СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие читательской грамотности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья "Развитие читательской грамотности" написана из личного опыта. Так как читательская грамотность является ступенью к функциональной грамотности, я уделяю большое внимание данной работе, используя технологию А.М.Кушнира.

Просмотр содержимого документа
«Развитие читательской грамотности.»

Развитие читательской грамотности. (Из опыта)

Развитием читательской грамотности моих учеников я занимаюсь уже давно, так как всегда волновал вопрос, почему дети не любят читать? И при всём моём старании нужного результата добиться не удавалось до тех пор, пока не начала глубоко рассматривать эту проблему.

Вот уже несколько лет я использую на уроках литературного чтения элементы технологии А.М.Кушнира. Технология А.Кушнира направлена на то, чтобы научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное - привить любовь к книге. Технология А.Кушнира требует большого количества детской художественной литературы. В моём кабинете имеется личная классная библиотека, приобретённая на средства родителей. На сегодня в классной библиотеке находится 56 книг-комплектов детской литературы из серии «Самовар», «Стрекоза» и «Библиотека школьника». В каждом комплекте по 20 книг (на каждого ученика).

Современная школа требует от учителя начальных классов того, чтобы научить детей овладевать УУД, то есть должны уметь работать с текстом, извлекать из него нужную информацию, понимать смысл, вложенный в текст и следить за идеей произведения, которое он читает. Сразу после 20-минутного чтения под звуковой ориентир я проверяю, как дети усвоили содержание текста. Делаю это сначала с помощью приёма «Да или нет» (экспресс-опрос), а потом переходим к анализу произведения. Учу детей понимать прочитанный текст, размышлять над его содержанием, оценивать его смысл и значение, излагать свои мысли, интерпретировать текст, а также использовать полученные знания в обыденной жизни. Что и является основой формирования читательской грамотности.

Работая по технологии А.М.Кушнира, помимо базовых домашних заданий по литературному чтению, один раз в неделю я даю детям возможность приготовить по своему желанию любое произведение из художественной литературы, взятой в детской библиотеке. На уроке учащиеся отвечают по следующему плану: называют автора произведения, его название, делают сжатый пересказ и определяют главную мысль прочитанного. Такой вариант домашнего задания даёт возможность учащимся выбрать произведение по душе, а учителю распознать интересы своих учеников. Среди многих форм классно-урочной системы, используемых на уроке, я отдаю предпочтение урокам на основе нетрадиционной подачи материала. Это интегрированные уроки, уроки-диспуты, уроки, напоминающие по форме публичные выступления. Информацию для своего выступления ребята добывают из разных источников: в детских журналах, энциклопедиях, в сети Интернет, а затем, кто желает, к своим выступлениям готовит презентацию совместно с родителями, иногда используют видеозаписи.

Важное место в образовательном и воспитательном процессах школы занимает библиотека. Детская библиотека способствует приобщению учащихся к культурному наследию своего народа, к его нравственным, эстетическим ценностям. Много бесед, викторин проводим мы совместно с детской библиотекой, посвящённых разным темам, которые воспитывают в детях стремление быть лучше, брать пример с тех, кто живёт и трудится на благо Родины. Вот одно из таких мероприятий: коллективное чтение книги А.Гайдара «Тимур и его команда». Мы не только прочитали это произведение, но ещё и обсудили его, провели по этой книге викторину, «Умники и умницы», а также выучили некоторые важные отрывки и провели конкурс на лучшее их чтение.

Нужно отметить, что развитие читательской грамотности происходит не только на литературном чтении, но и на  всех других уроках и во внеурочное время, когда ребенок встречается с книгой или с любым источником информации.

На уроках применяю элементы технологии развития критического мышления (это кластеры, проблемные ситуации, творческие задания: придумай продолжение истории, сочини загадку, измени финал сказки, составление синквейнов и др.). Также, для развития интереса к чтению использую такие приёмы как: чтение с продолжением, составление хода событий по картинкам (расположи в правильном порядке), создание рисованных диафильмов по прочитанному произведению, игры со словами, ребусы, шарады, кроссворды и другие активные формы деятельности учащихся.

Таким образом, для формирования читательской грамотности и воспитания гармонично-нравственной личности необходимо использовать самые передовые технологии, опираясь на литературный источник, с применением различных форм урочной и внеурочной деятельности.

Развитие читательской грамотности – это ступень к функциональной грамотности, то есть самостоятельно реализовывать деятельность учения и использовать приобретенные знания при решении жизненных задач как личных, так и в социуме.