Что такое гидросфера? К какой части гидросферы относятся болота?



У нас сегодня присутствуют на уроке консультатнты-специалисты в области гидросферы. Они расскажут нам о том, как образуются болота. (Заслушиваются доклады учащихся)



Одним из способов образования болота является заболачивание озера.



Вообще озеро в своем развитии проходит несколько стадий. В более влажном климате, на севере, происходит нарастание моховой сплавины, на которой поселяются другие растения. Одновременно в озерной котловине отлагаются неорганические осадки, приносимые реками, а также органические - остатки падающих на дно всевозможных отмерших организмов, образующих ил-сапропель. Глубина озера уменьшается. Прибрежная растительность продвигается к середине озера, оно постепенно зарастает и превращается в болото. Именно таким путем заболачиваются наши озера-старицы. В сухом климате происходит усыхание озер и увеличение концентрации солей. Озеро превращается в солоноватое, затем - соленое и, наконец, в соленое болото с бедной растительностью.



5. Соревнование знатоков леса.



А теперь обратимся к произведению М.М. Пришвина.



Что такое "приболотица"? Какие деревья селятся в "приболотице"?



Какие - на сухих островах в болотном "море"? Почему эти острова называются "боринами"? Как выглядят эти деревья? Чем можно объяснить такие различия?



Что такое "елань"? Есть ли в нашем крае такие объекты?



Какие ягоды и цветы вырастают на лесной просеке? Как цветет волчье лыко? Где и как растут клюква, черника, брусника, голубика?



6. Рассказ о клюкве.



Что же это за ягода - клюква - и зачем она так нужна Насте и Митраше, да и всем людям? Об этом нам расскажут растениеводы.



Заслушиваются доклады учащихся.



7. Болото как кладовая Солнца.



Как возникает болото и почему оно так называется? Правда ли, что болото - кладовая Солнца?



Индивидуальное сообщение.



Послушаем нашего гидролога.



"Кладовая Солнца"



Известный советский писатель и природовед М.М. Пришвин называл болота "кладовой солнца". Богата болотная растительность. А ведь каждое растение - это аккумулятор солнечной энергии. В болотной воде эти аккумуляторы сохраняются надолго, "не разряжаются", формируя торфяные залежи.



Солнце, как известно, излучает во всех направлениях огромное количество тепла и света, и часть его попадает на нашу планету. Практически вся энергия, действующая в настоящее время на Земле, кроме атомной, - это превращенная энергия Солнца. Ведь без солнечного тепла и света не могли бы расти растения, а без растений не могут жить травоядные животные и человек. Сжигая и потребляя торф, каменный и бурый уголь, нефть, природный газ, получая при этом тепло, человек также использует энергию Солнца. Ведь каменный уголь - это окаменевшие растения, которые миллионы лет назад росли на Земле благодаря солнечному теплу и свету. Органическое происхождение имеют и остальные названные здесь полезные ископаемые.



Торф - темно-бурая масса, состоящая из полуразложившихся растительных остатков. Образуется в болотах и зарастающих водоемах. Содержание углерода в нем до 60%. Торф применяется как дешевое топливо.



Прежде торф использовался преимущественно для отопления. Теперь он считается очень важным комплексным сырьем. Из него добывают смолу и горный воск, уксусную кислоту, лекарственные препараты и вещества, очищающие нефть и воду, на его основе приготовляются органические удобрения, кормовые смеси, а также изоляционные строительные материалы и т.д. "Кладовая Солнца" припасла для людей множество превосходных ценных подарков.



Торфяники имеют также большое научное значение. По смене болотной растительности, о чем свидетельствуют растительные остатки, захороненные споры и пыльца, можно восстановить закономерности изменения природных условий - климата, колебаний подземных вод - в данном районе.



А как автор рассказывает об образовании торфа?



"...болото со всеми огромными запасами горючего, торфа есть кладовая солнца. Да, вот именно так и есть, что горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало свое тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его, как наследство, другим растениям, кустикам, ягодкам, цветам и травинкам. Но в болотах вода не дает родителям-растениям передавать все свое добро детям. Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца как торф достается человеку в наследство".



Почему Пришвин называет болото "кладовой солнца"?



8. Передвижение по болоту и ориентирование.



Почему болото, куда отправились дети, местные жители называли Блудовым?



Что помогает Митраше идти по болоту?



Рассказ о компасе с демонстрацией навыков его использования.



Заслушивается доклад учащегося



Существуют определенные, выработанные практикой навыки передвижения по болоту.



Заслушивается доклад учащегося



Какие признаки использовал Митраша для движения по болоту?



Почему елань в рассказе называется Слепой?

Почему Митраша оказался в трясине?

Какие слова Антипыча и какая поговорка предупреждают об опасности?

Как Митраша из нее выбирался?

Какой вывод можно сделать?

9. Беседа



К. Г. Паустовский писал: " Прозу Пришвина можно с полным правом назвать разнотравьем русского языка. Слова у Пришвина цветут, сверкают". "Кладовая солнца" "сверкает" эпитетами, метафорами, сравнениями. Под пером писателя благодаря олицетворениям природа оживает. Озвучьте подготовленные дома пересказы описаний природы, выделив в них указанные средства изображения. (Звучат 2-3 пересказа)



Проза Пришвина отличается ритмичностью. Вспомните, что такое ритм?



Прочитайте выразительно отрывок о сосне и ели, растущих вместе.



Запишем 2-3 предложения как стихотворение:



С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут.

Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга.



Деревья разных пород боролись между собой

Корнями за питанье,

Сучьями - за воздух и свет.



Какую особенность вы заметили? Ритмичность, параллелизм синтаксических конструкций.

Для чего писатель в свое повествование вставил рассказ о ели и сосне, растущих вместе?

Почему этот рассказ помещен перед появлением детей в лесу?

Прочитайте сцену спора Насти и Митраши. Как ведет себя природа?

Прочитайте описание природы после эпизода ссоры детей.

Подумайте, как автор помогает понять значение того, что происходит? Каково отношение автора к этому?

Какой прием использует Пришвин при описании природы?

Что такое олицетворение?

Приведите примеры из текста.

С какой целью используется этот прием?

Сделайте вывод о роли пейзажа в раскрытии переживаний героев.

Что говорит автор о правде жизни и в чем заключается эта правда?

Случайно ли эти слова идут сразу после сюжета о вызволении собакой человека из болотной трясины?

Вывод: во всем ходе повествования чувствуется стремление человека осмыслить и одушевить природу, сделать ее понятной, близкой и родной людям!



У писателя есть очень наглядная философская формула о глубинной связи человека и природы и об особом назначении человека:



Я стою и расту - я растение.

Я стою, и расту, и хожу - я животное.

Я стою, и расту, и хожу, и мыслю - я человек.

Я стою и чувствую: земля под моими ногами, вся земля.

Опираясь на землю,

Я поднимаюсь:

И надо мною небо -

Все небо моё.

И начинается симфония Бетховена,



И тема её: все небо моё.



Как вы поняли эти слова?



10. Выставка рисунков.



Оцениваются рисунки ребят, выполненные по мотивам произведения.







Рис. 2.







Рис. 3.



III. Подведение итогов.



Шумом деревьев, воем зверей, пением разноголосых птиц переполнена "Кладовая Солнца". Живая природа - полноправный герой пришвинской сказки-были. Свои богатства природа раскрывает далеко не каждому. Только душевно красивый человек, наделенный чувством любви, способен увидеть и оценить окружающий его мир животных и растений.



В завершение разговора об образе природы в "Кладовой Солнца" вдумайтесь в слова М.М. Пришвина, обращенные к юному поколению, то есть к вам:



"Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и для нас она кладовая Солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать.



Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу - значит охранять родину".



Домашнее задание: написать сочинение-размышление на тему "Охранять природу - значит охранять родину"