СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие детской литературы в России. К занятию по внеурочной деятельности урок 2" Яркие страницы нашей истории нашего Отечествва"

Нажмите, чтобы узнать подробности

2 урок к занятию по внеурочной деятельности. 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Развитие детской литературы в России. К занятию по внеурочной деятельности урок 2" Яркие страницы нашей истории нашего Отечествва"»

 В XIX веке в России пробуждается интерес к русской народной сказке. Первое собрание народных сказок принадлежит Екатерине Авдеевой . 1844 году опубликовала сборник «Русские сказки для детей, рассказанные нянюшкою Авдотьею Степановною Черепьевою» Рождение детской литературы в России Урок 2 Урок внеурочного занятия  « Яркие страницы истории нашего Отечества» Подготовила учитель ГБОУ «ШКОЛА №25» Г.О. Горловка Каплуновская И.А.

В XIX веке в России пробуждается

интерес к русской народной сказке.

Первое собрание народных сказок принадлежит Екатерине Авдеевой .

1844 году опубликовала сборник

«Русские сказки для детей, рассказанные нянюшкою Авдотьею Степановною Черепьевою»

Рождение детской литературы в России

Урок 2

Урок внеурочного занятия

« Яркие страницы истории нашего Отечества»

Подготовила учитель

ГБОУ «ШКОЛА №25» Г.О. Горловка

Каплуновская И.А.

В сборник вошли такие известные сегодня каждому ребёнку сказки: «Колобок», «Кот и лиса», «Волк, козёл и петух» . Нянюшка Авдотья, скорее всего, существовала в действительности, и Авдеева лишь минимально обрабатывала записанные ею сказки, стремясь сохранить особенности народной речи: Владимир Пропп ⁠ называет её сборник «первой подлинной записью из уст народа»..  Сказки, собранные Авдеевой, войдут и в знаменитое собрание Александра Афанасьева «Народные русские сказки» (1855–1863) — многотомное издание, составленное из материалов Русского географического общества, огромной коллекции сказок Влади-мира Даля, собрания этнографа Павла Якушкина и множества других источников

В сборник вошли такие известные сегодня каждому ребёнку сказки: «Колобок», «Кот и лиса», «Волк, козёл и петух» . Нянюшка Авдотья, скорее всего, существовала в действительности, и Авдеева лишь минимально обрабатывала записанные ею сказки, стремясь сохранить особенности народной речи: Владимир Пропп ⁠ называет её сборник «первой подлинной записью из уст народа».. 

Сказки, собранные Авдеевой, войдут и в знаменитое собрание Александра Афанасьева «Народные русские сказки» (1855–1863) — многотомное издание, составленное из материалов Русского географического общества, огромной коллекции сказок Влади-мира Даля, собрания этнографа Павла Якушкина и множества других источников

Русские сказки для детей, рассказанные Авдотьей Степановною Черепьевою, изданные К.Авдеевой, 1872 год. Иллюстрация к сказке «Колобок» 1910год Елизавета Бём

Русские сказки для детей, рассказанные Авдотьей Степановною Черепьевою, изданные К.Авдеевой, 1872 год.

Иллюстрация к сказке «Колобок» 1910год Елизавета Бём

Рождение детской поэзии А вот стихотворение поэта и переводчика  Фёдора Миллера , снабжённое пометкой «Для детей первого возраста», появилось в 1851 году. Его ждала долгая судьба. Возможно , и вы его знаете….  Поэзия, которую русские дети чи- тали в первой половине XIX века, по большей части не была детской: в журналах и хрестоматиях публикова-лись «взрослые» стихи — от Держа- вина и Крылова до Пушкина и Полонского, — признанные пригод-ными для детей.   Это были в основном стихи нраво- учительного и религиозного содер- жания.

Рождение детской поэзии

А вот стихотворение поэта и переводчика  Фёдора Миллера , снабжённое пометкой «Для детей первого возраста», появилось в 1851 году. Его ждала долгая судьба. Возможно , и вы его знаете….

Поэзия, которую русские дети чи-

тали в первой половине XIX века, по большей части не была детской: в журналах и хрестоматиях публикова-лись «взрослые» стихи — от Держа-

вина и Крылова до Пушкина и Полонского, — признанные пригод-ными для детей. 

Это были в основном стихи нраво-

учительного и религиозного содер-

жания.

 В 1860–70-е Николай Некрасов создаёт «Стихотворения, посвя- щённые русским детям», и самое известное из них —  «Дедушка Мазай и зайцы».  Раз, два, три, четыре, пять,  Вышел зайчик погулять;  Вдруг охотник прибегает,  Из ружья в него стреляет...  Пиф-паф! ой, ой, ой!  Умирает зайчик мой!  Принесли его домой – Оказался он живой!

В 1860–70-е Николай Некрасов создаёт «Стихотворения, посвя-

щённые русским детям»,

и самое известное из них —

«Дедушка Мазай и зайцы». 

Раз, два, три, четыре, пять, Вышел зайчик погулять; Вдруг охотник прибегает, Из ружья в него стреляет... Пиф-паф! ой, ой, ой! Умирает зайчик мой!

Принесли его домой –

Оказался он живой!

 После реформ 1860 года появля- ются «народные училища» для бед-няцких и крестьянских детей. Новым ученикам потребовались новые учеб-ники — доступные и понятные книги, развивающие привычку к чтению и объясняющие, как устроен мир.  Самую успешную попытку такого рода предпринял бывший инспектор Смольного училища Константин Ушинский.   Он издаёт сборники «Детский мир» и «Родное слово», — по сути, это первые общедоступные учебники чтения. Ушинский составляет их из простых рассказов, написанных им самим: о животных, о природе, о жизни детей — в занимательной форме,

После реформ 1860 года появля-

ются «народные училища» для бед-няцких и крестьянских детей. Новым ученикам потребовались новые учеб-ники — доступные и понятные книги, развивающие привычку к чтению и объясняющие, как устроен мир.

Самую успешную попытку такого

рода предпринял бывший инспектор Смольного училища Константин Ушинский. 

Он издаёт сборники «Детский мир» и «Родное слово», — по сути, это первые общедоступные учебники чтения.

Ушинский составляет их из простых рассказов, написанных им самим: о животных, о природе, о жизни детей — в занимательной форме,

 Созданием книг и первых учебников для детей начинает заниматься и Лев Николаевич Толстой, уже известный автор многих повестей и романов для взрослых.  Л.Н. Толстой пишет «Азбуку», рассказы для детей « Филиппок», « Лев и собачка», сказку « Три медведя» и многие другие …

Созданием книг и первых учебников для детей начинает заниматься и Лев Николаевич Толстой, уже известный автор многих повестей и романов для взрослых.

Л.Н. Толстой пишет «Азбуку», рассказы для детей « Филиппок», « Лев и собачка», сказку « Три медведя» и многие другие …

Вторая половина XIX века — время расцвета детских журналов.  «Детское чтение», «Семья и школа», «Семейные вечера» вечера», «Родник», «Игрушечка»— но главным в дореволюционной России детским журналом было «Задушевное слово». Обложка журнала «Задушевное слово» за 1884 год.

Вторая половина XIX века — время расцвета детских журналов.

«Детское чтение», «Семья и школа», «Семейные вечера» вечера», «Родник», «Игрушечка»— но главным в дореволюционной России детским журналом было «Задушевное слово».

Обложка журнала «Задушевное слово» за 1884 год.

 В конце 19 века появилось много произведений для детей и детских журналов, но … содержание их было очень простеньким, оно не помогало детям научиться чему то лучшему и важному. Нат Пинкертон — король сыщиков. Выпуск 6: Привидение на ферме Рэдерзон. 1908 год Детские моды. Из бесплатного приложения к журналу «Задушевное слово», май 1885 года

В конце 19 века появилось много произведений для детей и детских журналов, но … содержание их было очень простеньким, оно не помогало детям научиться чему то лучшему и важному.

Нат Пинкертон — король сыщиков. Выпуск 6: Привидение на ферме Рэдерзон. 1908 год

Детские моды. Из бесплатного приложения к журналу «Задушевное слово», май 1885 года

К.И. Чуковский  Однажды сын Корнея Ивановича Чуковского повредил ногу. И отец, чтобы отвлечь мальчика от боли, сочиняет ему весёлое стихотворе-ние « Крокодил». Позже, стихотво-рение публикуется и получает огромный успех. Далее следует множество других стихотворений для детей: простых, добрых и понятных, которые дети читают до сих пор.  Можно говорить о том, что начало современной детской литературы положено! 1882 - 1969

К.И. Чуковский

Однажды сын Корнея Ивановича Чуковского повредил ногу. И отец, чтобы отвлечь мальчика от боли, сочиняет ему весёлое стихотворе-ние « Крокодил». Позже, стихотво-рение публикуется и получает огромный успех. Далее следует множество других стихотворений для детей: простых, добрых и понятных, которые дети читают до сих пор.

Можно говорить о том, что начало современной детской литературы положено!

1882 - 1969

 После феноменального успеха «Крокодила» начинается карьера Чуковского — детского писателя. С 1923 по 1929 год подряд пишут-ся и публикуются «Мойдодыр», «Тараканище», «Муха-цокотуха», «Бармалей», «Телефон», «Путаница», «Федорино горе», «Краденое солнце», «Айболит». 1920-е — золотой период Чуковского-сказочника: эти десять сказок и сегодня входят в непременное детское чтение. 

После феноменального успеха «Крокодила» начинается карьера Чуковского — детского писателя. С 1923 по 1929 год подряд пишут-ся и публикуются «Мойдодыр», «Тараканище», «Муха-цокотуха», «Бармалей», «Телефон», «Путаница», «Федорино горе», «Краденое солнце», «Айболит». 1920-е — золотой период Чуковского-сказочника: эти десять сказок и сегодня входят в непременное детское чтение. 

 В Советском Союзе уделяют большое внимание развитие детской литературы. Над созданием книг для детей работают многие известные писатели, начинают выходить детские журналы.  К воспитанию и образованию детей относятся теперь как к одной из очень важных задач.

В Советском Союзе уделяют большое внимание развитие детской литературы. Над созданием книг для детей работают многие известные писатели, начинают выходить детские журналы.

К воспитанию и образованию детей относятся теперь как к одной из очень важных задач.

В начале ХХ века в детскую литературу приходят авторы, которые поднимают очень важные вопросы : героизма, любви к Родине, объясняющие происходящие сложные события в стране.  Это и А. П. Гайдар, Л. Пантелеев и многие другие авторы.  Детская литература становится важным помощником в становлении личности будущего гражданина.

В начале ХХ века в детскую литературу приходят авторы, которые поднимают очень важные вопросы : героизма, любви к Родине, объясняющие происходящие сложные события в стране.

Это и А. П. Гайдар, Л. Пантелеев и многие другие авторы.

Детская литература становится важным помощником в становлении личности будущего гражданина.

Аркадий Гайдар на встрече с ребятами в « Артеке» 1939 год.

Аркадий Гайдар на встрече с ребятами в « Артеке» 1939 год.

Вы узнали о том, как создавалась и развивалась литература для детей. Читайте же больше! Читайте интересные книги и журналы! Вперёд! В бескрайний мир литературы !  Спасибо за внимание

Вы узнали о том, как создавалась и развивалась литература для детей.

Читайте же больше!

Читайте интересные книги и журналы!

Вперёд! В бескрайний мир литературы !

Спасибо за внимание

При подготовке написания презентации использовались материалы https://polka.academy/materials/726

При подготовке написания презентации использовались материалы

https://polka.academy/materials/726