СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие быстроты движений у детей среднего школьного возраста

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие быстроты движений у детей среднего школьного возраста»











Развитие быстроты движений у детей среднего школьного возраста























ВВЕДЕНИЕ

Попытки развития скоростных способностей в зрелые годы сложны и малоэффективны, в то время как школьный возраст имеет благоприятные предпосылки для воспитания быстроты движений.

Актуальность темы заключается в том, что средний школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития такого качества как быстрота. Ей должно уделяться особое внимание с первых уроков физической культуры в школе.

Значение и характеристика скоростных способностей

Для характеристики возможностей человека выполнять двигательные задания с максимальной скоростью в течение ряда лет использовался обобщённый термин «быстрота». Учитывая множественность форм проявления быстроты движений и высокую специфичность, термин быстроты в последние годы заменили на понятие «скоростные способности»

Быстрота как двигательное качество – это способность человека совершать двигательное действие в минимальный отрезок времени с определённой частотой и импульсивностью. В вопросе о природе этого качества среди специалистов нет единства взглядов. Одни высказывают мысль, что физиологической основой быстроты является лабильность нервно-мышечного аппарата. Другие полагают, что важную роль в проявлении быстроты играет подвижность нервных процессов. Многочисленными исследованиями доказано, что быстрота является комплексным двигательным качеством человека.


Особенности развития двигательных качеств школьников среднего

возраста

Если разделить онтогенез человека на несколько естественных фаз развития, то можно предполагать, что существуют «пусковые» периоды относительно продолжительных стадий онтогенеза. Они получили название чувствительных (сенситивных) периодов развития. Экспериментальное подтверждение наличия «сенситивных» периодов развития двигательных качеств дано в работе Гужаловского, где он экспериментально доказывает, что воздействие на двигательные качества детей более эффективны в «сенситивные» периоды. В частности, он отмечает, что раньше всех других достигают предельных величин скоростные качества.


Особенности физического развития школьников среднего возраста

Средний школьный возраст(подростковый) характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Не закончен процесс окостенения. Сердце интенсивно растёт, рост кровеносных сосудов отстаёт от темпов роста сердца, в связи с этим повышается кровяное давление, быстро наступает утомление. Для подростка характерна повышенная раздражительность, расстройство сна. Плохо переносятся продолжительные интенсивные нагрузки, в связи с этим, например, интенсивный бег рекомендуется чередовать с ходьбой. При организации физического воспитания в этом возрасте нежелательны чрезмерные нагрузки. Нельзя объединять в одну группу мальчиков и девочек, т.к. одинаковые упражнения должны выполняться с разной дозировкой и в разных упрощённых для девочек условиях.

Такое физическое качество, как быстрота, успешно развивается в этом возрасте. В связи с этим в этом возрасте целесообразно развивать быстроту средствами физического воспитания, направленными на повышение частоты движений. Продолжительность выполнения скоростного упражнения должна быть в пределах 5- 10 сек. При повторном выполнении скоростных упражнений следует использовать активный отдых; последующие упражнения выполняются в фазе сверхвосстановления. При подборе средств, направленных на воспитание быстроты, кроме упражнений бегового характера, используются такие упражнения, взятые из других видов.

Упражнения с преимущественной направленностью на воспитание быстроты должны применяться в начале основной части урока, затем следует использовать упражнения для развития мышечной силы и выносливости.

Наиболее эффективно быстрота у школьников будет развиваться в том случае, если в урок физической культуры вводятся подвижные и спортивные игры.

Упражнения, воспитывающие быстроту, должны быть: технически несложными, выполненными на уроке одним из первых, хорошо усвоены занимающимися, по продолжительности такими, чтобы к концу их выполнения скорость не снижалась из-за утомления, не превышающимися 5-10 сек.

Средствами развития быстроты являются скоростные упражнения. Их можно разделить на три группы.


Дозировка нагрузки в упражнениях, направленных на развитие скоростных способностей учащихся

Группа упражнений

Продолжительность

(сек)

Число повторений

(раз)

Интервал

отдыха

(сек)

Возрастная

группа

(классы)

Упражнения комплексного воздействия: подвижные и спортивные игры, эстафеты, полосы препятствий

до 15 сек


1-10 и более



произвольный


5-9

Упражнения направленного воздействия:

  • на быстроту двигательных реакций;

  • на быстроту выполнения отдельных движений (броски, метания, прыжки);

  • на улучшение частоты последовательных движений руками, ногами, туловищем



мгновенное действие



от мгновенного

до 1-2 сек



5-12


10-12




10-12





4-6




10-30




10-30





10-30




5-9




5-9





5-9

Упражнения сопряжённого воздействия:

  • на скоростные и силовые способности;

  • на скоростные и координационные способности;

  • на скоростные способности и выносливость



от мгновенного

до 1-2 сек


от мгновенного

до 10 сек

15-60




8-10



1-10



2-4




10-30



10-30



60-180




5-9



5-9



5-9


1 группу составляют упражнения комплексного (разностороннего ) воздействия на все основные компоненты скоростных способностей. Это спортивные и подвижные игры, различного рода эстафеты, полосы препятствий, единоборства. Например, в процессе занятий баскетболом развиваются и быстрота реакции, и скорость одиночных движений, и быстрота выполнения действий в целом.

Во 2 группу входят– скоростные упражнения, направленно воздействующие на отдельные компоненты скоростных способностей:

- на быстроту реакции;

- на скорость выполнения отдельных движений;

- на улучшение частоты движений;

- на улучшение стартовой скорости;

- на скоростную выносливость;

- на быстроту выполнения последовательных двигательных действий в целом

Подбирая, т.о. упражнения мы содействуем развитию отдельных сторон быстроты ребёнка (например, частоты движений ног или быстроты реакции), которые являются отстающими, но требуют развития в связи с изучением осваиваемых двигательных действий.

3 группу, самую обширную образуют упражнения сопряжённого воздействия :

а)на скоростные и все другие способности :(скоростные и силовые способности; скоростные и координационные; скоростные и выносливость)

б) упражнения на скоростные возможности и совершенствования двигательных действий ( в беге, в спортивных играх, плавании и др.). Например прыжковые упражнения использовала для одновременного развития у ребят скоростных и силовых способностей; беговые упражнения, упражнения в играх, на местности для развития скоростных и координационных способностей.

Для каждого движения быстроту нужно развивать отдельно. Поэтому развивая быстроту, необходимо включать в занятие упражнение для всех видов скорости.

В процессе воспитания быстроты движений, задача состоит в том, чтобы функциональные возможности организма, определяющие скоростные характеристики видов деятельности соответствовали максимальной скорости. В качестве средств воспитания быстроты используют скоростные упражнения. Они должны удовлетворять трём требованиям:

1. Техника должна быть такой, чтобы их можно было выполнять на предельных скоростях.

2. Техника должна быть хорошо освоена.

3. Их продолжительность должна быть такой, чтобы к концу выполнения скорость не снижалась в следствии выполнения.

Чаще всего скоростные возможности развиваются следующими упражнениями:

В игровой деятельности:

- упражнения по неожиданному сигналу;

- прыжки через скамейку;

- подвижные и спортивные игры;

- ведение мяча с изменением направления и скорости движения

- нападающий удар в волейболе

В гимнастических упражнениях:

- прыжки через скакалку;

- темповые упражнения на одной и двух ногах через препятствие;

- прыжки на возвышение с места и с разбега

В л/а упражнениях:

- бег с ускорением;

- бег с высокого и низкого старта;

- СБУ с максимальной скоростью;

В лыжной поготовке:

- повторное прохождение 50 -150 м с максимальной скоростью;

- эстафеты;

- спуски с гор.

В плавании:

- проплывание отрезков 10-15 -25 м с максимальной скоростью


Было проведено тестирование в начале и в конце учебного года в беге

на 30 м. В тестировании принимали учащиеся 8 класса, и были получены следующие данные, которые представлены в таблице:




ОБЩИЙ ИТОГ

МАЛЬЧИКИ

В НАЧАЛЕ ГОДА

В КОНЦЕ ГОДА

ВЫСОКИЙ

5 чел (31,25 %)

8 чел (50 %)

СРЕДНИЙ

7 чел (43,75 %)

6 чел (37,5 %)

НИЗКИЙ

4 чел (25 %)

2 чел (12,5 %)

ДЕВОЧКИ



ВЫСОКИЙ

4 чел (44,4 %)

5 чел (55,5 %)

СРЕДНИЙ

2 чел (22,2%)

3 чел (33,3 %)

НИЗКИЙ

3 чел (33,3 %)

1 чел (11, %)

ВЕСЬ КЛАСС



ВЫСОКИЙ

9 чел (36 %)

13 чел (52 %)

СРЕДНИЙ

9 чел (36 %)

9 чел (36 %)

НИЗКИЙ

7 чел (28 %)

3 чел (12 %)


Исходя из полученных результатов можно сделать вывод: упражнения для развития быстроты движений, которые целенаправленно включали в течение учебного года на уроках физической культуры, благотворно повлияли на скоростные способности учащихся.