СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие читательской грамотности учащихся по теме «Причастие как часть речи»»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку в 7 классе

«РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ  ГРАМОТНОСТИ  УЧАЩИХСЯ  ПО ТЕМЕ «ПРИЧАСТИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ»»

Просмотр содержимого документа
««Развитие читательской грамотности учащихся по теме «Причастие как часть речи»»»

Конспект урока по русскому языку в 7 классе

«РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕМЕ «ПРИЧАСТИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ»»

Урок – это зеркало общей и

педагогической культуры

учителя,

мерило его интеллектуального

богатства, показатель его

кругозора, эрудиции.

В.А. Сухомлинский

Тип урока: усвоение новых знаний.

Цели урока: дать понятие о причастии; показать, в чем сходство и отличие причастия и прилагательного, причастия и глагола; пробудить у школьников интерес к получению новой информации; использовать приемы и средства обучения, способствующие формированию читательской грамотности обучающихся.

Задачи урока

Образовательные: 

· развить умение формулировать определение понятий;

· формировать умение отличать причастие от других частей речи;

· обращать внимание на роль причастий в предложении;

· обогащать словарный запас учащихся;

· совершенствовать орфографические умения;

отрaботать приёмы рaботы с текстом на деятельностной основе.

Развивающие:

· развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

· развитие творческих, речевых способностей учащихся;

· развивать умение правильно употреблять причастия в устной и письменной речи;

· формирование логического мышления и познавательной деятельности.

Воспитательные: 

· воспитание интереса и уважения к родному языку;

· формирование потребностей к новым знаниям;

· развитие коммуникативных УУД:

· создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Планируемые результаты:

Предметные: знать морфологические и синтаксические признаки причастий, научиться находить причастия и отличать их от глаголов и прилагательных.

Метапредметные: овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умение вести самостоятельный поиск информации.

Личностные: способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе.

Методы и формы обучения: наблюдение за языком, создание проблемных ситуаций, индивидуальная, парная, групповая, фронтальная работа

Структура урока:

  1. Организационный этап.(1 мин.)

  2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи (5 мин.)

  3. Фаза урока «Вызов» (6 мин.)

Для осуществления изучения материала в соответствии с требованиями, предъявляемыми ФГОС, урок должен строиться из последовательно сменяющих друг друга фаз:

I. Фаза вызова

  • инициация (начала урока)

  • вхождение или погружение в тему (совместная формулировка цели и темы)

  • формирование ожиданий

  1. Фаза урока «Осмысление» (7 мин.)

II. Фаза осмысления

  • интерактивная лекция (передача и объяснение информации)

  • групповая работа обучающихся

  1. Закрепление (15 мин)

  2. Фаза урока «Рефлексия» (подведение итогов занятия). (4 мин)

III. Фаза рефлексии

  • подведение итогов (рефлексия, оценка урока)

  1. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.(2 мин.)

Ход урока

  1. Организационный этап: 

Добрый день, дорогие ребята.Я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Слово учителя:

- У тебя на парте свеча. Посмотри на свечу. Она излучает свет, тепло, радость сегодняшнего дня, несмотря на то, что за окном морозно и холодно. У меня на столе тоже горит свеча, две свечи излучают в два раза больше радости, тепла, счастья и объединяют нас в единое целое. А теперь потушим свечи: выдохнем из себя всю неуверенность на них, оставим в себе желание успеха на этом уроке. Прием «Психологический тренинг»

-Ребята, откройте тетради, запишите дату, классная работа. Оставьте строку для темы нашего урока. Её мы запишем позже. Перед вами на партах лежат материалы, которые помогут вам справиться с сегодняшним заданием.. Начинаем наш сегодняшний урок

  1. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

- Вам знакома империя под названием «Лингвистика», где существует несколько стран. Вспомните, в какой стране проживают части речи? (Морфология)

- Верно. Сегодня мы отправимся в эту страну и познакомимся с новой частью речи. А пока тему урока отметьте - "Морфология", а часть речи допишем позже.

- Какие цели вы сегодня поставите перед собой? 

Приём «Ключевое слово»

(Опираясь на ключевые слова, ребята формулируют цель (цели) урока.)

Перед вами картина художника Фёдора Решетникова «Опять двойка», оригинал которой хранится в Третьяковской галерее. (см.Приложение 1 в конце файла)

- Я уверена в том, что ситуация, описанная на этом полотне, вам знакома. Почему же?

(Возможные ответы учащихся: потому что мы так же, как герой этой картины, получаем двойки; мне знакомо состояние души этого мальчика, так как тоже получал плохую отметку.)

- А сейчас, чтобы не оказаться на месте этого героя, продолжая нашу работу, будем активно участвовать на уроке.

- Ребята, перечислите все существительные, которые видите на этой картине:

    1. Существительные: мальчик, девочка, мама, собака, комната, стол, стул, стена, пол, окно, ковер, велосипед, …

    2. Числительные: одна, два, один, четыре, …

    3. Местоимения: он, она, они, его, ему, ей,…

4. Наречия: светло, грустно, весело, печально,…

5. Прилагательные: большой, маленький, светлый, красный, белый, …

6. Глаголы: стоит, сидит, смотрит, смеется, думает, играет, висит, виднеется,…

- Умницы! Очень хорошо!

3. Фаза урока «Вызов» Приём «Представьте себе…»

(Учитель просит представить себя каким-то героем или сказать, что сделали бы они, оказавшись в той или иной ситуации.)

А сейчас запишите в тетради несколько глаголов по картине:

Стоит

Сидит

Смотрит

Думает

Играет

Лежит

Висит

Катается

- На какие вопросы отвечают глаголы? (Ответы учащихся)

Теперь образуйте от данных глаголов слова, которые будут отвечать на вопросы «какой?» или «что делающий?».

Стоит – стоящий (мальчик)

Сидит – сидящая (мама)

Смотрит – смотрящая (сестра)

Думает – думающая (девочка)

Играет – играющий (братик)

Лежит – лежащий (ковер)

Висит – висящая (картина)

Катается – катающийся (мальчик)

- Замечательно! Вот мы дошли до цели нашего урока. Слова, которые вы образовали, есть та новая часть речи, которая называется «причастие». Ее вы будете изучать в течение месяца, встретите ее в заданиях ОГЭ, ЕГЭ.

Допишите тему нашего урока! (Морфология: причастие)

А сейчас объединимся в группы.

Следующий приём называется «Ассоциации». (см.Приложение 2 в конце файла)

-У вас на столах лежат фрагменты разрезанного изображения (это может быть любая картинка по теме урока). Предлагаю вам найти составляющие изображения друг у друга на столах и соединиться в группы, сесть за один стол.

Группы посмотрите друг у друга получившиеся изображения, с какой картинки вы бы начали урок по теме «причастие?» То есть, какое изображение, по вашей логике, должно стоять первым? Почему вы так решили? Благодаря этому приёму. Мы формируем и задачу урока, и несколько раз проговариваем, что такое причастие, и формируем группы, и развиваем логическое мышление.

4.Фаза урока «Осмысление»

- Как вы, думаете, название этой части речи на что намекает, как оно образовано?

При-част-и-е

(Возможные ответы учащихся: Намекает на то, что оно причастно к чему-либо; стоит при какой-то части речи; и т.д.)

- Владимир Иванович Даль о причастии сказал, что это «часть речи, причастная к глаголу». На примере образованных слов мы поняли, что причастие образуется от глаголов.

Приём «Мозговой штурм»

Это метод продуцирования идей и решений при работе в группе. За ограниченное время ребята предлагают максимально возможное количество вариантов решения обсуждаемой проблемы.


П осмотрите на этот рисунок. Слайд 4

Г лагол Прилагательное





Причастие

Как можете объяснить этот рисунок. (Папа глагол + мама прилагательное = ребенок причастие)

Почему папа - глагол?

Почему мама - прилагательное?

(Ответы учащихся: потому что причастие образуется от глаголов, отвечает на вопрос прилагательного «какой?».)

- Мы похожи на своих родителей. Унаследовали от них какие-либо внешние черты или свойства характера. Так же и причастие имеет в себе признаки отца-глагола и матери-прилагательного.

Следующий традиционный и очень эффективный приём для формирования читательской грамотности – план текста.

(Индуктивный метод – изложение материала от частного к общему. Учитель начинает работу с частного случая, потом подводит к тексту и его обсуждению.)

-У вас у всех на столах есть карточка. ( см.Приложение 3 в конце файла)

-Даю полторы минуты, чтобы вы прочитали текст.

-Теперь берём чистый лист. В нём вы группой записываете план прочитанного текста. 2 мин.

Зачитывают.

Теперь проверяем (см.Приложение4).

Этот приём помогает вдумчиво ознакомиться с текстом, выделить в нём важное, ключевое путём формирования названий пунктов плана.

ФИЗМИНУТКА

Следующий приём – вопросы по тексту.

-Вы сейчас каждый в группе ещё раз читаете текст, затем берёте чистые листы и пишете на нём вопрос по прочитанному тексту, а с обратной стороны – ответ на этот вопрос.

-Теперь вы встаёте и в хаотичном порядке под музыку движетесь по кабинету, как музыка остановится, вы образуете пару с человеком, находящимся рядом, и задаёте ему ваш вопрос. Он отвечаете, после чего задаёт вам свой вопрос. Если же кто-либо из вас не отвечает, переворачиваем, читаем правильный ответ и меняемся листами с вопросами и ответами. Затем опять идём под музыку и повторяем процедуру с другим учителем (учеником).

5 Закрепление:

Творческое задание (устно, на доске):  Перед вами причастия. Ваша задача - раскидать их в две корзины. Для начала внимательно прочитайте все слова и подумайте, по какому признаку их можно разделить?

Решившая, любящий, бросающая, любивший, рисующий, бросившая, нарисовавший, кричащие, решающая, закричавшие.

Решающая - решившая,

любящий - любивший,

бросающая - бросившая,

рисующий - нарисовавший

кричащие - закричавшие

- И по какому же признаку вы решили разделить причастия на две группы?

(Возможные ответы учащихся: В первой корзине причастия, которые отвечают на вопросы «что делающий?», а во втором «что сделавший?» и т.д.)

- У какой части речи, изученной ранее вами, определяется признак по вопросам?

(Возможные ответы учащихся: У глаголов вопросы «что делать? что делает?» указывают на несовершенный вид, «что сделать? что сделает?» на совершенный вид.)

Сделаем вывод: значит, по отцу глаголу причастие унаследовало вид совершенный и несовершенный. Еще какой морфологический признак глагола вы можете отметить у данных причастий? (род, слова здесь даны в мужском и женском родах)

«Клaстер» Принцип интриги. Для того чтобы заинтересовать, заинтриговать слушателей, предмет речи сразу не называется, а приводится ситуация и ставится задача, ответ на которую ребята ищут сами.

Описaние приёмa:

Понятие «клaстер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёмa - предстaвление информaции в грaфическом оформлении.

В центре записывaется ключевое понятие. Рядом записывaются понятия, связaнные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям "второго уровня".

Клaстер является отрaжением нелинейной формы мышления. Иногда этот приём называют «наглядным мозговым штурмом».

Пользуясь текстом, от каждой группы создаём кластер. Затем проверяем (см.Приложение 5)

В зависимости от цели урока учитель может организовать индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную – в виде общего совместного обсуждения. Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

-Молодцы Сейчас, ребята, возвращаемся к картине нашего урока и устно составим по ней предложения, используя причастия в своей речи. Каждое предложение должно начинаться с причастия!

(Образец: висевшая на стене картина, достающая учебные принадлежности девочка, катающийся на велосипеде мальчик, стоящий в центре комнаты мальчик, сидящая возле стола мама, сидящая на стуле мама, смотревшая на брата сестра, и т.д.)

-Замечательно! А сейчас подведем итоги нашего урока.

6. Подведение итогов урока: 

Рефлексия: Приём «Синквейн» и «Диаманта»

(Развивают умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи; синтезировать полученные знания и проявлять творческие способности.)

-Возьмите карточку (Приложение 6) , в ней объясняется, что такое синквейн, кто не знает. И пробуем составить один синквейн от каждой группы к слову ПРИЧАСТИЕ.

-Затем сравниваем в группах, что получилось. Можно показать свой вариант (см.Приложение 7)

Это приём можно применить в конце урока в качестве обобщения, рефлексии и т.д.

-И последнее. В качестве итога сегодняшнего урока возьмём карточку (см.Приложение 8) и совместно в группе подчеркнём все причастия, какие найдёте, волнистой линией. Теперь поменяемся своими карточками с другой группой и проверяем друг друга. (см.Приложение 9)

-Спасибо всем за работу.

Предстaвленные приемы рaботы с текстом  позволяют решaть тaкие речевые зaдaчи:

●     учить видеть, слышaть и чувствовать текст;

●     пополнять речевую пaмять учaщегося;

●     обогащaть словaрный зaпaс;

●     продуктивно усвaивaть учебный мaтериaл;

●     прививaть  эстетический вкус;

●     формировaть собственное мнение, выскaзывaть и aргументировaть его.

Подведем итоги, ответьте на вопросы:

-Что нового вы узнали сегодня?

-Что такое причастие?

-Какие признаки причастия запомнили?

-Как вы думаете, какова роль причастий в речи?

-Какое впечатление произвела на вас картина «Опять двойка»?

7. Домашнее задание: Написать небольшое сочинение по картине, используя причастия.

Выставление оценок.  Урок окочен, спасибо за активное участие! Помните: грамотным быть всегда модно!




























ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение №1.



Приложение №2


Приложение №3.

Рабочий лист №1

Прича́стие- это самостоятельная часть речи, либо (в зависимости от точки зрения лингвистов) особая форма глагола, которая обладает свойствами как глагола, так и имени прилагательного. Обозначает признак предмета по действию. Причастие отвечает на вопросы какой? , каков? , что делающий? , что делавший? , что сделавший? и др.
Причастие изменяется по признакам прилагательного, а именно: по числам, по падежам, по родам в единственном числе. Признаки глагола у причастия: причастие может быть совершенного вида и несовершенного вида, прошедшего и настоящего времени; эти признаки не изменяются, для причастия они постоянные.  В предложении причастие выступает в роли сказуемого или определения. Причастия бывают действительными (сам выполняет действие) и страдательными (испытывает на себе действие).

Примеры действительных причастий : 
Дождь, поливающий землю. 
Человек, прочитавший книгу. 
Опавшие с дерева листья. 

Примеры страдательных причастий: 
Земля, поливаемая дождём. 
Растение, выращиваемое на грядке. 
Книга, прочитанная всеми.

Приложение №4.

План текста .

  1. Определение понятия «причастие».

  2. Грамматический признак причастия.

  3. Вопросы причастия.

  4. Признаки прилагательного у причастия.

  5. Признаки глагола у причастия.

  6. Синтаксическая роль причастия.

  7. Действительные и страдательные причастия.

  8. Примеры действительных и страдательных причастий.

Приложение №5.


Приложение №6.

Синкве́йн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочнaя стихотворнaя формa, возникшaя в СШA в нaчaле XX векa под влиянием японской поэзии. В дaльнейшем стaлa использовaться в дидaктических целях кaк эффективный метод рaзвития обрaзной речи, который позволяет быстро получить результaт.

1 строчка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна.

2 строчка- два прилагательных, выражающих главную мысль

3 строчка – три глагола описывают действие по теме

4 строчка – фраза по теме

5 строчка- одно слово-синоним к первому существительному

Приложение №7.

Причастие

Страдательное, действительное

Действует, определяет, изображает

Совмещает признаки глагола и прилагательного

Гибрид


Приложение №8.

Стояла ночь. Сквозь облетевшие леса были видны далёкие облака. У нас на стоянке горел костёр. От картошки, жарившейся на сковородке, шёл вкусный запах. Всё окружавшее нас казалось необыкновенным: и поздняя луна, блиставшая над озером, и облака, напоминавшие горы розового снега.

Послышалось фырканье какого – то зверя. Мы притихли. Через полчаса зверь высунул мокрый чёрный нос, нюхавший воздух и дрожавший от жадности. Из зарослей вылез барсук. Он внимательно посмотрел на меня, брезгливо фыркнул и сунул нос в шипящую картошку, разбрызгивающую сало.

Запахло палёной кожей. Барсук взвизгнул и с отчаянным воплем бросился бежать. На озере началось смятение. Заорали испугавшиеся лягушки, всполошились встревожившиеся птицы.

Утром меня позвали посмотреть, как барсук лечит свой нос. В чаще среди зарослей вереска я увидел гнилой пень. Барсук расковырял пень и засунул в мокрую и холодную труху нос. Зверёк стоял неподвижно и холодил несчастный нос. (По К. Паустовскому).


Приложение №9.


Стояла ночь. Сквозь облетевшие леса были видны далёкие облака. У нас на стоянке горел костёр. От картошки, жарившейся на сковородке, шёл вкусный запах. Всё окружавшее нас казалось необыкновенным: и поздняя луна, блиставшая над озером, и облака, напоминавшие горы розового снега.

Послышалось фырканье какого – то зверя. Мы притихли. Через полчаса зверь высунул мокрый чёрный нос, нюхавший воздух и дрожавший от жадности. Из зарослей вылез барсук. Он внимательно посмотрел на меня, брезгливо фыркнул и сунул нос в шипящую картошку, разбрызгивающую сало.

Запахло палёной кожей. Барсук взвизгнул и с отчаянным воплем бросился бежать. На озере началось смятение. Заорали испугавшиеся лягушки, всполошились встревожившиеся птицы.

Утром меня позвали посмотреть, как барсук лечит свой нос. В чаще среди зарослей вереска я увидел гнилой пень. Барсук расковырял пень и засунул в мокрую и холодную труху нос. Зверёк стоял неподвижно и холодил несчастный нос. (По К. Паустовскому).