СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие детской самостоятельности в разных видах деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация на тему: "Как " выращивать "самостоятельность у дошкольников"

Просмотр содержимого документа
«Развитие детской самостоятельности в разных видах деятельности.»

Развитие детской самостоятельности в разных  видах деятельности. Воспитатель: Семина Жанна Владимировна

Развитие детской самостоятельности в разных видах деятельности.

Воспитатель:

Семина Жанна Владимировна

В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка самостоятельности является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка самостоятельности является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной  ответственности за свою деятельность и поведение.  Самостоятельность – это способность без посторонней помощи пользоваться средствами и способами взаимодействия с миром;  свобода ребенка в поступках и ответственность за них.

Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся

в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

Самостоятельность – это способность без посторонней помощи пользоваться средствами и способами взаимодействия с миром; свобода ребенка в поступках и ответственность за них.

Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека. Инициативность – это внутреннее побуждение к новой деятельности;  способность к самостоятельным активным действиям.

Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни.

Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека.

Инициативность – это внутреннее побуждение

к новой деятельности;

способность к самостоятельным активным действиям.

  Особого внимания заслуживает такое понятие как «творчество».       Детское творчество  — одна из форм самостоятельной  деятельности  ребёнка , в  процессе   которой он отступает от привычных  и знакомых ему способов  проявления окружающего мира,  экспериментирует и создает нечто новое  для себя и других.

Особого внимания заслуживает такое понятие как «творчество».    

Детское творчество  — одна из форм самостоятельной 

деятельности  ребёнка , в  процессе  

которой он отступает от привычных 

и знакомых ему способов 

проявления окружающего мира, 

экспериментирует и создает нечто новое 

для себя и других.

Факторы, влияющие на развитие детской самостоятельности и инициативности. предметно-развивающая среда Игровая деятельность. Труд.  Взаимодействие с социальным окружением Взаимодействие со сверстниками Воспитательно-образовательный процесс Воспитание в семье

Факторы, влияющие на развитие детской самостоятельности и инициативности.

предметно-развивающая среда

Игровая деятельность.

Труд.

Взаимодействие с социальным окружением

Взаимодействие со сверстниками

Воспитательно-образовательный процесс

Воспитание в семье

Содержание работы в образовательных областях направлено на поддержку детской инициативности и самостоятельности. Социально-коммуникативное развитие развитие самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; Познавательное развитие формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения, творческой активности; Речевое развитие   владение речью как средством общения и культуры развитие речевого творчества;  Художественно-эстетическое развитие реализация самостоятельной творческой деятельности детей(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.); Физическое развитие становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере

Содержание работы в образовательных областях направлено на поддержку детской инициативности и самостоятельности.

Социально-коммуникативное развитие

развитие самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

Познавательное

развитие

формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения, творческой активности;

Речевое развитие

  владение речью как средством общения и культуры развитие речевого творчества; 

Художественно-эстетическое развитие

реализация самостоятельной творческой деятельности детей(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.);

Физическое развитие

становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере

Поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных возрастных группах. Ранний возраст Дошкольный возраст 3-4 года Дошкольный возраст 4- 5 лет Приоритетной сферой проявления детской инициативы является самостоятельная исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами ; обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира. Приоритетной сферой проявления детской инициативы является продуктивная деятельность Познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками Дошкольный возраст Дошкольный возраст 5- 6 лет 6- 7 лет Расширение сфер компетентности в различных областях практической деятельности, информационная познавательная деятельность. Внеситуативно - личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационная познавательная инициатива

Поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных возрастных группах.

Ранний возраст

Дошкольный возраст 3-4 года

Дошкольный возраст

4- 5 лет

Приоритетной сферой проявления детской инициативы является самостоятельная исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами ; обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира.

Приоритетной сферой проявления детской инициативы является продуктивная деятельность

Познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками

Дошкольный возраст

Дошкольный возраст

5- 6 лет

6- 7 лет

Расширение сфер компетентности в различных областях практической деятельности, информационная познавательная деятельность.

Внеситуативно - личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационная познавательная инициатива

Построение взаимодействия педагога с детьми Педагог не является: Педагог является:  Проводником; «Архитектором»; Создателем пространства для свободного творчества детей Диктатором; Всезнающим «источником информации»; Руководителем

Построение взаимодействия педагога с детьми

Педагог не является:

Педагог является:

  • Проводником;
  • «Архитектором»;
  • Создателем пространства для свободного творчества детей
  • Диктатором;
  • Всезнающим «источником информации»;
  • Руководителем
Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие детской самостоятельности и инициативы.

Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие детской самостоятельности и инициативы.

Развитие детской инициативы и самостоятельности осуществляется во всех видах детской деятельности. игровая; коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкальная, двигательная, элементарная трудовая; непосредственно-организованная; режимные моменты игровая; коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкальная, двигательная, элементарная трудовая; непосредственно-организованная; режимные моменты игровая; коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкальная, двигательная, элементарная трудовая; непосредственно-организованная; режимные моменты игровая; коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкальная, двигательная, элементарная трудовая; непосредственно-организованная; режимные моменты игровая; коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкальная, двигательная, элементарная трудовая; непосредственно-организованная; режимные моменты

Развитие детской инициативы и самостоятельности осуществляется во всех видах детской деятельности.

  • игровая; коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкальная, двигательная, элементарная трудовая; непосредственно-организованная; режимные моменты
  • игровая; коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкальная, двигательная, элементарная трудовая; непосредственно-организованная; режимные моменты
  • игровая; коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкальная, двигательная, элементарная трудовая; непосредственно-организованная; режимные моменты
  • игровая; коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкальная, двигательная, элементарная трудовая; непосредственно-организованная; режимные моменты
  • игровая;
  • коммуникативная,
  • познавательно-исследовательская,
  • продуктивная,
  • музыкальная,
  • двигательная,
  • элементарная трудовая;
  • непосредственно-организованная;
  • режимные моменты
Эффективные формы работы и виды деятельности, способствующие развитию детской инициативы и самостоятельности. проектная деятельность; познавательно-исследовательская деятельность, игровая деятельность, продуктивная деятельность, кружковая работа проектная деятельность; познавательно-исследовательская деятельность, игровая деятельность, продуктивная деятельность, кружковая работа проектная деятельность; познавательно-исследовательская деятельность, игровая деятельность, продуктивная деятельность, кружковая работа проектная деятельность; познавательно-исследовательская деятельность, игровая деятельность, продуктивная деятельность, кружковая работа проектная деятельность; познавательно-исследовательская деятельность, игровая деятельность, продуктивная деятельность, кружковая работа

Эффективные формы работы и виды деятельности, способствующие развитию детской инициативы и самостоятельности.

  • проектная деятельность; познавательно-исследовательская деятельность, игровая деятельность, продуктивная деятельность, кружковая работа
  • проектная деятельность; познавательно-исследовательская деятельность, игровая деятельность, продуктивная деятельность, кружковая работа
  • проектная деятельность; познавательно-исследовательская деятельность, игровая деятельность, продуктивная деятельность, кружковая работа
  • проектная деятельность; познавательно-исследовательская деятельность, игровая деятельность, продуктивная деятельность, кружковая работа
  • проектная деятельность;
  • познавательно-исследовательская деятельность,
  • игровая деятельность,
  • продуктивная деятельность,
  • кружковая работа
Ведущая деятельность дошкольного возраста – игра.  Игра, способствует развитию активности, инициативы и самостоятельности.

Ведущая деятельность дошкольного возраста – игра.

Игра, способствует развитию активности, инициативы и самостоятельности.

Сюжетно-ролевая игра «Очень важно не шаблонизировать игры, а давать простор детской инициативе. Важно, чтобы дети сами придумывали игры, ставили себе цели… Педагог не должен стеснять инициативу ребят, навязывать им те или иные игры…»  А.С. Макаренко   Дидактическая игра В процессе дидактических игр у детей формируется самостоятельность принятия решений.

Сюжетно-ролевая игра

«Очень важно не шаблонизировать игры, а давать простор детской инициативе. Важно, чтобы дети сами придумывали игры, ставили себе цели… Педагог не должен стеснять инициативу ребят, навязывать им те или иные игры…»

А.С. Макаренко

Дидактическая игра

В процессе дидактических игр у детей формируется самостоятельность принятия решений.

ПРОДУКТИВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (КОНСТРУИРОВАНИЕ, РИСОВАНИЕ, ЛЕПКА, АППЛИКАЦИЯ). Ребенок учится проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности.

ПРОДУКТИВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(КОНСТРУИРОВАНИЕ, РИСОВАНИЕ, ЛЕПКА, АППЛИКАЦИЯ).

Ребенок учится проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности.

Познавательно-исследовательская деятельность. Педагог постоянно создает ситуации, удовлетворяющие потребности ребёнка в познавательной деятельности; ставит перед детьми все более сложные задачи, нацеливает на поиск новых творческих решений, тем самым развивая самостоятельность и творческую активность.

Познавательно-исследовательская деятельность.

Педагог постоянно создает ситуации, удовлетворяющие потребности ребёнка в познавательной деятельности; ставит перед детьми все более сложные задачи, нацеливает на поиск новых творческих решений, тем самым развивая самостоятельность и творческую активность.

Проектная деятельность Проектная деятельность позволяет не только  поддерживать детскую инициативу и самостоятельность, но и оформить её в виде культурно-значимого продукта.

Проектная деятельность

Проектная деятельность позволяет не только 

поддерживать

детскую инициативу и самостоятельность,

но и оформить её в виде культурно-значимого продукта.

Кружковая работа  Свободный выбор ребенком вида деятельности раскрывает социально значимые качества личности: активность, инициативность, самостоятельность, ответственность.

Кружковая работа

Свободный выбор ребенком вида деятельности раскрывает социально значимые качества личности: активность, инициативность, самостоятельность, ответственность.

Приемы: ситуация успеха установки предвосхищающая положительная оценка проблемное обучение (проблемная ситуация) эксперимент (исследование) моделирование игровые материалы, задающие содержание, правила, культуру и дух совместных действий, направленных на достижение цели «Мастер- классы» формируют у детей способности самостоятельно осваивать материал, используя при этом разнообразные средства, творчески организовывать свою деятельность, обобщать полученные данные, делиться своим опытом с другими детьми.

Приемы:

  • ситуация успеха
  • установки
  • предвосхищающая положительная оценка
  • проблемное обучение (проблемная ситуация)
  • эксперимент (исследование)
  • моделирование
  • игровые материалы, задающие содержание, правила, культуру и дух совместных действий, направленных на достижение цели
  • «Мастер- классы» формируют у детей способности самостоятельно осваивать материал, используя при этом разнообразные средства, творчески организовывать свою деятельность, обобщать полученные данные, делиться своим опытом с другими детьми.
Этапы развития самостоятельности и инициативности  1 этап: формирование умений 2 этап: применение умений 3 этап: творческое применение умений в новой ситуации

Этапы развития самостоятельности

и инициативности

1 этап: формирование умений

2 этап: применение умений

3 этап: творческое применение умений в новой ситуации

Детская инициатива и самостоятельность выражается не в том, что ребенок захотел  помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений. 

Детская инициатива и самостоятельность выражается не в том, что ребенок захотел  помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений. 

«При воспитании самостоятельности часто забывают об ответственности, а ведь это чувство необходимо формировать с самого раннего возраста! Необходимо с самых ранних лет объяснять малышу, что, если он взялся за какое-то дело, обязательно должен довести его до конца! Этот принцип должен лечь в основу воспитания».  «Если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нем властелином». Ш.А. Амонашвили  

«При воспитании самостоятельности часто забывают об ответственности, а ведь это чувство необходимо формировать с самого раннего возраста! Необходимо с самых ранних лет объяснять малышу, что, если он взялся за какое-то дело, обязательно должен довести его до конца! Этот принцип должен лечь в основу воспитания».

«Если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нем властелином».

Ш.А. Амонашвили

 

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!