муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования города Калининграда
«Детская музыкальная школа имени Глинки М.И.»
Развитие эйфорической мотивации на пути к пониманию классической музыки среди учащихся ДМШ
Климова Сюзанна Николаевна
Калининград
В настоящее время мы наблюдаем снижение интереса к классической музыке, филармоническим концертам, академическому музыкальному образованию, профессии музыканта. Преподаватели ДМШ и ДШИ ощущают тревогу и ответственность за этот процесс. Назрела необходимость привлечения к процессу обучения в музыкальной школе дополнительных ресурсов, способных не только расширить музыкальный кругозор, но увидеть иные возможности в музыкальном образовании. Основная цель образовательной деятельности любого преподавателя музыкальной школы: окончательно и бесповоротно влюбить своих учащихся в музыку, и доказать, что классическая музыка не может быть скучной и неинтересной. Но, как это сделать? Этот вопрос, я думаю, одолевает всех нас, сопричастных к музыкальной педагогике.
На уроках музыкальной литературы, нам предоставляется великая возможность: приобщить наше подрастающее поколение к шедеврам музыкальной классики и оказаться в состоянии эйфории от первых шагов на пути к пониманию, и познанию музыкального искусства, начиная с древней музыки и заканчивая современной.
В отечественной системе образования, начиная с музыкальной школы, музыкальная литература и история музыки (зарубежная, русская, отечественная) в консерватории занимает одно из центральных мест в обучении учащихся и студентов исполнительских специальностей. Эти предметы играют далеко не последнюю роль в формировании мышления о музыкальной культуре и искусстве в целом. И поэтому, в консерватории по объёму часов история музыки, занимает второе место после специальности. Всё это не случайно.
Актуальной проблемой музыкального образования составляет привлечение любых способов для того, чтобы сконцентрировать внимание интереса наших учащихся к классической музыке. Вспоминаются слова нашего гениального пианиста Святослава Рихтера, который как то сказал:
«Хорошая музыка в хорошем исполнении не требует никаких слов – она дойдёт до любого человека».
Я преклоняюсь перед гением великого музыканта, но что касается его слов, я не могу согласиться с его мнением. И вспоминаю один описанный эксперимент из книги выдающегося интеллектуала и музыкального эрудита нашего времени Михаила Казиника. В книге «Тайны гениев», Михаил Казиник абсолютно опровергнул эти слова, и очень наглядно описал один эксперимент: как он пригласил в Большой зал Московской консерватории 14 учащихся московского ПТУ на концерт самого Рихтера, где он исполнил поздние сонаты Людвига Бетховена: 29 сонату «Hammarclavir» и 32. Все знают, что исполнение пианиста считается безупречным, и не просто хорошим, а гениальным. Великая музыка в великом исполнении! То есть помните: любой человек… и здесь современная молодёжь московского ПТУ. С большим трудом М. Казинику удаётся добыть 14 билетов для ребят, единственным требованием к ним просьба - написать свои впечатления о концерте. Итак, эксперимент начался: - «мы пробирались через тысячи людей, ищущие глаза которых напоминали глаза голодных волков, пытающихся в зимнем лесу рассмотреть хотя бы одного зайца, чтобы не умереть с голоду. Спасительными зайцами на этот раз были бы лишние билеты, которые удовлетворили духовный голод многих тысяч людей. И вот 14 листочков у меня в руках – это впечатления, полученные на концерте, где самый великий музыкант играл самую великую музыку!
Вот несколько фрагментов записей, которые подарили ребята, как было условленны М.Казинику после концерта:
«Какой то театр для глухонемых. Тоска! Бывают же ненормальные, которым это нравится».
«Вышел какой то дядька, стал играть на пианинЕ (орфография оригинала сохранена). Играл долго и скучно. Потом кончил играть. Публика орала как ненормальная».
«Сначала я измерял себе пульс. Потом надоело. Потом смотрел картинки на стене. На меня зашипели, что я ворочаюсь. Оказывается, ворочаться нельзя. А играли весь вечер только на ФАНО. Весь вечер. Ни мелодии, ни музыки: только удары».
«Думаю, что все эти люди просто претворяются. Это не может нравиться НИКОГДА и НИКОМУ (орфография сохранена)».
Так вот, этот пример очень показателен. Это настоящая трагикомедия. Но главное в том, что «хорошая музыка в хорошем исполнении не может дойти до любого человека». И основная задача музыкальной педагогики, на раннем этапе, когда дети приходят в музыкальную школу научить понимать классическую музыку. Потому как если она звучит даже в самом безупречном исполнении, она не дойдёт до людей не понимающих и не знающих классическую музыку.
Таким образом, когда дети приходят к нам в детскую музыкальную школу, мы должны не только накапливать знания и представления о музыке, учить их играть на музыкальных инструментах, а в первую очередь правильно развивать личность учащегося, понимать её особенности, понимать ядро личности, которым является, по мнению многих учёных, мотивационная сфера. Направить эти знания по определённому руслу, учиться мотивировать свои суждения и взгляды.
Можно прийти к выводу: совокупность переживаний, которые сопровождают и, одновременно, мотивируют деятельность, непрерывно подталкивая музыкантов на её возобновление и продолжение независимо от внешних подкреплений, получила название «эйфорической» мотивации, так как респондентами это переживание называлось эйфорией, вдохновением, экстазом.
Описываемые переживания в процессе знакомства с классическими шедеврами музыки схожи с так называемыми пиковыми состояниями, с изменёнными состояниями сознания. «Симптоматика эйфорической мотивации характеризует стремление человека к переживанию состояния поглощённости, увлечённости, полной погружённости в музыку, удовольствия от самого процесса знакомства с музыкой» (Н. Тараканова).
Закрепление состояния удовольствия в творческом процессе от концентрации всех сил на определённом содержании и умение эмоционально погрузиться в захватившее содержание музыки, имеет очень важную роль на начальном этапе музыкального образования. Все люди на конкретных этапах своего развития испытывают определённые воздействия на организм и психику, сталкиваются с одними и теми же проблемами. Адаптация к этим воздействиям или решение этих проблем составляют содержание особых – критических периодов нормального развития личности. И давно доказано, что именно детский возраст наиболее восприимчив к развитию «эйфорической» мотивации
Восприятие подлинного искусства всегда требует определенной интеллектуальной и эмоциональной подготовки. Все мы можем согласиться с этим. Но всё же есть и второй вариант — никакой подготовки, а просто некий неожиданный эмоциональный скачок. Эйфория, которую мы испытываем от знакомства с музыкой, которая способна нас потрясти.
Попробую привести пример… Почему 300 лет назад крестьяне XVII- XVIII веков в Германии воспринимали музыку Баха, почему не жаловались на «непонятность» и сложность музыки, о которой сейчас принято рассуждать? Что Бах писал музыку для философов, астрофизиков, теологов или искусствоведов? Увы нет! Он писал музыку для своих прихожан. Для крестьян - жителей маленьких провинций и бюргеров. Это они приходили в церковь Святого Фомы и слушали очень сложную и глубоко философскую, как мы сейчас говорим музыку. Эти крестьяне не были интеллектуалами. Они, собираясь всей семьёй по выходным дням на праздничную литургию, и во время воскресной мессы думали не о сельском хозяйстве, они думали о Боге! Они испытывали эйфорическое состояние, их эмоции были переполнены восхищением и восторгом от музыки Баха.
Так почему бы сейчас при знакомстве с классической музыкой, когда у наших детей ещё не хватает определённой интеллектуальной подготовки не использовать эти эмоциональные взлёты, закрепив как эйфорические – вызывающие удовольствие от общего эмоционального восприятия звуковой фантазии гениальных музыкантов прошлого.
В нашей музыкальной педагогике было достаточно экспериментов. И кстати, не всегда удачных. Возьмём урок музыки, урок пения в школе. Ведь все наши советские дети в своё время прошли систему Дмитрия Кабалевского, где половину урока надо петь. А собственно говоря, почему именно петь? Урок должен быть только один — урок слушания музыки, восприятия музыки как великого явления, чем мы и занимаемся в музыкальной школе на слушании музыки и музыкальной литературе. А вот когда наши дети полюбят музыку, тогда им легче будет проявлять свои стремления на уроках специальности: играй на музыкальных инструментах и пой. Кстати, так давно делается во многих западных странах. И музыка — это далеко не песня, танец и марш, как нам навязывают до сих пор в программе слушания музыки 3 класса. Музыка — это крик, это стон, это потрясение, это вздох, это волна, это энергия, это наконец любовь! Вот эмоции, которые просыпались у слушателей музыки Баха.
Итак, вызывая необходимость новых эйфорических эмоций или мотиваций, мы должны формировать новое отношение к музыке и музицированию, в этом и заключаются основные требования музыкальной педагогики.
Пробуждение «эйфорической» мотивации среди учащихся, способствует достижению состояния просветлённого, ясного сознания, или сверхсознания (по К.С. Станиславскому). Тем самым её закрепление и развитие может помочь в обретении новых смыслов музыкальной деятельности.
Во всех культурах издревле использовались возможности влияния на подсознание человека. Причём, музыка должна помочь ребёнку «разотождествиться» с отрицательным переживанием, способствовать преобразованию мешающих ребёнку чувств, неблагоприятных эмоциональных состояний в чувства радости и наслаждения от процесса общения с музыкой. Нужно стараться пробуждать скрытые возможности юного музыканта путём поощрения осознания своих состояний творческого подъёма, вдохновения, преумножение этих состояний.
В основе данного метода лежит идея, которая состоит в том, что достижение сложной цели возможно лишь при разделении её на более мелкие цели, и последовательные шаги, при этом каждый последующий шаг должен умножать достижения предыдущего. Последовательное преумножение элементов опыта достижения состояний творческого подъёма, осуществляется путём постепенного накопления слуховых представлений, слагаемых шедеврами мировой классики и это главная цель предмета музыкальной литературы.
Таким образом, можно прийти к выводу: развитие «эйфорической» мотивации среди учащихся сможет повысить результативность музыкального обучения и воспитания в учащихся любви к классической музыке.
Литература
1. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании.
Л., 1973.
2. Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М.,1997.
3. Тараканова Н.Э. Развитие «Эйфорической» мотивации как путь преодоления подросткового кризиса. – Классика – XXI века. – М., 2010.
4. Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки. – М.,1990, с.319
5. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М. 1971.
6. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. – М.,1994.