СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие дыхания у детей с речевыми нарушениями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дыхание -  важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Процесс дыхания, осуществляемый дыхательными центрами нервной системы, состоит из трех фаз: выдоха/, паузы и вдоха, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой.

Просмотр содержимого документа
«Развитие дыхания у детей с речевыми нарушениями»

Развитие дыхания у детей с речевыми нарушениями


Дыхание - важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Процесс дыхания, осуществляемый дыхательными центрами нервной системы, состоит из трех фаз: выдоха/, паузы и вдоха, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой.

Установлена связь между способом дыхания и успехами в обучении. От того правильно дышит ребенок или нет, зависит его физическое и интеллектуальное развитие.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.

Дошкольникам с нарушениями речи свойственны различные недостатки речевого дыхания: слабый вдох и выдох, неэкомное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха, неравномерный толчкообразных выдох, отсутствие фокусированного выдоха на губах и неумение делать незаметный для окружающих энергетичный добор воздуха, напряжение шейной мускулатуры и др. Во время речи объем выдыхаемого воздуха уменьшается настолько, что на произнесение целой фразы его не хватает. Речь ребенка маловыразительна.

Коррекция нарушений дыхания начинается с общих дыхательных упражнений, целью которых является увеличение объема, силы и глубины вдыхаемого и выдыхаемого воздуха и нормализация ритма дыхания.

Для формирования произвольного направленного выдоха через рот большое значение имеют специальные игры-упражнения: выдувание мыльных пузырей, задувание свечей, сдувание со стола мелких пушинок и бумажек, дутье в дудочку, свисток, губную гармошку.

Формирование речевого дыхания имеет большое значение для плавности речи. В ходе работы по формированию длительного и плавного речевого выдоха происходит постепенное усложнение предлагаемых заданий. Тренировка осуществляется на материале отдельных звуков, затем слов и т.д.

Важно в заключении вспомнить о правилах проведения дыхательной гимнастики:

- нельзя переутомлять ребенка, количество и темп упражнений необходимо дозировать;

- упражнения следует проводить в игровой форме;

- осваивать технику дыхания начинать в положении лежа, а после достаточно практики можно приступать к тренировкам в положении стоя, сидя, в движении;

- обращать внимание ребенка на ощущения, которые он должен испытать;

- следить за плавностью и ритмичностью дыхательных движений;

- тренировки должны быть систематическими и включать во все виды занятий, проводимых с детьми;

- дыхательная гимнастика должна проводиться до еды, в хорошо проветренном помещении.