СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие актёрских способностей детей дошкольного возраста в процессе разных видах деятельности в рамках ФОП ДО"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие актёрских способностей детей дошкольного возраста в процессе разных видах деятельности в рамках ФОП ДО"»

Развитие актерских способностей детей дошкольного возраста в процессе разных видах музыкальной деятельности в рамках ФОП ДО»

(из опыта работы)

Сегодня, когда происходят фундаментальные изменения в сфере дошкольного образования и воспитания, перед педагогами – дошкольниками, первоочередной задачей является развитие творческих способностей детей, так как элемент творчества присутствует в любом виде человеческой деятельности.

Дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития творческих способностей. И от того, насколько будут использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Я как музыкальный руководитель, стараюсь развивать творческие способности во всех видах музыкальной деятельности.

На мой взгляд актёрство и творчество очень тесно взаимосвязаны, хотя отличаются по своему характеру и целям деятельности. 

Актёрство — это исполнение чужой роли, когда актёр вживается в образ другого человека, животного или даже предмета, а творчество — это создание собственного произведения искусства. Таким образом, актёр воплощает искусство, а артист его создаёт. 



        Работа по развитию актерского таланта детей дошкольного возраста строю на интегрированном подходе, использовании отдельных видов детской творческой деятельности (игровой, песенной, танцевальной):

  • Речевая разминка -  разнообразные игры с поговорками помогают решать проблемы в звукопроизношении, улучшают дикцию ребёнка, повышают степень выразительности его речи.

На занятиях включаю работу над техникой речи – чистоговорки, разминка языка, цоканье, упражнение на гласные и согласные звуки, дыхательные упражнения, скороговорки, разминки пальцев, жестикуляция. Их цель - помочь овладеть средствами образной выразительности: предлагаю произносить детям отдельные слова и предложения с различной интонацией (вопрос, просьба, удивление, грусть, страх и т. д.). Цель работы над интонацией - добиться выразительности и естественности.

  • Игры-упражнения -  способствуют развитию у детей внимания, наблюдательности, памяти, воображения, фантазии, развивают в деталях способности к импровизации, к разным проявлениям детского творчества и т. д.

Позы - сначала предлагаю детям поиграть в знакомые игры типа «Море волнуется»; затем изобразить позой кого - ни будь или что - ни будь (например, каратиста, паука, берёзку) и объяснить, почему они выбрали ту или иную позу. Полезно дать задание, как найти одно, но наиболее яркое движение, которое сделало бы образ (Баба Яга, толстяк, дерево...) легко узнаваемым. Жестами - начинаю с простых сценических заданий: как жестом показать состояние или ощущение человека (очень горячо, я замёрз, мне холодно, мне больно и т. п.); следующие упражнения включают уже несколько действий (пришиваю пуговицу, мою посуду, рисую красками и т.п.). Мимикой - учу детей по выражению лица (глазами и бровями, губами) определить настроение человека, а затем с помощью мимики выражать своё эмоциональное состояние или реакцию на воображаемое событие (съел сладкую конфетку, кислый лимон). Пантомимикой, в которой сочетаются пластические позы, жесты и мимика. Предлагаю детям с помощью указанных образных средств представить следующие ситуации: " Я мыл посуду и случайно разбил чашку", " Я пришивала пуговицу и уколола палец иголкой". Потом просим детей "изобразить" распускающийся цветок, прыгающую лягушку, засыпающего ребёнка, качающееся на ветру дерево и т.д. После того как дети уже достаточно поупражняются над актёрской техникой, устраиваем в детском саду театрализованные развлечения - готовим драматизации известных сказок, при работе следим, чтобы наши воспитанники использовали все средства актёрской выразительности, усвоенные ими на занятиях.



  • Театрализованные игры (речевые игры, игры со стихами) - помогают формировать у детей навык свободного и естественного поведения на сцене, упражняют в умении взаимодействовать с партнёрами, помогают воплощаться в различные сценические образы.

В процессе таких игр я стремлюсь развивать у детей пластику движения, применяя речевые разминки помогаю решить проблемы с звукопроизношением. Применяя в работе с детьми театрализованные игры происходит формирование навыка свободного и естественного поведения на сцене, умение взаимодействовать с партнёрами. 

Непременным условием всех наших театрализованных игр является музыка, которая подчёркивает характер героев и помогает детям имитировать движения персонажей. При этом совершенствуется их координация, развивается чувство ритма. А движения в свою очередь повышают активность речедвигательного анализатора.

В играх используются упражнения-подражания движениям насекомых, животных, способам их передвижения. В игре дети слушают музыку к каждому персонажу, по-своему передают образ каждого героя знакомятся с ролью. 



  • «Театр одной песни» - музыкальный спектакль в миниатюре подготавливает детей к более развёрнутой форме музыкально-драматического спектакля.

Певец - это актер, который использует певческий голос как инструмент. Каждая музыкальная фраза рассказывает историю, которая также передается через язык тела, выражение лица, дикцию и динамику голоса.

Используя эту идею, я включаю в работу с детьми анализ песенного материала. Это необходимо для того, чтобы понять смысл и прочувствовать душу песни. Что же говорит песня, и как подать эмоции наилучшим образом в целом?  Громче или мягче? Жестко и твердо или тепло и гармонично?

Эта часть вокального обучения не менее важна, чем изучение вокальной линии, ритма и слов. Она дает основу для искреннего исполнения. После этого начинаю работать с движениями, которые необходимы для исполнения песни.

Я стараюсь донести до ребят, что вы актеры, которые выражают свои эмоции посредством песни. Если вы стесняетесь и вам сложно находиться на сцене, создайте образ, который вы хотите показать публике.

Работая над песней, я учу детей следить за дыханием, это - основа. Если вы потеряли контроль над дыханием из-за нервозности, вы подорвали основу для вашего голоса и это будет длинная и нудная песня. Мы обязательно делаем упражнения для укрепления сердечно-сосудистой системы. (Стрельникова, Емельяненко) 

Я говорю детям: «Находите своих слушателей – будь то родители или друзья. Вы достойны иметь своих поклонников, поэтому не бойтесь, не стесняйтесь и просто пойте!»



  • Инсценировка литературного произведения – своеобразный итог работы с детьми, по овладению ими навыками выразительной речи, пластики сценического движения, умению взаимодействовать друг с другом на сцене, ярко воплощать разные образы и т. д.



Одна их форм организации детей в повседневной жизни детского сада развлечениеРазвлечение - это радость, веселье, смех, игры, песни, яркие костюмы. Кроме того, развлечение - важное средство художественно-эстетического развития. Здесь формируется вкус детей.

Понимая огромное значение театра для всестороннего развития ребёнка, мы с коллегами стремимся к тому, чтобы театр стал для ребёнка мостиком, соединяющим игру с творчеством.

Таким образом, развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства проходит через все виды музыкальной деятельности. Приобщая дошкольников к одному из древнейших видов искусства - театру, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной. Наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Обучение мастерству актера – это не только и не столько возможность получить профессиональный навык, сколько приятное и развивающее времяпрепровождение. Готовя спектакль мы привлекаем всех детей (участвует вся группа), участвуют и дети с заниженной самооценкой и задержкой развития коммуникативных навыков, а также речевого развития. Выступления на сцене и упражнения по актерскому мастерству для детей способствуют преодолению страха публичных выступлений и страха оказаться в центре внимания, раскрепощают и помогают ребенку поверить в свои силы.





Подытоживая вышесказанное, я могу сказать, что знание актерского мастерства- залог успеха малыша в будущем. Все знания и умения, приобретенные в театральной деятельности, облегчает ребенку переход из детского сада в школу, и будут залогом успешной учебы в школе.

Далеко не всем детям в будущем придется выходить на театральную сцену. Однако выступать публично должен уметь каждый








Мастер класс








  1. Отгадай героя. Очень веселое игровое упражнение. Ребенок загадывает себе персонажа и без слов показывает его зрителям. Задача зрителей – угадать, какого персонажа загадал маленький артист. Со временем можно усложнять упражнение, например, переключиться на неживые предметы.

……

Мастер класс



Я приглашаю вас в путешествие на



«Знакомство. «Круг имен».

Упражнение на развитие памяти, концентрацию внимания, быстроту реакции.

Работает как игра на знакомство.

Ход упражнения: Все становятся в широкий круг. Начинается упражнение с того, что педагог объясняет задание. Все участники круга должны быть максимально сконцентрированы, чтобы запомнить имена людей, стоящих в круге. Данный цикл упражнений предназначен для первых занятий. Цель его - знакомство педагога с группой и участников группы друг с другом, диагностика психофизических данных учащихся.

Первый человек (им может быть педагог), произносит своё имя. Следующий за ним повторяет имя первого человека и произносит свое. Третий участник также говорит имя первого, потом второго, а затем свое. И так по кругу. В

результате последний участник должен воспроизвести по памяти имена всех, стоящих в кругу.

Смысл заключается в том, чтобы при очень высоком темпе игры, не забыть порядок и не перепутать имена участников. Задача игры - не потерять темп, не быть заторможенным при «включении» в игру, не допустить ошибка в имени участников.




Упражнение «Дирижер».

Упражнение способствует развитию внимания.

Ход упражнения: один из участников выходит за дверь. Он – Ведущий. Оставшиеся участники встают в круг, им предлагается выбрать дирижера. Дирижер показывает определенные движения, а остальные участники повторяют движения за ним. Дирижер периодически меняет движения, а Ведущий должен определить: кто дирижер. Задача дирижера состоит в том, чтобы ведущий не понял кто является инициатором показа движений. Если ведущий угадывает дирижера, происходит смена дирижера и ведущего.


Упражнение «Я в предполагаемых обстоятельствах»

Вам не показался наш полет долгим? Кажется, я устала:(выполняю действия согласно тексту) предлагаю вам развить понимание не вербальных образов с помощью упражнения «Я в предполагаемых обстоятельствах»

Спина –я устал (наклоняюсь к полу, руки болтаются)

-Плечи – я горжусь, что я здесь (расправляю плечи, грудь вперед)

-Нос – мне здесь нравиться (круговые движение кончиком носа)

-Палец – не ходи туда, там опасно (грозим пальцем)

-Глаза – хочу есть (глаза бегают из стороны в сторону)

-Рот – я люблю бананы (жевательные движения ртом)

-Ухо – я слышу птичку (рука к уху)



Речевая разминка будет способствовать умению четко произносить слова скороговорки, опираясь на средства интонационной выразительности, уделяя внимание на эмоциональную окраску

(с разной речевой интонацией произносят скороговорку, опираясь на карточки, в которой изображены эмоции)

Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель.

И матросы три недели, карамель на мели ели.





Общий этюд «Фотография»

Цель: помочь избавиться от закомплексованности, учить не бояться аудитории, развивать мимику и воображение, проявлять быстроту реакций, учить мыслить образами.

- Очень здорово, ну что нам осталось только сделать фото на память о нашем путешествии. Каждый участник выбирает свой образ - это могут быть не только люди, могут быть животные растения и пр. В конце у нас должна получиться одна общая картинка под названием «Необитаемый остров». А по моему хлопку фотография оживет.

- Я лучик солнца

-А я теплый камешек, согретый солнцем

-Я дикарь, живущий на этом острове

-Я теплое, ласковое море

-Я корабль, плывущий по ласковому морю

-Я воздушный шар, который принес нас на остров

(фотография оживает)




"Мини-истории для одного актера"
Актеры по очереди должны изобразить мини-историю при помощи мимики. Остальные участники пусть угадают, что они видели. Мини истории, следующие: • Вы включили телевизор. Показывают какой-то «ужастик». Вам страшно. Вы закрываете глаза. Потом переключаете на другую программу. Там показывают что-то смешное. Переключаете снова. Там показывают футбол. Вот забили гол. Ура! Изображайте ваши эмоции. Переключаете опять. Здесь идет какой-то неприличный фильм, вам и смотреть-то стыдно. Еще один канал – здесь что-то скучное, вы засыпаете. • Читаешь журнал
• Пишешь письмо
• Подслушиваешь под дверью
• Ешь то, что не хочешь.

 


Игра «Аплодисменты по кругу». Нужно объявить, что сегодняшнее занятие прошло хорошо, и каждый заслужил аплодисменты. Все дети становятся в общий круг. Один начинает: он подходит к кому-нибудь из детей, смотрит ему в глаза и дарит ему свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего человека, который также получает свою порцию аплодисментов — они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют ему. Затем уже вся тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и громче.








3