В XIX веке в России пробуждается
интерес к русской народной сказке.
Первое собрание народных сказок принадлежит Екатерине Авдеевой .
1844 году опубликовала сборник
«Русские сказки для детей, рассказанные нянюшкою Авдотьею Степановною Черепьевою»
Рождение детской литературы в России
Урок 2
Урок внеурочного занятия
« Яркие страницы истории нашего Отечества»
Подготовила учитель
ГБОУ «ШКОЛА №25» Г.О. Горловка
Каплуновская И.А.
В сборник вошли такие известные сегодня каждому ребёнку сказки: «Колобок», «Кот и лиса», «Волк, козёл и петух» . Нянюшка Авдотья, скорее всего, существовала в действительности, и Авдеева лишь минимально обрабатывала записанные ею сказки, стремясь сохранить особенности народной речи: Владимир Пропп называет её сборник «первой подлинной записью из уст народа»..
Сказки, собранные Авдеевой, войдут и в знаменитое собрание Александра Афанасьева «Народные русские сказки» (1855–1863) — многотомное издание, составленное из материалов Русского географического общества, огромной коллекции сказок Влади-мира Даля, собрания этнографа Павла Якушкина и множества других источников
Русские сказки для детей, рассказанные Авдотьей Степановною Черепьевою, изданные К.Авдеевой, 1872 год.
Иллюстрация к сказке «Колобок» 1910год Елизавета Бём
Рождение детской поэзии
А вот стихотворение поэта и переводчика Фёдора Миллера , снабжённое пометкой «Для детей первого возраста», появилось в 1851 году. Его ждала долгая судьба. Возможно , и вы его знаете….
Поэзия, которую русские дети чи-
тали в первой половине XIX века, по большей части не была детской: в журналах и хрестоматиях публикова-лись «взрослые» стихи — от Держа-
вина и Крылова до Пушкина и Полонского, — признанные пригод-ными для детей.
Это были в основном стихи нраво-
учительного и религиозного содер-
жания.
В 1860–70-е Николай Некрасов создаёт «Стихотворения, посвя-
щённые русским детям»,
и самое известное из них —
«Дедушка Мазай и зайцы».
Раз, два, три, четыре, пять, Вышел зайчик погулять; Вдруг охотник прибегает, Из ружья в него стреляет... Пиф-паф! ой, ой, ой! Умирает зайчик мой!
Принесли его домой –
Оказался он живой!
После реформ 1860 года появля-
ются «народные училища» для бед-няцких и крестьянских детей. Новым ученикам потребовались новые учеб-ники — доступные и понятные книги, развивающие привычку к чтению и объясняющие, как устроен мир.
Самую успешную попытку такого
рода предпринял бывший инспектор Смольного училища Константин Ушинский.
Он издаёт сборники «Детский мир» и «Родное слово», — по сути, это первые общедоступные учебники чтения.
Ушинский составляет их из простых рассказов, написанных им самим: о животных, о природе, о жизни детей — в занимательной форме,
Созданием книг и первых учебников для детей начинает заниматься и Лев Николаевич Толстой, уже известный автор многих повестей и романов для взрослых.
Л.Н. Толстой пишет «Азбуку», рассказы для детей « Филиппок», « Лев и собачка», сказку « Три медведя» и многие другие …
Вторая половина XIX века — время расцвета детских журналов.
«Детское чтение», «Семья и школа», «Семейные вечера» вечера», «Родник», «Игрушечка»— но главным в дореволюционной России детским журналом было «Задушевное слово».
Обложка журнала «Задушевное слово» за 1884 год.
В конце 19 века появилось много произведений для детей и детских журналов, но … содержание их было очень простеньким, оно не помогало детям научиться чему то лучшему и важному.
Нат Пинкертон — король сыщиков. Выпуск 6: Привидение на ферме Рэдерзон. 1908 год
Детские моды. Из бесплатного приложения к журналу «Задушевное слово», май 1885 года
К.И. Чуковский
Однажды сын Корнея Ивановича Чуковского повредил ногу. И отец, чтобы отвлечь мальчика от боли, сочиняет ему весёлое стихотворе-ние « Крокодил». Позже, стихотво-рение публикуется и получает огромный успех. Далее следует множество других стихотворений для детей: простых, добрых и понятных, которые дети читают до сих пор.
Можно говорить о том, что начало современной детской литературы положено!
1882 - 1969
После феноменального успеха «Крокодила» начинается карьера Чуковского — детского писателя. С 1923 по 1929 год подряд пишут-ся и публикуются «Мойдодыр», «Тараканище», «Муха-цокотуха», «Бармалей», «Телефон», «Путаница», «Федорино горе», «Краденое солнце», «Айболит». 1920-е — золотой период Чуковского-сказочника: эти десять сказок и сегодня входят в непременное детское чтение.
В Советском Союзе уделяют большое внимание развитие детской литературы. Над созданием книг для детей работают многие известные писатели, начинают выходить детские журналы.
К воспитанию и образованию детей относятся теперь как к одной из очень важных задач.
В начале ХХ века в детскую литературу приходят авторы, которые поднимают очень важные вопросы : героизма, любви к Родине, объясняющие происходящие сложные события в стране.
Это и А. П. Гайдар, Л. Пантелеев и многие другие авторы.
Детская литература становится важным помощником в становлении личности будущего гражданина.
Аркадий Гайдар на встрече с ребятами в « Артеке» 1939 год.
Вы узнали о том, как создавалась и развивалась литература для детей.
Читайте же больше!
Читайте интересные книги и журналы!
Вперёд! В бескрайний мир литературы !
Спасибо за внимание
При подготовке написания презентации использовались материалы
https://polka.academy/materials/726