РАЗВИТИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ ФИЗИКИ В 7-8, 10 КЛАССАХ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УУД
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
Универсальные учебные действия
обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Для успешного формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках физики, учителя придерживаются следующих требований при отборе содержания урока:
1. Содержание урока должно иметь направленность на самостоятельную практическую деятельность учеников.
2. Содержание направлено развитие универсальных учебных действий.
3. Содержание направлено на удовлетворение учебных потребностей обучающихся.
Развитие познавательных универсальных учебных действий в процессе самостоятельной практической или творческой деятельности у учащихся сознательно начинается с 7-8 классов.
Учащиеся с сформированными познавательными универсальными учебными действиями смогут самостоятельно выстраивать собственный процесс познания окружающего мира и трансформировать полученную информацию в знаково-символьческую.
Физика один из предметов естественнонаучного цикла, в преподавании которого возможно успешно развивать и продолжать формировать познавательные универсальные учебные действия, по средствам использования разных видов деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.
В процессе обучения физике в школе учителя используют демонстрационные опыты, лабораторные работы, фронтальные опыты, экспериментальные задачи, которые активизируют познавательную активность учеников. Любой физический эксперимент знакомит учащихся с экспериментальными методами исследования, соответствующие циклу познания. Систематизирует имеющиеся предметные знания и помогает добывать самостоятельно новые. И позволяют формировать общеучебные, логические познавательные универсальные учебные действия.
Число лабораторных работ по физике по классам за весь учебный год соответствует примерной программе, на основе которой учитель составляет свою рабочую программу):
Класс | 7 | 8 | 10 |
Количество лабораторных работ | 11 | 11 | 5 |
Систематическое использование физических экспериментов и опытов позволяет учителю физики формировать и развивать все виды познавательных универсальных учебных действий. Обучающиеся следуя циклу познания, учатся ставить перед собой цели эксперимента, выделять необходимый план проведения свой экспериментальной деятельности и достигать поставленных перед собой целей.
На уроках физике проводятся исследования.
7 – Б класс.
09.09.2021 г. Тема урока «Физические величины и их измерение»
Исследование 1
Рассмотрите устройство медицинского термометра для измерения температуры тела человека. Полученную информацию, после ее анализа, запишите в таблицу:
Цена деления шкалы термометра. Верхний предел шкалы термометра. Нижний предел шкалы термометра. Погрешность термометра.
Выскажите свое предположение о том, какое физическое явление лежит в основе действия (работы) термометра.
Измерьте свою температуру. Результат измерения запишите в таблицу.
Исследование 2
Рассмотрите устройство медицинского шприца и охарактеризуйте его как прибор для измерения объема (при отсутствии шприца это можно проделать с мензуркой или мерной кружкой).
После рассмотрения и анализа прибора результаты запишите в таблицу.
Цена деления шкалы шприца. Верхний предел шкалы.
С помощью шприца определите объем той посуды, которой вы пользуетесь – столовой ложки, чайной ложки, чашки.
Результаты опытов, с учетом абсолютной погрешности измерения, запишите в таблицу.
На уроке присутствовало 25 учащихся, все учащиеся принимали участие в исследовании, были получены отметки «5» - 7, «4» - 13, «3»-5, качество знаний 68%, успеваемость 100 %.
8- Б класс
17.09.2021 г. Тема урока: «Количество теплоты. Удельная теплоемкость»
Исследование 1
Проверьте, измениться ли температура воды и как, если в ней растворить соль. Объяснить явление. Приборы и материалы: стакан с водой, соль, термометр.
В исследовании принимали участие 3 человека, которые получили отметку «4».
10 класс
10.12.2021 г. Тема урока: «Решение задач»
Исследование 1
Закрепите желоб в штативе и установите наклон желоба таким, чтобы шарик проходил всю длину желоба. Используя имеющие знания, определите: а) ускорение шарика; б) скорость шарика в конце желоба. Укажите, как меняется следующие величины при движении шарика вверх по желобу: а) скорость; б) ускорение; в) потенциальная энергия; г) импульс; д) кинетическая энергия е) полная механическая энергия в реальных условиях (с учетом трения); ж) полная механическая энергия в идеальных условиях (без учета трения).
На уроках в 10-А и 10-Б классах в эксперименте приняли участие 7 человек, которые получили одинаковые отметки в каждом классе «5»-4, «4»-3.
В процессе проведения таких исследований ученики овладевают экспериментальным методом познания окружающего мира, тем самым познают природные и физические явления на более качественном уровне, благодаря самостоятельному наблюдению, сбору информации, анализу полученных данных, обучающиеся учатся самостоятельно высказывать гипотезы, выстраивать пути решения выдвинутой ими гипотезы и экспериментально проверить ее достоверность.
Для практического применения УУД предлагаются систематические упражнения. Так, на уроке 16.09.2021 г. в 7-Б классе при изучении темы «Физика и техника» были предложены упражнения:
С помощью измерительной ленты измерьте длину и ширину своей комнаты и вычислите ее площадь.
В сутках 24 часа. Выразите это время в минутах и секундах. Запишите эти числа в стандартном виде.
Длина демонстрационного стола в кабинете физики равна 2,4 м. Выразите эту длину в километрах, дециметрах, сантиметрах и миллиметрах.
Размеры поверхности крышки лабораторного стола 120 см х 50 см. Вычислите площадь поверхности крышки в квадратных сантиметрах и квадратных
метрах.
На уроке присутствовало 22 учащихся, были получены отметки «5» - 11, «4» - 5, «3»-6, качество знаний 74%, успеваемость 100 %.
Для участия в исследовательской работе на уроке ученики получают задания по интересам. Так, на уроках в 10-А и 10-Б классах при изучении темы «Законы Ньютона» (18.11.2021 и 19.11.2021 г.) учащиеся работали в следующих группах:
«Теоретики» показывали теоретическую основу вопроса.
«Экспериментаторы» - показывали опыты по проверке теории.
«Математики» - давали математическую интерпретацию закона.
«Историки» - рассказывали об истории открытия закона и его авторах.
«Инженеры» - рассказывали о применении законов.
Таким образом, исследовательская и экспериментальная деятельность на уроках физике формируют у учащихся целостную систему УУД, что обеспечивает современное качество образования и повышает качество преподавания предмета.