Дата___________ Класс__________ ФОНЕТИКА, ГРАФИКА, ОРФОГРАФИЯ
Тема: Буква и звук. Алфавит (§ 4)
Ц е л ь: актуализация знаний о различии буквы и звука, о составе алфавита.
Планируемые результаты
Предметные: знать раздичия букв и звуков; группы и подгруппы на которые делятся звуки речи в русском языке; различия в образовании гласных и согласных звуков; иметь представление об элементах транскрипции, смыслоразличительной роли звуков; уметь различать гласные и согласные звуки по способу образования, подбирать односложные слова с разными ударными гласными; записывать их с элементами транскрипции.
Метапредметные: способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий; оценивать достигнутые результаты и формулировать их в устной и письменной речи.
Личностные: достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Ресурсы и оборудование: Шкатова Л.А. Подумай и ответь 1989г.; Поурочные планы С.С. Рудова по учебнику А.А. Рыбченкова, тетради, учебники.
Структура урок а:
Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.
Совершенствование умений определять соотношение звука и буквы, объяснять особенности произношения и на- писания слова с помощью элементов транскрипции.
Рефлексия. Домашнее задание.
Ход урок а:
Актуализация знаний. Постановка учебной задачи. Этот этап урока предлагаем начать с игрового момента.
Игра «Соседи по алфавиту»
Учитель бросает мячик ученику, называя слово, начинающееся с любой буквы алфавита. Ученик возвращает мячик, называя слово на следующую за ней в алфавитном порядке букву. Например, мячик — нора, открытка — пенал, ребус — стол и т. д. Учащиеся внимательно следят за ходом игры, повторяют алфавит.
Игра «Верно ли, что...»
Учитель сообщает некоторые факты; учащиеся же должны оценить их соответствие истине. Двое учеников работают у доски, остальные — в тетради.
Верно ли, что слова алфавит и азбука означают одно и то же понятие? (Да.)
Верно ли, что в русском языке согласных букв мень- ше, чем гласных? (Нет.)
Верно ли, что и на письме, и в устной речи мы исполь- зуем буквы? (Нет, единицей устной речи является звук.)
Верно ли, что количество букв и звуков в слове может быть разным? (Да, например в слове яблоко.)
Верно ли, что бывают слова, состоящие из одной буквы? (Да, например местоимение я, предлог о, союз и.)
Верно ли, что бывают слова, которые пишутся по-разному, а произносятся одинаково? (Да, например луг — лук.)
Подводя итог игры, учитель обращает внимание учащихся на то, что ответы на эти вопросы можно найти, внима- тельно изучив материал, данный в учебнике.
Учебная задача: можно ли правильно писать и говорить без знания алфавита и без знания транскрипции?
Совершенствование умений определять соотношение звука и буквы, объяснять особенности произношения и на- писания слова с помощью элементов транскрипции.
Упр. 18 ( прочитать отрывок Г.Юдина «Букваренок», ответить на вопросы).
Упражнение 19 — количество букв и звуков в слове. Упражнения 20, 21, 24 — особенности произношения. Упражнения 25, 27—29 — алфавит, реформа правописа-
ния (изменения в системе букв).
Упражнение 30 — разноаспектный анализ текста. Это задание, выполнение которого позволяет приблизиться к по- ниманию связности, целостности текста как речевого произведения, а также важности каждого его элемента.
Словарная работа: варежка, гостиная, эстафета. В каком слове неодинаковое количество букв и звуков? С чем это связано? В каком слове происходит оглушение звуков? Сло- ва варежка и гостиная — соседи по алфавиту, назовите возможных соседей слова эстафета.
Данное задание непростое. Учащиеся должны будут вспомнить, что перед буквой э находятся три буквы, ко- торые не могут стоять в начале слова, — ъ, ы, ь, ближай- ший сосед впереди — щ. Например, щётка — эстафета — юла.
Рефлексия. Домашнее задание.
В каких ситуациях нам требуется знание алфавита, а в каких — знание особенностей произношения слова?
Домашнее задани е: упражнения 22 (устно), 26.
Идея для проекта «Цветочная азбука». Попробуйте на каждую букву алфавита назвать растение. Кому может быть полезен материал вашего проекта?
Дата___________ Класс____________ Согласные звуки и обозначающие их буквы.
Глухие и звонкие согласные (§ 5)
Ц е л ь: актуализация знаний о системе согласных звуков, парных и непарных согласных по звонкости-глухости, о возможности изменения звуков в речевом потоке.
Планируемые результаты
Предметные: знать особенности образования глухих и звонких согласных; позиционное чередование глухих и звонких согласных; иметь представление об элементах транскрипции, смыслоразличительной роли звуков; уметь различать согласные по глухости и звонкости; записывать их с элементами транскрипции.
Метапредметные: способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий; оценивать достигнутые результаты и формулировать их в устной и письменной речи.
Личностные: достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Ресурсы и оборудование: Шкатова Л.А. Подумай и ответь 1989г.; Поурочные планы С.С. Рудова по учебнику А.А. Рыбченкова, тетради, учебники.
Структура урок а:
Анализ выполнения домашнего задания. Словарная работа.
Актуализация знаний учащихся о системе согласных звуков русского языка.
Выявление связи между фонетикой и орфографией; совершенствование правописных умений.
Проверочная работа.
Совершенствование умения продолжать текст по данному началу.
Рефлексия. Домашнее задание.
Ход урок а:
Анализ домашнего задания. Словарная работа.
Записать слова на с. 18, расположив их по алфавиту. Словосочетания записываем, ориентируясь на главное слово в них.
Проверяем: возвращаться с полпути, гостиная, запах, зверёк, карандаш, опрокинуться, пароход, родник, сидеть
на подсолнухе.
Актуализация знаний учащихся о системе согласных звуков русского языка.
Развиваем умение выполнять классификацию, находить и объяснять основания для классификации.
На предыдущем уроке мы вспоминали о том, что бывают слова, которые пишутся по-разному, а произносятся одинаково, например луг — лук; стог — сток. Как же быть, когда необходимо устную речь представить в письменном виде? Как не допустить ошибку при записи слов, которые пишутся по-разному, а произносятся одинаково?
Учебная задача: уметь анализировать согласные звуки; понимать, какие изменения могут происходить со звуками в слове.
Упражнения 31, 32, 41.
Выявление связи между фонетикой и орфографией. Упражнения 33—35, 38.
Для их выполнения следует об ратить внимание учащихся на информацию рубрики «Со-
веты помощника» (с. 35).
Развиваем языковую догадку учащихся, их умение строить слово по модели или её части.
Упражнение 39 позволяет наглядно представить связь морфемики и орфографии.
Представим словообразовательные модели слов:
корень, суффикс -к-, окончание -а (...жка, ...ска,
...зка) — ложка, ножка, дорожка; колбаска, сказка, берёз ка, слёзка. Но: корень, окончание -а — ласка, доска, маска;
просьба, косьба, резьба;
Но: слово с окончанием -а — Вологда;
существительные, образованные бессуффиксным спо- собом, — визг (от визжать; чередование ж/г), лязг (от ляз- гать). Но: мозг (слово образовано не по данной модели);
существительные, заканчивающиеся на согласные
...ск — треск, лоск, воск.
Проверочная работа.
Выявляем уровень сформированности умений анализировать звуки в речевом потоке.
Совершенствование умения продолжать текст по данному началу, умения аргументировать свою позицию.
Упражнение 40.
Рефлексия
Делаем вывод: оглушение и озвончение не отражаются на письме, так как звуки меняются, а буквы — нет.
Домашнее задание. Упражнение 36:
первые два звука — глухой и звонкий согласные — цвёл, свеж, снова, придёт, край;
в этих словах из трёх звуков есть и глухой, и звонкий согласные — лес, наш;
в этом слове пять согласных звуков, все они звонкие — дождевой;
в этих словах все согласные звуки непарные звонкие — рай, май.
Упражнение 43, устный рассказ по схеме с примерами.
ПРАВОПИСАНИЕ НЕПРоИЗНОСИМЫХ СОГЛАСНЫХ
В КОРНЕ СЛОВА
Цели: повторить правописание непроизносимых согласных, совершенствовать правописные умения.
Планируемые результаты
Предметные: знать особенности образования непроизносимых согласных звуков; иметь представление об элементах транскрипции, смыслоразличительной роли непроизносимых звуков; применять правило по проверке непроизносимых согласных.
Метапредметные: способность определять цели учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий; оценивать достигнутые результаты и формулировать их в устной и письменной речи; самоанализу и самооценке.
Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.
Ресурсы и оборудование: Шкатова Л.А. Подумай и ответь 1989г.; Поурочные планы С.С. Рудова по учебнику А.А. Рыбченкова, тетради, учебники.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Устные ответы учащихся по схеме упр.43.
Работа у доски.
Выбери нужную букву, прокомментируй свой выбор.
VII. Индивидуальная работа учащихся у доски.
1. Ре_кий ветер, ли_кая бумага, ги_кий шланг, ме_кий стрелок, гла_кая поверхность, га_кий утенок, ре_кое поведение, зы_кий песок, то_кое болото, жи_кий раствор, у_кая дорожка, мя_кий хле_, резиновая ло_ка, интере_ная кни_ка.
2. Серое небо, ни_кие, т жёлые обл_ка. Все видно наскво_ь в глухой древесной ч_ще. Только бере_ки сохр_няют еще свои желтоватые листья…Устлана з_мля сухими листьями, мя_кими и пухлыми в сырую погоду, жесткими и хру_кими в морозы.
II. Работа по теме урока.
ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА ГРУСТЬ ( записать прилагательное, которое образуется, записать транскрипцию)
Задание.
От данных существительных образуйте прилагательные.
– В группе согласных вств, здн, ндск, здц, нтск, стл, стн один из согласных может не произноситься.
Знакомство с орфограммой
VII . Составление упр. 44 ( подбирая проверочные слова)
Рефлексия. (Отвечают на вопросы)
Домашнее задание: упражнение 45