Развитие детской самостоятельности в разных видах деятельности.
Воспитатель:
Семина Жанна Владимировна
В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка самостоятельности является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.
Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся
в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.
Самостоятельность – это способность без посторонней помощи пользоваться средствами и способами взаимодействия с миром; свобода ребенка в поступках и ответственность за них.
Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни.
Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека.
Инициативность – это внутреннее побуждение
к новой деятельности;
способность к самостоятельным активным действиям.
Особого внимания заслуживает такое понятие как «творчество».
Детское творчество — одна из форм самостоятельной
деятельности ребёнка , в процессе
которой он отступает от привычных
и знакомых ему способов
проявления окружающего мира,
экспериментирует и создает нечто новое
для себя и других.
Факторы, влияющие на развитие детской самостоятельности и инициативности.
предметно-развивающая среда
Игровая деятельность.
Труд.
Взаимодействие с социальным окружением
Взаимодействие со сверстниками
Воспитательно-образовательный процесс
Воспитание в семье
Содержание работы в образовательных областях направлено на поддержку детской инициативности и самостоятельности.
Социально-коммуникативное развитие
развитие самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
Познавательное
развитие
формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения, творческой активности;
Речевое развитие
владение речью как средством общения и культуры развитие речевого творчества;
Художественно-эстетическое развитие
реализация самостоятельной творческой деятельности детей(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.);
Физическое развитие
становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере
Поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных возрастных группах.
Ранний возраст
Дошкольный возраст 3-4 года
Дошкольный возраст
4- 5 лет
Приоритетной сферой проявления детской инициативы является самостоятельная исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами ; обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира.
Приоритетной сферой проявления детской инициативы является продуктивная деятельность
Познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками
Дошкольный возраст
Дошкольный возраст
5- 6 лет
6- 7 лет
Расширение сфер компетентности в различных областях практической деятельности, информационная познавательная деятельность.
Внеситуативно - личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационная познавательная инициатива
Построение взаимодействия педагога с детьми
Педагог не является:
Педагог является:
- Проводником;
- «Архитектором»;
- Создателем пространства для свободного творчества детей
- Диктатором;
- Всезнающим «источником информации»;
- Руководителем
Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие детской самостоятельности и инициативы.
Развитие детской инициативы и самостоятельности осуществляется во всех видах детской деятельности.
- игровая; коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкальная, двигательная, элементарная трудовая; непосредственно-организованная; режимные моменты
- игровая; коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкальная, двигательная, элементарная трудовая; непосредственно-организованная; режимные моменты
- игровая; коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкальная, двигательная, элементарная трудовая; непосредственно-организованная; режимные моменты
- игровая; коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкальная, двигательная, элементарная трудовая; непосредственно-организованная; режимные моменты
- игровая;
- коммуникативная,
- познавательно-исследовательская,
- продуктивная,
- музыкальная,
- двигательная,
- элементарная трудовая;
- непосредственно-организованная;
- режимные моменты
Эффективные формы работы и виды деятельности, способствующие развитию детской инициативы и самостоятельности.
- проектная деятельность; познавательно-исследовательская деятельность, игровая деятельность, продуктивная деятельность, кружковая работа
- проектная деятельность; познавательно-исследовательская деятельность, игровая деятельность, продуктивная деятельность, кружковая работа
- проектная деятельность; познавательно-исследовательская деятельность, игровая деятельность, продуктивная деятельность, кружковая работа
- проектная деятельность; познавательно-исследовательская деятельность, игровая деятельность, продуктивная деятельность, кружковая работа
- проектная деятельность;
- познавательно-исследовательская деятельность,
- игровая деятельность,
- продуктивная деятельность,
- кружковая работа
Ведущая деятельность дошкольного возраста – игра.
Игра, способствует развитию активности, инициативы и самостоятельности.
Сюжетно-ролевая игра
«Очень важно не шаблонизировать игры, а давать простор детской инициативе. Важно, чтобы дети сами придумывали игры, ставили себе цели… Педагог не должен стеснять инициативу ребят, навязывать им те или иные игры…»
А.С. Макаренко
Дидактическая игра
В процессе дидактических игр у детей формируется самостоятельность принятия решений.
ПРОДУКТИВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(КОНСТРУИРОВАНИЕ, РИСОВАНИЕ, ЛЕПКА, АППЛИКАЦИЯ).
Ребенок учится проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности.
Познавательно-исследовательская деятельность.
Педагог постоянно создает ситуации, удовлетворяющие потребности ребёнка в познавательной деятельности; ставит перед детьми все более сложные задачи, нацеливает на поиск новых творческих решений, тем самым развивая самостоятельность и творческую активность.
Проектная деятельность
Проектная деятельность позволяет не только
поддерживать
детскую инициативу и самостоятельность,
но и оформить её в виде культурно-значимого продукта.
Кружковая работа
Свободный выбор ребенком вида деятельности раскрывает социально значимые качества личности: активность, инициативность, самостоятельность, ответственность.
Приемы:
- ситуация успеха
- установки
- предвосхищающая положительная оценка
- проблемное обучение (проблемная ситуация)
- эксперимент (исследование)
- моделирование
- игровые материалы, задающие содержание, правила, культуру и дух совместных действий, направленных на достижение цели
- «Мастер- классы» формируют у детей способности самостоятельно осваивать материал, используя при этом разнообразные средства, творчески организовывать свою деятельность, обобщать полученные данные, делиться своим опытом с другими детьми.
Этапы развития самостоятельности
и инициативности
1 этап: формирование умений
2 этап: применение умений
3 этап: творческое применение умений в новой ситуации
Детская инициатива и самостоятельность выражается не в том, что ребенок захотел помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений.
«При воспитании самостоятельности часто забывают об ответственности, а ведь это чувство необходимо формировать с самого раннего возраста! Необходимо с самых ранних лет объяснять малышу, что, если он взялся за какое-то дело, обязательно должен довести его до конца! Этот принцип должен лечь в основу воспитания».
«Если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нем властелином».
Ш.А. Амонашвили
Спасибо за внимание!