СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие аккордового мышления гитариста

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка будет интересна тем, кто работает с детьми первого класса по предмету "Специальность", "Музыкальный инструмент"

Просмотр содержимого документа
«Развитие аккордового мышления гитариста»

Развитие аккордового мышления гитариста


Знакомство ученика с грифом гитары начинается обычно с одиночных нот и, рано или поздно, перетекает в знакомство с гаммами (обычно это До-мажор, Ля-минор), а потом с аккордами.

Однако, для того, чтобы творческиё рост учащегося был более стремительным, необходимо и гаммы, и аккорды объединить в одну систему.


Работа должна протекать в несколько этапов:

1. Работа с гаммами:

знакомство,

разучивание

отрабатывание гаммообразных движений

2. Работа с аккордами:

знакомство,

умение зажимать переползать с одного аккорда на другой,

исполнение последовательности аккордов.

3. Объединение аккордов и гамм единым музыкальным мышлением



1этап


Первый этап требует от ученика умения достаточно бегло исполнять гаммы в разных темпах и разными длительностями (четвертными, восьмыми для учеников 1-2 классов, триолями и шестнадцатыми - если работа ведётся с обучающимся 2-3 класса и старше).


На этом этапе преподаватель … молодому гитаристу что такое гаммы, рассказывает о их роли в исполнительстве, знакомит с техникой их исполнения. Важно объяснить, как должны работать левая и правая руки во время исполнения, как они взаимодействуют между собой, какими длительностями следует играть и в каком темпе.

Следует помнить, что вся работа должна проходить только в медленном темпе. И поднимать темп только тогда, когда ученик будет готов к его увеличению.


2 этап


На следующем этапе преподаватель знакомит подопечного с аккордами. Даёт ему схемы аккордов. Ученик пробует их зажать и озвучить.


Следует объяснить как изображаются аккорды на схемах.

Важно, чтобы ученик понимал принцип изображения схемы аккорда, мог сам «прочитать», зажать и озвучить любой аккорд.


Каждый аккорд в исполнении молодого гитариста должен звучать чисто. Напишите схему аккорда Am на бумаге, покажите ученику и попросите зажать его. Если ученику всё понятно, он достаточно легко сделает это.

Затем попросите дернуть по очереди каждую струну на гитаре, извлекая их них звуки. Ноты должны быть длинными и чистыми, без звона. Если какая-то из струн звучит «грязно» - значит палец ученика плохо прижимает ее к ладу. Необходимо объяснить, что палец должен зажимать струну не между ладами, а около того лада к какому прижимает. Необходимо изменить положение пальца обучающегося, переместить его по ладу, постоянно проверяя звук. Если это помогло - проверьте остальные струны. Все струны должны звучать чисто. Если у ученика извлечь чистый звук никак не получается, попросите его зажать только один звук, затем постепенно добавьте другие пальцы на нужные лады.



Когда ученик освоил несколько аккордов по отдельности, ему необходимо научиться переставлять пальцы с одного аккорда на другой. Дайте ему аккордовую последовательность из двух аккордов: например Am – Dm, Am – E.


На этом этапе важно следить за учеником, чтобы его пальцы начинали движение одновременно. Каждый палец должен двигаться на нужный лад одновременно с другими пальцами. Они не должны подниматься высоко над грифом. Лучше, если каждый палец будет переползать с одной струны на другую.


При этом рука и пальцы должны принимать естественную форму изгиба.

Многое зависит от правильности постаномки левой руки. Если предварительная работа велась верно, то ученик легко сможет поставить нужный палец на нужный лад.


Когда пальцы начнут «слушаться», повышайте темп переставления аккордов. На этот этап у вас может уйти пара недель, при условии постоянной каждодневной индивидуальной работы ученика.


Важно помнить о том, что прижимать струну нужно кончиком пальца. Зажимая подушечками, пальцы учащегося будут цеплять соседние струны, заглушая их, или наоборот - зажимать ненужные, фальшивые ноты. В этом случае вы не сможете добиться от него чистого звучания нот, а ,соответственно, и аккорда.


Очень важно следить за длинной ногтей ученика. Они должны быть острижены как можно короче. Если они будут длинными, то помешают зажимать звуки чисто.


Когда он их освоит можно переходить к более длинным последовательностям.


Перестановка аккордов


Основное правило - объяснить ученику, что начинать работу сразу в быстром темпе – большая ошибка, даже если он уже умеет играть некоторые аккорды. Необходимо сделать достаточное количество повторений в самом медленном темпе и лишь когда пальцы «запомнят» всю последовательность движений можно ускорить темп. Для начала попробуйте освоить следующие последовательности:


Am Dm Em Am


Em Am C Dm


Am Dm G C


Данные аккорды зажимаются в одной игровой позиции.

Позицией называется расположение пальцев левой руки на грифе без передвижения кисти. Так аккорды Am, Dm, C и G можно взять в одной позиции. А вот переход с Am на Нm потребует смены позиции.


Как помочь ученику легче сориентироваться и быстрее освоить переходы с одного аккорда на другой?

При переходе без смены позиции ищите так называемые «общие» ноты - те, которые одинаковы и в текущем аккорде, и в том, на который нужно перейти. Так при переходе с Am на C такими нотами будут «До» (на 2-й струне) и «Ми» (на 4-й струне). Поэтому пальцы, прижимающие эти звуки, не следует отрывать, а наоборот, нужно «приклеиться» ими к грифу, пока безымянный палец будет перемещаться в необходимое положение на 5-й струне.


При переходе со сменой позиции необходимо искать ноты, которые берутся на одной струне и «прижимаются» одним и тем же пальцем. Тогда при переходе этот палец должен слегка скользить по струне, что поможет остальным пальцам легче сориентироваться по нужным струнам и ладам. Например, при переходе с Em на Hm и наоборот таким пальцем будет безымянный, прижимающий 4 струну.


Разучив основные аккорды, ученик сможет не только аккомпанировать на гитаре (что подпитает его интерес к инструменту), но и разовьёт «видение» грифа, которое, в дальнейшем, поможет ему быстрее учить наизусть исполняемые произведения.


----------------------



3-й этап


Когда ученик освоил аккорды и достаточно бегло играет гаммы, необходимо объяснить ему что аккорд состоит из звуков гаммы, а гамма является «продолжением» аккорда.

Не только объяснить, но и подкрепить знания следующим примером.


Попросите молодого гитариста сыграть аккорд C, а потом, не отпуская пальцев со струн, исполнить гамму До-мажор.

При такой игре кисть левой руки должна сохранить позицию аккорда, а конкретный палец будет подниматься со струны только тогда, когда необходимо «отпустить» струну для взятия «открытого» звука или зажать звук, не входящий в позицию аккорда. После того как нота отзвучит, палец должен вернуться в исходное положение на струне.


Когда учащийся таким образом проработал один аккорд и его гамму, следует переключить его внимание на другие гаммы и аккорды, над которыми необходимо точно так же вдумчиво поработать и «увидеть» их на грифе.


Параллельно с отработкой этого упражнения, следует начинать использовать этот принцип и в разучивании лёгких гаммообразных этюдов и пьес.


На первых порах это упражнение покажется ученику очень сложным и трудоёмким, но в дальнейшем оно значительно облегчит запоминаемость материала, разовьёт «подбор» по слуху и восприимчивость музыки в целом.