Развитие детской одарённости в рамках внедрения ФГОС
Основная цель Стандартов второго поколения развитие личности и компетентностный подход. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирован на формирование универсальных действий - совокупности действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Организация образовательного в соответствии с новыми стандартами строится на основе следующих основополагающих принципов: непрерывности образования; учёта возрастных и индивидуальных возможностей ребенка; здоровьесбережения; взаимосвязи с окружающим миром; развития личности как субъекта творческой деятельности; признания ребенка как активного субъекта познания; доступности и достаточности; духовно-нравственного воспитания; психологической адаптации; взаимодействия семьи и педагога.
В своей работе педагогический коллектив начальной школы гимназии № 1409 ставит задачу развития детской одарённости в урочной и внеурочной деятельности в соответствии с основными идеями и требованиями стандартов второго поколения.
Нам важно дать определение смежным понятиям и обозначить, что способности – это способы действия, то есть успешное овладение конкретной нормой деятельности и ее возможностью эффективно применять на практике; талант – это мера измерения ценности (уникальности) возможностей человека для общества; одаренность – это овладение даром.
Одаренность трактуется как системное качество, характеризующее психику ребенка в целом и определяющее возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
При этом именно личность, ее направленность, активность, система ценностей определяют и то, как будет реализовано индивидуальное дарование.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Различают виды одарённости. Остановимся на одном из подходов к классификации одарённости подробнее. По виду деятельности одарённость проявляется: в практической деятельности; в познавательной деятельности; в духовно-ценностной деятельности; в художественно-эстетической деятельности; в коммуникативной деятельности. В зависимости от широты проявлений в различных видах деятельности различают общую, специальную, социальную одарённости. В зависимости от возрастного развития выделяют: раннюю одарённость; позднюю одарённость. В зависимости от формы проявления бывает явная и скрытая одарённость.
Анализ различных подходов к классификации видов одарённости, научных источников и опыта педагогической деятельности позволяет сделать нам вывод о том, что у каждого ребёнка есть свои сильные стороны, которые необходимо поддерживать и развивать. Один силен физически, другой хорошо рисует, третий – сочиняет стихи. Учитывая индивидуальность ребенка, его уникальность и неповторимость, мы должны повышать его самооценку, уверенность в себе.
Главная задача педагога - способствовать развитию творческих способностей, так как высокий уровень их развития является предпосылкой проявления и дальнейшего развития одарённости обучающегося.
Учитель, его отношение к урочной и внеурочной деятельности, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – это есть главный ресурс, без которого невозможно развитие самых разных способностей, а значит, и одарённости учащегося.
К основным и ведущим методам обучения одаренных детей мы относим методы творческого характера - проблемные, поисковые, исследовательские, проектные – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся.
Процесс обучения одаренных детей должен предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации, в том числе через компьютерные сети.
Среди многообразия форм организации взаимодействия с обучающимися мы выделяем формы работы с одаренными учащимися:
· творческие мастерские (с привлечением самих учащихся);
· групповые занятия по параллелям с сильными учащимися;
· занятия исследовательской и проектной деятельностью (индивидуальные, групповые);
· научно-практические конференции;
· конкурсы на уровне школы, города, за пределами области и др.;
· дополнительное образование.
В системе дополнительного образования могут быть выделены следующие формы обучения одаренных детей:
· индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области;
· работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в качестве наставника выступают, как правило, учёный, деятель науки или культуры, специалист высокого класса);
· очно-заочные школы;
· каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;
· система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;
· детские научно-практические конференции и семинары.
В нашей гимназии осуществляется дополнительное образование по следующим направлениям: художественно-эстетическое направление; физкультурно-спортивное направление; спортивно-техническое направление; эколого-биологическое направление; научно-техническое направление; естественнонаучное направление; культурологическое направление; социально-экономическое направление. Такое разнообразие направлений дополнительного образования позволяет обучающимся центра выбрать объединение, созвучное личному интересу, совершенствовать свои способности, развивать свой талант, раскрыть в себе одарённость в той или иной области.
Также на базе начальной школы гимназии была создана и успешно осуществляет свою деятельность Малая академия наук (МАН) «НАЧАЛО», которая представляет собой особую образовательную сферу с ориентацией на всестороннее развитие ребёнка. Работа МАН многообразна, разнонаправленна, вариативна. Цель её деятельности – развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их социальной адаптации.
Таким образом, развитие детской одарённости в рамках урочной и внеурочной деятельности эффективно при:
- создании условий для духовного и личностного роста учащихся;
- поощрении всех форм исследовательской активности учащихся;
- применении междисциплинарного подхода к изучению содержания образования;
- интеграции тем и проблем при изучении содержания образования;
- высоком уровне насыщенности содержания обучения;
- открытом характере проблем и вопросов для изучения;
- применении активных, проблемно-диалогических методов обучения;
- направленности на развитие творческой личности и мышления ребенка;
- совместном решении проблем и исследовательских задач учащимися;
- высоком уровне самостоятельности учащихся в процессе обучения.
Итак, в ходе реализации Федерального государственного образовательного стандарта перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности, а значит, и её одарённости. Поэтому так важно установить уровень способностей и их разнообразие у обучающихся, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие.
Библиографический список
1. Бедерханова, В. П. Педагогическая поддержка индивидуализации ребенка / В. П. Бедерханова // Классный руководитель. – 2000. – № 3. – С. 39.
2. Коджаспирова, Г. М. Педагогика: учебное пособие / Г. М. Коджаспирова – М.: КНОРУС, 2010.
3. Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А. Ю. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М., 2000. – 176 с.
4. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / B. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E. H. Шиянов. – 3-е издание. – М.: Школа пресс, 2002. – 512 с.
5. Петровский, А. В. Словарь / А. В. Петровский // Психологический лексикон : энциклопедический словарь: в 6 т. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – 251 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы)
7. http://ru.wikipedia.org/wiki/