СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разряды количественных числительных

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разряды количественных числительных»

Тема: Разряды количественных числительных. (с презентацией).

Дата проведения: 16 февраля 2021 года

Обрудование: компьютер с проектором, раздаточный материал.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

УУД

Метапредметные:

М/п: пользоваться разными видами чтения, извлекать информацию, представленную в разных формах (таблица, текст), перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (схема, текст).

М/к: строить связное монологическое высказывание, осуществлять взаимодействие в группе, оказывать помощь и проводить само- и взаимоконтроль.

Личностные: интерес к изучению языка; способность к самооценке.

Предметные:

различать разряды количественных числительных (целые, дробные, собирательные), группировать числительные по разрядам, изменять целые простые и сложные числительные по падежам.

-правильно употреблять в речи разные формы целых количественных числительных.

I Организациооный момент.

- Здравствуйте, ребята! С каким настроением вы пришли сегодня на урок?

(если кто-то с плохим, спросить почему)

- Чтобы лучше настроиться на урок, я прочитаю вам стихотворение:

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям!

К уроку готовы! Тогда за работу!

Удачи желаю я вам!

-Откройте тетради, запишите число

   - Сегодня мы продолжаем  разговор о числительных.

    - Какую роль играют числительные в нашей жизни?

Цифры окружают нас всюду. Мы привыкли их видеть в магазинах, слышать о них по телевидению и радио. Цифра «знает», сколько ребят учится в нашей школе. Цифра  «расскажет» о том, что в Санкт-Петербурге 245 мостов, что скворец, чтобы накормить птенцов, должен принести им корм за день около 200 раз, что мировой рекорд аппетита принадлежит китам, которые за сутки поедают 510 тонн планктона, а всего лишь одна капля нефти делает непригодной для питья 25 литров воды.

          Цифры играют огромную роль в нашей жизни.

  1. Языковая разминка

- Посмотрите на слайд, предложите к нему задание. 

Двадцать пять литров, семилетняя девочка, десяток яиц, три сосны, столетие, одиннадцать игроков, тройка лошадей, полное одиночество, один шанс, двойной удар, удвоить усилия, семь дней, играть в пятнашки, тридцать три богатыря.

- Действительно, необходимо выписать словосочетания с именами числительными.

- Проверяем, обратите внимание на орфограммы в числительных.

- Какие орфограммы встретились в этих числительных? (в числительных от 5 до 20 и 30 на конце пишется мягкий знак, словарное слово – одиннадцать с двумя н)

-Что Вы можете рассказать об этих числительных? (все эти числительные количественные и простые и составные)

Кто допустил ошибки? Какие? Почему?

- Оцените себя.

III Открытие нового материала.

На доске вы видите имена числительные, проанализируйте и скажите на сколько групп можно разделить эти числительные? (на 3)

- ….. пойдёт к доске и распределит таблички по группам.

- Ребята, все согласны?

- Это какие числительные количественные или порядковые? (количественные)

Вспомните, когда мы изучали имя прилагательное, встречали 3 группы прилагательных, как назывались эти группы? (разряды)

-Сформулируйте тему урока.

Разряды количественных числительных

- Запишите тему урока.

- Какие цели поставим перед собой?

(1. Познакомиться с разрядами количественных числительных.

2. Научиться их различать.

3. Научиться употреблять их в речи)

- Определим названия разрядов. Для этого сравните числительное 12 и 1\2.

-Что обозначают эти числительные? (целое и дробное число)

- Выделяем разряд целые и дробные числительные.

- Какое значение у числительного трое?

- Несколько предметов, взятое как одно целое, объединённые чем-то общим. Не три, а трое.

- Как бы вы назвали такие числительные? (собирательные, от глагола собирать)

-Таких числительных мало. Их даже можно пересчитать. Более подробно о них мы будем говорить, когда отдельно будем изучать собирательные числительные.

- Итак, какие разряды количественных числительных мы выделили?

Количественные числительные      

        

            двенадцать                                  двое                                  одна вторая

                                     (целое)                         (собирательное)                (дробное)

  1. Закрепление изученного материала.

  1. Устно назовите количественные числительные и определите их разряд.  

17 рублей, пятеро друзей, две десятых урожая, трое суток, 11 дней, три четвертых километра, сорок два ученика, четверо суток, одна четверть сада, шестнадцать книг.

- Оцените себя.

2. Выборочно-распределительный диктант.

Прочитайте текст.  Выпишите количественные числительные в И.п.  в три колонки, разделив их на разряды.

В нашей гимназии прох…дили соревнования. В первой к…манде было восемнадцать учас…ников. Шестеро из них занимались спортом уже два года. Ост…льные две трети учас…ников были спортсменами-любителями. Однако класс был очень дружный, и поэтому ребята поб…дили. Из десяти этапов соревнования юные спортсмены выиграли восемь, то есть четыре пятых. Трое учас…ников получили м…дали, пятеро - поощрительные призы.

-Проверим.     

целые

дробные

собирательные

Восемнадцать

Два

Десять

Восемь

Две трети

Четыре пятых

Шестеро

Трое

пятеро

- Кто допустил ошибки7 Какие? Почему?

-Оцените себя

3 Физминутка

-Немного отдохнём, посмотрите на слайд.                      

5. Интеллектуальная разминка.

1)  Устно замените эти слова другими:  

 чертова дюжина,  полтораста.

-Какие у вас получились слова?

- Какие это числительные?

2) Конкурс «знатоков»

- Запишите ответы на вопросы, используя числительные. Укажите разряд числительных.

  1. Сколько лет жил старик со старухой в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина?

  2. Сколько пятниц на неделе у человека, легко и часто меняющего свои решения?

  3. Сколько богатырей было в «Сказке о мёртвой царевне»?

  4. О скольких каплях воды говорится во фразеологизме со значением «очень похожи, одинаковые»?

  5. Сколько коробов можно наврать?

  6. Сколько должно быть зайцев, чтобы погнаться за ними и ни одного не догнать?

  7. Сколько раз нужно примерить, чтобы один раз отрезать?

Ответы: 1) тридцать лет и три года

                  2) семь пятниц

                  3) семь богатырей

                  4) две капли

                   5) три короба

                   6) два зайца

                   7) семь раз

-Оцените свою работу в группе

IX Рефлексия

- Как прошёл урок?       

- Ваше настроение после урока?

Домашнее задание:

  1. Параграф 71, упр.409.

  2. Задание на карточке