Урок литературы в 11 классе
Тема урока: «Облава – на кого? Облава – почему? Отец и сын. По повести В.Быкова «Облава».
Цель урока:
Обучающая:
- познакомить учащихся с повестью В.Быкова «Облава»; помочь осмыслить трагедию раскрестьянивания страны, её причины; осмыслить содержание повести; выявить гражданскую позицию писателя;
- формировать навыки анализа произведения и выразительного чтения;
- закрепить умение составлять характеристику героев.
Развивающая:
- развивать творческое мышление, устную и письменную речь;
- формировать коммуникативные навыки, умение самостоятельно определять задачи своей деятельности;
- активизировать мыслительную деятельность учащихся.
Воспитательная:
- прививать интерес к личности и творчеству В.Быкова;
- формировать в сознании учащихся понимание истинных ценностей человеческой жизни.
Оборудование: презентация «Жизнь и творчество Василя Быкова». Выставка книг писателя. Выставка книг о коллективизации (М.Шолохов «Поднятая целина»; А.Платонов «Котлован», «Впрок»; В.Тендряков «Пара гнедых», «Хлеб для собаки»; А.Твардовский «По праву памяти»; А.Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ»; Ф.Абрамов «Поездка в прошлое»; Б. Можаев «Мужики и бабы» и др.).
Методы и приёмы: информационный, творческий, иллюстративный.
Форма урока: урок - исследование.
Ход урока.
Мне на плечи кидается век – волкодав,
Но не волк я по сути своей.
О.Э. Мандельштам
Организационный момент.
Презентация «Жизнь и творчество Василя Быкова» (индивидуальное задание).
Слово учителя:
Сегодня на уроке мы будем вести разговор о книге В.Быкова «Облава», о её героях, о сложных и трудных 30-х годах XX века. Своё вступление я хотела бы начать со строк стихотворения Ю.Неймана:
Былое возвращается не сразу.
Оно молчит годами под замком,
Не повинуясь нашему приказу:
У памяти – свой час и свой закон.
Опыт литературы учит: не бывает таких трагических эпох в истории народа, которых не выразили рано или поздно совестливые художники. Писатели давно и настойчиво стремились сказать слово правды о трагедии «раскрестьянивания» страны, о великом голоде 30-х годов прошлого века, о неисчислимых человеческих жертвах и разрушении самого уклада народной жизни. Всё честное и сильное памятно. Лучшие страницы прозы и поэзии М.Шолохова, А.Платонова, В.Тендрякова, Ф.Абрамова посвящены теме коллективизации.
Повесть В.Быкова «Облава» о довоенном времени, о «тихих годах», когда ещё молчат пушки, а приговорённых к уничтожению убивают не за околицей, а увозят умирать на северные лесоповалы. «Тихая» повесть, она и завершится мудро и печально: «Не дано было жить тихо, так хоть тихо умер». Какая же должна быть мера земного страдания, чтобы, погружаясь в болотную трясину, испытывать душевное облегчение. И названия глав повести, 4 из 5, тоже обещают покой, доброту, тишину: «Человек на околице», «Ночь и покой», «Радость земли», «Полнолуние». Только пятая глава, давшая название повести -«Облава», - вознесёт историю жизни Хведора Ровбы к высотам классической трагедии. Совсем не громкая, как и сам герой, повесть набатно отзывается в душе.
Беседа с классом.
- Прежде всего попробуем для себя уяснить, в какое эмоциональное состояние попадает каждый из нас после прочтения повести В.Быкова? О чём повесть?
- Дома вы должны были выписать строки из повести, которые особенно взволновали и побудили к размышлению (проверка домашнего задания).
- Как изображён герой повести Хведор Ровба? Какие ключевые слова можно выделить в описании его внешности? Что поражает в герое? Что привело Хведора в родные места?
Портрет героя – социально-психологический. Роль контекстных антонимов в описании внешности Хведора Ровбы (работа по 1 главе «Человек на околице»).
- В каком положении оказался герой, вернувшийся в родные места после удачного побега из ссылки?
- Докажите, что жизнь его осложнялась с каждым днём. Обратите внимание на его оценки своего теперешнего положения, своего разорения. Какой вывод можно сделать?
Учащиеся делают выводы: С настороженностью гонимого зверя бродит Хведор вблизи родной деревни, теряется в догадках, куда свезли по брёвнышку избу, дворовые постройки; замирает у чёрной ямы, где раньше был колодец. Потрясение героя огромно. Его дом, его земля были всей его жизнью. Вся душа была туда вложена. Что же стало? За что? Откуда всё началось? Вопросы задаёт не только главный герой, но и читатель.
- Каким образом Хведор возвращается в свое прошлое? (В этом ему помогают воспоминания).
- Как вы думаете, какое событие повести следует считать завязкой действия? (Раскулачивание Хведора Ровбы).
Работа над эпизодом «Это проклятое за что раскалённым гвоздём сидело у него в голове. …Оказывается – обманулся».
1. Выразительное чтение эпизода (индивидуальное задание)
2. Вопросы:
- В чём обманулся герой? Кому поверил и почему? Кто обрёк на заклание Хведора Ровбу?
- Почему потерял всё, что имел? Почему всё получилось не по-человечески?
Ответы учащихся На заклание его обрекла родная власть, за которую дрался в Гражданскую войну, убеждал других. И землю она дала, и на обещания шедра была. Только трудись, честно работай. «Ведь он советскую власть считал своей кровной крестьянской властью» (глава 5). Сам предельно честный, Ровба и представить не мог, до чего беспардонной бывает ложь.
(на доске написаны строки из стихотворения Наума Коржавина «На смерть Сталина»)
А может, ты поймёшь сквозь муки ада,
Сквозь все свои кровавые пути,
Что слепо верить никому не надо
И к правде ложь не может привести.
- Как ответить на странные вопросы героя: «Откуда всё началось? Почему всё получилось не по-человечески и не по-божески? Когда и с кем такое случалось? И неужели никто не виновен? (Учащиеся выбирают цитаты из эпизода «И Откуда всё началось? …Сгубила жизнь молотилка» (глава 4).
Учитель:
- Что узнал Ровба о жизни людей в колхозе? Как трудятся колхозники на поле? Почему мы не видим их лица?
- Помогло ли раскулачивание сделать колхозы крепкими, а колхозников зажиточными?
- Что говорит герой о родной земле?
-Почему в произведении Быкова земля не только мать и кормилица, но и мученица?
-Что даёт земля герою? Почему земля - один из основных образов произведения?
Вывод учащегося О родной земле Хведор говорит с особой любовью и теплотой. Поразителен тот взгляд, каким озирает герой землю, свои былые владения. Горько ему было сейчас бродить по развалившемуся подворью, душа обливалась кровавыми слезами”. (глава 1). Герой испытывает огромную тягу к земле. Земля лечит душу, освобождает от злобы и ненависти. И в ссылке герой вспоминает поле, деревню. Они снились ему каждую ночь. А сейчас «надо бы подойти поближе, посмотреть, ступить на землю, когда-то сулившую ему столько радости и давшую одно горе». Герой хотел умереть на родной земле, здесь найти вечный покой.
Хведор Ровба и односельчане (индивидуальное задание).
Слайд.
односельчане | Микита Зыркаш (фамилия или меткое прозвище) | Змитер Цыпруков- бригадир | Сокур Иван |
Роль односельчан в судьбе Хведора Ровбы | «написал на Хведора, что у него у него молотилка… что крестьян обирает. Сперва одно твёрдое задание, потом другое, дальше - больше, пока не выслали». Завистник. | «…самый никудышный хозяин в деревне, у которого от бескормицы сдохла кобыла … который за жизнь не научился плести лапти, теперь работает здесь бригадиром, приумножает хозяйство. Правда, глотка у него всегда была крепкая, мог наорать на любого». Алчный до чужого добра. Злыдень. Он должен был Хведору 30 рублей с молотьбы (опять они, вечные 30 сребреников). Подсказал представителям власти раскулачить Ровбу «как лишенца и твёрдозаданца». «Провели классовую борьбу в деревне, а тридцатка так и осталась за Змитером». | «…был слишком покладист на должности председателя сельсовета, и районное начальство помыкало им как хотело». Следил за тем, чтобы раскулаченные не взяли с собой зерно, картофель, одежду, имущество, нажитое годами. Приказал дочери Ровбы снять новые валенки, потому что приглянулись они районному начальнику. |
Отношение Хведора Ровбы к односельчанам | «Зла на обидчиков он уже почти не держал –перегорело оно в годы собственных мук, никому он не желал зла… Раньше он бы порадовался бы, а теперь не мог. Зла на обидчиков он уже почти не держал – перегорело оно уже за годы собственных мук, никому он не желал, как и себе тоже. Пусть поправляется и долго живёт на земле завистник Зыркаш». | «Пусть пользуется на здоровье. Хведору не жалко денег, только ещё горше от того стало на белом свете». | «А Хведор всё думал про него: не по- божески это разуть дитя, не в тёплые края едут – на север, в стужу и морозы. Нет не сказал». |
Вывод | Плуг насильственной коллективизации выворачивал наружу алчных до чужого добра. Атмосфера ожесточения, ненависти давала возможность сводить счёты, творить, что угодно. Ничто уже не могло спасти Ровбу, помеченного поганым и страшным словом “кулак”. От произвола никто не был застрахован. «Проклятая судьба, уготовила ему в такое время родиться крестьянином» (глава 5). Именно “распроклятая судьба” Хведора Ровбы, которая была правилом, а не исключением из правила, и делает его героем того страшного времени. |
Чтение эпизода «-В колхозе будете ?- спросил Хвёдор…Всё же он был тут чужой» (глава «Радость земли»). Индивидуальное задание.
-Что узнал Хведор о жизни крестьян? Почему он почувствовал себя чужим на родной земле?
III. Отец и сын.
Учитель Аристотель в «Поэтике» утверждал, то трагедии происходят, вершаться между своими. Если рвутся кровные связи, родственная или родовая близость, сила напряжения, сила взрыва должна быть более значительной, чем при ссоре или конфликте чужих друг другу людей.
Драматично отчуждение хлебороба от земли, насильственное изгнание с родной земли, но В.Быков удесятеряет трагедийный накал, вводя в повествование Миколку Ровба, сына, счастливо избежавшего участь всей семьи. Сын устраивает облаву на отца. Знали старая литература такие трагедии? Знала ли, до какой степени может пасть общество, чтобы дети охотились за отцами, чтобы на родине, у порога своей хаты, человека травили, хуже бешеной собаки? Чтобы этим занималось всё государство? История и литература 20 века знает такие сюжеты.
Об одном из них поведал И.Бабель в книге «Конармия».
Выразительное чтение фрагмента рассказа (из индивидуального задания)
«Во-вторых строках сего письма спешу вам описать за папашу, что они порубали брата Федора Тимофеича Курдюкова тому назад с год времени. Наша красная бригада товарища Павличенки наступала на город Ростов, когда в наших рядах произошла измена. А папаша были в тое время у Деникина за командира роты…И что же мы увидали в городе Майкопе? Мы увидали, что тыл никак не сочувствует фронту и в ем повсюду измена и полно жидов, как при старом режиме. И Семен Тимофеич в городе Майкопе с жидами здорово спорился, которые не выпущали от себя папашу и засадили его в тюрьму под замок, говоря — пришел приказ не рубать пленных, мы сами его будем судить, не серчайте, он свое получит. Но только Семен Тимофеич свое взял и доказал, что он есть командир полка и имеет от товарища Буденного все ордена Красного Знамени, и грозился всех порубать, которые спорятся за папашину личность и не выдают ее, а также грозились ребята со станицы. Но только Семен Тимофеич папашу получили, и они стали папашу плетить и выстроили во дворе всех бойцов, как принадлежит к военному порядку. И тогда Сенька плеснул папаше Тимофей Родионычу воды на бороду, и с бороды потекла краска. И Сенька спросил Тимофей Родионыча:
— Хорошо вам, папаша, в моих руках?
— Нет, — сказал папаша, — худо мне.
Тогда Сенька спросил:
— А Феде, когда вы его резали, хорошо было в ваших руках?
— Нет, — сказал папаша, — худо было Феде.
Тогда Сенька спросил:
— А думали вы, папаша, что и вам худо будет?
— Нет, — сказал папаша, — не думал я, что мне худо будет.
Тогда Сенька поворотился к народу и сказал:
— А я так думаю, что если попадусь я к вашим, то не будет мне пощады. А теперь, папаша, мы будем вас кончать…».
Учитель - Как раскрыт страшный мир в рассказе И.Бабеля? В чём трагедия семьи Курдюковых? Как этот рассказ перекликается с повестью В.Быкова?
- Теперь обратимся к повести В.Быкова.
- Что же случилось с Миколкой? Почему произошло это ужасное превращение?
- - Почему Миколка входит в повествование постепенно через воспоминания отца?
(«Шуточки: сын раскулаченного пролез в начальники? А если дознаются. Хведор ночи напролет думал о сыне – начальнике и его должности, тревожился и переживал. Но Сталин сказал, сын за отца не отвечает. Эти слова он прочел в газете, не раз слышал их от людей… И все же Хведор ни разу не написал сыну, не мог побороть в себе страха и неуверенности, хотя Ганулька очень просила написать, даже расплакалась однажды. Он боялся – не за себя, конечно, за сына» (глава 1).
-Что значит в те страшные годы отказаться от отца? Давайте обратимся к строкам поэмы А.Твардовского «По праву памяти». Чем страшны слова «Сын за отца не отвечает»?
Слайд
Сын за отца не отвечает —
Пять слов по счету, ровно пять.
Но что они в себе вмещают,
Вам, молодым, не вдруг обнять.
Их обронил в кремлевском зале
Тот, кто для всех нас был одним
Судеб вершителем земным,
Кого народы величали
На торжествах отцом родным.
Вам —
Из другого поколенья —
Едва ль постичь до глубины
Тех слов коротких откровенье
Для виноватых без вины.
Вас не смутить в любой анкете
Зловещей некогда графой:
Кем был до вас еще на свете
Отец ваш, мертвый иль живой.
А Твардовский «По праву памяти»
Выразительное чтение эпизода из главы «Радость земли» (из индивидуального задания). «Может надо жаловаться? Бумагу кому написать….Как их все уместить в исстрадавшейся душе. Как с ними жить?»
Учитель Узнав от старого колхозника о том, что сын стал мучителем людей, Ровба даёт две противоположные оценки его поведения. Как вам кажется, чего здесь больше: резкого осуждения или стремления оправдать? Обиды за себя или тревоги за сына?
Работа над главой «Облава»
Учитель «Облава»- называние повести. «Облава»- называние последней главы. Автор дважды обращает внимание на это слово, назвав так и повесть, и последнюю ее главу. После кульминации действие стремительно движется к развязке. Какой эпизод повести, по вашему мнению, является развязкой?
- Выясним лексическое значение слова «облава». Обратите внимание на слайд.
Слайд
1. Охота, при которой окружают место, где находится зверь, и затем гонят его на стрелков. Облава на волков. □ Мне уже приходилось бывать с ним [лесничим] --- на медвежьих, лисьих и волчьих облавах. Куприн, Черная молния. Мы удачно зафлажили волков в молодом сосняке, и облава началась. Арамилев, Волки. || Цепь загонщиков, окружающих зверя. Охота была неудачна, волки прорвались сквозь облаву. Л. Толстой, Записки сумасшедшего.
Организацией облавы руководит опытный охотник, который определяет местонахождение зверя, расставляет стрелков в местах вероятного хода (лаза) зверя и направляет загонщиков. Облава – на кого? На человека. Человек в этом мире – зверь. «Теперь он – больше привидение, чем человек, ночной бестелесный призрак, о которого в ужасе шарахаются люди, место которому только с волками в лесу». (глава3).
«Он мог только бежать, спасаться как зверь – не как человек... Он не человек». (5 глава).
Охотником становится сын, что за отца не отвечает.
Выразительное чтение стихотворения Б.Пастернака (индивидуальное задание)
Слайд
Нобелевская премия Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.
Темный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду.
Будь что будет, все равно.
Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора —
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
1959 г.
Вывод: Судьба крестьянина Хведора Ровбы перекликается в стихотворении Б. Пастернака с судьбой русского интеллигента. Облава не только на крестьянство, интеллигенцию, но и на весь народ.
- Почему В.Быков поднимает конфликт до уровня трагедии? Сразу ли понимает Хведор Ровба, на кого началась охота? («Но почему пограничники»? Разве он шпион, диверсант или нарушитель границы? Или он сбежал из тюрьмы, где сидел за преступление? Он пришел в свой родной край, где родился и вырос. Где родились и прожили свой век его предки. Так почему пограничники?»).
В повести Быкова раскрывается трагическая судьба одного белорусского крестьянина, выстраивается одна сюжетная линия, место и время ограничены, герой находится перед проблемой выбора: сдаться или уйти из жизни – в этом своеобразие стиля писателя В. Быкова. Герой сделал свой выбор: Ровба предпочел смерть на родине жизни в неволе («Но он хотел умереть дома. И вот ему повезло – он добрался до дома». (глава 2).
- Почему герой жалеет не себя, а сына? Почему ещё надеется на то, что сына заставили устроить облаву на отца? Почему у отца болит душа за сына? (чтение учащимися фрагментов из главы «Облава»).
- Какое спасительное доброе открытие осеняет Хведора за миг до смерти?
(«… счастливая Ганулька, она уже не увидит такого».)
Выразительное чтение последнего эпизода повести (индивидуальное задание).
«Люди, за что же вы так? – звучал в нем отчаянный вопль. - Что я вам сделал плохого? За молотилку? Так какое от нее зло? Она же вам пособляла. Или я много взял для себя? Я же все отдал вам – берите! Только за что же меня так? Одумайтесь, люди!.. ”
Никто, однако, и не думал одуматься – его гнали, как гонят волка на многолюдной охоте. А он все ждал, что кто–нибудь остановится, крикнет: “Постойте, братцы! Что же мы делаем?!”
Никто не остановился, не сказал, и его гнали дальше.
--Ровба, стой!
Ну вот наконец…
С первых же шагов своего нелепого побега он днем и ночью ждал именно этого окрика, и все же он прозвучал внезапно и страшно… Он понял — его увидали. Но и бежать ему больше некуда, должно быть, его долгий маршрут неотвратимо кончился. Невероятный бессмысленный маршрут – за тысячу верст на родную землю. Неласково же она встретила своего сына, родная земля!.. Ну да Бог с ней, другого и быть не могло. Видно, такова судьба! Проклятая судьба, уготовила ему в такое время родиться крестьянином.
Кончился темный ельник, начиналась полоса мокрого болотного мшаника. Не останавливаясь, Хведор взбежал на него – толстый пласт мха угрожающе осел под ногами, и они по колени ушли в черную хлюпкую грязь. Лезть дальше было безумием, но что теперь было не безумием?..
Теперь он сидел спокойно и ждал. От холода деревенели конечности, внутри у него все сжалось в тугой болезненный узел…
Парни вовсю орудовали шестом в лозовых зарослях.
- Лещук, вон туда пырни!
Это – тоже Миколка, откуда–то издали твердым начальственным голосом, которого не знал прежде Хведор. Такой его голос он слышал впервые, и каждый его звук болезненным ударом бил в самое сердце. Счастливая Ганулька, она уже не увидит такого. И не услышит.
Тем временем зашуршало в соседнем лозовом кусте – конец тонкой палки насквозь пропорол густую листву. Значит, наступил черед и его кочки. Но, должно быть, они не успеют, он опередит их. Хведор зачем–то вздохнул всей грудью и выпустил из рук узловатый корень. Тяжелые ноги в неизносимых постолах сразу повлекли его в бездну бочажины, и он захлебнулся. Изнутри почему–то больно ударило в уши, в глазах все померкло.
Не дано было жить тихо, так хоть тихо умер.
Искали его долго, тыкали шестами в кусты и кочки, шарили в камышах у берега. Да так и не нашли».
- Можно ли героя повести В.Быкова назвать лучшим человеком его времени? Почему?
- Каковы его жизненные принципы?
- Объясните смысл названия повести. (Повесть не о частной судьбе одного человека. Она об общей судьбе крестьянства: «Это облава не облава как таковая, а лишь финал большой облавы на миллионы Хведоров, развязанной классовой ненавистью на селе». Разрушен уклад народной жизни. Смерть героя – это вызов бесчеловечному устройству общества. Судьба Ровбы типична. Ведь это судьба целого поколения).
V. Подведение итогов урока
Прочитав повесть В.Быкова, мы убедились в гражданском мужестве и художнической честности писателя, поведавшего своим современникам о трагическом развороте событий, связанных с коллективизацией. С огромной художественной силой автор поставил самые главные вопросы эпохи. В произведении В. Быкова мы увидели его неприятие жестокости, бесчеловечности мира по отношению к человеку, народу. Облава стала формой существования общества. Это закон тоталитарного государства, когда “во имя высшего смысла государства у человека отнят последний смысл его присутствия здесь”. Шаг вправо, шаг влево считался побегом. И всё-таки бежала, сопротивлялись, сохраняли человеческое достоинство. Быков создал цельный характер, которому суждено жить и оставаться в русской литературе. Книга В.Быкова стала для многих откровением.
VI. Знакомство с книгами, представленными на выставке