СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие чувства ритма на уроках сольфеджио» Методический доклад.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации для развития чувства ритма у детей.

Просмотр содержимого документа
««Развитие чувства ритма на уроках сольфеджио» Методический доклад.»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» Задонского муниципального района










Методический доклад


«Развитие чувства ритма на уроках сольфеджио»







подготовила

преподаватель теоретических дисциплин

Комова Алла Васильевна












г.Задонск

2016 г.



Музыкальная грамота ставит перед собой задачу воспитания музыкальности учащихся через пение и слушание музыки.

Занятия по музыкальной грамоте развивают музыкальный слух, художественный вкус учащихся, знакомят их с различными средствами музыкальной выразительности, вырабатывают определённый круг знаний и навыков, помогающих более осознанно проникать в образное содержание произведения.

Важнейшим средством развития эмоциональной отзывчивости на музыку является ритмика. Движение как реакция на прослушанное, как творческое отображение музыки в действии свойственно детям любого возраста. Занимаясь ритмикой, дети активно участвуют в передаче характера музыки, её темпа, динамики, ритма формы, регистровых и ладовых особенностей. Они подвижны, эмоциональны, восприимчивы к музыке, и многие понятия по музыкальной грамоте ими легче усваиваются через движение.

Ритм музыки теснейшим образом связан с моторной, мышечной активностью человека. А на маленького ребенка вначале заметное воздействие оказывает ритм, а затем уже звуковысотные сочетания и тембр. Поэтому музыкальное развитие ребенка целесообразно осуществлять с помощью разнообразных видов движений путем постепенного усложнения музыкального материала.

Придя в школу, дети имеют разную двигательную подготовку: у одних плохая осанка, у других недостаточная координация движений, далеко не все умеют согласовывать движения с музыкой, ориентироваться в коллективе и пространстве. Необходимо выправить эти недостатки и обогатить запас двигательных навыков у детей.

В ритмические занятия включаются движения из области физкультуры (шаг, бег, построения, перестроения), танца, сюжетно – образные элементы. В процессе занятий эти движения совершенствуются, становятся более свободными, координированными, выразительными, пластичными. У детей развиваются память и внимание, вырабатывается активное торможение.

Музыка пробуждает у детей светлые и радостные чувства. Они получают огромное удовольствие от сочетания музыки с пластикой своего тела, жестов. По тому, как двигаются дети под музыку, педагог может проверить прочность приобретённых ими музыкальных навыков, судить об уровне развития музыкальных способностей, внимания, памяти, самостоятельности, выявить их творческие возможности.

Каждое музыкальное произведение имеет только ему свойственный ритм, представление о котором не может возникнуть без знакомства с музыкой. Лучшим средством воспитания ритмического чувства является исполнительская практика – пение.

Первоначально песни разучиваются на слух, затем по нотам. Дети должны точно воспроизводить ритмический рисунок песни, темп, ощущения фразы, куплета. Лучше выбирать песни, в которых ритмический рисунок мелодии подчинен ритму стиха. Ощущение длинных и коротких звуков ведут к знакомству с длительностями. На первом этапе целесообразно пользоваться аналогиями: четвертные ноты – шаги, восьмые – бег, половинная – остановка. Записывать первые мелодии можно без тактовой черты.

Дальнейший ход обучения – знакомство детей с метром – чередованием сильных и слабых долей, акцентировкой и тактом, образующимся расстоянием от одной сильной доли до другой. В стихотворениях чередуются сильные и слабые слоги, в музыке – сильные и слабые доли. Но не всегда стихотворение начинается с ударного слога, песни тоже могут начинаться со слабой доли, т.е. с неполного такта – с затакта.

Новая задача – в пределах размера 2/4 изучить и запомнить определённые ритмические мотивы. Музыкальное воспитание должно развивать внутренний слух учащихся не только в ладовом, но и в ритмическом плане. При объяснении длительности ноты с точкой следует подчеркнуть, что в одном случае она может занимать весь такт (половинная с точкой в размере 3/4 или четверть с точкой в размере 3/8), во втором – удлиняет четвертную долю в пунктирном ритме (четверть с точкой и восьмая), в третьем действует внутри доли (восьмая с точкой и шестнадцатая).

Первоначальное знакомство с шестнадцатыми длительностями лучше начинать с музыкальных номеров, в которых они встречаются наравне с четвертными и восьмыми. Ритмическую группу из двух шестнадцатых проще всего усвоить, исполняя народные песни со слоговыми распевами.

Навык точного ощущения доли важен и для ознакомления с триолью и синкопой. Если ученик хорошо чувствует долю, то он услышит нечётное количество звуков, характерное для триоли и нарушающее чётную размеренность. Смещение акцента в середину доли в синкопированном ритме хорошо воспринимается на слух и придаёт музыке остроту, задор, упругость.

Понятие о целой ноте даётся одновременно с изучением четырёхдольного размера, как о звуке, который длится весь такт – четыре доли.

Сопоставив две мелодии в двухдольном и четырёхдольном размере, делаем вывод, что в четырёхдольном размере сильная доля появляется в два раза реже. Таким образом, четырёхдольный размер является сложным, образовавшимся из двух тактов по две доли. И если первая доля называется сильной, то третья будет относительно сильной.

Познакомившись с размерами 2/4, 3/4, 4/4 , детям следует объяснить, что доля может быть обозначена не только четвертью, но и другой длительностью, например, восьмой.

При прохождении размера 6/8 сопоставляем два размера: простой 3/8 и сложный 6/8. Размер 6/8 образуется из двух тактов по три доли, следовательно, первая доля является сильной, а четвертая – относительно сильной. Часто у учеников создаётся впечатление, что восьмая доля звучит быстрее четвертной. Поэтому следует объяснить детям, что скорость доли зависит от темпа, который диктуется характером музыки: траурный и походный марши, медленный и быстрый танцы.



Список использованной литературы



  1. Г.Франио, И.Лифиц – Методическое пособие по ритмике. Москва, “Музыка”, 1995 г.

  2. П. Вейс – Музыкальный букварь. Москва, “Музыка”, 1966 г.

  3. А.Барабошкина, Н.Боголюбова – Хрестоматия по музыкальной грамоте. Музгиз, Ленинград, 1958 г.







































5