СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие чувства ритма дошкольников методом игры в ансамбле ложкарей»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Развитие чувства ритма дошкольников методом игры в ансамбле ложкарей»»

«Развитие чувства ритма дошкольников

методом игры в ансамбле ложкарей»

Уделяя большое внимание в своей работе развитию чувства ритма и метроритмического чувства, мы стремимся к поиску качественного, эффективного, продуктивного взаимодействия  с детьми.

Чувство ритма даёт возможность и шанс каждому ребёнку выразить себя, показать своё отношение к музыке, а  воспитание с помощью музыки  формирует духовно богатый мир ребёнка, помогает стать  ему творческой, всесторонне-развитой личностью.


В создании благоприятных условий для гармонизации отношений ребенка с природной и социальной средой огромную роль играет система музыкального образования, обеспечивающая ритмизацию жизненного пространства детей. Такой подход является основой для детского здоровья, эмоционального благополучия, интеллектуального, эстетического и физического развития. В детской психологии и методике развития речи детей хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей и их влияние на становление развернутой (слитной) речи. Слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребёнка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками, а в дальнейшем и способность к творческой самореализации. Через элементарное музицирование на шумовых народных музыкальных инструментах у детей формируется чувство ритма, речь становится более совершенной, развиваются математические способности и творческие проявления.

Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность. Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая. Новейшие научные исследования в области музыкальной педагогики, а также исторический опыт свидетельствуют о том, что музыкальное воспитание оказывает влияние на всестороннее развитие личности и формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в раннем детском возрасте.

В современном мире при общем затухании народных музыкально-исполнительских традиций России возрастает роль возрождения фольклорных ансамблей, где дети через мир искусства постигают богатство человеческого духа, учатся мыслить, искать, творить. Именно игра в таких ансамблях является прекрасным средством развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми. Игра в ансамбле ложкарей дисциплинирует произвольное слуховое внимание, помогает вслушиваться в музыку. Такая деятельность сплачивает детский коллектив, учит взаимодействовать с ним, повышает ответственность каждого ребёнка за правильное исполнение своей партии, учит слышать и анализировать собственное исполнение и исполнение других участников ансамбля, помогает детям преодолеть неуверенность, расширяет музыкальный кругозор, развивает музыкальные способности — чувство ритма, звуковысотный и тембровый слух. В процессе игры на ложках у детей развивается художественный вкус, они приобщаются к инструментальной музыке и игре на народных музыкальных инструментах.

Стук ложек отлично сочетается с любой мелодией, и маленькие ложкари справляются с любым ритмом и темпом. Доступность таких инструментов, привлекательность и легкость игры на них, приносит детям радость, создает предпосылки для дальнейших занятий музыкой, формирует интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях.
Деревянные ложки – это самый простой и распространённый инструмент русского народа, это отражение самобытности нашей русской культуры и народных традиций пришедший к нам из глубины веков и очаровавший всех своим колоритом и неповторимостью. Когда мы ударяем ложками друг о друга, они издают удивительно гармоничный и чистый звук. Существует множество способов и приемов игры на деревянных ложках. Ловкий ложечник напоминает фокусника или жонглера, только жонглирует он не предметами, а ритмом и звуком. Освоение игры на ложках требует большого труда и терпения. Разучивать тот или иной, особенно сложный, ритмический рисунок следует медленно, добиваясь автоматизма в движениях.

Цель, которая ставится перед ансамблем, не столько научить играть на инструменте, вырастить будущую знаменитость, сколько создать такую среду, где бы ребенок развивался как личность, развивались его ритмические, музыкальные способности и дарования.

Простота инструментов используемых в ансамбле ложкарей допускает устную передачу «секретов игры на них», но нужно помнить, что для творческого развития детей нужны и теоретические знания.

Игра на детских музыкальных инструментах обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач и предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основу методики музицирования с детьми дошкольного возраста составляет формирование метроритмического чувства (чувство темпа, метра, ритма). Все внимание педагога (особенно на начальном этапе обучения) должно быть направлено на развитие способности ребёнка ощущать равномерную метрическую пульсацию музыки и при этом создавать эмоциональный настрой у детей во время занятий. Отсюда следуют требования к педагогу: грамотно подобранный репертуар и выразительное исполнение музыки; умение чувствовать общее эмоциональное содержание музыки и передавать его в движении; стремление к активному творческому поиску в передаче музыкальных образов.

В ансамбле ложкарей имеются все возможности для формирования творческой индивидуальности детей: совместно с педагогом дети создают ритмические и инструментальные импровизации, танцевальные композиции, не сложные игровые миниатюры, инсценировки. При этом ребенок не просто является исполнителем, он является со творцом, вкладывает свои чувства, свое понимание, свои переживания в исполняемую музыку, а не просто механически ее воспроизводит.

Весь творческий процесс в ансамбле ложкарей, начиная с создания музыкальной пьесы. Это во многом напоминает увлекательную детскую игру. Поэтому данный вид самодеятельного творчества в силу его игрового начала психологически близок детям.

Игра активирует внимание, память, воображение. Дети через игровые формы легко усваивают даже сложный материал. Это еще раз подчеркивает то, что игровые формы обучения, которые применимы в ансамбле, играют очень важную роль в развитии разносторонних способностей детей.

Игра на ложках привлекательна для детей любого возраста, так как  освоение простейших приемов не требует длительного времени и специальной подготовки. Достаточно взять ложки за черенки в руки, и ударяя ими, друг о друга, получить яркий звук.

  При изучении более сложных приемов происходит выработка  игровых навыков, развитие мышц рук, координации движений.

  На первоначальном этапе обучения игре на ложках можно придумывать простейшие ритмы, создавать элементарную ритмическую сетку для исполняемого музыкального произведения, импровизировать на заданный ритм или мелодическую тему.

  При освоении некоторых приемов игры на ложках активно применяются малые стихотворные формы, загадки, считалки  и поговорки, с одной стороны, активизируют мыслительную деятельность ребенка, а с другой – вербально подкрепляют создаваемые на ложках звуковые образы.

  Словесное подкрепление исполняемого на ложках ритма, образное присутствие понятных и интересных детям героев позволяет координационно и комплексно влиять как на речевое, так и на моторное развитие ребенка. Чем лучше будет сформирован уровень тонких движений пальцев рук, тем лучше ребенок будет развиваться и в речевом плане.

  Игра в детском ансамбле ложкарей – это особая форма игровой деятельности  детей. Она строится по общим правилам, объединяет ребят, усиливает их мотивацию к совместному творчеству, снимает внутреннюю напряженность, закомплексованность, создает условия для самореализации. Игра стимулирует  не только развитие узкоспециальных музыкальных способностей, но и помогает в развитии творческих и психических качеств, физических данных ребенка. Играть на ложках – играя – именно такая формула наиболее приемлема для начального музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Игра на ложках всегда связана у детей с чувством радости и удовольствия, что  стимулирует их познавательную активность.

Техника игры на ложках, универсальные исполнительские приемы дифференцируются в зависимости от возраста и музыкальной подготовки. Так, дошкольник  может взять в руки ложки и сразу влиться в ансамбль ложкарей, показывая,  с помощью приема игры (удары двух ложек друг о друга черпаками) сильные доли такта. Или уже подготовленный  ребенок, более старшего возраста, может довольно долго оттачивать свое мастерство, играя замысловатые сольные партии на двух или трех ложках.

Влияние на развитие ребенка в ансамбле ложкарей многообразно:

  • формирование личностных качеств и развитие способностей ребенка. Свои способности ребенок реализует во время музицирования, выполняя в ансамбле ложкарей сольную или аккомпанирующую функцию. Исполнительство на ложках, создание ритмического сопровождения рассматривается как зарождающаяся модель проявления и становления музыкальных задатков детей, развития их личностных и коллективных качеств.

  • создание в детском коллективе активного поля взаимодействия способствует быстрому формированию умения объективно оценивать свои результаты, что стимулирует музыкальное развитие детей.

  • развитие музыкально-ритмического чувства – освоение на ложках различных ритмических последовательностей.

  • развитие слухового и зрительного восприятия, музыкальной памяти и чувства формы. Дети различают ложки по звуку или по внешнему виду. Музыкальная память развивается в процессе анализа звучания ложек, а также во время игры на них. Художественное оформление (орнамент, рисунок,…) ложек оказывает влияние на эстетическое развитие ребенка – активизирует его зрительное восприятие, умение распознавать формообразующие характеристики предмета; знакомит с традициями народного художественно-прикладного творчества.

  • развитие координации движений и быстроты реакции, а также тонкой моторики рук. Игра на ложках физически развивает ребенка, координирует работу мозга и мышц. Полученные навыки  закрепляются в памяти, создавая предпосылки к быстрому освоению других музыкальных инструментов.

  Итогом деятельности любого ансамбля является выступление – на концерте, празднике, конкурсе. Главное, чтобы дети воспринимали свое выступление, как собственный праздник. Выступление – это всегда уникальная возможность продемонстрировать не только умения конкретного исполнителя и ансамбля в целом, но и сплотить коллектив во время творческо-показательной деятельности. Встреча с этим колористически ярким инструментом всегда приносит радость детям!


Список литературы

«Обучение дошкольников игре на музыкальных инструментах», Москва «Просвещение», 1990;

«Русская ложка: музыкально-игровая энциклопедия: учебно-методическое пособие. – СПб, 2011; ,

«Красна изба» - знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом, Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2004; ,

«Знакомство детей с русским народным творчеством», Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2001; ,

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2002; http://www. samoffar. ru/lozhki. shtml - деревянные ложки

Осипов А. Н. «Как у наших у ворот». Методическое пособие по работе с ансамблем ложкарей в ДМШ и ДШИ. Автор : преподаватель Губинской ДШИ, заслуженный работник культуры России А. Н. Осипов. 2007 https://istoki.muzkult.ru/img/upload/887/documents/Iskusstwo_igri_na_loydka.pdf

Рытов Д. А. «Искусство игры на ложках» https://www.perluna-detyam.com.ua/index.php?option=com_content&view=section&id=6&Itemid=112

Рытов Д. А. «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей», 2001 г.











Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества, развивает музыкально-ритмические способности, художественно-образное мышление, фантазию ребенка, позволяет активизировать его самые разнообразные творческие проявления.

Я считаю, что внимание к народному фольклору в системе детского музыкального образования приведет нашу педагогику к более значительным успехам в деле эстетического и художественного воспитания детей.