Разминка
Назовите и выпишите из группы фразеологизмов только те, которые по значению соответствуют наречиям.
Кот наплакал, бить баклуши, голова не варит, как свои пять пальцев, как корова языком слизала, в час по чайной ложке, душа в душу, верста коломенская, намылить шею.
Составь с одним из фразеологизмов предложение, выполни его синтаксический разбор.
Устно вставь буквы и пропущенные знаки препинания.
- Обо(с/з) распол..жился в стороне от деревн.. около реки. Солнце жгло (по)вчерашнему воздух был (не)подвижен и уныл. От жары было (н..)куда дет..ся. На берегу стояло несколько вер(б/п). Но тень от них бе(с/з)полезно падала в воду. Вода в реке голубеющая от отр.жающ..гося в ней неба страс..но м..нила к себе.
- Дымов и Кирюша быстро ра..делись и с громким криком попадали в воду. Тихо журчавшая(3) реч..ка огл..силась фыркан..ем плеском криком. Егорушка разделся. Ра(с/з)б..жавшись он прыгнул с выш..ны в речку. Описав в воздухе дугу Егорушка глуб..ко погрузился(4). Но дна (не)достал. Какая(то) сила по(д/т)хв..тила его и пон..сла обратно (на)верх. Он вын..рнул фыркая пуская(2) пузыри. Егорушка подплыл к берегу и стал шарить около к..мышовых корен..ев.
Наречие
Дополни цепочку
Внизу, ... (места)
Завтра, ... (времени)
Горячо, ... (образа действия)
Сослепу, ... (причины)
Назло, ... (цели)
Очень, ... (меры и степени)
Спишите, объясняя написание слов (найдите в предложениях наречие, распределите в одну из соответствующих колонок)
Она испугалась, как(бы) сгоряча его (не)стукнули о деревян/нный потолок. (А. Гайдар.) 2. А там, далеко, из(за) ч_щи лесной какую(то) песню поют. 3. И кажется: если(бы) голос молчал, мне было бы трудно дышать... 4. Иду вперед (по)спешными шагами. (А. Блок.) 5. Квакин внимательно огляд_вался по сторонам. 6. На радостях они стали скакать, прыгать и кувыркат_ся по пружин/нному дивану. 7. Справа, возле кожан/нных краг, лежал старый ободран/нный револьвер. (А. Гайдар.)
8. Что(бы) досадить брату, Антошка нарочно столкнул со стола его жестян/нную баночку с разной нужной мел_чью.
1 - образ действия.
2-место.
3 - причина.
4- цель.
Примечание:
Гласные в суффиксах -ова-/ -ыва-
Чтобы проверить, какой суффикс (-ова- или -ыва-) писать в глаголе, надо поставить глагол в форму первого лица единственного числа. Если суффикс не изменится, нужно писать -ыва-: разведывать – разведываю, складывать – складываю.
Если в суффиксе произошло чередование -ова-/ -у-, нужно писать -ова-: участвовать – участвую, командовать – командую.
Степени сравнения
сравнительная
Простая
превосходная
-ее(-ей), -е, -ше/-же
Составная
более / менее
Простая
-ейш- / -айш-
Составная
самый наиболее наименее
Образуй степени сравнения от слов спокойный,
спокойно.
сравнительная
Простая
превосходная
Составная
Простая
Составная
Вывод:
Сравни!
- Маша спокойнее Даши.
- Маша ведет себя спокойнее Даши.
- Море сегодня спокойно.
- Спокойно двигаться по дороге.
Тест
Выбрать предложение с наречием в сравнительной степени:
а) Маша спокойнее Даши.
б) Сегодня погода лучше, чем вчера.
в) Беги быстрее на урок.
2. Выбрать предложение с наречием в сравнительной степени:
а) Черепаха ползёт медленнее змеи.
б) Озеро Байкал глубже Ладожского озера.
в) Моя мама строже папы.
- Выбрать предложение с прилагательным в сравнительной степени:
а) С возрастом годы бегут быстрее.
б) Городские дома выше сельских домиков.
в) Водолаз погружается в воду глубже аквалангиста.
- Выбрать предложение с прилагательным в сравнительной степени:
а) По утрам мороз намного сильнее, чем днём.
б) Чтобы не опоздать на урок, надо просыпаться раньше
в) Говори, пожалуйста, тише.
Ответ: в
Ответ: а
Ответ: б
Ответ: а