Развитие экологической культуры детей дошкольного возраста
Выполнила: Студентка 2 курса 242 группы заочной формы обучения
Направления: 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
Профиль: Психология образования и социальной сферы
Хлыстова Дарья Сергеевна
Экологическая культура ребенка дошкольного возраста – это результат экологического воспитания и обучения, организованного в условиях детского сада, семьи и дополнительных образовательных учреждений. Процесс формирования экологический культуры ребенка сложный и многофакторный и зависит от личностного отношения к природе со стороны воспитателей, родителей, людей, которые непосредственно окружают ребенка, от той информации, которую ребенок получает из средств массовой информации, книг, интернета, от опыта практической деятельности в природе, который находится в поле зрения ребенка.
Формирование системы экологических знаний и представлений.
Воспитание заботливого и бережного отношения к природе.
Основные задачи экологического воспитания:
Развитие чувства ответственности за судьбу планеты.
Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Экологическое воспитание в рамках ФГОС ДОУ
В соответствии с ФГОС основная цель экологического воспитания — воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной,
творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним.
Экологическое воспитание в рамках ФГОС ДОУ
Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
Уточнять, систематизировать и расширять знания детей о растениях, животных и явлениях природы.
Формировать осознанное понимание взаимосвязей в природе.
Развивать эмоционально-доброжелательное отношение к живым объектам и осознанного отношения к себе, как активному субъекту окружающего мира.
Развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.
Пропагандировать необходимость экологического воспитания дошкольников среди родителей.
Экологическое воспитание в рамках ФГОС ДОУ
Педагогическим принципы:
- системность;
- наглядность;
- доступность;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- сезонность.
Педагогоческие технологии:
- игровые;
- технологии исследовательской деятельности;
- технологии проектирования;
- инновационные технологии.
Формы и методы, используемые формирования экологической культуры в соответствии с ФГОС ДОУ:
- НОД (непрерывная образовательная деятельность);
- экологические экскурсии, целевые прогулки;
- экологические акции;
- лаборатория юного эколога;
- экологические выставки;
- экологические сказки, развлечения, игры и конкурсы;
- экологические игры;
- наблюдения;
- заполнение календаря природы;
- природоохранительные акции;
- моделирование;
- экологические минимузеи.
Необходимое условия для развития экологической культуры - это создание предметно- развивающей среды.
- Картотека игр, включающую подборку экологических игр, физкультминуток, пальчиковых игр, загадок, стихотворений о природе, песен.
- Мини-библиотека.
- Сбор природный материала для игр, конструирования, художественно-эстетической деятельности.
- Огород на подоконнике.
Возможности трудового воспитания в развитии экологической культуры
- Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Воспитатель учит детей ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения трудового действия.
- Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. Усвоение этих связей и зависимостей способствует формированию отношения детей к труду: труд становится осмысленным и целенаправленным.
Экологические акции в ДОУ
Экологические акции - это событийно - значимые мероприятия, направленные на сохранение окружающей среды. В ходе их проведения дошкольники получают природоведческие знания, у них формируются навыки экологической культуры, активная жизненная позиция. Акции служат экологической пропагандой и среди родителей, которые становятся активными помощниками.
- Акция «Накормим птиц зимой».
- Природоохранная акция «Сохраним живую елочку».
- Акция по сбору батареек.
- Природоохранная акция «День Земли» (21 марта)
- Ресурсосберегающая акция «Берегите воду!» (22 марта - Всемирный день воды) и многие другие.
Спасибо за внимание!