СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развёрнутый анализ штрихов в фортепианной музыке и их исполнительские трактовки.»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

В данной работе представлен развёрнутый анализ штрихов в фортепианной музыке: лиги, portato, staccato и их исполнительские трактовки.

 

Просмотр содержимого документа
««Развёрнутый анализ штрихов в фортепианной музыке и их исполнительские трактовки.»»

Лебедева Татьяна Николаевна. Педагог ССМШ при КГК им. Жиганова

«Развёрнутый анализ штрихов в фортепианной музыке: лиги, portato, staccato и их исполнительские трактовки.»



1. Лига в фортепианной музыке: историческая эволюция и исполнительские интерпретации

1.1. Три основных трактовки лиги

В фортепианной музыке лига может иметь разные значения в зависимости от эпохи, стиля и контекста. Выделяют три основных подхода:

Легато + дыхание (аналог духовых и вокальной музыки)

- Суть: Ноты под лигой исполняются связно (legato), а между лигами делается небольшой перерыв, имитирующий дыхание или снятие руки.

- Примеры: В классической и романтической музыке такая трактовка встречается в кантиленных (певучих) мелодиях.

- Важно: В отличие от струнных, где лига строго означает один смычок, у пианистов возможна более гибкая интерпретация.



2. Лига как смена смычка (аналог скрипичной техники)

- Суть: Венские классики (Моцарт, Гайдн, Бетховен) часто использовали лиги по аналогии со струнными, где они обозначали границы смычка.

- В парах нот (хореическая стопа: сильная доля + слабая) второй звук может исполняться легче и короче.

- Как отмечают Бадура-Скода: «Венские классики распространяли скрипичную манеру письма на всю музыку».

- Пример: В сонатах Моцарта короткие лиги могут означать не только легато, но и фразировку, близкую к скрипичным штрихам.



3. Фразировочная лига (романтизм и позднее)

- Суть: В XIX веке лига стала обозначать не только штрих, но и фразировку — объединение музыкальной мысли.

- Под длинной фразировочной лигой могут встречаться «частные лиги», указывающие на детализацию штрихов.

- Иногда фраза подразумевается, но не обозначается лигой (например, у Шопена или Шумана).

- Пример: В музыке Шостаковича при sempre legato лиги могут отсутствовать, но при смене штрихов они появляются.



2. Portato, tenuto, non legato: тонкости звукоизвлечения



2.1. Portato / portamento / tenuto

- Обозначение: Точки или черточки под лигой (иногда черточки без лиги).

- Исполнение:

- На струнных и в вокале portamento — это glissando, но на фортепиано этот термин используют для глубокого, весомого, но не связного звука.

- Tenuto (итал. «выдерживая») — небольшой акцент с полным выдерживанием длительности.

- Пример: В медленных лирических пьесах (например, у Шуберта) tenuto придаёт выразительность отдельным нотам.



2.2. Non legato

- Суть: Минимальное разделение звуков без явного staccato.

- Техника:

- Звуки извлекаются без толчка, с лёгким просветом.

- Вариативность зависит от прикосновения: кончики пальцев, вес руки, педаль.

- Пример: В барочной музыке (Бах) non legato часто заменяет современное staccato.



3. Staccato: от классики до современности



3.1. Историческая эволюция обозначений

- XVIII век:

- Точка и клин могли не различаться (у Гайдна клин — лёгкость, у Бетховена — акцент).

- У Моцарта staccato варьировалось от едва заметной точки до резкой вертикальной черты.

- XIX век:

- Чёткое разделение: точка — лёгкое staccato, клин — акцентированное.

- У Шопена и Листа клин может означать резкий, почти «ударный» звук.



3.2. Точность исполнения у классиков

- Staccato сокращает длительность ровно вдвое.

- Критично точное снятие звука, иначе теряется ясность фразировки.

- Пример: В сонатах Бетховена staccato должно быть ритмически безупречным.



3.3. Виды staccato в современной технике (по А.В.Бирмаку)

- staccato-leggiero, «часто применяется пианистами в быстрых пассажах, которые как бы “разлетаются” подобно легким брызгам. Мы встречаем этот вид штриха, например, в Концерте Es-dur Листа. Легкий, прозрачный звук достигается здесь размаховым движением слегка вы-янутых пальцев (прием, напоминающий технику leggiero). Вырабатывать его следует легкими ударами пальцев, снимая нагрузку с нижних частей рук. Поддержка руки осуществляется плечом и плечевым поясом»;

- stассato-martellatо, «исполняется движениями кисти и предплечья, напоминающими бросок и упругое отскакивание мяча. Ученики вначале боятся этого движения из опасения не попасть на нужную клавишу, и тогда в игре теряется смелость, а в звуке пропадает четкость.

Учить его следует “полетными” движениями от предплечья. Такой вид staccato применяется в

начале Сонаты №3 Прокофьева»;

- пальцевое staccato, «для его осуществления лучше пользоваться приемом пальцевых репетиций. Скользя по клавише, пальцы как бы стирают с нее пятнышко, рука “парит” близко над клавиатурой на поддержке плеча и плечевого пояса; высокий замах или подъем кисти только помешают быстроте и легкости. При этом следует еще раз вспомнить о том, что кисть не приспособлена к быстрым повторным движениям»;

- stассato-volante, «создает впечатление полета, но в отличие от staccato-martellato звучание его легкое и звонкое. Таким приемом многие пианисты играют staccato в Прелюдии № 24, d-moll Шостаковича. Оно осуществляется “отлетом” руки от клавиш»;

- staccato-pizzicato, «напоминает аналогичный штрих при исполнении на струнных инструментах. Движением под ладонь нацеленные концы пальцев извлекают острый щипковый звук.

Поддержка руки осуществляется верхними ее частями и плечевым поясом»;

- staccato-portamento, «требует большей протяженности в звуке, а отсюда и несколько более «отяжеленных», но гибких движений кисти. Рука с небольшой нагрузкой от предплечья опирается на пальцы, как бы мягко ставя на каждой ноте точку. Пример этого штриха мы видим в среднем эпизоде Mephisto-valse Листа» [ , с. 96–97].



4. Заключение: искусство штриховой нюансировки

- Исторический контекст:

- У классиков лиги и staccato тесно связаны со струнной традицией.

- Романтики добавили фразировочную лигу и расширили палитру staccato.

- Исполнительский выбор:

- Один и тот же знак (например, клин) может требовать разного звукоизвлечения у Гайдна и Прокофьева.

- Между legato и staccato — множество промежуточных штрихов (portato, tenuto, non legato).

- Главный принцип:

Штрих должен соответствовать стилю, образному строю и интонационной логике музыки.

Рекомендации для исполнителей:

- Изучать автографы и уртексты для понимания авторских намерений.

- Экспериментировать с разными типами движений (пальцевое, кистевое, предплечье).

- Развивать звуковое воображение, чтобы штрих становился частью художественного образа.



Этот анализ показывает, насколько богата и многогранна тема штрихов в фортепианной музыке — от строгих правил классицизма до свободной интерпретации в XX веке.