Просмотр содержимого документа
«Разработки уроков по русскому языку и литературному чтению»
Урок 17. Без чего человеку не обойтись? | | | | Школа: | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
Число: | | | | | | | | | | Ф.И.О. учителя: | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |
КЛАСС: 2 | | | | | | | | | | Кол-во | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | присутствующих: | | отсутствующих: | |
| | | | | | | |
Цели | обучения | данного | 2.3.4.1. Определять виды и | источники природных ресурсов. | | |
урока | | | | | | 2.3.4.2. | Классифицировать | природные | ресурсы | по | генезису | (природные и | |
| | | | | | антропогенные). | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | 2.1.2.1. Объяснять понятие «источник информации» и его важность для | |
| | | | | | проведения исследований. | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |

Развитие навыков | | Объяснить понятие «источник информации» и его важность для | |
| | проведения исследований. | |
| Классифицировать природные ресурсы по различным признакам. | |
| Охарактеризовать каждую группу природных ресурсов. | |
| Объяснять почему землю (почву) называют кормилицей. | |
| Рассказывать о «зеленых» энергиях. | |
| Перечислять, какими ресурсами богата наша страна. | |
| Рассуждать о том, что могут сделать школьники для сохранения | |
| | природных ресурсов. | |
| Дописывать стихотворение, используя слова подсказки. | |
Предполагаемый | Все учащиеся смогут: | |
результат | | | |
Определить тему и цель исследования на уроке | |
| |
| Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную | |
| | информацию | |
| Объяснить понятие «природные ресурсы» | |
| Оценивать результаты своей работы на уроке | |
| Большинство учащихся смогут: | |
| | | |
| | Разгадать ребус | |
| Объяснить понятие «источник информации» и его важность для | |
| | проведения исследования | |
| Определить ведущие признаки наблюдения (цель, объект, план, сроки, | |
| | результат) | |
| Классифицировать природные ресурсы по различным признакам, знать | |
| | источники ресурсов | |
| Работать в группе: высказывать предположения по вопросам учебника, | |
| | осуществлять самопроверку гипотез | |
| Фиксировать свои знания в виде записей и рисунков | |
| Некоторые учащиеся смогут: | |
| | | |
| | Осуществлять поиск существенной информации в дополнительных | |
| | источниках | |
| Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных | |
| | и познавательных задач | |
Языковая цель | Полиязычие: | |
| менің елім – моя страна – my country. | |
| Основные термины и словосочетания: | |
| | |
| природные ресурсы, живые и неживые природные ресурсы, силы природы. | |
| | |
| Используемый язык для диалога/письма на уроке: | |
| Вопросы для обсуждения: | |
| Где начинается жизнь предметов? | |
| На какие группы делятся природные ресурсы? | |
| Что значит словосочетание «кладовые земли»? | |
| Какими ресурсами богата наша страна, твой край? | |
| Что могут сделать школьники для сохранения природных ресурсов? | |
Предшествующие знания | Знают | группы растений и животных. Понимают важность сохранения | |
| разнообразия растительного и животного мира. Знают свойства воды и воздуха. | |
| Понимают значение воздуха и воды для нашей планеты и важность сохранения их | |
| чистоты. | |
![]()
![]()
![]()



План | |
| | |
Планируемое | Запланированная деятельность | Ресурсы |
время | | |
| | |
98
III. | Создани | (К) Создание положительного эмоционального настроя. | | Видеофрагме | |
| е | Просмотр видеофрагмента мультфильма «Паровозик из Ромашково». | | нт | | | | |
| положит | – Какое настроение вызвал этот мультфильм? (Веселое, задорное.) | | мультфильма | |
| ельного | – Кто главный герой? (Паровозик.) | | «Паровозик | |
| эмоцион | – Почему Паровозик постоянно опаздывал? (Он радовался, любовался ярким | | из | | | | |
| ального | миром природы.) | | Ромашково» | |
| настроя. | – Какое открытие сделали для себя пассажиры? | | (СССР, | | | | |
| 1 мин | Мы тоже каждую минуту делаем для себя какие-то открытия. Желаю вам это | | 1967),parttv.r | |
| | делать с радостью и прекрасным настроением. Этот Паровозик предлагаю | | | | | | | | | | |
| | u›572- | | | | |
| | сделать эмблемой нашего урока. А его вагончики мы используем для оценки | | | | | | | | | |
| | | parovozik-iz- | |
| | ваших достижений на уроке. | | romashkovo.h | | | |
| | | | tml | | | | |
| | | | | | | |
II. Введение в | (К) Разгадайте ребус и определите тему нашего исследования сегодня? | | Задание | | в | |
тему | | | учебнике | | | | |
| 1 мин | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | |
IV. | Актуали | (К, Д) Демонстрация. | | | | | | | | | | |
| за | Заинтересуйте учеников предметами, которые лежат на подносе. Это бусы, | | Поднос с | | | | |
| ция | серьги, браслет, деньги. | | бусами, | | | | |
| жизненн | – Как одним словом можно назвать эти предметы? (Драгоценности, | | серьги, | | | | |
| ого | богатства.) Добавьте на поднос яблоко, помидор, ракушка, кусочек угля. | | браслет, | | | | |
| опыта. | – Почему эти предметы я положила рядом на поднос? Это можно назвать | | деньги, | | | | |
| Целепо | богатством? Чьи это богатства? (Богатства природы.) | | яблоко, | | | | |
| лагание | – О чём мы будем говорить на уроке? | | помидор, | | | | |
| 3 мин | – Определите цели нашего урока. | | ракушка, | | | | |
| | | | кусочек угля | |
| | | | Таблица | | в | |
| | | | учебнике | | | | |
| | | | (можно | | | | |
| | | | вынести | | | | |
| | | | таблицу | во | |
| | | | флипчарт) | | | | |
| IV. | (К) – Перечислите свойства и состояния воды в природе. | | | | | | | | | | |
| Домашнее | – Расскажите о значении воды для живых существ. | | | | | | | | | | |
| задание | – Расскажите, какое открытие вы для себя сделали, проведя совместно с | | | | | | | | | | |
| 3 мин | родителями опыт «Облако в бутылке». | | | | | | | | | | |
| | | | |
V.Работа по | (К,И) Работа по учебнику. | | Иллюстраци | |
теме урока | Предложите ученикам рассмотреть картинки и ответить на вопросы: Где | | и в учебнике | |
| 27 мин | начинается жизнь этих предметов? Какие из них сделаны руками человека? | | | | | | | | | | |
| | (К) Проблемный вопрос. | | | | | | | | | | |
| | По вашему мнению, только ли заслуга человека в создании этих вещей? | | | | | | | | | | |
| | (Ответы детей.) | | | | | | | | | | |
| | (К,И) Работа по учебнику. | | | | | | | | | | |
| | Предложите работу с текстом в учебнике. Попросите ребят найти в тексте | | | | | | | | | | |
| | два предложения, которые коротко раскрывают значение природы для | | Учебник | | | | |
| | человека. (Природа дает нам пищу, одежду, кров, топливо, энергию и | | | | | |
| | материалы, из которых человек создает предметы быта, машины и лекарства. | | | | | | | | | | |
| | Человек не может жить без природы и её богатств – ресурсов). | | | | | | | | | | |
| | (К) Беседа. | | | | | | | | | | |
| | – Как вы понимаете понятие – «ресурсы»? (Подсказка есть в сообщении | | | | | | | | | | |
| | Всезнамуса.) | | | | | | | | | | |
| | Вывод. Все, что необходимо для жизни, человек получает от природы | | | | | | | | | | |
| | – Какими, по вашему мнению, ресурсами богата наша земля? | | | | | | | | | | |
| | 99 | | | | | | | | | | |


–Назовите богатства природы.
![]()
![]()
![]()
![]()
– На какие группы их можно разбить?
(К,И) Работа по учебнику.
Обратите внимание учеников на схему, на какие группы делятся ресурсы. Попросите дать характеристику каждой группе и привести свои примеры.
–Что относится к неживым природным богатствам? (Камни, вода, дождь, снег, песок.)
– Почему они являются природным богатствам?
–К живым природным богатствам относятся? (Животные, растения, грибы.)
Почему?
– Отгадать третью группу вам помогут загадки.
(К) Заинтересуйте детей загадками.
По небу ходит моляр | Без рук, без ног по полю | О какой силе |
без кистей | рыщет, | природы мы не |
Краской коричневой | Поёт да свищет | сказали ещё? |
красит людей. | Деревья ломает | (Течение рек.) |
(Солнечный свет.) | К земле траву приклоняет. | |
| (Ветер.) | |
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
– Что солнце дает человеку? (Тепло, энергию.)
– Как человек использует силу ветра? (Ветряные установки, парусники.)
– Как его использует человек течение рек?


| | | | | | | |
| Живые | | Неживые | | Силы | | |
| | | | | | |
| природные | | природные | | природы | | |
| | | | |
| | | | | | |

(И) Игра «Волшебный сундучок».
Информация для учителя.
Согласно природной классификации, ресурсы на основе их генезиса делятся на земельные ( почвенные), лесные, водные, биологические, минерально-сырьевые ( полезные ископаемые), энергетические, климатические.
Антропогенные – это ресурсы, созданные человеком и им же используемые.
(К) Динамическая пауза сопровождается песней «Здравствуй, столица» (С. Мусалимов).
Serik_Musalimov_–_Zdravstvuj_stolica_(iPlayer.fm)
Здравствуй, столица, ты вольная птица, это Астана. Здравствуй, Медео, горы тянутся к небу, это Алмата. Здравствуй, земля, здесь шахтёрская душа, это Караганда. Здравствуй, страна, это мой Казахстан, здесь моя земля.
(К) Прослушивание стихотворения.
Прочитайте стихотворение Ж. Жабаева о богатстве природы Казахстана.
Посмотри, мой жолдас, посмотри,
Учебник
![]()
![]()
Три сундучка
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
в садах слаще сна и мечты, Спеют яблоки Алма-Аты. Все, что щедро цветет и поет,– Это наше – твое и мое!
(К) Работа по учебнику.
Рассмотрите картинки с изображением природных и антропогенных ресурсов.
– Как связаны между собой эти ресурсы?
Предложите ребятам внимательно рассмотреть иллюстрацию и перечислить ресурсы, которыми богат Казахстан.
| (К) Проблемные вопросы. | Учебник | |
| Вернитесь к проблемному вопросу: Только ли заслуга человека в создании | |
| этих вещей? (Ответы детей.) | | |
| Вывод. Все предметы, которые нас окружают, были когда-то частью | Энцикло- | |
| природы и взяты у нее человеком. Природа щедро отдает свои богатства | |
| человеку. Человек активно пользуется всеми богатствами природы, зачастую | педии; | |
| нанося вред природе. | интернет- | |
| (К) Работа по учебнику. | ресурсы, | |
| Заинтересуйте учеников картинками в учебнике. | СD-диск | |
| – Как связаны эти природные и антропогенные ресурсы? | «Природные | |
| (Г) Работа по учебнику. | ресурсы» | |
| Учебник | |
| Предложите ученикам работу с текстом в учебнике. Посоветуйте обсудить в | |
| группах, что могут сделать школьники для сохранения природных ресурсов. | | |
| (К) Беседа. | Учебник | |
| – Приведите примеры негативного использования даров природы? | |
| – Напомните экологические правила поведения человека в природе. | | |
| | Не рвите цветы. | | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
VI. | (К) Обобщение темы. | | |
Обобщение | – О каких богатствах природы вы узнали сегодня на уроке? | | |
8 мин | – Почему нужно бережно относиться к богатствам природы? | | |
| – Как связаны природа и вещи? (Все вещи когда-то были частью природы и | | |
| взяты у неё человеком.) | | |
| – Составьте синквейн к слову «природа». | Листы | |
| 1.Природа. | |
| 2. (Какая?) Красивая, добрая. | формата А-4, | |
| 3. (Что делает?) Кормит, греет, одевает. | фломастеры | |
| 4. Природа помогает человеку | | |
| | 101 | | |
| 5.Жизнь | |
| 1. Природа. | |
| 2. (Какая?) Необходимая, заботливая. | |
| 3. (Что делает?) Сохраняется, делится, помогает. | |
| 4.Человек – часть природы. | |
| 5. Богатство. | |
| (И) Задания в тетради по уровням. Обработка информации. | Научный |
| Задание№ 1 (1-й уровень) – дополни схему рисунками и словами. | дневничок |
| Задание № 2 (2-й уровень) – зачеркни лишнее слово. | |
| Задание № 3 (3-й уровень) – Айсулу выбрала живые природные ресурсы, | |
| Куаныш – неживые. Покажи с помощью стрелок выбор детей. | |
| Задание № 4. Допиши строчку стихотворения, используя слова-помощники. | |
| | |
VII. | 1. Прочитайте тексты и подготовьте рассказ о природных ресурсах. | |
Домашнее | 2. Проведи наблюдение «Берегут ли в моей семье воду?». Сделай вывод. | |
задание | | |
1 мин | | |
VIII. Итог | (И,Ф) Рефлексивное оценивание «Паровозик» заключается в оценке своей | Цветные |
урока. | работы на уроке. | карандаши |
Рефлексия | В начале каждого урока педагог с детьми ставит цель: что должны узнать и | |
1 мин | чему научимся? На этапе рефлексии, ребенок должен проанализировать то, | |
| что он узнал и чему научился, то есть достиг ли поставленной в начале урока | |
| цели: | |
| Узнал ли ты, без чего человеку не обойтись? | |
| Смог ли составить схему природных ресурсов, синквейн, дополнить | |
| схемы рисунками и словами? | |
| Попросите учащихся оценить свою работу на уроке, закрасить вагончики. | |
| Если на два вопроса ты отвечаешь «да» (то есть у вас два плюса), то | |
| закрашиваем три вагончика, если на один вопрос вы ответили «да», а на | |
| другой «нет» (один плюс и один минус), закрашиваем два вагончика, если | |
| два ответа «нет» (два минуса), закрашиваем один вагончик. | |
![]()
![]()