РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ:
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
Вступление ребенка из домашней среды, где так тепло и уютно, в большой детский коллектив нередко сопровождается возникновением конфликтов со сверстниками. Дошкольники, особенно младшие группы, в силу особенностей развития детской психики, не осознают, что их окружают такие же дети со своими потребностями, взглядами, эмоциями, желаниями. Дома родная мама обеспечивает малышу всё необходимое по первому требованию. А в садике, где численность детей составляет около трех десятков человек, приходится считаться с мнением каждого.
Как известно, конфликт - это столкновение мнений сторон. В моём понимании, конфликт – очень жесткое слово. В своей работе я стараюсь не использовать его, а скорее недопонимание, неясность. Потому что задача грамотного педагога состоит в его предупреждении, разъяснении. Причем разъяснение не должно носить диктаторский характер. Воспитатель берет на себя роль посредника в разрешении «острой ситуации», и ни в коем случае не разрушает внутренний мир ребенка.
В моей практике в подготовительной группе были две воспитанницы, отличающиеся высокой подвижностью и импульсивностью. Между ними часто возникали столкновения, вплоть до оскорблений и драк. Я выяснила, что одна из них - приемный ребенок в семье (девочка наблюдалась и проходила курс лечения у невролога), вторая девочка в группе из обычной семьи, но родители закрывали глаза на любые проявления избалованности (истерики по поводу игрушек, кривляния). На первый взгляд, можно было предложить деструктивный способ разрешения конфликта между этими двумя детьми – не разрешать девочкам играть вместе. Но конструктивность преобладала в моих действиях. Я поочередно выслушивала жалобы девочек друг на друга, беседовала с ними о доброте, сострадании, читала книжки, взывала к эмпатии. Для первой воспитанницы я старалась обеспечить максимально спокойное психологический состояние, т.к. перевозбуждение не приводило к положительным отношениям в коллективе (поглаживание по плечу, спокойные слова, вопросы, непродолжительные по времени подвижные игры, продуктивную деятельность – рисование принцесс-примеров хорошего поведения, на выпускном девочка читала стихотворение про балерину: я еще не балерина, но танцую лучше всех, в будущем звезда эстрады, ждет меня большой успех). Так мне удавалось корректировать её импульсивное поведение. Со второй девочкой из благополучной семьи я старалась как можно чаще обращаться к эмоциональной сфере, задавала вопросы - как ты считаешь, приятно ли родителям, что ты капризничаешь. Я предложила маме однажды покапризничать по поводу плохого настроения, нежелания посетить магазин игрушек. Мама капризничала, вжилась в эту роль, девочке такое поведение пришлось не по нраву. Она пересмотрела свое поведение с мамой. Но вопрос оставался открытым во взаимоотношениях между девочками. Тогда я предложила клеить им сердечки на шкаф за каждый мирно прожитый день в саду. Это стало стимулом и для других детей.
В данный момент я работаю в младшей группе, где конфликтные ситуации возникают, в основном, из-за игрушек. В таком случае дети слышат от меня фразы типа: «С этой игрушкой мы будем играть только вместе, дружно или по очереди, иначе эта игрушка обидится и займёт место в своем домике - на полке», - дети прислушиваются. Есть такие детки, которым нравится постоянно передвигать стулья, толкать детей, делать замечания вместо воспитателя. Это очень гиперактивные дети, им сложно играть в малоподвижные игры. Их стараюсь привлекать к дежурствам, небольшим трудовым поручениям, таких как протирка пыли с воспитателем, рыхление цветов, помощь в очистке пластилиновой доски от пластилина с помощью салфеток. В такой ситуации дети переключаются, развивают моторику рук, немного устают, дают возможность другим детям играть спокойно. Возможно, данный способ более деструктивен, чем конструктивен, но на практике в большом детском коллективе он себя оправдывает.
Как известно, конфликт лучше предвидеть, чем его потом разрешать. Поэтому задача воспитателя состоит в том, чтобы грамотно организовать развивающую для игр среду, так спланировать сюжетно-ролевую игру, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя ущемлённым. В организации развивающей среды помогают родители, а воспитатель развертывает сюжет и наблюдает. Если сюжет приобретает агрессивную окраску - воспитатель как умелый капитан находит более благоприятный путь для своего корабля, чтобы плыть в нём было комфортно всем детям.
Литература
Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика - Пресс, 1999. - 536 с.
Гаспарова Е. Ведущая деятельность дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. - 1997. - №7. - С. 45-50.
Немов Р.С. Общая психология для специальных учебных заведений. - М.: «ВЛАДОС», 2003. - 400 с.