Цели:
- показать основные функции союза;
- расширить знания учеников о простых и составных союзах;
- показать отличия функций сочинительных и подчинительных союзов.
Лингвистическая разминка
- Не кислый, а сладкий апельсин;
- неглубокая, а рыбная речка;
- незакрытое, а распахнутое настежь окно;
- не медли, а поторопись;
- некрашеный пол;
- не глупо, а умно поступил;
- не правда, а обман;
- сделай немедленно;
- мал золотник, да дорог;
- хлеб да соль;
- не медленно, а быстро.
СОЮЗ
Союз - служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного
- Общее грамматическое значение союза – обозначение сочинительной и подчинительной связи между словами и предложениями. Синтаксические признаки союзов - союзы не входят в состав членов предложения
РАЗРЯДЫ СОЮЗОВ по строению
ПРОСТЫЕ СОЮЗЫ
СОСТАВНЫЕ СОЮЗЫ
и, а, но, да, что, если, когда и др.
потому что, так как, оттого что, в силу того что, вследствие того что, до тех пор пока, с тех пор как и др.
Хоть изранены французы, да не убиты.
Мы остановились перед небольшим , но глубоким оврагом.
В октябре хорошо ночевать в стогах ,
как будто в теплых закрытых помещениях.
Он поплыл один , потому что любил оставаться один на один с природой
Запишите предложения с указанием простых и составных союзов.
Лошади были настороженны, но спокойны. Между небом и землей, то замирая, то снова ясно обозначаясь журчали и звенели непрерывно трели простенькой, но милой трели жаворонка. Он услышал, как будто кто-то стукнул в окно.
РАЗРЯДЫ СОЮЗОВ ПО ЗНАЧЕНИЮ
Отличие сочинительных и подчинительных союзов:
- Сочинительные союзы связывают однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного.
- Предложения, связанные сочинительными союзами называются сложносочиненными.
- Подчинительные союзы связывают простые предложения в составе сложного: одно из предложений подчинено другому, от одного к другому можно поставить вопрос.
- Предложения, связанные подчинительными союзами называются сложноподчиненными.
Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, объясните орфограммы и пунктограммы, определите роль союзов в предложениях:
- Квадраты полей и к...парисы и мал...нькие домики среди них и в...ющ...еся д...роги и платаны всё это тян...тся до г...р...зонта. (В. Некрасов.)
- К...стерразг...рался (не)охотн... и вяло двигались тени (во)круг него.
- (Что)бы уд ...лить ж...рные пятна со страницы книги надо пр... сыпав загр. ..зне(н, нн)ый уч... сток молотым мелом прогладит ь его через белую бумагу горяч.,.м утюгом.
Проверьте себя:
- Квадраты полей, и кипарисы, и маленькие домики среди них, и вьющиеся дороги, и платаны - всё это тянется до горизонта.
- Костер разгорался неохотно, и вяло двигались тени вокруг него.
- Чтобы удалить жирные пятна со страницы книги, надо, присыпав загрязненный участок молотым мелом, прогладить его через белую бумагу горячим утюгом.
Подумай и ответь!
- Для чего нужны союзы?
- Почему союзы делят на сочинительные и подчинительные?
- Что вызвало трудности в изучении темы?
- О чём было интересно узнать?
Домашнее задание:
Выписать из художественных произведений 5-6 предложений с сочинительными и подчинительными союзами.
Спасибо
за
внимание!